Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гуманитарные науки
Науки о человеке стремятся понять и объяснить поведение людей в различных сферах деятельности. Некоторые ученые в этих областях используют те же методы и подходы (суть выявление причинно-следственных связей), которые используются в естественных науках. Другие считают, что нельзя понять действия и поведение человека, не поняв его мотивы. Приведенные ниже вопросы затрагивают существенные особенности научных исследований в гуманитарных областях, проблему " эксперимента", роль исследователя.
Определение наук о человеке * Какие знания обычно включают в группу наук о человеке? Как соотносятся понятия гуманитарные науки и социальные науки? * В какой степени на научный подход воздействует тот факт, что предметом исследования является поведение человека? Применимо ли вообще понятие научного метода к гуманитарным наукам?
Науки о человеке: методы приобретения знаний * Существуют принципиальные различия наук о природе и наук о человеке? Есть ли различия в роли моделей и теорий, способах сбора данных, наблюдениях и экспериментировании, роли наблюдателя, использовании количественных методов6 точности предсказаний и т.д.? * Какова роль различных инструментов познания в естественных и гуманитарных науках? Можно ли говорить, что язык, интуиция, эмпатия являются ключевыми составляющими познания в области наук о человеке? Отличаются ли методы построения рассуждений в науках и природе и о человеке? * Насколько язык, используемый в вопросниках, анкетах влияет на получаемые результаты и их интерпретацию? Сопоставима ли степень точности результатов, получаемых в гуманитарных науках и в естественных науках? Как эти различия, если они есть, влияют на социальный статус и значимость этих областей знаний? * С какими основными трудностями сталкиваются ученые при попытке объяснить поведение людей? Насколько точно можно предсказывать, если вообще это возможно, поведение людей? * Дает ли использование наук о человеке больше возможностей понимать поведение людей по сравнению с литературой и поэзией? В чем можно усматривать сходства и различия этих двух видов знаний?
Науки о человеке и притязания на знание * Насколько использование статистики, диаграмм, графиков и т.п. влияет на восприятие достоверности результатов гуманитарных исследований? * Следует ли пытаться объяснять поведение людей не обращая внимание на их заявки о намерениях? * Насколько различаются притязания на знание таких наук как археология (преимущественно исторических) от таких как психология (преимущественно экспериментальных)? * Какой тип объяснений предлагают гуманитарные науки, и как он отличается от других областей знаний? В какой мере можно говорить о научных законах, моделях и предсказаниях в гуманитарных науках?
Гуманитарные науки и ценности * Имеет ли смысл классифицировать и категоризировать человеческое поведение? Если да, то следует ли делать это в рамках одной культуры или можно говорить о подобной общечеловеческой классификации? * В какой мере верования и интересы исследователя могут влиять на его выводы в исследованиях о поведении людей, о природе, в математических изысканиях? * В какой степени социальные, политические, культурные и религиозные факторы могут влиять на решение о финансировании того или иного исследования в сфере наук о человеке? Имеют ли гуманитарные исследования ценность сами по себе, или же они всегда преследуют утилитарные цели?
|