Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кооперативные концепции в российских условиях






 

Кооперативные идеи и теории, которые существовали в России в различные периоды, достаточно мозаичны. Одни из них заимствованы у зарубежных авторов и приспособлены к российским условиям, другие порождены этими самыми усло­виями внутри страны и чужды подражательности.

Прежде всего с идеей кооперации соприкасалась тео­рия общинного (крестьянского) социализма, народническая " артельная" идеология. Средневековые крестьянские общи­ны идеализировались еще славянофилами, выступавшими в 40-х годах XIX века с обоснованием самобытного пути истори­ческого развития России, принципиально отличного от пути за­падноевропейского. Начиная с 50-60-х годов родоначальники народничества революционные демократы Александр Герцен (1812-1870) и Николай Чернышевский (1828-1889) стали рас­сматривать общины как " хорошие зародыши" социализма, пе­рейти к которому они считали возможным, минуя капитализм. Для спасения страны от " язвы" буржуазной цивилизации ре­волюционные народники предлагали осуществить победонос­ное крестьянское восстание, установить народное правление, наделить крестьян землей и организовать ее коллективную обработку, т.е. поднять общину до уровня производственных сельскохозяйственных кооперативов (артелей, товариществ). Предполагалось, что в городах трудящиеся создадут промыс­ловые артели (кооперативы) как основу крупной промышлен­ности.

Однако это были еще не собственно кооперативные кон­цепции. Ученый историк отечественной кооперации Леонид Файн обосновал вывод о том, что теоретические основы и при­нципы функционирования кооперации в России разрабатыва­ли общественные деятели, причем первая группа таких деяте­лей — идеологов и организаторов кооперативного движения в стране — сложилась только в конце 60-х и начале 70-х годов XIX века. Лидером этой группы был князь, крупный поме­щик, земский и кооперативный деятель Александр Васильчиков (1818-1881). В состав группы входили известные в столи­це люди, в их числе гласный Петербургской городской Думы, мировой судья, энтузиаст кооперативного дела Александр Яковлев (1835-1888), экономист, впоследствии профессор, те­оретик кооперации Эдмунд Вреден (1835-1891), общественный деятель, чиновник финансового ведомства, разработчик систе­мы счетоводства для первых кооперативов Василий Хитрово (1834-1903), финансист, гласный Псковского уездного земства, преданный делу народного образования и народного кредита Николай Фан дер Флит (1840-1896).

" Всех их, в отличие от западных социалистов-утопистов и близких к ним по идеологии российских революционных де­мократов, объединял подход к кооперации как экономически самостоятельно функционирующей организации" 1.

Уже в тот период и в последующие годы стали известны имена идеологов и практиков конкретных видов кооперации в России. Среди них — братья Лугинины, старший из которых ученый химик Владимир Лугинин (1834-1911) активно распро­странял опыт первого в стране ссудо-сберегательного товарищества; будущий профессор политической экономии Николай Зибер (1844-1888) и юрист Николай Баллин явились энтузи­астами, теоретиками и пропагандистами потребительской ко­операции; отставной морской офицер Николай Верещагин (1839-1907) положил начало молочной кооперации - сырова­ренным и маслодельным артелям; экономист и земский служа­щий Николай Левитский (1859-1936) разработал первый устав земледельческой артели и содействовал организации более ста таких артелей.

Эти деятели и их сподвижники были кооператорами, за­чинателями кооперативного движения, но зачастую разделяли и общинно-артельные взгляды. Так что кооперативное направ­ление общественной мысли обрело самостоятельность отнюдь не сразу; еще долгое время оно сливалось с утопической народ­нической идеологией.

В 1880-1890-х годах либеральные народники Николай Ми­хайловский (1842-1904), Василий Воронцов (1847-1918) и дру­гие, отказавшиеся от революционной идеи, продолжали обос­новывать экономическую политику, направленную на защиту и укрепление крестьянской общины, артелей, кустарных про­мыслов — " народного производства". В своих трудах либераль­ные народники предлагали развить кооперацию — кредитную, сбытовую, промысловую, земледельческую - как средство упрочения хозяйств крестьян и ремесленников.

В начале XX века неонародники (социалисты-револю­ционеры) ввели деление этих хозяйств на " трудовые" (не­капиталистические) и " нетрудовые" (капиталистические). В своих произведениях неонародники доказывали устойчи­вость мелких хозяйств и считали, что эти хозяйства впол­не могут противостоять капиталистическому воздействию и даже развиваться благодаря кооперации. По мнению лидера и теоретика неонародников Виктора Чернова (1873-1952), кооперация ведет прямую борьбу с капитализмом. Неонарод­ники предсказывали возможность того, что на основе разви­тия кооперации мелкое сельскохозяйственное производство способно стать на путь укрупнения и некапиталистического обобществления. Во главу угла в решении аграрного (крес­тьянского) вопроса они ставили социализацию земли и раз­витие кооперации.

Наибольшее распространение получил русский " кооперативизм" на почве потребительской кооперации. Видными представителями этого направления кооперативной мысли были московский кооператор Николай Гибнер (1858-1924), ко­оперативный деятель Владимир Поссе (1864-1940), историк и кооперативный библиограф Александр Меркулов (1875-1941), либеральный профессор Ваан Тотомианц (1875-1964) и др. От­части их взгляды разделял Михаил Туган-Барановский, круп­нейший ученый-экономист, автор фундаментального исследо­вания " Социальные основы кооперации".

Гибнер, чьи заслуги перед кооперативным движением потребителей огромны, в книге " Система кооперации" (1911) выражал надежду, что в более или менее близком будущем кооперация, несомненно, достигнет цели — организует на справедливых началах труд с подчинением ему капитала. Коо­перацию он рассматривал как экономическую систему, обеспе­чивающую, при прочих благоприятных обстоятельствах, соци­альное равенство.

Другой кооператор, Поссе, утверждал, что дух коопера­ции — созидающий, но тем самым он и разрушающий гнет че­ловека над человеком. В своей брошюре " Идеалы кооперации", переизданной в 1918 г., он заявил: " это разрушающее созида­ние сильнее и ярче всего проявляется в том, что мы называем товарищеской кооперацией".

В том же 1918 г. сотрудник Центросоюза Меркулов в ко­оперативном журнале " Союз потребителей" опубликовал об­ширную статью с выразительным названием " Кооперация как творческий социализм", в которой развивал кооперативную концепцию общественной эволюции. Автор утверждал, что пот­ребительская кооперация, осуществляющая торговлю, сможет овладеть промышленностью (и доказывал эту возможность), а крестьянские хозяйства объявлял сферой сельскохозяйствен­ной кооперации.

Меркулов признавал правомерность национализации и муниципализации частных предприятий, но подчеркивал, что кооперативное обобществление выгодно отличается от " соци­ализма партийно-политического". Остро критиковал он " дик­татуру пролетариата" за веру " в силу приказа, распоряжения, схемы", за " дождь декретов" и заведомо невыполнимые обеща­ния большевиков. Он считал, что кооперация подготавливает переход к царству труда, в ее рядах выковывается демократ-гражданин.

Отечественные представители " кооперативизма" отстаи­вали идею независимости кооперации от государства, высту­пали против втягивания ее в политическую борьбу и надеялись, что кооперация сумеет найти свое место в процессе преобразо­вания общества. Важным элементом кооперативной идеологии была тема гражданского мира и согласия. Вот как начинался " Гимн кооперации", опубликованный незадолго до Первой ми­ровой войны:

 

Не меч, а мир, не рознь, а единенъе

И радостно творящий труд

Вот наш девиз и нагие вдохновенье.

Мы безымянный люд.

 

Русский " кооперативизм" базировался на известном успе­хе дореволюционной кооперации, хотя и содержал в себе эле­менты несбыточного, фантастического. Вместе с тем эта теория выражала веру в творческие способности внушительной по численности социальной группы — кооператоров.

Серьезного внимания заслуживает теория семейно-трудового крестьянского хозяйства и кооперации Александра Чаянова, который активно участвовал в кооперативном движе­нии и внес крупный вклад в учение о кооперации. Его основные труды, посвященные кооперации, увидели свет еще в первой четверти XX века, причем как в России, так и за ее пределами. Так, его лекции, прочитанные на старообрядческих сельскохо­зяйственных курсах, под названием " Краткий курс кооперации" впервые были опубликованы в 1913 г., а фундаменталь­ный труд " Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации" — в 1919 г. Обе работы потом неоднократно пере­издавались.

Чаянов исходил из того, что семейно-трудовое крестьян­ское хозяйство представляет собой сложную экономическую единицу, которую нельзя разрушать вмешательством извне. Только в собственном хозяйстве крестьянин работает с полной отдачей, высокопроизводительно. Поэтому кооперирование в деревне должно развиваться путем постепенного " отщепле­ния" от крестьянских хозяйств отдельных функций и операций (по снабжению, сбыту, переработке, кредитованию и т. д.), обоб­ществление которых в кооперативных формах обеспечивает наибольший экономический эффект. А то, что лучше органи­зуется в крестьянском индивидуальном хозяйстве, коопериро­вать не следует.

Сохраняя свои индивидуальные хозяйства в качестве про­изводственных ячеек, крестьяне на основе личной заинтересо­ванности создают снабженческие, сбытовые, перерабатываю­щие и прочие кооперативы, а союзы (центры) этих кооперативов устанавливают экономические связи крестьянских хозяйств с городскими промышленными, торговыми предприятиями, бан­ками и даже с зарубежными фирмами, закупающими сельско­хозяйственные товары.

В результате уже частичное кооперирование ведет к глу­боким организационным и технологическим изменениям в аг­рарном производстве. Например, даже только кооперативный сбыт молока ведет к созданию кооперативного сыроваренно­го или маслодельного предприятия; приносимая этим выгода рождает у крестьян желание увеличить надои молока; этим стимулируется приобретение коров высокоудойной породы и увеличение стада; параллельно крестьяне улучшают уход за своим скотом, внедряют травосеяние и т. д. и т. п. Все это спо­собствует подъему индивидуальных крестьянских хозяйств. Одновременно развивается внутрикооперативная демократия и повышается кооперативная сознательность крестьянства и его культура, в деревне складывается кооперативный аппарат, основанный на местной самодеятельности и более совершен­ный по сравнению с государственными предприятиями. В ко­нечном счете, ускоряется развитие сельского хозяйства страны в целом.

К середине 20-х годов Чаянов пришел к идее кооператив­ной коллективизации, или самоколлективизации, т. е. строго добровольного кооперирования, отрицающего командные ме­тоды в аграрной экономике. Однако научные идеи Чаянова в нашей стране в те годы были признаны вредными и преданы забвению. Сам выдающийся ученый был объявлен идеологом кулачества и необоснованно репрессирован.

Против форсированной коллективизации по директивам властей, за развитие самодеятельной кооперации различных видов и форм выступал не только Чаянов; за такой курс вы­ступали и отдельные деятели правящей партии, как, напри­мер, Николай Бухарин (1888-1938), и государства, например, Алексей Рыков (1881-1938). Но их судьба была также трагич­на — они тоже были расстреляны.

После тотальной коллективизации крестьянских хо­зяйств исследования кооперативных проблем почти пре­кратились. Лишь в конце 1980-х годов, незадолго до распа­да Советского Союза, эти проблемы вновь привлекли к себе внимание ученых и практиков. Именно тогда была выдвину­та концепция кооперативной формы предпринимательства. Наиболее ярким представителем этого направления коопе­ративной мысли был экономист-аграрник академик Влади­мир Тихонов (1927-1994), один из разработчиков Закона о кооперации в СССР 1988 г.

В своей книге " Кооперация: за и против" (1991) и других работах он вскрыл причины и механизм деформации коопе­ративов в условиях государственного социализма и в числе первых выдвинул задачу формирования в стране саморегу­лирующегося кооперативного сектора экономики. Тихонов писал, что для этого надо дать простор кооперативному пред­принимательству. Кооперативное производство он определил как типичную форму свободного предпринимательства, а коо­ператора — как свободного товаропроизводителя. Необходимо развивать кооперацию и в сфере услуг, и в промышленности, и особенно в сельском хозяйстве. Тихонов считал, что нужны небольшие сельскохозяйственные, крестьянские кооперати­вы, которые значительно более эффективны, чем любой колхоз или совхоз.

Предпосылками развития кооперативного предприни­мательства и создания конкурентоспособного кооперативно­го сектора, по мнению Тихонова, являются рыночная эконо­мика, строгое соблюдение Закона о кооперации, отношения сотрудничества между государством и кооперацией, когда первое выступает в роли заказчика, а вторая — подрядчика. Тихонову принадлежит идея расширения кооперативного сектора за счет превращения государственных предприятий в народные, хозяевами которых могли бы быть трудовые коллективы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал