Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребительская кооперация после революции в октябре 1917 г. Начало повторного огосударствления кооперации
В октябре 1917 г. под руководством партии большевиков в России была осуществлена революция (переворот). Началась национализация земли, крупной промышленности, банков, оптовой торговли. Делать первые шаги новой власти приходилось в трудных условиях разрухи экономики. По-прежнему обесценивались деньги, в городах катастрофически не хватало хлеба и других продуктов питания. В этой обстановке был образован Народный комиссариат продовольствия (Наркомпрод). Что касается осуществления государственной монополии на хлеб, ткани, керосин и другие товары, то она явилась продолжением политики Временного правительства; политику большевистского правительства принципиально отличал главным образом классовый подход к снабжению населения. Введение строгого учета и контроля за производством и распределением продуктов и товаров являлось одной из очередных задач советской власти. Собственного аппарата распределения государство не имело, так называемые советские лавки только начали создаваться, на частнокапиталистическую торговую сеть большевики не рассчитывали. Поэтому для налаживания снабжения населения они решили использовать уже существующий разветвленный аппарат потребительской кооперации. Однако кооперативы объединяли далеко не все население и обслуживали преимущественно своих членов. Советское правительство поставило задачу преобразовать кооперативный аппарат и использовать его в интересах удержания власти и " строительства социализма". При этом новоявленная диктатура обнаружила стремление отбросить самодеятельную сущность кооперации и игнорировала ее демократические принципы. Ленин в самом конце 1917 г. написал " Проект декрета о потребительных коммунах". Проект предусматривал принудительное объединение всего населения страны в потребительско-производственные коммуны, создаваемые на основе национализации существующих потребительских обществ. Кроме распределения предметов потребления, на коммуны предполагалось возложить функции по обслуживанию производства, контроля над участием населения в труде и т. д. Ленинский проект был детализирован Наркомпродом, опубликован в печати и вызвал бурную кампанию протеста прежде всего " старых" кооператоров, т.е. тех, кто отстаивал независимость и самобытность кооперации. Проект неоднократно обсуждался советскими органами с участием представителей потребительской кооперации. Деятели рабочей кооперации стали склоняться к мысли о необходимости принятия декрета, а идеологи и практические работники общегражданской потребительской кооперации упорно выступали за незыблемость кооперативных принципов: независимость кооперации, добровольность членства, обслуживание прежде всего пайщиков и т. п. С весны 1918 г. Лениным вынашивалась концепция " единого кооператива", заимствованная у германского и австрийского социал-демократа Карла Каутского (1854-1938). Будущее новое общество виделось им обоим как один большой кооператив. Однако в такой модели государственного " кооператива" было мало подлинно кооперативного. Следует отметить, что многие кооперативные лидеры в центре и на местах не приняли октябрьский переворот. Этот переворот привел к дестабилизации кооперативного движения, и кооператоры не спешили сотрудничать с советской властью. Всероссийский кооперативный съезд в Москве (февраль 1918 г.) отверг проект декрета о потребительских коммунах. На II Всероссийском съезде рабочей кооперации (спустя два месяца) выявилось три течения: одни из делегатов от потребительских обществ отрицали всякое соглашение кооперации с советской властью, другие были безоговорочно за проект декрета, а третьи считали возможным сотрудничать с новой властью на определенных условиях. О накале страстей на съезде свидетельствует выступление одного из его участников кооператора Нила Фомина (1891-1919). Отвергая идею соглашения кооперации с советской властью, он, в частности, заявил: " Я все-таки думаю, товарищи, что не вечно же мы будем жить при " социализме". Бог даст, " социализм" кончится, народные комиссары уйдут, а кооперация останется, и мы будем встречаться с рабочей массой. Пусть народные комиссары уходят..." Тем не менее, наметившийся среди делегатов раскол способствовал тому, что большинством голосов съезд высказался за принятие декрета с рядом поправок. 10 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил декрет " О потребительских кооперативных организациях". В соответствии с декретом кооперативные общества должны были обслуживать и пайщиков, и не пайщиков — все население района своей деятельности; на кооперацию возлагалась обязанность быстрейшего кооперирования всех трудящихся, причем для беднейших слоев городского и сельского населения устанавливались меры материального облегчения вступления в кооперативы; на каждом территориальном участке впредь разрешалось иметь не более двух кооперативов (один — для обслуживания рабочих и членов их семей и один - для обслуживания остальных граждан); кооперация должна была заниматься распределением продуктов по указаниям советских органов, могла проводить заготовки продуктов и развивать производство товаров; кооперативным организациям предоставлялись налоговые и иные льготы от государства; члены потребительских обществ могли получать обратно от своих кооперативов 5% суммы своего забора; владельцы частнокапиталистических предприятий не допускались в состав правлений потребительских обществ. Для надзора над деятельностью потребительской кооперации были созданы кооперативный отдел в Наркомпроде и такой же отдел в Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ). Стало практиковаться проведение ревизий потребительских обществ государственными органами. Декрет носил компромиссный характер. Проект декрета первоначально предусматривал такие меры, как вовлечение в кооперативы всех граждан на основе бесплатности членства, объединение всего населения данной местности только в одном потребительском обществе, исключение из руководящих органов кооперации всех нетрудовых элементов. В ходе обсуждения проекта с участием представителей кооперации эти пункты были значительно ослаблены. Но и представители кооперации вынуждены были сделать ряд уступок принципиального характера. Устанавливался правительственный контроль над потребительской кооперацией, навязывался чисто административный метод укрупнения кооперативных обществ, вместо интересов пайщиков на первый план были выдвинуты государственные задачи. Поэтому некоторая часть кооперативных деятелей справедливо восприняла декрет, как начало разрушения сложившейся потребительской кооперации, отход от ее известных основополагающих принципов. Вместе с тем декрет гарантировал продолжение хозяйственной деятельности потребительской кооперации. В течение всего 1918 г. в стране, даже, несмотря на начавшуюся летом гражданскую войну, создаются новые потребительские общества и союзы, в результате их общее количество даже увеличилось. А вот в столичных и губернских городах в соответствии с декретом от 10 апреля шел процесс объединения и укрупнения кооперативов. Так, если раньше в Москве существовало свыше ста потребительских обществ, то после их слияния к осени осталось два: общегражданское общество " Кооперация", имевшее 230 тыс. членов, 122 магазина, 10 хлебопекарен, и Московский центральный рабочий кооператив, который объединял 150 тыс. членов, имел 175 магазинов, 16 пекарен, огородное хозяйство, рыбные промыслы на Каспии, 8 рабочих клубов, сеть библиотек и издавал свой художественно-публицистический журнал " Рабочий мир". Еще до начала мировой войны российские кооператоры наметили организацию кооперативного института как образовательного и научного центра. В ряде городов проводились кооперативные курсы. В Москве уже давно действовала кооперативная школа. И вот осенью 1918 г. здесь открывается Всероссийский кооперативный институт — вуз всех видов кооперации страны. Несколько раньше небольшой кооперативный институт был открыт в Петрограде. В Киеве и Саратове подготовкой кадров занимались кооперативные институты областного значения. В сентябре 1918 г. был принят новый устав Всероссийского центрального союза потребительских обществ (Центросоюза России). Кооперативный отдел ВСНХ утвердил устав 16 декабря того же года. Теперь Центросоюз объединял свыше 300 наиболее крупных кооперативных союзов. Связи Центросоюза со многими из них в тот период были затруднены не только общей разрухой в стране, плохой работой транспорта, но и гражданской войной. Важнейшее значение имела хозяйственная деятельность потребительской кооперации. Городское население через потребительские общества обеспечивалось классовым пайком, который был дифференцирован в зависимости от социального положения снабжаемых. Сельские жители снабжались в порядке обмена фабрично-заводских изделий на сельскохозяйственные продукты. По оценкам историка Якова Кистанова (1900-1979), товарооборот потребительской кооперации в 1918 г. выразился в 1 млрд. довоенных рублей, или составил 40% к общему обороту страны по товарам ассортимента, реализуемого потребительской кооперацией. Только в 32 губерниях европейской части страны, которые ныне входят в состав Российской Федерации, кооперация имела 225 оптовых складов и 30 186 торговых лавок. Членами кооперативных обществ состояли 11, 2 млн. человек, а обслуживала кооперация 58, 9 млн. человек при общей численности населения порядка 73 млн. человек. Ясно, что об удовлетворении всех потребностей населения в товарах речи быть не могло, так как остро не хватало товарных ресурсов. Поэтому Центросоюз и местные союзы создавали собственные производственные предприятия по выработке мыла, макаронных и кондитерских изделий, масла, обуви, обозных товаров, колесной мази и т. д. Центросоюз вел заготовки крупных партий чая, соли, рыбы и других продуктов. Декрет от 10 апреля 1918 г. не выполнялся в обширных районах, находящихся в руках антибольшевистских правительств, и не полностью выполнялся в остальных губерниях. Кооперативные средства кое-где использовались для поддержки антисоветских выступлений. Эти действия кооперативных руководителей большевики на местах отождествляли с деятельностью самого аппарата кооперации. В некоторых районах страны советы стали закрывать, национализировать кооперативы. А это пока не входило в планы центральной советской власти. Совнаркому пришлось потребовать от местных советских органов открыть все ранее закрытые потребительские общества, и после восстановления не чинить препятствия их законной деятельности. Однако это вовсе не означало, что новая власть стала защитницей кооперации или хотя бы оставила ее в покое. В декабре 1918 г. декретом Совнаркома вопреки протестам кооператоров был окончательно национализирован кооперативный Московский народный банк; отныне он превращается в кооперативный отдел государственного Народного банка РСФСР. Правительство предпринимает шаги к отказу от компромисса, ранее достигнутого между потребительской кооперацией и советской властью. Председатель правительства Ленин усиленно " разоблачает" так называемую буржуазность кооперации, ошибочно отождествляя " буржуазность" с самобытностью кооперации, т.е. органически присущим ей своеобразием. А ведь если бы потребительские общества лишились своей самобытности, они перестали бы быть кооперативами. Советское государство, оказавшееся в кольце фронтов гражданской войны, с конца 1918г. начало осуществлять чрезвычайные меры, получившие название политики " военного коммунизма". Одной из таких мер стала принудительная продовольственная разверстка, заключавшаяся в обязательной сдаче крестьянами государству всех излишков продуктов, а на деле и части самого необходимого минимума на питание их семей. От национализации крупных предприятий власть перешла также к национализации средних и мелких. Значительная часть промышленных предприятий Центросоюза тоже подверглась национализации. Частная торговля была запрещена (сохранился нелегальный, " черный" рынок). В централизованном распределении продуктов среди населения объективно повышалась роль потребительской кооперации. Коммунистическая партия и советская власть предприняли попытку овладеть аппаратом потребительской кооперации, завоевать прежде всего правление Центросоюза, использовав для этого рабочую ветвь потребительской кооперации. На собрании уполномоченных Центросоюза (январь 1919г.) представители рабочей кооперации выдвинули требование о предоставлении им 2/3 мест в правлении Центросоюза (хотя из 387 делегатов на собрании лишь 30 являлись представителями рабочей кооперации). Требование не было выполнено: рабочей кооперации предоставлялось 7 из 15 мест. Делегаты от рабочей кооперации демонстративно покинули помещение, где проходило собрание. И тогда издается декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 марта 1919 г. " О потребительских коммунах" 1, в выработке текста которого участвовали и деятели рабочей кооперации, сыгравшие роль своего рода штрейкбрехеров. Согласно этому декрету потребительская кооперация должна была перестраиваться с учетом условий " военного коммунизма". Суть этой перестройки заключалась в следующем: все потребительские общества в городах и волостях сливались в один кооператив — ЕПО (единое рабоче-крестьянское потребительское общество); каждый гражданин был обязан стать членом местного кооператива и приписаться к одной из его лавок; вступительные и паевые взносы отменялись; свои операции потребительской кооперации (кроме сельской сети) разрешалось осуществлять в порядке государственного финансирования; ЕПО объединялись в губернские союзы (губсоюзы), которые должны были входить в состав Центросоюза; сохранялись выборные органы потребительской кооперации, но все ее звенья подчинялись Наркомпроду, представители которого, комиссары, вводились в правления союзов потребительских обществ с правом вето (запрета, отмены) в отношении решений кооперативных органов, противоречащих директивам советского правительства; внутри системы потребительской кооперации рабочей кооперации предоставлялась самостоятельность на правах автономных секций Центросоюза и губсоюзов. Типовой устав ЕПО, составленный на основе этого декрета, так определял цель потребительского общества: " Общество имеет непосредственной задачей снабжение населения продуктами и предметами первой необходимости, осуществляя путем самодеятельности, сотрудничества и взаимопомощи его членов социалистические начала общежития". Главным делом ЕПО было нормированное распределение. В июне 1919 г. единым потребительским обществам была передана вся сеть как советских, так и частных торговых лавок. В декрете и уставе полностью игнорировались такие фундаментальные принципы, как добровольное членство граждан в кооперативе, материальное участие членов, добровольное вступление кооператива в союз и возможность его свободного выхода из союза. Резко сузилась внутренняя самостоятельность потребительской кооперации. Кооперативная самодеятельность и самоуправление подверглись значительному ограничению. По существу же произошло частичное огосударствление потребительской кооперации: из общественно-хозяйственной системы она была превращена в технический аппарат государственных продовольственных органов. На основе декрета выстраивалась жестко централизованная сверху донизу система полугосударственной потребительской кооперации, соответствующая складывающейся в стране военно-коммунистической административной системе в целом. В отношении кооперации, действующей ненасильственными методами, были применены насильственные меры " реорганизации". Не в соответствии с демократическими нормами, а чрезвычайными методами был решен правительством и вопрос об овладении правлением Центросоюза, т. е. выведении из его состава лиц, чуждых советской власти, и введении туда коммунистов. В то время пять членов правления Центросоюза находились за границей и в деловых поездках. 3 апреля 1919 г. Совнарком принял постановление о реорганизации правления Центросоюза. Так было создано временное правление Центросоюза, в которое наряду со старыми правомочными членами правления (фактически их оставалось 3) вводились 4 представителя рабочей кооперации и 3 персонально назначенных представителя правительства. 27 июня Совнарком ввел в правление дополнительно еще трех своих представителей. Все вновь назначенные члены правления были коммунисты, некоторые имели опыт работы в кооперации. Один из них, Андрей Лежава (1870-1937), 23 декабря стал первым коммунистом-председателем временного правления Центросоюза. Оставленные в составе временного правления Центросоюза три " старых" кооператора, в том числе бывший председатель правления, честный многоопытный кооперативный деятель Дмитрий Коробов (1872-?), спустя несколько месяцев были арестованы органами ВЧК по ложному обвинению в контрреволюционных действиях. По докладу главного чекиста Феликса Дзержинского (1877-1926) Совнарком уже в день ареста отстранил их от исполнения служебных обязанностей. Находящихся за границей законно избранных членов правления Центросоюза правительство также отстранило заочно от исполнения своих обязанностей. В течение 1920 г. принимались меры для объединения (административным путем) вокруг потребительской кооперации и остальных видов кооперации: кредитной, сельскохозяйственной и промысловой. Это была политика, направленная на роспуск пока еще самостоятельных центров последних двух видов кооперации путем их механического слияния с Центросоюзом, подчиненным государству. Одновременно Совнарком ликвидировал активно действующий в интересах кооперации совет Всероссийских кооперативных съездов. Этот орган, являвшийся демократическим общекооперативным центром страны, был заменен опять-таки государственным органом — Главным комитетом по кооперативным делам при Наркомпроде. Так в отношении общественно-хозяйственных организаций и их руководителей была применена грубая сила, выдаваемая за диктатуру пролетариата. Отношения между кооперативными органами и большевистской властью после октябрьского переворота 1917 г. по уже известным причинам были чрезвычайно сложными. Руководители российской кооперации заняли по отношению к новой власти почти враждебную позицию. В Сибири кооператоры деятельно работали над свержением советской власти в 1918 г. и позднее помогали правительству адмирала Александра Колчака (1874-1920). На Юге России путем закупок хлеба для снабжения Добровольческой армии, Донской и Кубанской казачьих армий кооператоры помогали правительству генерала Антона Деникина (1879-1947). Руководители кооперативных организаций обширных районов, занятых белыми армиями, " входили наряду с царскими генералами в состав различных белогвардейских правительств. О дружной, совместной работе с Советской властью они и не думали. Они глубоко ненавидели революцию и созданную ею Советскую власть" 1. Это была, во-первых, ответная реакция кооператоров на разрушительные действия большевиков, которые игнорировали принципы кооперации и ее культуру, конфисковывали имущество ее организаций, смещали выборных руководителей и т. д. Во-вторых, занятая кооператорами позиция логически диктовалась самой сущностью кооперации, ее стремлением решать социально-экономические проблемы ненасильственными средствами, ее приверженностью к подлинно демократическим ценностям. В-третьих, основная масса членов — а это были преимущественно крестьяне — всегда колебалась между " белыми" и " красными", и эта масса зачастую не придерживалась строгой партийной политики, рассматривая свои кооперативные общества как хозяйственные организации, призванные давать прежде всего материальную выгоду. На территории, где власть удерживали советы, кооперативные общества и союзы могли действовать лишь строго в рамках, определенных для них правительственными декретами. В июле 1920 г. состоялось очередное собрание уполномоченных Центросоюза. Оно избрало постоянное правление, куда вошли только коммунисты. Это было 35-е со времени учреждения МСПО и 1-е при коммунистическом правлении Центросоюза собрание уполномоченных. В ходе выполнения декрета " О потребительских коммунах" возник хозяйственный центр рабочей кооперации — Центросекция, которая впоследствии слилась с Центросоюзом. ЕПО стали многолавочными: каждое общество имело несколько магазинов, лавок и других распределительных пунктов. Нередко из-за нехватки помещений таким пунктом служила чья-либо квартира. Тогда же в некоторых городах возникли так называемые домовые кооперативы. В столице путем объединения Московского центрального рабочего кооператива, потребительского общества " Кооперация" и государственных продорганов была создана Московская потребительская коммуна. Такие же коммуны в период " военного коммунизма" существовали еще в Петрограде и Екатеринбурге. Всего к концу 1920 г. в стране насчитывалось 99 губернских союзов потребительских обществ с 700 районными отделениями, число обществ в процессе их слияния сократилось до 25 тыс. В центральных районах страны членами ЕПО состояло почти все население; но на окраинах не была завершена даже формальная приписка населения к ЕПО. Важнейшим направлением деятельности потребительской кооперации в условиях " военного коммунизма" было распределение предметов потребления под контролем государства. Но нормы, установленные государственными органами, были мизерными. Это видно на примере Казанского ЕПО, охватившего 200 тыс. горожан. В ноябре 1919 г. здесь каждому жителю выдавали 25 г кофе, 100 г варенья и одну коробку спичек; пшено, сахар и мыло полагались только детям; тяжелобольным отпускалось 300 г муки, 7 яиц и 100 г сахара в неделю; полагалась одна шапка на 5-10 мужчин и один платок на 4-8 женщин, причем без права замены шапок на платки и наоборот. С весны 1920 г. стал выдаваться трудовой паек по принципу " кто не работает, тот не ест". В руках потребительской кооперации был сосредоточен практически весь легальный сбыт предметов потребления. Нормированное снабжение населения городов осуществлялось на основе карточной системы. В промышленных центрах кооперативы открывали столовые, организовывали подсобные сельскохозяйственные предприятия, повсеместно была налажена выработка разнообразных товаров. Снабжение крестьянского населения промышленными изделиями было поставлено в зависимость от выполнения продовольственной разверстки, но очень ограниченные ресурсы товаров не позволяли обеспечить ими даже бедняков и середняков. Исследователь кооперации профессор Леонид Файн писал, что многие потребительские лавки на селе из-за полного отсутствия товаров часто были закрыты. От отсутствия в продаже самых необходимых товаров (соли, спичек, керосина, мануфактуры, обуви, гвоздей, оконного стекла и т.п.) особенно страдало население районов военных действий и сельской глубинки.
Рис. 4. Организационное построение потребительской кооперации России в первой половине 1920 г.
Потребительская кооперация участвовала в заготовках сельскохозяйственных продуктов: в основном в порядке государственной продразверстки и лишь в незначительных количествах самостоятельно. Ценой реорганизаций 1918-1920 гг. явилось ослабление системы потребительской кооперации. Она лишилась реальной почвы, которой раньше служила для нее рыночная среда. Новая государственная бюрократия получила право вмешиваться во внутреннюю жизнь кооперации. ЕПО было лишено ряда черт кооператива. Перестал существовать такой источник собственных средств потребительских обществ, как паевые взносы. Формальные (на бумаге) члены ЕПО редко проявляли интерес к кооперативу, еще реже — общественную инициативу. В такой обстановке даже некоторые соратники Ленина стали открыто высказываться за ликвидацию кооперации за ее ненадобностью. Правда, было немало и таких, кто предлагал использовать ее в строительстве " светлого будущего". А сам Ленин, много занимавшийся кооперативными вопросами, весной 1921 г. открыто заявил, что " кооперация, которая у нас в состоянии чрезмерного задушения, нам нужна" 1.
|