Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы становления и развития корпоративной формы организации бизнеса
С течением времени усложнялась и структура корпорации, которая представляет собой состав и взаимосвязи ее базовых компонентов, компонентов обеспечения, подразделений управления, руководства и органов, принимающих решения, преобразующих бизнес корпорации в целом. В Западных странах организация, соответствующая критериям корпорации, представляет собой сложный по структуре высоко диверсифицированный имущественный комплекс, объединяющий несколько субъектов, в том числе и за рубежом, с численностью сотрудников головной организации не менее 1000 чел. Все участники корпорации обладают определенным корпоративным статусом, представляющим собой набор прав, которыми они наделены, и обязанностей, которые должны выполнять в соответствии со своим корпоративным статусом. Этот статус должен быть согласован с их юридическим статусом. Корпорация одновременно присутствует на двух рынках: финансовом и товарном. Чаще корпорация осуществляет свою деятельность на товарном рынке. Однако, выпуская и размещая эмиссионные и неэмиссионные бумаги, корпорация присутствует и на финансовом рынке. Таким образом, двойственная природа корпорации приводит к двойственному содержанию корпоративных финансовых отношений. Участниками этих отношений, помимо самой корпорации, могут быть: - акционеры (крупные и миноритарные); - владельцы иных корпоративных ценных бумаг; - инвесторы; - кредиторы; - потребители; - поставщики; - конкуренты; - трудовые ресурсы (менеджеры, служащие, рабочие); - органы государственного управления (на всех уровнях: федеральном, региональном и местном); - средства массовой информации. В настоящее время в мире зарегистрировано примерно 60 млн. компаний, и лишь 10% из них – корпорации. При этом, в зависимости от тех или иных признаков, корпорации могут быть различных видов. При всем их многообразии, приведем такую классификацию корпораций: 1. По географическому охвату: 1.1. Транснациональная; 1.2. Межгосударственная; 1.3. Национальная; 1.4. Отраслевая; 1.5. Региональная. 2. По составу участников: 2.1. Сырьевые; 2.2. Финансовые; 2.3. Финансово-промышленные; 2.4. Торгово-финансовые; 2.5. Финансово-медийные; 2.6. Промышленные; 2.7. Торговые. 3. По типу хозяйственного взаимодействия: 3.1. Материальное; 3.2. Финансовое; 3.3. Информационное. 4. По типу связей: 4.1. Иерархические; 4.2. Сетевые; 4.3. Циклические. 5. По способу образования: 5.1. Искусственная; 5.2. Естественная. 6. По количеству институтов в составе: 6.1. Локальная; 6.2. Разветвленная. 7. По форме: 7.1. Картель; 7.2. Корнер; 7.3. Синдикат; 7.4. Трест; 7.5. Консорциум; 7.6. Концерн; 7.7. ФПГ; 7.8. Конгломерат; 7.9. Холдинг; 7.10. Союз; 7.11. Ассоциация; 7.12. Франчайза. 8. По типу используемых взаимосвязей: 8.1. Вертикальная; 8.2. Горизонтальная; 8.3. Радиальная; 8.4. Кольцевая интеграция. 9. По взаимосвязи с государством: 9.1. Государственные; 9.2. Основанные на передаче госсобственности; 9.3. С государственным участием; 9.4. Созданные для реализации конкретного государственного проекта; 9.5. С незначительной степенью взаимосвязи с государством. 10. По целевой установке: 10.1. Рост производства в рамках имеющейся номенклатуры; 10.2. Диверсификация продукции; 10.3. Рост экспортных возможностей; 10.4. Экономия финансовых затрат; 10.5. Вытеснение конкурентов; 10.6. Осуществление НИОКР; 10.7. Выполнение государственного заказа. 11. По цели создания: 11.1. Коммерческие; 11.2. Некоммерческие. 12. В зависимости от страны регистрации: 12.1. Резиденты; 12.2. Нерезиденты. 13. По устойчивости взаимосвязей: 13.1. Долгосрочные устойчивые связи; 13.2. Краткосрочные устойчивые связи (для предоставления синдицированных кредитов). 14. По отраслевому составу: 14.1. Горизонтальная; 14.2. Вертикальная; 14.3. Конгломератная. 15. По ресурсному обеспечению: 15.1. Собственные ресурсы; 15.2. Финансирование за счет фондового рынка и банковских кредитов; 15.3. Поддержка государства. 16. В зависимости от положения на рынке: 16.1. Монополисты; 16.2. Олигополисты. Как и любая экономическая категория, корпоративная форма организации бизнеса имеет свои положительные и отрицательные стороны (см. таблицу 1.3). Таблица 1.3
|