Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кооперативная республика нимской школы






 

В конце XIX — начале XX века в европейских странах на­ибольшие хозяйственные успехи сопутствовали розничным потребительским обществам и обществам оптовых закупок. В результате возникла концепция, в которой определяющая роль отводится потребительской кооперации. Эта концепция отдаленно напоминает взгляды английского кооператора Кин­га, хотя родилась во Франции спустя полвека на новом витке кооперативного движения.

В 1883 г. в небольшом городе Ним, в котором действова­ли потребительские кооперативы " Пчела" и " Солидарность", было создано общество народной экономики, целью которо­го являлось содействие развитию кооперативного движения. К членам общества, получившего вскоре название нимской школы, присоединился профессор политической экономии из Сорбонны Шарль Жид (1847-1932), впоследствии выдающийся кооператор. Он и стал главным теоретиком и пропагандистом этой школы. Благодаря ему теория " кооперативизма" получи­ла классически законченную форму.

Как экономист, Жид был последователем австрийской школы, разработавшей теорию предельной полезности благ; сферы обращения и потребления были объявлены этой школой главными сферами экономики. Будучи сторонником меновой концепции, отрицающей примат производства, Жид тоже решающую роль в хозяйственной жизни общества отводил то­варному обращению, обмену. В своем учебнике он писал: " Про­изводство— пустяк, важно продать, сбыть" 1. С этих позиций он подходил к оценке того или иного вида кооперации.

Жид считал, что современное производство, страдающее известными недостатками, может быть наилучшим образом реформировано через широкое развитие кооперативов, пре­жде всего потребительских обществ, занимающихся главным образом торговлей, удовлетворением личных потребностей человека. Он определял кооператив как объединение людей, преследующих общие экономические, социальные и образова­тельные цели путем осуществления хозяйственной деятель­ности. Кооператив, по мнению Жида, — средство не только для некоторого улучшения условий жизни, но и для основательного общественного обновления.

Рассуждая по-французски остроумно, хотя и не всегда до­статочно логично, он утверждал, что хозяевами положения в об­ществе являются производители товаров, а ими должны стать потребители. Ведь потребление — конечная цель экономики, а производство — это только средство. Все люди (и бедные, и богатые) являются потребителями, одинаково нуждаются в приобретении дешевых товаров и, следовательно, заинтересо­ваны в создании и развитии потребительских обществ. Не все люди — производители благ, а потребители — это весь мир.

Жид выдвигает программу кооператоров всех стран, ко­торую необходимо осуществить в три этапа. Она казалась лег­ко выполнимой.

" Соединиться друг с другом, образовать силу, извлечь из своей прибыли возможно больше средств, для того чтобы осно­вать большие оптовые магазины, делать массовые закупки — вот первый этап.

Продолжать накоплять, при помощи вычетов из прибы­лей, значительные капиталы и, при помощи этих капиталов, стараться производить прямо и за свой собственный счет все необходимое для своих потребностей; создавать булочные, мельницы, суконные фабрики, мастерские готового платья, экипажей, фабрики шляп, мыла, бисквитов, бумаги — вот второй этап.

Наконец, в более или менее отдаленном будущем приоб­рести собственные земельные участки и фермы, и производить прямо на своей земле хлеб, вино, растительные масла, мясо, молоко, масло, птицу, яйца, овощи, фрукты, цветы — вот пос­ледний этап" 1.

В этой программе обращает на себя внимание такая " ме­лочь": ничего не говорится о производстве металла или стан­костроении, зато не забыты даже шляпы, вино и цветы.

Тем не менее Жид полагал, что в результате мирного овла­дения всей торговлей, отраслями легкой и пищевой промыш­ленности и сельскохозяйственным производством, благодаря сотрудничеству потребителей на почве политического нейтра­литета возникнет новая общественная система — кооператив­ная республика.

Главный теоретик нимской школы допускает возможность использования для ее достижения и остальных видов коопера­ции, но первенство отдает потребительским обществам: в их руках должен находиться экономический аппарат всей коопе­рации. Объединенным потребителям должны принадлежать не только магазины и сельскохозяйственные предприятия, но и банки, и промышленные, и страховые компании.

Задачу кооперации Жид видел в подготовке нового эконо­мического порядка, полагая, что социальное преобразование может быть осуществлено исключительно мирным путем, в конце концов путем образования интегральных кооперативных обществ и их федераций.

У теории " кооперативной республики", или кооперативизма, всегда было много критиков и столь же много сторонников. Отметим лишь тот факт, что за более чем столетний период осуществить идею " кооперативной республики" не удалось ни в одной стране. Но она привлекательна, как и сама кооперация.

Жид был убежденным противником войны, с симпатией относился к России и ее кооперативному движению. Одно вре­мя он состоял в переписке с кооператором-энтузиастом Нико­лаем Баллиным (1829-1904), полемизировал с коммунистом-кооператором Николаем Мещеряковым (1865-1942), в целом положительно откликнулся на статью Ленина " О кооперации".

В день празднования 25-летия Центросоюза в 1923 г. ста­рый профессор выступил с речью перед кооператорами нашей страны в Москве. " Французы и русские, — сказал Жид, — мы можем с двух различных концов созерцать одну и ту же звез­ду, звезду кооперации, несущую благую весть справедливости и мира между всеми народами".

Это говорил Поэт кооперации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал