Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восприятие
Природа восприятия * Является ли сознание пассивным участником процесса восприятия? Являются ли образы, возникающие в нашем сознании, инертным отражением окружающего мира? * В какой степени биологическое строение органов чувств определяет, влияет, ограничивает процесс восприятия? Насколько сужаются возможности нашего познания из-за того, что наши органы чувств воспринимают стимулы лишь в ограниченном диапазоне? Как достижения технологии могут расширить и модифицировать возможности наших органов чувств? * Являются ли образы, воспринимаемые нашим сознанием объективными или субъективными? Когда два человека смотрят на одно и то же, можно ли утверждать, что они видят одно и то же?
Ограничения восприятия * Какова роль культуры и языка в процессе восприятия? Можно ли говорить, что люди разных культур живут в разных мирах? * Как и в какой степени ожидания, предположения и верования влияют на процесс восприятия? Как, если вообще возможно, распознать те факторы, которые искажают наше восприятие? * Часто утверждается, что современные информационные технологии стирают грани между реальностью и ее симуляцией. Если это так, то каковы могут быть последствия?
Связующие вопросы * Какова роль восприятия в различных областях знаний? Является ли оно для одних дисциплин более важным, чем для других? Есть ли такие дисциплины, которые вообще не зависят от восприятия? * Различаются ли существенно функции восприятия в искусстве и в науках? Справедливо ли утверждение, что для художника субъективность процесса восприятия является преимуществом, а для ученого - недостатком? * Что может означать высказывание: " Знание - вот истинный орган зрения, а не глаза"?
Язык Язык является настолько неотъемлемой частью деятельности человека, что он чаще всего воспринимается само собой разумеющимся. Целью предлагаемы ниже вопросов является внимательное и осознанное исследование влияния языка на мышление и познание. Природа языка * Как производимые звуки обретают смысл? Какова природа связи между звуками и тем, что они обозначают? * Можно ли мыслить без языка? Как язык расширяет, направляет или ограничивает мышление? * В какой степени язык обобщает индивидуальный опыт, соотнося его с групповым опытом? В какой степени индивидуальный личный опыт ускользает от языка? * Можно ли сравнить язык с другими системами знаковой репрезентации, такими как жестикуляция, язык глухонемых, танец, живопись, музыка или математика? Что общего и в чем различия разных знаковых систем? * В какой степени знание неявно заложено в язык? Например, можно ли сказать, что, несмотря на его синтаксически правильное строение, выражение " Суббота лежит в постели" не имеет смысла, благодаря предыдущему знанию того, что дни недели не являются физическими объектами? * Как соотносятся компьютерные языки с обычными письменными и устными языками, которыми мы пользуемся повседневно?
Язык и знание * Как способность передавать личный опыт и мысли с помощью языка воздействует на познание? В какой степени наши знания зависят от языка? * Как познается язык? Является ли способность приобретать язык врожденной? * Является ли язык обязательным компонентом приобретения и хранения знаний? * В большинстве высказываний факты перемешаны с оценочными суждениями. Как рассмотрение языка может позволить выявить индивидуальные предубеждения и оценочные суждения? Нужно ли это делать? Если да, то зачем? * Насколько правомерно замечание Вольтера, что " ошибка перелетает из уст в уста, из письма в письмо, и чтобы уничтожить ее понадобятся века"?
Функции языка * Какие функции выполняет язык? Какие из них наиболее связаны с познанием? * Чем письменный язык отличается от устного? * Разумно ли ратовать за сохранение установившихся форм языка? Следует ли стремиться к единому для всех языку? * Какова роль языка в формировании и поддержании социальных различий, таких как класс, народность, пол? * Какова роль языка в поддержании авторитета? Одинаково ли обращаются люди к тем кто ниже или выше их по социальной иерархии? * Как можно понимать высказывание Мориса Метерлинка: " Как странно мы умаляем что-либо, когда пытаемся выразить это словами"?
Язык и культура * Если человек владеет более чем одним языком, различаются ли его знания в рамках каждого из языков? Накладывает ли язык рамки на представления о реальности? * Как на значение того, что сказано влияют паузы, интонации, ритм речи и жестикуляция? Как эти факторы, в свою очередь, могут находиться под влиянием культурного контекста? * Что теряется при переводе речи с одного языка на другой? Почему? * В какой степени язык может влиять на формирование у его носителя представлений о себе и о мире?
Связующие вопросы * В предложении, начинающемся словами " Я знаю, что..." говорящий притязает на знание. почему мы это делаем? Есть ли области знаний, где это необходимо? Есть ли способы познания, где это не обязательно? * В какой степени преодолимы нечеткость и неоднозначность языка? Мешает ли это или способствует познанию? Меняется ли соотношение точности и неоднозначности языка от одной академической дисциплины к другой?
|