Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование Московского союза потребительских обществ
Последнее десятилетие XIX века в России ознаменовалось экономическим подъемом. Наметился бурный рост промышленности, быстро развивались железнодорожное строительство, банковское дело, торговля. Торговый капитал все глубже проникал в сельское хозяйство, где расширялось производство зерна, молока, другой продукции на продажу. При этом часть крестьян страдала от малоземелья, недоедала, случались и неурожайные, голодные годы. Реальными хозяевами мелких деревенских рынков были местные торговцы, трактирщики и скупщики, наживавшие себе целые состояния. Возросли потребности городского населения в покупных продуктах питания и других товарах, сельских жителей — в фабрично-заводских изделиях. В таких условиях несколько ускорилось развитие кооперативного движения. Именно в 90-х годах стали возникать новые виды кооперативов: еще редкие земледельческие артели (на Урале, в Поволжье) и многочисленные маслодельные артели (в Западной Сибири). Росла сеть кредитных и потребительских кооперативов. В России теперь ежегодно создавалось до 50 и более потребительских обществ. Изменился социальный состав пайщиков: усилился приток в кооперацию крестьян, рабочих и других наименее обеспеченных слоев населения, весьма заинтересованных в хозяйственном успехе своих обществ. Сокращалась доля ликвидированных обществ потребителей. Появились и практично организованные, крепкие, деятельные кооперативы. Эти первые успехи потребительской кооперации являлись очень скромными. В России пока не было ни примерного (образцового) устава потребительского общества, ни кооперативного союза, ни специального закона о кооперации1. Их отсутствие тормозило кооперативное движение, выражало его внутреннюю слабость. Российские кооператоры еще в 1870 г. предлагали созвать съезд для организации союза потребительских обществ и их совместных закупок, но съезд не был разрешен властями. Опубликованный в 1875 г. проект образцового устава для потребительских обществ также не был утвержден. Всякого рода кооперативы устраивали правительство лишь как хозяйственные предприятия; кооперативы, а тем более их союз, как общественные организации не внушали правительству политического доверия; власти усматривали в них опасность для государственных устоев. Поэтому потребовалось еще более четверти века для того, чтобы идеи союза потребительских обществ и образцового устава в России зазвучали достаточно громко и были, наконец, осуществлены. Летом 1896г. в г. Нижнем Новгороде одновременно проходили известная торгово-промышленная ярмарка, крупнейшая промышленная и художественная выставка и Всероссийский торгово-промышленный съезд. Кооператорам удалось получить разрешение от властей собраться в составе IV отдела этого съезда. Кооператоры из разных концов России и в прежние годы съезжались на Нижегородскую ярмарку за товарами, но их деловые встречи не являлись собранием или съездом. В 1896 г. инициатива созыва совещания исходила от Петербургского отделения Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах. И IV отдел стал как бы самостоятельным съездом представителей потребительских и некоторых других кооперативов. В работе съезда участвовали кооператоры из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Твери, Оренбурга, Орла, Тобольска, Уфы и других городов — всего представители 28 потребительских обществ и 5 других кооперативных организаций. Некоторые участники съезда (например, Владимир Анофриев, Николай Гибнер, Владимир Зельгейм, Александр Штанге) впоследствии зарекомендовали себя как крупные деятели российского кооперативного движения. Съезд кооператоров работал в период с 4 по 17 августа. Председательствовал на заседаниях съезда представитель Петербургского отделения Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах Петр Исаков. Съезд состоял из трех комиссий, первая из которых была образована специально для обсуждения проекта Положения о союзах учреждений мелкого кредита, обществ потребителей и промышленных товариществ и о съездах их представителей. В проект Положения о союзах участники внесли ряд поправок и признали необходимым дополнить документ пожеланием о придании союзу характера юридического лица, взаимной ответственности его членов, о праве союза приобретать недвижимое имущество, заключать займы и принимать вклады. Хотя решение об организации союза съезд не принял, он высказал достаточно четкую мысль о целесообразности создания единого центрального учреждения или, говоря по-другому, центра потребительской кооперации. Нужен был союз, который занимался бы как организационно-кооперативной работой, так и торгово-закупочной деятельностью, содействуя потребительским обществам в достижении стоящих перед ними задач. Продуктивным было обсуждение на съезде проекта нормального (примерного, образцового) устава потребительского общества, более прогрессивного по сравнению со сложившимися к тому времени уставами действующих потребительских обществ. Проект нормального устава предусматривал: внесение сразу или по частям относительно невысокого 10-рублевого пая; возможность иметь несколько паев любым членом общества по решению общего собрания; равноправие членов, внесших не менее 10 руб., с теми, кто внес более значительные паевые взносы; распределение на паи не более 10% прибыли; зачисление еще 10% прибыли в запасный капитал общества; распределение остальной прибыли между пайщиками пропорционально стоимости сделанных каждым из них закупок в лавках потребительского общества. Разрешалась продажа товаров членам общества и нечленам за наличные деньги, а членам и в кредит. Дозволялось при потребительском обществе иметь учреждения и предприятия, заботящиеся об улучшении материальных и нравственных условий жизни его участников. Членство было открытым для граждан всех сословий без различия пола, а также для юридических лиц. Управлялось общество общим собранием и правлением. Для контроля за соблюдением устава, подготовки заключения об отчете правления и рассмотрения жалоб на его действия избиралась ревизионная комиссия, которую иногда называли советом или наблюдательным комитетом. Проект нормального устава Нижегородским съездом был принят, а 13 мая 1897г. по ходатайству кооператоров его утвердило Министерство внутренних дел. Если раньше существовала сложная процедура утверждения устава каждого вновь организуемого кооператива в МВД, то отныне данная функция была возложена на губернаторов и градоначальников. Это облегчало создание новых потребительских обществ. Сам нормальный устав имел силу закона. Съезд одобрил также создание при Петербургском отделении Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах Постоянной комиссии по делам потребительских обществ. Позднее Постоянная комиссия была преобразована в III отдел Комитета по потребительским обществам. Постоянная комиссия проводила полезную для роста потребительской кооперации работу. Необходимость в этой комиссии отпала спустя 10-15 лет, когда многогранную организационную деятельность развернул Московский союз потребительских обществ. Оттолкнувшись, что называется, от идеи нижегородского съезда, в октябре 1896 г. два московских кооператива — общество потребителей " Взаимная польза" и Экономическое общество офицеров — выступили главными инициаторами и основателями союза. Ими было создано особое подготовительное бюро, а оно упомянутое выше Положение о союзе различных видов кооперативов переработало в более конкретное Положение о Московском союзе потребительских обществ (МСПО). Это был его Устав. В нем прежде всего была определена цель союза - содействие установлению и развитию постоянных сношений между потребительскими обществами и организация совместной деятельности тех обществ, которые по своим торговым интересам связаны с Московским промышленным районом, чем имелось в виду дать возможность этим обществам наивыгоднейшим образом осуществить задачи, указанные в их уставах. Положение, направленное от имени учредителей союза в МВД, было там утверждено 16 июня 1898 г. К этому времени в стране действовали 90 городских всесословных потребительских обществ, 91 - фабрично-заводское, 56 - сельских, 13 - обществ чиновников и служащих, 23 - железнодорожных, 23 - офицерских, а всего 307. Из них 18 потребительских обществ явились членами-учредителями МСПО: 5 потребительских обществ находились в Москве и Московской губернии, 3 - на Урале, 2 - в Нижегородской губернии, по одному - в Твери, Уфе, Тверской, Владимирской и Тамбовской губерниях, остальные три — на Украине, в Туркестане, Закавказье. Состав учредителей показывает, что союз с самого начала создавался как объединение всероссийское. Учредительное собрание уполномоченных МСПО состоялось 23-24 октября (5-6 ноября по новому стилю) 1898 г. Оно рассмотрело заявления обществ потребителей о вступлении в МСПО и приняло по ним положительное решение; избрало Бюро, т. е. правление из 5 членов и 5 кандидатов; решило организовать совместные закупки товаров для обществ - членов союза и нечленов; определило хозяйственный год с 1 ноября по 31 октября; утвердило годовую смету МСПО; заслушало доклад об Английском обществе оптовых закупок; избрало ревизионную комиссию из 3 человек. Председателем Бюро МСПО стал популярный московский кооператор и военный юрист полковник Николай Гибнер, а председателем ревизионной комиссии — тоже кооператор, крупный специалист в области финансов профессор Московского университета Иван Озеров (1869-1942). Оба они работали в МСПО безвозмездно, на общественных началах. В состав Бюро вошли также участники Нижегородского съезда — известные кооператоры, яркие общественники Владимир Анофриев, Сергей Каблуков и др. В соответствии с Положением (Уставом) МСПО собрания уполномоченных созывались ежегодно, а при необходимости даже дважды и трижды в год. В дооктябрьский период всего состоялось 32 собрания уполномоченных союза. МСПО официально был союзом губернским, Московским, но фактически все больше превращался во всероссийский центр потребительской кооперации. В отличие от западноевропейских стран, в которых создавались два национальных центра кооперации, т. е. общество оптовых закупок и кооперативный союз, в России было найдено более удачное решение вопроса о круге деятельности союза: МСПО стал выполнять одновременно функции двух центров — хозяйственного и организационного. Кооперативные круги столицы предприняли попытку создать в России, подражая Западу, два параллельных центра кооперативного движения потребителей — отдельно хозяйственного и отдельно организационного. В начале XX века в Петербурге возникло Кооперативное общество оптовых операций (КООО), претендовавшее на роль хозяйственного центра, но оно просуществовало только до 1913 г. и ликвидировалось. Не смогла подняться до уровня идейно-организационного центра кооперации и Постоянная комиссия по делам потребительских обществ, существовавшая в Петербурге еще с конца 1896 г. Московскому союзу, между тем, сопутствовал успех. Правда, в первые годы существования МСПО объем его хозяйственной деятельности был ограничен, так как его паевой капитал составлял небольшую сумму, торговые фирмы коммерческим кредитом тоже не баловали, на какую-либо финансовую, материальную, иную помощь правительства союз не мог даже рассчитывать. Поэтому первоначально МСПО не мог вести оптовую торговлю за твердый счет, и вынужден был осуществлять только комиссионно-посреднические операции, сводя потребительские общества с торговыми фирмами Москвы. Союз стремился к организации собственной оптовой торговли с целью снабжения потребительских обществ дешевыми товарами. В 1901 г. он впервые совершил крупную оптовую торговую операцию — закупил 100 тыс. пудов сахара и другие товары для своих обществ. Однако и это были лишь комиссионные операции, а не собственный складской оборот. Свои складские оптовые операции союз смог начать только в 1907 г. В качестве оптовика-посредника он выступает на нижегородских ярмарках организатором совместных закупок потребительских обществ. Часть прибыли МСПО от торгово-складских операций распределялась между своими обществами пропорционально сделанным ими в союзе закупкам. Потребительские общества - члены МСПО вносили союзу вступительный взнос в сумме 50 руб., в качестве пая 3% своего паевого капитала и еще не менее одного паевого взноса в 50 руб. А число членов росло: в 1899 г. их было 36, в 1903 г. - 126, в 1905 г.- 142 общества, которые объединяли свыше 65 тыс. индивидуальных пайщиков. Собственный паевой капитал союза в 1898 г. составлял 0, 8 тыс. руб., в 1900 г. - 5, 2 и в 1905 г. - 17, 7 тыс. руб. Увеличивался оборот союза. В 1898 г. он едва превысил 31 тыс. руб., в 1900 г. равнялся 109, 3 и в 1905 г. составил 290, 8 тыс. руб. Союз в то время объединял лишь небольшую часть существовавших в стране потребительских обществ. Кооперативное хозяйство развивалось по законам рыночной экономики. МСПО, в деятельности которого торгово-закупочные операции стояли на первом месте, гибко взаимодействовал с остальными участниками рынка, сотрудничая и соперничая с ними одновременно. Он мог совершать оптовые закупки товаров непосредственно у предприятий легкой и пищевой промышленности и крупных оптовых фирм на условиях, коммерчески выгодных для него самого и его членов-обществ. МСПО был создан благодаря величайшим усилиям целой плеяды российских кооператоров. Он явился результатом длительного внутреннего развития потребительской кооперации и началом ее вступления в качественно новую фазу. Разрозненность действий потребительских обществ мало-помалу уступала место соединению их сил. МСПО был кооперативным союзом-первенцем; позже возникли сотни местных союзов. Все они вместе придали кооперативному движению России необходимую устойчивость и силу.
|