Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие






 

Природа восприятия

* Является ли сознание пассивным участником процесса восприятия? Являются ли образы, возникающие в нашем сознании, инертным отражением окружающего мира?

* В какой степени биологическое строение органов чувств определяет, влияет, ограничивает процесс восприятия? Насколько сужаются возможности нашего познания из-за того, что наши органы чувств воспринимают стимулы лишь в ограниченном диапазоне? Как достижения технологии могут расширить и модифицировать возможности наших органов чувств?

* Являются ли образы, воспринимаемые нашим сознанием объективными или субъективными? Когда два человека смотрят на одно и то же, можно ли утверждать, что они видят одно и то же?

 

Ограничения восприятия

* Какова роль культуры и языка в процессе восприятия? Можно ли говорить, что люди разных культур живут в разных мирах?

* Как и в какой степени ожидания, предположения и верования влияют на процесс восприятия? Как, если вообще возможно, распознать те факторы, которые искажают наше восприятие?

* Часто утверждается, что современные информационные технологии стирают грани между реальностью и ее симуляцией. Если это так, то каковы могут быть последствия?

 

Связующие вопросы

* Какова роль восприятия в различных областях знаний? Является ли оно для одних дисциплин более важным, чем для других? Есть ли такие дисциплины, которые вообще не зависят от восприятия?

* Различаются ли существенно функции восприятия в искусстве и в науках? Справедливо ли утверждение, что для художника субъективность процесса восприятия является преимуществом, а для ученого - недостатком?

* Что может означать высказывание: " Знание - вот истинный орган зрения, а не глаза"?

 

Язык

Язык является настолько неотъемлемой частью деятельности человека, что он чаще всего воспринимается само собой разумеющимся. Целью предлагаемы ниже вопросов является внимательное и осознанное исследование влияния языка на мышление и познание.

Природа языка

* Как производимые звуки обретают смысл? Какова природа связи между звуками и тем, что они обозначают?

* Можно ли мыслить без языка? Как язык расширяет, направляет или ограничивает мышление?

* В какой степени язык обобщает индивидуальный опыт, соотнося его с групповым опытом? В какой степени индивидуальный личный опыт ускользает от языка?

* Можно ли сравнить язык с другими системами знаковой репрезентации, такими как жестикуляция, язык глухонемых, танец, живопись, музыка или математика? Что общего и в чем различия разных знаковых систем?

* В какой степени знание неявно заложено в язык? Например, можно ли сказать, что, несмотря на его синтаксически правильное строение, выражение " Суббота лежит в постели" не имеет смысла, благодаря предыдущему знанию того, что дни недели не являются физическими объектами?

* Как соотносятся компьютерные языки с обычными письменными и устными языками, которыми мы пользуемся повседневно?

 

Язык и знание

* Как способность передавать личный опыт и мысли с помощью языка воздействует на познание? В какой степени наши знания зависят от языка?

* Как познается язык? Является ли способность приобретать язык врожденной?

* Является ли язык обязательным компонентом приобретения и хранения знаний?

* В большинстве высказываний факты перемешаны с оценочными суждениями. Как рассмотрение языка может позволить выявить индивидуальные предубеждения и оценочные суждения? Нужно ли это делать? Если да, то зачем?

* Насколько правомерно замечание Вольтера, что " ошибка перелетает из уст в уста, из письма в письмо, и чтобы уничтожить ее понадобятся века"?

 

Функции языка

* Какие функции выполняет язык? Какие из них наиболее связаны с познанием?

* Чем письменный язык отличается от устного?

* Разумно ли ратовать за сохранение установившихся форм языка? Следует ли стремиться к единому для всех языку?

* Какова роль языка в формировании и поддержании социальных различий, таких как класс, народность, пол?

* Какова роль языка в поддержании авторитета? Одинаково ли обращаются люди к тем кто ниже или выше их по социальной иерархии?

* Как можно понимать высказывание Мориса Метерлинка: " Как странно мы умаляем что-либо, когда пытаемся выразить это словами"?

 

Язык и культура

* Если человек владеет более чем одним языком, различаются ли его знания в рамках каждого из языков? Накладывает ли язык рамки на представления о реальности?

* Как на значение того, что сказано влияют паузы, интонации, ритм речи и жестикуляция? Как эти факторы, в свою очередь, могут находиться под влиянием культурного контекста?

* Что теряется при переводе речи с одного языка на другой? Почему?

* В какой степени язык может влиять на формирование у его носителя представлений о себе и о мире?

 

Связующие вопросы

* В предложении, начинающемся словами " Я знаю, что..." говорящий притязает на знание. почему мы это делаем? Есть ли области знаний, где это необходимо? Есть ли способы познания, где это не обязательно?

* В какой степени преодолимы нечеткость и неоднозначность языка? Мешает ли это или способствует познанию? Меняется ли соотношение точности и неоднозначности языка от одной академической дисциплины к другой?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал