Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 22-26. Методика социологического исследования.
Специфика социологического исследования. Что такое ключевой исследовательский вопрос? Структура методологического блока. Что такое «социальная проблема» и «проблема исследования»? Как мы понимаем, что проблема является «значимой»? Некоторые базовые концепты (статус, идентичность, неравенство) и связанные с ними исследовательские проблемы. Программа исследования как путь от идеи к результату. Что такое «концептуализация» и «операционализация» в социологическом исследовании? Две иллюстрирующие метафоры. Этапы исследования. Идея программы исследования. Язык исследователя и язык исследуемых: трудности перевода. Обсуждение примеров. Особенности измерения социальных признаков. Проверка статистической гипотезы «Связи нет» с помощью критерия Хи-квадрат. Методический арсенал социолога. Методы социологического исследования. Качественные и количественные методы. Этапы исследования. Классификация методов сбора данных. Как выбрать метод исследования. Опросные методики и их классификация. Типология вопросов и их функции. Роль исследователя и роль респондента. Что такое инструментарий социологического исследования? Интервью: как себя вести? Какие роли у респондента и интервьюера, может ли возникнуть ролевой конфликт? Мотивация участия в исследовании. Влияние ситуации опроса на ход интервью. Связь между теорией и исследованием, концепциями и данными. Цель социологического исследования. Ограничения инструментария социологического исследования. Визуальные методики. Особенности анализа данных. Драматургия анкеты. Основные ошибки. Типология вопросов и их функции. Идея анализа данных как «сжатия» многообразия полученной информации. Построение типологий и классификаций как вариант такого сжатия. «Факт» и «интерпретация». Трудности интерпретации данных. Очевидные и неочевидные выводы. Как усилить обоснованность своих выводов? Как представить полученные результаты? Тема 27. Социология как призвание и профессия. Социология в системе современных социальных наук. Какие проблемы стоят перед современной социологией? «Вечные» и текущие вопросы социологии. Социология в современном мире. Интеграция социологии с другими дисциплинами. Формирование во второй половине ХХ века экономической социологии. Какие задачи решают социологии в экономической сфере? Современная социология как пересечение точных наук и гуманитарного знания. Специфика подготовки социологов в современных университетах. Социологический факультет НИУ-ВШЭ, его структура и история. Какими способностями должен обладать студент социолог, как подготовить себя к будущей профессии? Какими компетенциями должен обладать социолог? Профессиональные траектории социологов. Какие задачи решают социологи в маркетинговых исследованиях? Что такое социология рекламы? Профессиональные траектории выпускников социологического факультета НИУ-ВШЭ за пределами маркетинговой сферы. Социология о собственном будущем.
|