Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кооперативные концепции в российских условиях
Кооперативные идеи и теории, которые существовали в России в различные периоды, достаточно мозаичны. Одни из них заимствованы у зарубежных авторов и приспособлены к российским условиям, другие порождены этими самыми условиями внутри страны и чужды подражательности. Прежде всего с идеей кооперации соприкасалась теория общинного (крестьянского) социализма, народническая " артельная" идеология. Средневековые крестьянские общины идеализировались еще славянофилами, выступавшими в 40-х годах XIX века с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Начиная с 50-60-х годов родоначальники народничества революционные демократы Александр Герцен (1812-1870) и Николай Чернышевский (1828-1889) стали рассматривать общины как " хорошие зародыши" социализма, перейти к которому они считали возможным, минуя капитализм. Для спасения страны от " язвы" буржуазной цивилизации революционные народники предлагали осуществить победоносное крестьянское восстание, установить народное правление, наделить крестьян землей и организовать ее коллективную обработку, т.е. поднять общину до уровня производственных сельскохозяйственных кооперативов (артелей, товариществ). Предполагалось, что в городах трудящиеся создадут промысловые артели (кооперативы) как основу крупной промышленности. Однако это были еще не собственно кооперативные концепции. Ученый историк отечественной кооперации Леонид Файн обосновал вывод о том, что теоретические основы и принципы функционирования кооперации в России разрабатывали общественные деятели, причем первая группа таких деятелей — идеологов и организаторов кооперативного движения в стране — сложилась только в конце 60-х и начале 70-х годов XIX века. Лидером этой группы был князь, крупный помещик, земский и кооперативный деятель Александр Васильчиков (1818-1881). В состав группы входили известные в столице люди, в их числе гласный Петербургской городской Думы, мировой судья, энтузиаст кооперативного дела Александр Яковлев (1835-1888), экономист, впоследствии профессор, теоретик кооперации Эдмунд Вреден (1835-1891), общественный деятель, чиновник финансового ведомства, разработчик системы счетоводства для первых кооперативов Василий Хитрово (1834-1903), финансист, гласный Псковского уездного земства, преданный делу народного образования и народного кредита Николай Фан дер Флит (1840-1896). " Всех их, в отличие от западных социалистов-утопистов и близких к ним по идеологии российских революционных демократов, объединял подход к кооперации как экономически самостоятельно функционирующей организации" 1. Уже в тот период и в последующие годы стали известны имена идеологов и практиков конкретных видов кооперации в России. Среди них — братья Лугинины, старший из которых ученый химик Владимир Лугинин (1834-1911) активно распространял опыт первого в стране ссудо-сберегательного товарищества; будущий профессор политической экономии Николай Зибер (1844-1888) и юрист Николай Баллин явились энтузиастами, теоретиками и пропагандистами потребительской кооперации; отставной морской офицер Николай Верещагин (1839-1907) положил начало молочной кооперации - сыроваренным и маслодельным артелям; экономист и земский служащий Николай Левитский (1859-1936) разработал первый устав земледельческой артели и содействовал организации более ста таких артелей. Эти деятели и их сподвижники были кооператорами, зачинателями кооперативного движения, но зачастую разделяли и общинно-артельные взгляды. Так что кооперативное направление общественной мысли обрело самостоятельность отнюдь не сразу; еще долгое время оно сливалось с утопической народнической идеологией. В 1880-1890-х годах либеральные народники Николай Михайловский (1842-1904), Василий Воронцов (1847-1918) и другие, отказавшиеся от революционной идеи, продолжали обосновывать экономическую политику, направленную на защиту и укрепление крестьянской общины, артелей, кустарных промыслов — " народного производства". В своих трудах либеральные народники предлагали развить кооперацию — кредитную, сбытовую, промысловую, земледельческую - как средство упрочения хозяйств крестьян и ремесленников. В начале XX века неонародники (социалисты-революционеры) ввели деление этих хозяйств на " трудовые" (некапиталистические) и " нетрудовые" (капиталистические). В своих произведениях неонародники доказывали устойчивость мелких хозяйств и считали, что эти хозяйства вполне могут противостоять капиталистическому воздействию и даже развиваться благодаря кооперации. По мнению лидера и теоретика неонародников Виктора Чернова (1873-1952), кооперация ведет прямую борьбу с капитализмом. Неонародники предсказывали возможность того, что на основе развития кооперации мелкое сельскохозяйственное производство способно стать на путь укрупнения и некапиталистического обобществления. Во главу угла в решении аграрного (крестьянского) вопроса они ставили социализацию земли и развитие кооперации. Наибольшее распространение получил русский " кооперативизм" на почве потребительской кооперации. Видными представителями этого направления кооперативной мысли были московский кооператор Николай Гибнер (1858-1924), кооперативный деятель Владимир Поссе (1864-1940), историк и кооперативный библиограф Александр Меркулов (1875-1941), либеральный профессор Ваан Тотомианц (1875-1964) и др. Отчасти их взгляды разделял Михаил Туган-Барановский, крупнейший ученый-экономист, автор фундаментального исследования " Социальные основы кооперации". Гибнер, чьи заслуги перед кооперативным движением потребителей огромны, в книге " Система кооперации" (1911) выражал надежду, что в более или менее близком будущем кооперация, несомненно, достигнет цели — организует на справедливых началах труд с подчинением ему капитала. Кооперацию он рассматривал как экономическую систему, обеспечивающую, при прочих благоприятных обстоятельствах, социальное равенство. Другой кооператор, Поссе, утверждал, что дух кооперации — созидающий, но тем самым он и разрушающий гнет человека над человеком. В своей брошюре " Идеалы кооперации", переизданной в 1918 г., он заявил: " это разрушающее созидание сильнее и ярче всего проявляется в том, что мы называем товарищеской кооперацией". В том же 1918 г. сотрудник Центросоюза Меркулов в кооперативном журнале " Союз потребителей" опубликовал обширную статью с выразительным названием " Кооперация как творческий социализм", в которой развивал кооперативную концепцию общественной эволюции. Автор утверждал, что потребительская кооперация, осуществляющая торговлю, сможет овладеть промышленностью (и доказывал эту возможность), а крестьянские хозяйства объявлял сферой сельскохозяйственной кооперации. Меркулов признавал правомерность национализации и муниципализации частных предприятий, но подчеркивал, что кооперативное обобществление выгодно отличается от " социализма партийно-политического". Остро критиковал он " диктатуру пролетариата" за веру " в силу приказа, распоряжения, схемы", за " дождь декретов" и заведомо невыполнимые обещания большевиков. Он считал, что кооперация подготавливает переход к царству труда, в ее рядах выковывается демократ-гражданин. Отечественные представители " кооперативизма" отстаивали идею независимости кооперации от государства, выступали против втягивания ее в политическую борьбу и надеялись, что кооперация сумеет найти свое место в процессе преобразования общества. Важным элементом кооперативной идеологии была тема гражданского мира и согласия. Вот как начинался " Гимн кооперации", опубликованный незадолго до Первой мировой войны:
Не меч, а мир, не рознь, а единенъе И радостно творящий труд — Вот наш девиз и нагие вдохновенье. Мы безымянный люд.
Русский " кооперативизм" базировался на известном успехе дореволюционной кооперации, хотя и содержал в себе элементы несбыточного, фантастического. Вместе с тем эта теория выражала веру в творческие способности внушительной по численности социальной группы — кооператоров. Серьезного внимания заслуживает теория семейно-трудового крестьянского хозяйства и кооперации Александра Чаянова, который активно участвовал в кооперативном движении и внес крупный вклад в учение о кооперации. Его основные труды, посвященные кооперации, увидели свет еще в первой четверти XX века, причем как в России, так и за ее пределами. Так, его лекции, прочитанные на старообрядческих сельскохозяйственных курсах, под названием " Краткий курс кооперации" впервые были опубликованы в 1913 г., а фундаментальный труд " Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации" — в 1919 г. Обе работы потом неоднократно переиздавались. Чаянов исходил из того, что семейно-трудовое крестьянское хозяйство представляет собой сложную экономическую единицу, которую нельзя разрушать вмешательством извне. Только в собственном хозяйстве крестьянин работает с полной отдачей, высокопроизводительно. Поэтому кооперирование в деревне должно развиваться путем постепенного " отщепления" от крестьянских хозяйств отдельных функций и операций (по снабжению, сбыту, переработке, кредитованию и т. д.), обобществление которых в кооперативных формах обеспечивает наибольший экономический эффект. А то, что лучше организуется в крестьянском индивидуальном хозяйстве, кооперировать не следует. Сохраняя свои индивидуальные хозяйства в качестве производственных ячеек, крестьяне на основе личной заинтересованности создают снабженческие, сбытовые, перерабатывающие и прочие кооперативы, а союзы (центры) этих кооперативов устанавливают экономические связи крестьянских хозяйств с городскими промышленными, торговыми предприятиями, банками и даже с зарубежными фирмами, закупающими сельскохозяйственные товары. В результате уже частичное кооперирование ведет к глубоким организационным и технологическим изменениям в аграрном производстве. Например, даже только кооперативный сбыт молока ведет к созданию кооперативного сыроваренного или маслодельного предприятия; приносимая этим выгода рождает у крестьян желание увеличить надои молока; этим стимулируется приобретение коров высокоудойной породы и увеличение стада; параллельно крестьяне улучшают уход за своим скотом, внедряют травосеяние и т. д. и т. п. Все это способствует подъему индивидуальных крестьянских хозяйств. Одновременно развивается внутрикооперативная демократия и повышается кооперативная сознательность крестьянства и его культура, в деревне складывается кооперативный аппарат, основанный на местной самодеятельности и более совершенный по сравнению с государственными предприятиями. В конечном счете, ускоряется развитие сельского хозяйства страны в целом. К середине 20-х годов Чаянов пришел к идее кооперативной коллективизации, или самоколлективизации, т. е. строго добровольного кооперирования, отрицающего командные методы в аграрной экономике. Однако научные идеи Чаянова в нашей стране в те годы были признаны вредными и преданы забвению. Сам выдающийся ученый был объявлен идеологом кулачества и необоснованно репрессирован. Против форсированной коллективизации по директивам властей, за развитие самодеятельной кооперации различных видов и форм выступал не только Чаянов; за такой курс выступали и отдельные деятели правящей партии, как, например, Николай Бухарин (1888-1938), и государства, например, Алексей Рыков (1881-1938). Но их судьба была также трагична — они тоже были расстреляны. После тотальной коллективизации крестьянских хозяйств исследования кооперативных проблем почти прекратились. Лишь в конце 1980-х годов, незадолго до распада Советского Союза, эти проблемы вновь привлекли к себе внимание ученых и практиков. Именно тогда была выдвинута концепция кооперативной формы предпринимательства. Наиболее ярким представителем этого направления кооперативной мысли был экономист-аграрник академик Владимир Тихонов (1927-1994), один из разработчиков Закона о кооперации в СССР 1988 г. В своей книге " Кооперация: за и против" (1991) и других работах он вскрыл причины и механизм деформации кооперативов в условиях государственного социализма и в числе первых выдвинул задачу формирования в стране саморегулирующегося кооперативного сектора экономики. Тихонов писал, что для этого надо дать простор кооперативному предпринимательству. Кооперативное производство он определил как типичную форму свободного предпринимательства, а кооператора — как свободного товаропроизводителя. Необходимо развивать кооперацию и в сфере услуг, и в промышленности, и особенно в сельском хозяйстве. Тихонов считал, что нужны небольшие сельскохозяйственные, крестьянские кооперативы, которые значительно более эффективны, чем любой колхоз или совхоз. Предпосылками развития кооперативного предпринимательства и создания конкурентоспособного кооперативного сектора, по мнению Тихонова, являются рыночная экономика, строгое соблюдение Закона о кооперации, отношения сотрудничества между государством и кооперацией, когда первое выступает в роли заказчика, а вторая — подрядчика. Тихонову принадлежит идея расширения кооперативного сектора за счет превращения государственных предприятий в народные, хозяевами которых могли бы быть трудовые коллективы.
|