Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования
I. Общие положения 1. Программа воспитания и социализации высокомотивированных и одаренных подростков в возрасте 15-17 лет (далее Программа) является составной частью Образовательной программы Лицея Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ). 2. Программа ориентирована на воспитание и социализацию высокомотивированных подростков 15-17 лет, получающих среднее (полное) общее образование в Лицее НИУ ВШЭ (далее – Лицей), являющемся структурным подразделением НИУ ВШЭ. 3. Программа составлена с учетом основных документов в области образования в РФ (Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с внесенными в него изменениями, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 года, приказ №271; Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (Сан ПиН 2.4.2.1178-02); в г. Москве (Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» и на базе решений Ученого Совета НИУ ВШЭ, Совета Лицея и внутрилицейских документов. 4. Программа включает в себя собственно Программу воспитания и социализации и две подпрограммы («Программа внеурочной деятельности в Лицее НИУ ВШЭ», «Программа дополнительного образования высокомотивированных и одаренных подростков в возрасте 15-17 лет»). Взаимодействие Программы и подпрограмм обеспечивается 1) единством целей и подходов к вопросам воспитания и социализации, определяемых в каждом документе, 2) единым кадровым ресурсом, реализующим программы, – штатные сотрудники подразделения «Лицей» и привлекаемые на договорных условиях к работе в Лицее сотрудники НИУ ВШЭ, сторонних организаций, осуществляющих деятельность в области целенаправленного воспитания и образования подростков. 5. Новизна Программы заключается в описании образовательного пространства, возникающего вследствие осуществления старшей ступени школьного образования (10-11 классы) в раках вуза, и в обосновании и представлении системы событий и деятельностных практик, направленных на воспитание, социализацию и самоопределение подростков от 15 до 17 лет в рамках конституированных образовательных сред «Школа внутри вуза» и «Распределенный лицей». 5.1. Под «образовательным пространством» понимается – «совокупность специальным образом организованных, структурированных, социализированных образовательных сред, выполняющих функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению культуры. [Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006. c. 32] 5.1.1. Образовательная среда «Школа внутри вуза» - это среда, возникшая и функционирующая в подразделении НИУ ВШЭ «Лицей». 5.1.2. Образовательная среда «Распределенный лицей» - это среда, формирующаяся как сетевая и включающая в себя образовательные организации г. Москвы, на добровольных началах вошедшие в объединение «Распределенный лицей» и осуществляющие взаимовыгодное сотрудничество. 5.1.3. Понятие «образовательная среда» в соответствии с определением используется также применительно к формам деятельности обучающихся: урочной, внеурочной, в рамках дополнительного образования. Образовательные среды урочной деятельности и деятельности в области дополнительного образования, внеурочных событий (мероприятий) и деятельностных практик формируют многоаспектность образовательного пространства. 5.2. Под «событием» понимается целенаправленная совокупность действий, специально подготовленных или возникших спонтанно при согласии всех участников, которая актуализует отдельные компоненты компетенций обучающихся и совершенствует их. Классическое мероприятие – подвид события – отличается «закрытостью», предполагающей высокую степенью подготовленности в деталях, наименьшую степень спонтанности, отсутствие выборов для разворачивания мероприятия в уже готовом сценарии (плане мероприятия). 5.3. Под «деятельностной практикой» в общем виде понимаем последовательность взаимосвязанных целенаправленных действий, ориентированных на освоение определенных компетенций или их элементов. 6. Программа социализации и воспитания направлена на развитие прежде всего личностных компетенций. Через осуществление основной программы, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования Программа формирует у обучающихся метапредметные и предметные компетенции. 7. В соответствии с ФГОС среднего основного общего образования Программа ориентирована на формирование и мониторинг личностных результатов, которые отражают: «1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.» [ФГОС СПОО] 8. В Программе - определены основные принципы, цели и задачи составления Программы и ее реализации; - описаны инновационное образовательное пространство, состоящее из взаимодействующих конституированных образовательных сред «Школа внутри вуза» и «Распределенный лицей»; - описан профиль выпускника Лицея в аспекте работы по воспитанию и социализации высокомотивированных и одаренных подростков; - исчислены потенциальные события, мероприятия, деятельностные практики; - определена специфика внеурочной деятельности и дополнительного образования в системе образования в Лицее, - выявлены риски реализации Программы; - обозначены перспективы развития Программы; - в Приложениях представлены 1) функционал куратора и 2) список документов, сопровождающих ежегодную работу по Программе. 9. Текст Программы содержит 8 разделов и 2 приложения. 10. Программа может быть использована в аналогичных Лицею подразделениях высшего образования, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с ФГОС нового поколения, после адаптации в связи со спецификой вуза. Программа предлагается для использования в образовательных организация г.Москвы, входящих в «Распределенный лицей». Элементы программы могут заимствоваться для применения в практике воспитания и социализации подростков в образовательных организациях РФ.
|