Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Учения о кооперативном движении и кооперации






 

2.1. Проекты великих социалистов-утопистов. Ранний " кооперативный социализм"

 

Учения о кооперативном движении и кооперации возникли задолго до организации первых подлинно кооперативных об­ществ. Многие гуманисты и просветители, выражая сокровен­ную мечту простых людей труда о всеобщем счастье, равенстве и справедливости, издавна выдвигали проекты создания иде­ального государства и устройства разного рода хозяйственных ячеек будущего — ассоциаций, товариществ, " рабочих коллед­жей" и проч.

Одним из таких мыслителей явился английский писатель и государственный деятель Томас Мор (1478-1535), который в своем главном труде под названием " Золотая книга, столь же полезная, как забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии1" (1516) изобразил удивительную стра­ну, где нет частной собственности, все граждане трудятся, уп­равление является демократическим, а необходимые продукты люди получают по потребностям из общественных складов. Это произведение дало название направлению общественной мыс­ли, ставшему известным как утопический социализм.

Различные учения о кооперативном движении и коопера­ции зарождаются как разновидность утопического социализма, а впоследствии некоторые из них стали называться тео­риями " кооперативного социализма". Вместе с тем реальная кооперативная деятельность не утопична, и это отличает коо­перацию от утопических построений. Но " кооперативный соци­ализм" тоже неосуществим, и с этой точки зрения он является " родным братом" утопического социализма.

Важную роль в выработке теоретических основ коопера­тивного движения и становлении благодаря этому коопера­тивной системы сыграли великие социалисты-утописты ан­гличанин Роберт Оуэн (1771-1858) и француз Шарль Фурье (1772-1837), выступившие на общественной арене на рубеже двух столетий.

Окончив всего два класса, Оуэн начал трудиться с девяти лет, к двадцати годам энергия и талант позволили ему стать уп­равляющим огромной компанией, менее чем к тридцати годам он уже совладелец и директор еще более крупной текстильной фабрики в шотландском поселке Нью-Ленарке. Здесь он начал проводить свои социальные эксперименты: сократил рабочий день, отменил штрафы с рабочих, повысил заработную плату, открыл для них столовую и магазин, образцовую школу для детей и взрослых. Так появился новый социальный островок в бурном океане частного предпринимательства.

На взгляды и деятельность Оуэна оказали влияние класси­ки политической экономии Адам Смит и Давид Рикардо, извес­тные европейские просветители Жан Жак Руссо и Джон Локк. Оуэн прекрасно понимал, что реальное богатство создается трудом многих, а накапливается оно в руках немногих. И, как поборник идеи справедливости, он считал, что при наличии ог­ромных богатств в обществе не должно быть нищеты, нужды и горя.

Постепенно Оуэн становится социальным мыслителем и убежденным реформатором, сторонником мирного преоб­разования общества путем создания образцовых общин коо­перативного типа на средства государства и сознательных буржуа. Чтобы увлечь людей личным примером, в 1824 г. он с сыновьями отправился в Северную Америку, где на свои средства приобрел поселок с 12 тыс. гектаров земли и организовал колонию на уставе " Новая Гармония". Эта трудовая коммуна, или производственно-потребительская община, объединяла до 900 человек и руководствовалась принципами равенства, все­общности труда, общности имущества. Материальные блага между членами общины распределялись по труду, но вскоре община перешла к уравнительному распределению. Комму­нистический принцип распределения, весьма разнородный со­став участников социального эксперимента, отсутствие у них единства интересов и другие причины привели общину к кра­ху. На эксперимент, продолжавшийся почти четыре года, ушло 4/5 солидного состояния Оуэна.

Вернувшись на родину, он, горько разочарованный, но не сломленный, развернул свою деятельность в рабочей среде. Утверждают, что уже в свои преклонные годы он произнес бо­лее 1000 речей, написал порядка 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей. Величайшим из всех зол Оуэн считал нетру­довую частную собственность, большие надежды первоначаль­но возлагал на нравственное перевоспитание человека, " инди­видуалистической системе" противопоставлял " социальную систему".

Оуэн явился одним из инициаторов борьбы с безработи­цей, бедностью, нищетой трудящихся классов и неустанно призывал их к объединению. Это он выдвинул знаменитую формулу: " в единении — сила и мудрость" 1. Он всей своей де­ятельностью оказал значительное влияние на кооперативное движение в период его зарождения и становления. Пропаган­дируемые им общины он называл земледельческими и ману­фактурными поселениями единения и взаимной кооперации. Еще в 1821 г. при участии Оуэна организуется Кооперативное экономическое общество. Через три года оуэнисты учредили Лондонское кооперативное общество, которое приступило к изданию " Кооперативного журнала". Тогда же было создано Общество фонда кооперативной общины. Все эти общества занимались сбором средств с целью создания общин. Оуэн принимал участие в работе первых кооперативных конгрес­сов Англии, причем на IV конгрессе в октябре 1832 г. он был избран в группу " апостолов кооперации". Некоторые коопера­тивные общества и их пайщики видели в Оуэне своего проро­ка. Оуэн и его сторонники исходили из того, что к устранению противоречий существующего строя прекрасно приспособле­на " система общественной кооперации" 1.

Поистине в Англии семена кооперативной системы были посеяны Оуэном2, и он явился духовным отцом кооперативных фабрик и кооперативных лавок.

Британские кооператоры высоко чтят память о своем пат­риархе: в 1994 г. у входа в штаб-квартиру Кооперативного бан­ка в г. Манчестере они воздвигли памятник Роберту Оуэну.

Что касается Фурье, то он после окончания средней шко­лы пополнял знания путем самообразования, обладал замеча­тельной памятью и неуемной фантазией, смог написать много оригинальных трудов. Он жил на скромный заработок мелкого торгового служащего и очень хотел сделать счастливыми всех людей на земле.

В истории человечества после " райской" первобытности Фурье выделил периоды дикости, варварства и цивилизации. Последняя совпадает у него с существующим буржуазным строем и полна противоречий: кризисы происходят от избыт­ка продукции, бедность тоже рождается из изобилия и т. д. На смену цивилизации должен прийти " строй гармонии", т. е. строй согласия.

Первичной ячейкой будущего общества Фурье объявляет фалангу, т. е. производственно-потребительскую ассоциацию, на первый взгляд похожую на оуэновскую общину. Конечно, фаланга тоже занимается распределением необходимых лю­дям предметов и их производством, причем в ней механизиро­ванное сельское хозяйство соединено с промышленным произ­водством. Участники фаланги (приблизительно 400 семейств) располагаются в огромных дворцах — фаланстерах. Фаланга живет без узды нравственного долга, люди здесь действуют со­образно своим страстям — и в процессе производства, и в бы­товой сфере.

Фаланга обладает чертами и коммуны, и акционерного об­щества. Во-первых, она создается на средства предпринима­телей, которые добровольно вкладывают свой капитал путем приобретения акций в расчете на получение дохода и стано­вятся членами фаланги. Неимущие участники в первое время делают взнос своим личным трудом. Во-вторых, доход фаланги должен распределяться соответственно капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12). Предполагалось со временем увеличить долю труда при распределении общего дохода.

Таким образом, в системе Фурье сохранялись частная собс­твенность, классы, нетрудовой доход. Такое положение вещей, по мнению этого гениального мыслителя, обеспечивало фалангу притоком капиталов (их должны вносить богатые), собственной рабочей силой (исчезает эксплуатация наемного труда), стиму­лировало рост производства (есть заинтересованные в доходе). Сотрудничество богатых и бедных внутри фаланги превраща­ет первых в тружеников, а вторых — в акционеров (собствен­ников). Конечной целью создания сети фаланг объявлялся пе­реход к идеальному " строю гармонии".

Излишне говорить об утопичности этого плана социально­го переустройства общества; все попытки создания фаланг в Америке и Европе успеха не имели.

Зато многие английские и французские ученики и последо­ватели Оуэна и Фурье, по-своему истолковывая их пророчества и отклонившись от главной линии " патриархов социализма", впоследствии внесли большой вклад в развитие кооперативно­го движения. Если Оуэн и Фурье преследовали возвышенные, но фантастические цели, их ученики и последователи нередко выступали в роли инициаторов создания вполне приспособ­ленных к " земным" условиям кооперативных обществ, отве­чающих повседневным потребностям и нуждам своих членов. Оуэнисты и фурьеристы издавали кооперативные журналы, пропагандировали идеи мирного сотрудничества, экономической демократии, ассоциации потребителей и производителей. Заслуга великих социалистов-утопистов и их ближайших пос­ледователей заключалась и в том, что именно благодаря им в сознание определенной части людей физического и умствен­ного труда вошли такие понятия, как " кооператор", " коопера­тив", " кооперация".

Таким образом, различные кооперативные доктрины " от­почковались" от более обширного и высокого общественного идеала.

С развитием самого кооперативного движения учения о нем получили самостоятельную жизнь, но их родовая связь с представлениями о лучшем будущем сохранилась.

Во второй половине XIX века в европейских странах ак­тивно обсуждался вопрос о необходимости и путях перехода от капитализма к социализму. Разброс мнений был большой, но два пути обнаружились вполне отчетливо: один — револю­ционный, немирный, другой — эволюционный, мирный. Боль­шинство кооперативов сделали выбор в пользу второго пути. Так оформилась теория постепенного мирного преобразования общества чисто кооперативными средствами (вариантом явля­ется завоевание кооперацией ведущей роли в экономике). Для данной теории характерны, с одной стороны, преувеличение роли и социально преобразующих возможностей кооперативов, а с другой — полное отрицание идеи классовой борьбы, дикта­туры пролетариата, экспроприации буржуазии. Сторонники этой теории выступают за проведение общественных реформ, сотрудничество классов и гражданский мир, чего не приемлют представители наиболее радикальных, левых партий.

Вместе с тем довольно значительная часть кооператоров не расстается с идеей социализма. Указанная выше теория в 1904 г. получила название " кооперативного социализма": именно так эту теорию определил известный немецкий кооперативный де­ятель экономист Ганс Крюгер (1859-1927), который, однако, сам твердо стоял на позициях политического нейтралитета кредит­ной и потребительской кооперации. Оппонентами Крюгера были кооператоры-социалисты.

Помимо " кооперативного социализма" возникли антикоо­перативные теории, концепция " кооперативного капитализма" и др. Сама теория " кооперативного социализма" неоднородна, многовариантна, включает различные направления, школы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал