![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Инновационное образовательное пространство
14. Инновационное образовательное пространство Лицея создается как пространство, в котором проявляются отдельные сущностные черты современной жизни (относительная предсказуемость; комплексность и относительная изменчивость целей, задач, планов; быстротечность; наличие многовариантных выборов, важность социальных отношений и др.) и которое ориентирует подростков на понимание, приятие жизни, деятельностное участие в ней и дальнейшую успешную социализацию в самых разных областях. Инновационная образовательная среда формирует умение самоопределяться и действовать в обстоятельствах неопределенности и турбулентности общества переходного типа. 15. В соответствии с ФГОС нового поколения в основе проектирования образовательного среды и образовательного пространства лежит системно-деятельностный подход, сама образовательная среда проектируется и конструируется как развивающая и развивающаяся. 16. Механизм развития инновационного образовательного пространства определяется принципом его функционирования как сети, допускающей равноправие горизонтальных и вертикальных связей и отношений. Сетевое образовательное пространство характеризуется открытостью, чуткостью к изменениям и направленностью на поиск эффективных решений. 17. Управление инновационным образовательным пространством осуществляется через содержательное изменение отдельных его составных частей и элементов (сред, программ, учебных планов, индивидуальных учебных планов и пр.) и подключение новых, позволяющих организовывать новые связи и тем самым решать возникающие проблемы. Открытость в принятии управленческих решений осуществляется через привлечение к разработке решения всех заинтересованных лиц. Причем предполагается, что лица удерживают за собой контроль над отдельными частями и элементами образовательного пространства. 18. Границы инновационного образовательного пространства подвижны. Внешние по отношению к инновационному образовательному пространству структуры, организации, лица, сотрудничая с частями и средами образовательного пространства, создают, организуют и контролируют новые элементы и части изменяющегося инновационного пространства. 19.1. Элементами инновационного образовательного пространства являются - образовательная программа Лицея НИУ ВШЭ; - документы, определяющие функционирование Распределенного Лицея; - индивидуальные образовательные программы обучающихся, предполагающие индивидуальное расписание, индивидуальный учебный план, индивидуальную образовательную траекторию, выбранные занятия в системе дополнительного образования, участие в социальном проекте, индивидуальный исследовательский проект; - события, мероприятия, деятельностные практики по отдельности и во взаимосвязях друг с другом, определяемых открытыми планами внеурочного и дополнительного образования в образовательных потоках. 19.2. Частями инновационного пространства следует считать: - образовательные потоки, состоящие из обучающихся одного набора (поток 10 класса, поток 11 класса); - образовательные профили (социально-экономический, гуманитарный, математики и информатики, дизайна, права, востоковедения); - группы, формирующиеся по интересам вокруг лидеров, в связи с организацией мероприятий, событий, в процессе деятельностных практик; - учебные группы по изучению основных дисциплин возникающие в связи с индивидуальными расписаниями; - учебные группы, возникающие на занятиях в рамках дополнительного образования; - профессорско-преподавательский состав Лицея (Распределенного Лицея), задействованные в образовательном процессе студенты и аспиранты; - администрация; - технические службы; - организации-партнеры Лицея и НИУ ВШЭ; - отдельные родители и родительские коллективы; пр. 20. Среды, части и элементы образовательного пространства, выделенные и описанные в п.п. 5, 19 данной Программы, взаимодействуют в соответствии с целями и задачами Образовательной программы и ее составляющих, в частности, с данной Программой. 21. Образовательные среды «Школа внутри вуза» (сам Лицей) и «Распеределенный Лицей» конституированы документами Департамента образования г.Москвы и решением Ученого Совета НИУ ВШЭ. 22.1. Образовательная среда Лицея (среда «Школа внутри вуза», конкретно НИУ ВШЭ) отличается от традиционной образовательной среды следующими чертами: - организацией образования и воспитания обучающихся в подразделении высшего учебного заведения, что влечет за собой возможность использования ресурсов высшего учебного заведения в образовательных и воспитательных целях; - значимой исследовательской составляющей в образовательном процессе, поддерживаемой возможностями Национального исследовательского университета; - атмосферой сотрудничества, коллегиальности, свободного мышления и постоянного развития всех участников образовательного процесса. 22.2. Ценностями образовательной среды Лицея являются коммуникация, толерантность, свободное мышление, интеллект. 22.3. В образовательной среде Лицея ситуация выбора предметов для создания собственного индивидуального учебного плана, выбора событий, мероприятий и деятельностных практик создает условия для формирования у обучающихся компетенции ответственного выбора. В первый год этого обучения обучающиеся имеют возможность корректировки своих индивидуальных образовательных программ. 22.4. Образовательная среда Лицея направлена на самоопределение обучающегося относительно всех аспектов жизни. Непосредственный мониторинг обоснованности выборов и самоопределения обучающихся – зона ответственности куратора. Куратор в образовательном пространстве Лицея – тьютор, индивидуально работающий с каждым учеником. Индивидуальную психологическую поддержку в случае необходимости оказывает психолог Лицея. 22.5. В образовательной среде Лицея действует принцип открытости относительно уроков, занятий, событий, мероприятий, деятельностных практик и пр.. Сотрудники Лицея ориентируются на положение «Любой урок – открытый урок». 23. Образовательная среда «Распределенный лицей» сформирована на основе добровольного решения, входящих в нее образовательных организации г. Москвы, и регулируется договорными отношениями с НИУ ВШЭ. Лицей НИУ ВШЭ консультирует и оказывает методическую поддержку образовательным организациям. 24. Экологичность инновационного образовательного пространства связана со специально формируемой атмосферой, предполагающей уважительный и доброжелательный стиль общения вне зависимости от возраста, положения и должности, запрет на использование манипулятивных речевых конструкций и интонаций в общении с обучающимися.
|