Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку становится очевидным
Интерес общества к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растет, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека. Исследователи детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др.) считают необходимым создание таких психолого-педагогических условий при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации в профессиональной деятельности [1]. Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся выделяется рядом исследователей в качестве необходимого условия развития потениальных способностей одаренных школьников (М.Н. Акимова, А.И. Доровской, Л.И. Ларионова, А.Н. Матюшкин, Н.В. Семенова, Н.Ю. Синягина, Е.Г. Чирковская и др.). Теоретические и практические аспекты психологического сопровождения одаренных детей достаточно полно отражены в работах современных ученых (А.В. Леонтович, Е.И. Щелбанова, В.С. Юркевич и др.). Особое внимание исследователи обращают на механизмы, направления, виды, способы и условия психологического сопровождения одаренных детей. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся – комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому ее решение возможно лишь при объединении усилий специального круга специалистов разного профиля. На необходимость работы с данным контингентом учащихся широкого круга специалистов указывают М.Н. Акимова, Ю.Д. Бабаева, М.М. Безруки, М.Р. Битянова, М.И. Буянов, Н.П. Вайзман, А.И. Добровский, В.Т. Козлова, В.Б. Новичкова, Н.Б. Шумакова, Е.Л. Яковлева и др. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве исследований, посвященных изучению вопроса организации работы с одаренными учащимися, отмечается необходимость комплексной работы специалистов, проблема организации совместной работы специалистов в школе по сопровождению одаренных детей является по-прежнему недостаточной разработанной. Открытым остается вопрос организации психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся. Российское образование в последние годы подвергается реформированию. Вместе с тем, в большинстве своем учебно-воспитательный процесс в сельской общеобразовательной школе строится без учета индивидуальности ребенка, поскольку она остается массовой. В рамках целевой федеральной программы «Дети России» была создана рабочая концепция «Одаренные дети», определившая стратегические ориентиры решения проблемы одаренности детей, формы и методы работы с одаренным ребенком. Тем не менее, до сих пор многие вопросы, связанные с обучением и развитием одаренных детей в условиях сельской школы, остаются слабо изученными. Это касается психолого-педагогической диагностики детской одаренности, влияния некоторых социально-психологических факторов на проявление и развитие умственной одаренности. Требуют своего решения вопросы специфики педагогической работы с одаренными детьми в условиях сельской школы, содержания, форм и методов их развития, выявления наиболее эффективных педагогических технологий и др. [13]. Кроме того, практика работы с одаренными детьми свидетельствует о постоянно возникающих педагогических и психологических трудностях, обусловленных разнообразием видов одаренности, множеством теоретических подходов и методов к ее исследованию, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми. Помимо всего прочего отсутствуют методические рекомендации по работе с одаренными детьми в сельской школе, концепции социализации, программы. Проблема – проблема социализации одаренного ребенка в условиях сельской школы Категория детей – сельские школьники с признаками одаренности Кто нуждается в помощи – дети, учителя, родители, администрация школы. Процессы, отслеживаемые в контексте указанной проблемы – это процесс социализации одаренного ребенка. Содержание проблемы Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, обеспечение успешной социализации является одной из приоритетных задач современного общества. В сельской малокомплектной школе очень просто выявить одаренных детей, детей с определенными способностями в разных областях. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – самая важная в сфере образования. К сожалению, в сельской малокомплектной школе выявление одаренных детей особо никто не занимается. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Создание в сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения признано одним из направлений работы школы. Социально-педагогическое сопровождение является особым видом помощи и поддержки ребенку, обеспечивающим его развитие в условиях образовательно-воспитательного процесса, и представляет собой целостную, системно-организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностям и потребностями. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; - принцип возрастания роли внеурочной деятельности; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения; - принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; - приоритетность воспитательных задач над образовательными; - принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Сопровождение – комплексная технология, включающая формы работы с одаренными учащимися в контексте решения задач сопровождения могут быть: - творческие мастерские; - факультативы; - кружки по интересам; - занятия исследовательской деятельностью; - конкурсы; - участие в олимпиадах; - работа по индивидуальным планам; - сотрудничество с другими школами, организациями.
|