Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория познания
Предлагаемый ниже перечень вопросов затрагивает все содержание курса, являясь основой для его организации. Вопросы сгруппированы в четыре широкие категории: " Познающая личность и процесс познания", " Пути познания", " Области знания" и " Связующие вопросы". Первые три категории отражают основное содержание курса и могут быть положены в основу его последовательного построения. Однако, это не означает, что подобная структура курса является единственно возможной. Можно строить курс на основе способов познания и рассматривать их последовательно, обращаясь к областям знаний как к материалу такого рассмотрения. Возможен также подход, основанный на вопросе " Что мы знаем? " (по областям знаний), а в каждой конкретной области разбирать вопросы " Откуда мы это знаем? " Раздел " Связующие вопросы" включает те вопросы, которые отражают взаимосвязь первых трех категорий. Кроме того, эта категория вопросов может послужить основой для альтернативного подхода к организации курса. Учитель ТП может предложить свой вариант тематического планирования, учитывая специфику аудитории учащихся и свои собственные предпочтения. Вместе с тем, при разработке собственного тематического плана следует помнить об основных целях и задачах данного курса и иметь в виду, насколько данная структура курса понятна учащимся, позволяет ли она им активно использовать их ученический опыт, насколько удовлетворяет их природную любознательность и стимулирует развитие критического мышления.
Познающая личность(и) и процесс познания
В процессе обучения, становясь образованными, люди узнают множество фактов и теорий из различных областей. Приведенные ниже вопросы открывают дискуссию о природе и сложности наших знаний и затрагивают проблемы, которые в дальнейшем будут обсуждаться в последующих разделах курса. Природа знания
* Слово " знать" имеет много значений, более того, в разных языках могут быть разные слова, которые на русский будут переводиться словом " знать". Что и в каких случаях мы понимаем под эти словом? * Чем различаются такие понятия как " знать что-либо (кого-либо)", " знать о...", " знать, что...", " знать, как..."? * Чем различаются понятия " верить, что..." и " верить в..."? " Верить, что..." и " знать, что..."? * Как соотносятся понятия: информация, данные, вера, Вера, мнение, знание, мудрость?
Источники знаний * Отличаются ли индивидуальные и групповые (общественные) знания? * Из каких источников мы черпаем наши знания? Могут ли они меняться с возрастом, уровнем образования и культуры? * Как соотносятся личные знания и опыт? * В какой степени личные или идеологические предубеждения влияют на притязания на знание? * Где формируется знание, внутри или вне нас? Мы конструируем реальность или распознаем ее? * Что может означать высказывание: " Тот, кто приобретает знания и не пользуется ими, напоминает человека, который пашет землю и оставляет ее незасеянной"? * В каком смысле можно, если вообще возможно, говорить, что машина знает? Почему некоторые верят, что машина может думать? * Когда компьютер управляет каким-либо процессом, где находятся знания, которыми он оперирует? Позволяет ли уровень современного развития технологий полагать, что знания могут находиться где-либо вне человеческого разума?
Обоснование притязаний на знание * Что может означать ганская поговорка: " Если лягушка говорит, что крокодил мертв, не сомневайся в этом"? * В чем разница между высказываниями " Я уверен, что..." и " Это несомненно, что..."? Является ли уверенность в чем-то достаточным основанием для притязаний на знание этого? Каковы могут быть последствия принятия страстной личной веры во что-либо в качестве знания? * Как можно обосновать притязания на знание? Являются ли равно убедительными следующие обоснования знания: интуиция, восприятие, очевидные данные, рассуждения, воспоминания, авторитет, мнение большинства, божественное откровение? * Зачем вообще следует задумываться о достоверности знаний?
Связующие вопросы * Могут ли притязания на знание переходить от одного культурного сообщества к другому? * Различаются ли личное и общественное, частное и публичное знания? * В какой степени знание прошлого отличается от других видов знания? * Можно ли образ сети или строительных блоков, или концентрических окружностей, или спирали использовать в качестве метафоры взаимосвязи способов познания и/или областей знаний? В какой степени подобные метафоры могут быть полезна? * Накладывает ли предъявление притязаний на знание чего-либо какие-либо обязательства или ответственность на того, кто заявляет, что он это знает?
Пути познания
Способы познания являются хорошо знакомыми инструментами для учащихся, о которых они, в большинстве случаев, не отдают себе отчета. Это, с одной стороны, позволяет легко инициировать обсуждение, а, с другой стороны, создает определенные трудности при рассмотрении проблем познания, связанные с переходом от обыденного уровня осознания к более высокому - теоретическому. Органы чувств обычно представляются прямым окном в окружающий нас мир, зеркалом, отражающим его реальность. Эмоции редко вообще принимаются в расчет в качестве инструмента познания. Освоение родного языка для большинства людей происходит настолько легко, а общение с другими кажется настолько естественным, что влияние языка на мышление обычно остается незамеченным. Наконец, большинство учащихся полагают, что умение логически рассуждать и обосновывать свои суждения - это что-то наподобие музыкального слуха, некоего врожденного дара, который либо есть (в той или иной степени), либо его нет. Предлагаемые ниже вопросы преследуют цель инициировать и/или стимулировать рефлексию и критическое осмысление ученического опыта учащихся.
|