Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Итальянский театр эпохи Возрождения
Итальянский театр берет начало из веселых карнавальных зрелищ и народного фарса. А в середине XVI века он оформился как театр импровизации дель-арте. Представления дель-арте давались на городских площадях и имели огромный успех. Итальянский театр носил разнообразные формы, помимо комедий дель-арте, игрались трагедии со свирепыми страстями и пасторали, лишенные злободневности. Спектакли разыгрывали любители, специальных заданий не было. Спектакли игрались в дворцовых садах, на городских площадях, спектакли шли от случая к случаю. Декорации были пышными, их часто выполняли приглашенные Леонардо да Винчи, Рафаэль, Брунеллеки, Мантеньи. Вдохновителем нового театра был великий итальянский поэт Лудовико Аристо (1474-1533). Комедия дель-арте – высшее достижение итальянского театра и не только итальянского, и всего западноевропейского. Несмотря на жестокие времена мракобесия спектакли дель-арте носили свободолюбивый и жизнерадостный характер. Со сцены высмеивалось дворянство, их чванство, спесь, жадность, праздность. Дель-арте не было связано с литературой, это искусство рождалось прямо на сцене, сегодня, сейчас. Эта комедия брала начало в городских карнавалах, откуда в дель-арте пришли маски ряженных. Эти маски делились на народно-комедийные и маски господ. Народно-комедийные – это маски слуг (дзанни), Бригелла, Арлекин, Серветта. Эти маски были носителями юмора, сатирических острот. Именно они задавали динамику действия и импровизацию. Обличительные маски господ представляли венецианский купец Панталоне, Доктор, Капитан. Они носили карикатурно-буфонный характер. Особыми были маски влюбленных. Они были идеализированы. Маски дель-арте носили социальный тип, отражали характер персонажа. В театре насчитывалось более ста разных масок. По размерам они были меньше античных и не закрывали полностью лица – это были полумаски. Черты маски не были искажены, рот был закрыт, и они были приближенны (насколько возможно) к лицу естественному. В дель-арте маска стала главным приемом. Кроме полумаски актеры могли надеть отдельные части, например, огромный нос с очками и лицо загримировать разными красками. У отдельных комических персонажей маски сохранились на долгие годы без изменения. Персонажи: Панталоне – венецианский купец, он отличался глупостью и жадностью, чванством. В его костюме доминировал красный цвет, на ногах чулки и туфли, а все это венчал черный плащ. Грим его состоял их коричневой полумаски с торчащими в разные стороны усами и длинной взъерошенной бородой. Доктор – болтун, невежа, лжеученый. Одет во все черное и только на груди выделялось белое жабо, на голове широкополая шляпа. Лицо закрывала полумаска (черная), она закрывала лоб и нос (по преданию эта трагедия родилась со времени, когда у исполнителя было большое родимое пятно на лице). Капитан – хвастливый трус, из мелких дворян неаполитанец по происхождению из Испании (Испания когда-то завоевала Неаполь). Он был одет в полувоенный костюм по испанской моде, обязательно со шпагой, которая никогда не вынималась, даже в яростных сценах. Главное украшение лица – большие, торчащие в разные стороны нафабренные усы. Цвет лица смуглый с немного красным румянцем на щеках. Бригелла – слуга, интриган, весельчак и непоседа. Он носит смуглую маску загорелого цвета, он родом из Бергамо. Арлекин – простак (ребячливый и простодушный). Лицо закрыто черной маской, к которой прикреплена круглая борода из волокон. Сервета – бойкая, острая на язык, вертлявая служанка. Костюмы слуг (дзаней) в начале были бедные, с заплатами, позднее их стали одевать лучше. Исключением были влюбленные. Актеры, исполнявшие эти роли, маски не надевали, а пользовались косметическим гримом по современной моде. Пульчинелло – носитель сарказма и насмешек. Он носил черную маску с большим крючковатым носом. Популярный герой комедии на юге Италии. В этот период придавали серьезное значение технике грима. Существовали трактаты о сценическом искусстве, где уделялось серьезное внимание рецептам по гриму. А в руководствах по живописи и рисунку давались советы по составлению красок при гримировании актеров. Так в «Беседе о сценическом искусстве» Леоне де Сомми давались советы, как корректировать лицо при помощи красок. Перуччи советовал актерам, игравших демонов и фурий раскрашивать лицо свинцовыми белилами и сурьмой. А для комических ролей рекомендовал пользоваться париками из пакли и соломы, бородами из волокон и ниток. Маски в этом театре не изменялись многие годы. Некоторые актеры всю свою жизнь играли одну и ту же маску. В 16 веке по всей Европе стали создаваться актерские бродячие труппы, которые путешествовали по городам и селам на телегах и пешком. Труппы состояли из 10-12 человек. Они играли остроумные комедии, наивные пасторали, религиозные пьесы. Все театральное имущество вмещалось в одном мешке, где были костюмы, маски, парики и бороды. Были и актеры-одиночки. Испанский театр эпохи Возрождения Родоначальник испанского театра литератор и актер Лопе де Руэда (1510-1565) создал в своих пьесах простонародные типы: бобо (дурак), излюбленный герой, «негритянка», «сводник», «шут», «крестьянин бискаец» и др. (несомненно, эти персонажи были заимствованы из итальянского театра дель-арте). Испанский писатель Сервантес в своем романе «Дон Кихот» красочно изобразил сцену встречи Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы с бродячей труппой актеров в гримах героев религиозного представления (смерть, Дьявол, Ангел, Купидон). Эта сцена потрясла Дон Кихота и Санчо, они приняли актеров за выходцев из того света. Но потом, узнав в чем дело, они отнеслись к актерам дружелюбно, называя их «весельчаками» и «забавниками», которым все «покровительствуют, все помогают». Испанский зритель был особенным. Он отождествлял персонажи и исполнителей. Если актер играл негодяя, злодея, предателя, то ему отказывали в самом необходимом и ненавидели, так же как и его персонаж, а если актер играл благородного человека, то его осыпали почестями, подарками, приглашали в гости. Декорации были очень просты и бедны. Испанский театр оставил имена великих драматургов: Сервантеса, Лопе де Вега, Тироо де Молина, Кальдерона. Представления давались во дворах жилых кварталов, все пространство которых превращалось в зрительный зал и сцену, а балконы домов служили своеобразным бельэтажем зрительного зала.
|