Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности взаимодействия сельской школы и сельского социума в России и Германии
Сельский социум, претерпевая глобальные изменения, продолжает сохранять традиционные черты российской ментальности. Сельские жители в большинстве своем остаются носителями коллективного сознания, наследниками исторической памяти предшествующих поколений, хранителями опыта и традиций народной педагогики, культуры. Именно в области коллективной психологии крестьянства нужно искать объяснение способам выживания населения, ибо в характере сельского жителя есть черты, которые воспитываются только полем, землей, природой. Сельская школа и сельский социум неотделимы. Они функционируют в едином социальном и временном пространстве. М.П. Гурьянова выделяет различные элементы сельской среды, определяющие специфику её влияния на социальное развитие молодежи и подростков. Это экономические, социальные, национальные, социально-демографические, природно-климатические, экологические, архитектурные, социально-психологические, и другие условия, имеющие существенные отличия от городских [4]. Согласно А.В. Мудрику, особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве, ограниченностью набора занятий в свободное время. То есть, специфика сельской социальной среды обусловлена сельским образом жизни, сезонностью, цикличностью сельскохозяйственного производства, условиями труда, быта, досуга, особенностями сельской культуры, характером и направленностью производства [10]. Особыми характерными чертами сельской среды является смешение различных культур, отсутствие жестких формализованных структур, преобладанием неформальных, нерегламентированных социальных отношений, широкий диапазон и многообразие форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. Сельские учителя и родители связаны не только общими целями воспитания, но и соседско-бытовыми отношениями, общей заинтересованностью в оптимальном развитии социальной и производственной сферы, участием детей в ней [2]. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане имеют большое влияние на воспитание детей, не учитывать этого было бы ошибочно. На селе в большей степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь [6]. Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера. Естественна забота о старших, пожилых и младших односельчанах. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фонды библиотек, круг демонстрируемых кинофильмов, меньшее количество принимаемых программ телевидения, мало кружков, секций и т. д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Сельский социум в Германии, несомненно, имеет определенные особенности. В большинстве своем немецкие деревни являются зажиточными. Некоторые из них походят на районные центры, в которых нет даже грунтовых дорог, а сельским хозяйством занимаются лишь 10% всего населения. В зажиточных деревнях число жителей колеблется от восьмисот до полутора тысяч человек. Естественно, уровень образования и воспитания в сельских школах таких деревень приближен к городскому. В больших деревнях явного и активного взаимодействия сельской школы и сельского социума не наблюдается [10]. В крупных деревнях школа является неотъемлемым элементом развития села, но не всегда занимает центральное место. Как правило, в большом селе (а их в Германии более чем достаточно) имеется не только школа, но и церковь, несколько магазинов, ратуша, музей, библиотека, а в некоторых и различные предприятия. Дети не всегда занимаются сельским трудом, как это принято в России, так как имеют распространение фермерские хозяйства [14]. Но также есть села, численность населения которых не превышает и пятисот человек. Такие деревни имеет наибольшее сходство с российскими селами. Бесспорно, в малых немецких деревнях школа занимает центральное место. Осуществляется более тесное взаимодействие сельского социума с сельской школой. В малых немецких деревнях все друг друга знают, люди общаются между собой. Родители принимают активное участие в жизни школы, участвуя в самых разнообразных акциях, проектах, праздниках и т.д. Сельский социум в Германии включат представителей различных культур, так как многие эмигранты поселяются в деревнях и остаются там на долгое время. Поэтому имеются некоторые трудности в воспитании подрастающего поколения в связи со смешением культур [17]. Поэтому большое значение в Германии имеет социальная работа с детьми и молодежью из других стран, с семьями переселенцев. Очень важно и в то же время довольно сложно изменить у местного населения отношение к эмигрантам. Интересный опыт работы в этой области есть у фонда имени Отто Бенеке. Например, в г. Магдебурге и близлежащих деревнях живет много вьетнамских семей. Отношение местного населения к вьетнамцам было недружелюбным, часто возникали конфликты на национальной почве. Фонд осуществил интересный проект, благодаря которому эти проблемы оказались решаемы. Немецких детей познакомили с вьетнамской культурой: вместе с семьями из Вьетнама они разучивали песни, готовили национальные блюда, то есть тем самым активно погружались в культуру Вьетнама, ездили на экскурсию в эту страну. Группу в поездке сопровождали корреспонденты газет и радио, которые каждый день делали интересные репортажи для немецких читателей и слушателей. Этот проект дал довольно эффективные результаты, дети сблизились, пройдя через собственные переживания в чужой культуре [7].
|