Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реформа местного самоуправления.
В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу. Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления — земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти. В ведении земств находились вопросы местного значения: · строительство и содержание дорог на местах; · открытие школ, больниц, домов престарелых и т. п.; · оказание продовольственной помощи населению в неурожайные годы; · оказание агрономической помощи крестьянам; · сбор статистических сведений. В губерниях и уездах создавались земские собрания, выполнявшие функции распорядительных органов, и земские управы — исполнительные органы. Выборы в уездные земские собрания проводились 1 раз в 3 года на трех избирательных съездах. Избиратели делились на три курии: уездных землевладельцев (помещики, а также богатые крестьяне-землевладельцы), городских избирателей (городская торговая и промышленная буржуазия) и выборных от сельских обществ (преимущественно крестьяне). В земские собрания избирали гласных (депутатов) от всех сословий; во главе стоял предводитель дворянства. Преобладали в земствах дворяне, гласные от крестьян большой роли не играли. Губернатор контролировал земства и мог отменить любое решение земского собрания или управы. Земства улучшили жизнь русской деревни, появились школы, больницы, почты, они помогали в организации местного кредита, дорожном строительстве. Не имея изначально никаких политических функций, они стали играть важную политическую роль, становясь оппозиционной силой бюрократии и самодержавию. В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа.. Были созданы городские думы и городские управы; они ведали в основном хозяйственными вопросами: · благоустройство городских улиц, скверов, садов, парков; · организация местного здравоохранения, открытие больниц; · забота о народном образовании, открытие школ; · открытие магазинов, устройство рынков, базаров; · содержание полиции, тюрем; · организация противопожарных мер; · занятие благотворительностью. Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В общественном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались политикой. Судебная реформа. Почти одновременно с земской проводилась и реформа судопроизводства. Новые Судебные уставы, принятые 20 ноября 1864 г., создали в России демократичную судебную систему. Поэтому принято считать судебную реформу наиболее прогрессивной и последовательной из всех либеральных преобразований в 60-70-х гг. В дореформенной России суд был сословным. Судебными функциями наделялась администрация. Помимо этого, существовали специальные отраслевые суды - коммерческие, вотчинные и др. Решение дел было закрытым, судоговорение свернутым, а сам процесс носил розыскной характер. Судебные уставы 1864 г. наиболее последовательно проводили в жизнь демократические принципы судопроизводства: гласность, выборность, всесословность, состязательность, коллегиальность, независимость суда от администрации, несменяемость судей и следователей, равенство всех перед судом. Вся судебная система России делилась на две части - местный и общий суд. Местный суд состоял из двух инстанций - волостного суда, судившего только крестьян, и мирового суда, занимавшегося разбором мелких дел. Более крупные дела входили в компетенцию окружного суда. Вся территория страны была поделена на судебные округа, в каждом из которых создавался окружной суд. В него входили гражданское и уголовное отделения. Гражданские дела рассматривались так называемым «коронным судом», а уголовные дела - «коронным судом» и 12 присяжными заседателями. Присяжные назначались по жребию из представителей всех сословий, После рассмотрения дела присяжные выносили вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Все важные и сложные дела, по которым предусматривались серьезные наказания, рассматривались только с участием присяжных заседателей. Изменился и сам ход судебного процесса. Обвинение в суде поддерживал прокурор, а защиту осуществлял адвокат, в ходе разбирательства обе состязающиеся стороны считались равными. Роль адвоката, впервые появившегося в суде, стала довольно важной. Еще одним завоеванием стала гласность судопроизводства. На судебные заседания допускалась публика, их материалы публиковались в прессе. Военная реформа. Важнейшей составляющей преобразовательного процесса была военная реформа. Ее инициатором и руководителем по праву считают Д.А. Милютина, старшего брата Н.А. Милютина, готовившего крестьянское освобождение. В 1861 г. он был назначен военным министром и сразу же приступил к преобразованиям: сократил срок службы для солдат с 20 до 12 лет, отменил телесные наказания в армии, реорганизовал систему управления и переподчинения военному министерству ряд войск. В середине 60-х гг. реформы были продолжены: был принят новый военно-судебный устав, реорганизована система военных учебных заведений. Однако важнейшей заслугой Милютина является отмена рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности (1 января 1874 г.). Главной задачей военной реформы стала реорганизация армии (сокращение численности войск в мирное время и быстрая мобилизация запаса в случае войны). Воинская повинность распространялась на все мужское население с двадцатилетнего возраста. Срок службы устанавливался в б лет для армии и в 7 лет для флота. Были введены многочисленные льготы для освобождения от действительной службы. Неграмотных солдат обучали на службе. Поражение в Крымской войне заставило правительство задуматься о перевооружении армии. Это было возможно только в случае развития отечественной промышленности и сети железных дорог. Поэтому технико-экономическая реорганизация развернулась в 70-80-е гг. и включала в себя замену артиллерийского парка, появление нарезного оружия, строительство парового флота. Таким образом, в пореформенный период русская армия пережила значительную реорганизацию. Кроме рассмотренных, в 60-70-х гг. проводились финансовая, образовательная, цензурная реформы. Значение реформ 60-70-х гг. XIX века: · крестьяне получали гражданские права и становились полноправным сословием; · при освобождении крестьяне получали земельный надел; · создавалось местное самоуправление на началах выборности, всесословности; · вводился буржуазный имущественный ценз для участия в выборах; · произошло разграничение сфер влияния общества и государства; · появилась более демократическая судебная система; · вводились новые принципы комплектования, организации и управления армии. В целом, реформы способствовали развитию буржуазных отношений, создавали условия для продолжения промышленного переворота и проведения индустриализации. Однако в аграрном секторе реформы носили ограниченный характер. Это проявлялось в сохранении общинного землевладения, в характере наделения крестьян землей, в сохранении временно-обязанных отношений, в порядке исчисления выкупных платежей, в ограничении права собственности на землю. Вопрос №34. Общественно-политические движения пореформенной России. Начало формирования политических партий. Консерваторы. Либеральное движение. В начале царствования Александра II происходит формирование русского либерального движения. Лидеры западников Кавелин и Чичерин опубликовали за границей программные документы русского либерализма. Были выдвинуты следующие требования: · свобода совести; · свобода от крепостнического состояния; · свобода общественного мнения; · свобода книгопечатания, преподавания; · гласность суда. Но при этом не был выдвинут главный либеральный принцип — введение конституции. Русские либералы полагали, что введение конституции в этот период останется либо на бумаге, либо усилит позиции аристократов-дворян. Будучи сторонниками конституционной монархии, они считали, что народ надо готовить к принятию конституции, а до этого следует проводить местные реформы, развивать хозяйство, поднимать культурный уровень народа.Большую роль в пропаганде либеральных идей играли журналы «Русский вестник» (редактор М. Н. Катков) и «Русская беседа» (редактор А. И. Колешев). На их страницах активно обсуждались вопросы о необходимости отмены крепостного права, наделения крестьян землей, предоставления свободы совести, слова, значении русской самобытности в разных сферах жизни. Однако в начале 60-х годов в либеральном движении начались разногласия, появились сторонники радикальных требований. Центром левых либералов стала Тверская губерния. В 1862 г. тверское дворянство направило Александру II послание, в котором объявляло, что оно отказывается от своих сословных привилегий. Кавелин и Чичерин отрицательно отнеслись к инициативе тверских дворян. Разногласия между либералами еще более усилились, когда Катков поддержал правительство в подавлении Польского восстания 1861 —1863 г Либеральное движение пошло на спад. В свою очередь, консерваторы стремились оградить императора от влияния либералов и провести реформы в интересах дворянства. Их деятельность имела успех: из правительств удалили реформаторов, в частности, был отставлен от должности Милютин. Александр II полагал, что это приведет к примирению разных направлений. Лидер консерваторов — шеф жандармов граф Шувалов, будучи ближайшим советником императора и оказывая на него сильное влияние, стал фактическим диктатором. Идеологом консервативного курса стал бывший либерал, редактор газеты «Московские ведомости» Катков. Он резко критиковал Герцена, обвиняя его в том, что тот из Лондона толкает «юношей-фанатиков» на каторгу. Катков отрицательно относился к реформам, которые, по его мнению, «развратили общество, превратили интеллигенцию в стадо без мыслителей». Политическим лозунгом консерватизма была стабильность, но не возврат назад. Однако русские консерваторы отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные феодальные привилегии. Консерваторы и либералы не имели широкой социальной поддержки.
|