Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование Российского союза потребительских обществ. Развитие потребительской кооперации страны






 

Большое значение для улучшения деятельности потре­бительской кооперации имели изменения в жизни общества, связанные с именем Никиты Хрущева (1894-1971) и вошед­шие в историю как " хрущевская оттепель". С одной сторо­ны, произошел отказ от некоторых недемократических край­ностей сохраняющейся командно-административной системы управления. Кратковременное потепление общественного кли­мата явилось результатом разоблачения сталинского культа личности и его страшных последствий. С другой стороны, были частично исправлены ошибочные теоретические установки о том, что товарное обращение несовместимо с перспективой пе­рехода от социализма к коммунизму.

В сентябре 1953 г. стали осуществляться мероприятия по подъему сельского хозяйства. Было положено начало восста­новлению принципа материальной заинтересованности колхо­зов и тружеников села в увеличении производства продуктов. Повышались заготовительные и закупочные цены на сельско­хозяйственную продукцию. Вскоре началось освоение целин­ных и залежных земель. Все это не замедлило благоприятно сказаться на работе потребительской кооперации как сельской торговой и заготовительной системы.

Такие же последствия для судеб потребительской коопе­рации имел некоторый поворот в политике государства, кото­рое отказалось от полного осуществления курса на форсиро­ванную замену торговли прямым продуктообменом.

В новой, изменившейся обстановке в системе потребитель­ской кооперации весной и летом 1954 г. прошли собрания пай­щиков, их уполномоченных и съезды. В ряде мест кооперато­ры поставили вопрос об образовании Союза потребительских обществ РСФСР. В то время на территории Российской Феде­рации 12 942 потребительских общества объединяли 16, 7 млн пайщиков (без рыбкоопов Автономной рыболовецкой секции).

Имелось 77 окружных, областных, краевых, республиканских и 2097 районных потребсоюзов. Потребительская кооперация РСФСР занимала самый большой удельный вес в потребитель­ской кооперации Советского Союза: 56, 9% во всем ее розничном товарообороте, 53, 5% — в заготовительном обороте, 60, 1%— в выпуске промышленной продукции.

Открывшийся 29 июня 1954 г. IV Всесоюзный съезд пот­ребительской кооперации наметил практические мероприятия по улучшению обслуживания сельского населения и колхозов, развитию хозяйственной деятельности и утверждению демок­ратических норм потребительской кооперации.

Съезд на своем утреннем заседании 3 июля единогласно принял также постановление об образовании Союза потреби­тельских обществ РСФСР. На него возлагалось руководство всей организационной, торговой, заготовительной и вообще хо­зяйственной и финансовой деятельностью потребительской ко­операции РСФСР, а также планирование, распределение и ре­ализация фондов товаров и материалов, предназначенных для организаций потребительской кооперации этой самой крупной республики.

6 июля 1954 г. состоялся I (учредительный) съезд потре­бительской кооперации РСФСР. Из 291 делегата, избранного на съездах потребительской кооперации областей, краев и ав­тономных республик РСФСР, присутствовали на учредитель­ном съезде 248. Съезд утвердил устав Союза потребительских обществ РСФСР (Роспотребсоюза) и избрал совет (из 90 членов и 20 кандидатов в члены), правление (из 11 человек), ревизион­ную комиссию (из 5 человек) Роспотребсоюза. Председателем правления Роспотребсоюза был избран Александр Любимов, председателем ревизионной комиссии — Василий Михаленков, оба кооператоры с солидным опытом работы в системе.

Выделение Роспотребсоюза из Центросоюза СССР и РСФСР означало восстановление исторической справедли­вости в отношении не только российской, но прежде всего рус­ской ветви потребительской кооперации, от которой вели свою родословную кооперативы других народов Советского Союза.

Восстановление центра потребительской кооперации РСФСР себя в дальнейшем полностью оправдало.

Конечно, жизнь кооперации в последующие годы не была беспроблемной. В 1958 г. правительство приняло до конца не продуманное решение о ликвидации промысловой кооперации. Потребительской кооперации тоже нанесли ущерб и задержа­ли ее развитие разного рода препятствия. Какие? В том же 1958 г. правительство повысило ставку подоходного налога с прибыли организаций потребительской кооперации с 25% сра­зу до 35%. И это при мизерной рентабельности кооперативной торговли. Уменьшение административным путем размеров личных подсобных хозяйств граждан отрицательно сказалось на заготовительной и торговой деятельности потребительской кооперации. Понесла она урон от укрупнения сельских райо­нов, которые затем были вновь разукрупнены.

Ущемлялись интересы потребительской кооперации и, следовательно, сельских жителей ведомственным монопо­лизмом. Так, главки Министерства торговли РСФСР до 1968 г. являлись основными поставщиками фондовых товаров, но ко­оперативным организациям государственные специализиро­ванные оптовые торговые базы товары поставляли зачастую не в полном объеме, не лучшего качества и с нарушением сроков поставок.

Государство возлагало на потребительскую кооперацию то одну, то другую не свойственную ей функцию, причем вы­полнение некоторых из них (например, заготовки ряда видов сельскохозяйственной продукции) оборачивалось для коопера­ции значительными убытками. На рубеже 70-х и 80-х годов, ко­торые обычно характеризуют как застойные, местные органы власти нередко сваливали на потребительские общества и их районные союзы " вину" за острый недостаток товаров в сель­ских магазинах, хотя истинная причина неудовлетворительно­го снабжения населения объяснялась постоянным отставанием легкой и пищевой промышленности.

Кооператоры сами тоже допускали в своей работе ошибки и промахи. Так, из-за слабого контроля со стороны работников потребительской кооперации в ее торговую сеть завозилось мно­го товаров низкого качества и устаревших фасонов, не пользу­ющихся спросом у населения. Нерасторопность отдельных ко­операторов приводила к перебоям в торговле товарами, отнюдь не являющимися дефицитными. Кооперация порой строила роскошные рестораны на автотрассах тогда, когда в сельской глубинке не хватало даже мелочных лавок. Нежизнеспособ­ными оказались народные магазины и ларьки без продавцов, открытые потребительской кооперацией в годы " развернутого строительства коммунизма". В то же время ускоренными тем­пами свертывалась сеть домовых лавок, и преждевременность этого курса была осознана лишь спустя много лет.

Тем не менее, в послесталинский период потребительская кооперация страны, даже сохраняя черты огосударствления, сделала заметный шаг вперед, особенно в увеличении объемов хозяйственной деятельности и развитии материально-техни­ческой базы.

В результате проведенных укрупнений потребительских обществ их общее число в СССР сократилось с 23 240 в 1953 г. до 6942 в 1985 г., что самым благоприятным образом отразилось на их хозяйственно-финансовой деятельности. Широко прак­тиковалось слияние всех сельпо района и создание райпо — районного потребительского общества, когда райпотребсоюз ликвидировался как лишнее звено. Численность пайщиков за указанный период возросла с 33 млн человек до 60 млн. В то время считался в основном завершенным процесс коопериро­вания взрослой части населения, обслуживаемого потреби­тельскими обществами.

Лучше стали соблюдаться уставы потребительских об­ществ и их союзов, особенно в части своевременного проведе­ния участковых собраний пайщиков, собраний их уполномо­ченных, съездов потребительской кооперации. Состоялись и съезды потребительской кооперации РСФСР: в 1958 г.— II, в 1962 г. — III, в 1966 г. — IV, в 1970 г. — V, в 1974 г. — VI, в 1979 г. — VII ив 1984 г. — VIII. В эти же годы были проведены очередные съезды потребительской кооперации СССР.

Внешне от съезда к съезду повторялись некие ритуальные, обрядовые действия. Это — появление в президиуме коопера­тивного съезда членов политбюро ЦК партии, приветственная речь перед делегатами секретаря центрального комитета или заместителя председателя правительства, чуть ли не клят­венные заверения заранее намеченных ораторов о решимости выполнить " задачи, поставленные партией и правительством". Внешняя форма съездов была приглаженной.

И в то же время съезды, несмотря на их заорганизованный характер, служили трибуной кооперативной общественнос­ти. На съездах кооператоры обменивались опытом работы. Хотя и с большой осторожностью, но делегаты с мест выска­зывали свои претензии к отдельным министерствам и ведомс­твам, " обижающим" потребительскую кооперацию, а значит — пайщиков, колхозников. Кооператоры решались на публичную критику и самокритику, вносили дельные предложения по со­вершенствованию работы, взаимно обогащались идеями.

Практически ни один из съездов не обходил самый ост­рый во все советские годы вопрос — вопрос о товаре, вернее о товарном дефиците. Государство устанавливало для потре­бительской кооперации план розничного товарооборота, не обеспеченный, как правило, товарным покрытием. Конечно, на съездах рассматривались и решались многие жизненно важ­ные вопросы текущей и будущей хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Кооператоры жили заботами своей страны.

Работники кооперации участвовали в осуществлении не­которых задач общегосударственного масштаба.

Одной из таких задач было освоение целинных и залеж­ных земель в Казахстане, Сибири, Оренбуржье, Поволжье и на Северном Кавказе. Подъем миллионов гектаров целины в 1954-1956 гг. явился главным звеном в увеличении производс­тва зерна. Потребительская кооперация эффективно содейс­твовала успеху этого всенародного дела.

Во-первых, в малообжитых местах кооператоры органи­зовали общественное питание, торговлю, оказание бытовых услуг. Сначала для этого использовались палатки, вагончики и походные кухни, а потом потребительская кооперация для об­служивания целинников построила свыше 10 тыс. предприятий торговли, 1000 предприятий питания и 1400 хлебопекарен, из­расходовав на эти цели огромные финансовые средства.

Во-вторых, Центросоюз выделял целевым назначением дополнительные фонды продовольственных и непродовольс­твенных товаров для реализации целинникам Казахстана и 14 республик, краев, областей РСФСР. В больших количествах завозились консервы, мясо, животное и растительное масло, рыба, кондитерские изделия, рабочая одежда, мебель и дру­гие товары, нужные новоселам. Естественно, здесь быстро росли не только урожаи, но и кооперативный розничный то­варооборот.

В-третьих, проводилась активная работа по вовлечению приехавших из разных районов страны целинников в ряды ко­операции. В результате в целинных совхозах возникли новые потребительские общества — совхозрабкоопы, объединяющие сельских механизаторов, других рабочих и служащих. Сами эти кооперативы, их магазины, столовые, пекарни тоже нуж­дались в квалифицированных кадрах.

Центросоюз направил в организации потребительской ко­операции районов освоения целины около 3000 руководящих работников и специалистов, в том числе 1700 молодых специа­листов, окончивших в 1954-1955 гг. кооперативные вузы и тех­никумы. В разгар целинной эпопеи в шести казахстанских об­ластях были открыты торгово-кооперативные школы с целью расширения подготовки кадров из местного населения, а в Но­восибирске открыл аудитории институт советской кооператив­ной торговли (ныне крупнейший на востоке страны Сибирский университет потребительской кооперации).

На V съезде потребительской кооперации СССР (1958 г.) было отмечено, что в организации торгового обслуживания целинников были допущены и недостатки, но " в целом коопе­раторы внесли свой вклад в это великое дело". Не случайно за образцовое торговое обслуживание участников освоения новых посевных площадей лучшие кооператоры были удостоены ме­дали " За освоение целинных земель".

Развитие торговли и общественного питания на селе ра­ботники потребительской кооперации рассматривали как свою первоочередную задачу.

В середине 1950-х годов сложились относительно бла­гоприятные условия для быстрого роста розничного товаро­оборота. С одной стороны, уже вскоре после смерти Сталина высокие властные инстанции официально признали необхо­димость сохранения торговли как основной формы распреде­ления предметов личного потребления между трудящимися и призвали покончить с пренебрежительным отношением к тор­говле и торговым работникам, создать вокруг них обстановку товарищеской поддержки и должного уважения. Так наме­тился некоторый поворот в общественном сознании мнения о государственной торговле и потребительской кооперации в желательном направлении. С другой стороны, объективны­ми предпосылками роста торговли стали известный подъем сельского хозяйства, снижение норм обязательных поставок государству колхозниками продукции животноводства и затем отмена этих поставок, введение государственного пенсионного обеспечения колхозников, внедрение ежемесячного аванси­рования их и переход к денежной оплате труда, увеличение товарных фондов, предложение населению новых товаров (изделий из вискозы, капрона и пластмассы, холодильников, телевизоров, магнитофонов, мотоциклов и т. п.).

В результате сельские жители стали лучше питаться, возрос спрос не только на одежду и обувь, но и на товары дли­тельного пользования. Деревня хорошо строилась, и поэтому кооператоры постоянно увеличивали продажу строительных материалов. Хотя предложение многих товаров хронически отставало от платежеспособного спроса населения, структу­ра товарооборота потребительской кооперации улучшалась, темпы его роста заметно ускорились. Вот некоторые факты: за 1954-1957 гг. розничный товарооборот системы в текущих ценах возрос на 82%; с 1952 по 1960 г. товарооборот государственной торговли увеличился в 2, 2 раза, а потребительской ко­операции — в 2, 9 раза; уже в середине 70-х годов кооператоры ежемесячно продавали столько товаров, сколько их было реа­лизовано за весь предвоенный год.

Динамику всего розничного товарооборота потребитель­ской кооперации в сложившихся ценах1 характеризуют следу­ющие данные (в млрд руб.):

  1953 г. 1965 г. 1975 г. 1985 г.
по СССР 11, 2 29, 9 61, 7 90, 4
в том числе по РСФСР 6, 4 15, 0 31, 0 43, 7

 

Общее количество предприятий розничной торговли в пот­ребительской кооперации превысило 360 тыс., а ее удельный вес в розничном товарообороте страны повысился до 28%. Сама торговля как основная отрасль кооперативной деятельности становилась разветвленной.

Вплоть до конца 50-х годов потребительская кооперация в возрастающих количествах продавала колхозам грузовые ав­томобили, авторезину и автоприцепы, дизельное и моторное топливо, каменный уголь, цемент, сепараторы, фляги и дру­гие товары, производственного и хозяйственного назначения.

В 1961 г. их реализация была передана специализированному государственному объединению " Союзсельхозтехника".

В 1953 г. потребительская кооперация развернула так на­зываемую комиссионную торговлю — продажу в городах и рабочих поселках сельскохозяйственных продуктов, принятых на комиссию от колхозов и колхозников. За короткий срок было создано 264 горкоопторга, они открыли 11 тыс. розничных пред­приятий. Эта кооперативная торговля была вызвана к жизни недостаточностью государственных ресурсов продовольствия. Впоследствии прием продуктов на комиссию был заменен за­купками их по ценам договоренности, что сделало эту торговлю по существу рыночной и очень перспективной. Сеть коопера­тивных магазинов типа " Сельхозпродукты" и " Дары приро­ды" в городской местности удвоилась, многократно возрос их товарооборот. Цены в этих магазинах, как правило, устанав­ливались выше цен государственных, но ниже цен колхозного рынка.

После длительного вынужденного перерыва потребитель­ская кооперация возобновила торговлю книгами: в 1957 г. она приняла от Министерства культуры сеть книжных магазинов, расположенных в сельской местности. Эта торговая сеть рас­ширялась за счет строительства новых книжных магазинов и открытия книжных отделов в кооперативных универмагах. К реализации печатных изданий на селе потребительские об­щества привлекали тысячи книгонош, местные библиотеки и школьные клубы " Юные друзья книги". Ежегодно через эту обширную сеть находили своего читателя сотни миллионов эк­земпляров книг. В середине 1980-х годов потребительская коо­перация продавала каждую шестую книгу в стране.

Удобной для некоторой части населения зарекомендовала себя посылочная торговля по индивидуальным заказам. Для ее развития в структуре Центросоюза было организовано особое управление —Главкооппосылторг. Еще более популярной была разрешенная правительством продажа непродовольственных товаров в кредит; магазины потребительской кооперации этот кредит пайщикам предоставляли на льготных условиях.

К собственно торговой деятельности примыкало оказание бытовых услуг. Им потребительская кооперация занималась всегда, но не специально, а лишь попутно: в 1958 г. она име­ла 4 тыс. мелких предприятий бытового обслуживания насе­ления. При ликвидации промысловой кооперации в сельской местности на потребительскую кооперацию была возложена задача развивать эту отрасль. Кооператоры оказывали как производственные бытовые услуги (индивидуальный пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт бытовой техники и др.), так и непроизводственные (парикмахерские, фотоателье, прокат хо­лодильников и т. п.). Создавались стационарные и передвиж­ные ремонтные мастерские. В районных центрах кооператоры развивали гостиничное дело. В 1962 г. потребительская коопе­рация имела около 27 тыс. предприятий по оказанию услуг, но многие из них по решению директивных органов были тогда пе­реданы вновь организованным государственным службам бы­тового обслуживания населения.

Улучшению быта людей, облегчению домашнего труда женщины призвано служить общественное питание — от­расль, выручка от реализации продукции которой (блюда, кулинарные изделия, полуфабрикаты) включается в рознич­ный товарооборот. Если в 1953 г. потребительской кооперации принадлежала 31 тыс. предприятий питания, то в 1985 г. их ко­личество превысило 100 тыс. Эта сеть постоянно оснащалась современным технологическим оборудованием. Одним из до­стижений кооператоров была организация питания учащихся сельских общеобразовательных школ. В товарообороте пред­приятий массового питания из года в год увеличивалась доля продукции собственного производства.

Рост всего торгового оборота потребительской коопера­ции требовал рационализации путей товаропродвижения. Кооператоры развивали прямые долговременные связи с про­мышленностью, производящей товары народного потребле­ния. Товары сложного ассортимента стали поступать по схеме " фабрика — межрайонная торговая база потребсоюза — мага­зин потребительского общества". Товары местного производства и собственной выработки кооперации поступали по схеме " хлебозавод — магазин", " колбасный цех — магазин", " поле — магазин" и т. д. Практиковались централизованная доставка и кольцевой завоз товаров в розничную сеть.

Совершенствовались методы продажи товаров и формы обслуживания покупателей. Внедрялись торговля по инди­видуальным заказам населения, продажа товаров с открытой выкладкой, выставки-продажи товаров, проводились ярмар­ки. Жителей малых деревень и хуторов, тружеников полей и ферм стали обслуживать автолавки (автомагазины), впервые появившиеся на сельских дорогах в 50-х годах. Тогда же было начато внедрение самообслуживания, и к середине 80-х годов по этому методу работали каждые 3 кооперативных магазина из 4-х. Значительная часть магазинов была переведена на ра­боту по ленточному графику без закрытия в обеденное время и выходные дни, что создавало дополнительные удобства для покупателей и одновременно увеличивало товарооборот.

Проводилась работа по техническому перевооружению торговли и других отраслей деятельности потребительской кооперации. Интенсивнее всего торговая сеть обновлялась в районных центрах, на центральных усадьбах колхозов и сов­хозов, в крупных населенных пунктах. Именно здесь потре­бительская кооперация в первую очередь осуществила масш­табную реконструкцию своих действующих предприятий, их специализацию и оснащение новым торговым оборудованием. В результате уровень торгового обслуживания стал постепен­но повышаться.

Вместе с тем этот уровень определялся прежде всего нали­чием широкого выбора товаров и их высоким качеством. В этом отношении многое оставляло желать лучшего. Конечно, коо­ператоры постоянно пополняли товарные ресурсы из децент­рализованных, местных источников, расширяли собственное, кооперативное производство. С целью лучшего изучения спро­са на товары и его прогнозирования Центросоюз создал Цент­ральную научно-исследовательскую лабораторию по изучению спроса (ЦНИЛС), а местные потребсоюзы — соответствующие отделы и лаборатории. Торговая деятельность тщательно пла­нировалась. Однако платежеспособный спрос населения удов­летворялся не полностью, и это можно объяснить в первую очередь отсутствием свободного рынка в стране, тем, что производство развивалось во многом ради производства и от­нюдь не всегда для удовлетворения потребностей людей.

Весьма серьезным являлся вопрос управления товарны­ми запасами. Одних товаров в организациях потребительской кооперации оказывалось в избытке, и для распродажи их, как " неходовые и залежалые", приходилось даже уценять; других товаров постоянно не хватало; третьи из разряда избыточных и достаточных товаров переходили в категорию дефицитных. С целью более полного удовлетворения потребностей населе­ния организации потребительской кооперации добивались от государственной промышленности увеличения выпуска тех или иных товаров. Кооператорам обычно удавалось предотвра­тить свертывание местной промышленностью производства таких нужных селу товаров, как печное литье, котлы, косы, ло­паты, умывальники, мел, известь и т. д.

Тесно связанная с аграрным производством, потребитель­ская кооперация во все возрастающих объемах закупала при­мерно 60 видов продуктов и сырья. В 1956 г. заготовки шерсти, кожевенного сырья, пушнины и металлического лома, прово­дившиеся государственными органами, в сельской местности были переданы потребительской кооперации. Примерно 2/3 всего объема заготовок продукции потребительская кооперация осуществляла по поручению государства (централизованные заготовки); остальную часть составляли децентрализованные закупки сельскохозяйственной продукции по ценам догово­ренности. В первом случае сельскохозяйственные продукты и сырье поставлялись торговле и промышленности по государс­твенным планам, а во втором — реализовывались через сеть кооперативной торговли и общественного питания.

В середине 80-х годов доля потребительской кооперации в государственных закупках картофеля составляла около 50%, овощей — 30, клюквы и брусники — 57, грибов — 64, меда — 81%.

В значительных количествах закупалась разнообразная про­дукция животноводства.

Некоторую часть закупленной продукции потребитель­ская кооперация перерабатывала на своих предприятиях. Речь идет о выработке колбасных изделий, засолке огурцов, кваше­нии капусты, консервировании грибов, расфасовке меда. Вы­росла производственная база традиционной отрасли коопера­ции — хлебопечения. Выпечка хлеба и хлебобулочных изделий с 3, 9 млн т в 1953 г. возросла до 12, 1 млн т в 1985 г., в том числе до 5, 6 млн т в РСФСР. Степень удовлетворения потребности обслуживаемого населения в хлебе промышленной выпечки кооператоры повысили с 40% до 85%. Потребительская коопе­рация страны заново создала консервную и пивоваренную про­мышленность. Она развивала подсобное сельское хозяйство: занималась откормом животных, разведением птицы, выловом рыбы. Все это способствовало увеличению источников продо­вольствия.

С конца 50-х годов кооператоры организовали большое количество комплексных охотничье-промысловых хозяйств, причем свыше 100 из них были созданы в РСФСР. В функции этих хозяйств входили рациональное использование природ­ных сырьевых ресурсов, развитие промысла, заготовка и пе­реработка даров природы, обеспечение более полной занятос­ти местного населения. Развивалось клеточное звероводство. Постоянное внимание уделялось освоению богатых ресурсов дикорастущих плодов, ягод, кедровых орехов, грибов, папо­ротника и т. д.

Потребительская кооперация не на словах, а на деле осу­ществляла самоокупаемость и самофинансирование своей де­ятельности. Кооператоры вели в широких масштабах строи­тельство типовых оптовых торговых и заготовительных баз и складов, розничных торговых предприятий, хлебозаводов, ма­шинных холодильников и других производственных объектов. В 60-х и 70-х годах магазины иногда строили и колхозы, кото­рые передавали их потребительским обществам (с последую­щей оплатой стоимости).

Укрепляя материально-техническую базу основных от­раслей своей деятельности, потребительская кооперация на­ращивала объем капитальных вложений и внедряла индус­триальные методы строительства. Центросоюз, Российский, Украинский, Белорусский и Казахский республиканские сою­зы имели проектные институты. Были созданы кооперативные строительные тресты, передвижные механизированные колон­ны и строительно-монтажные управления, заводы по произ­водству строительных материалов и торгово-технологического оборудования. В самостоятельную отрасль кооперативного хо­зяйства превратился транспорт. Составляющими инфраструк­туры потребительской кооперации являлись ее научные уч­реждения: Центральный институт научной организации труда, управления и рационализации, НИИ потребительской коопе­рации, НИИ охотоведения и звероводства, Проектно-технологическое объединение по внедрению вычислительной техники и автоматизированных систем управления, а также учебные заведения— 8 вузов, 127 техникумов, 159 профессионально-технических училищ и др.

Рост объемов экономической деятельности потребитель­ской кооперации вызвал увеличение численности работников: в 1953 г. их было 1, 1 млн, а в 1985 г. — 3, 4 млн. Утроение чис­ленности работников системы при многократном увеличении объемов хозяйственной деятельности означало рост произ­водительности труда тех, кто был занят в потребительской кооперации. А среди них все больше становилось работников, имеющих профессиональную подготовку. Возрастающее вни­мание уделялось обобщению и распространению передово­го опыта. Этим активно занимались книжное издательство Центросоюза, издававшийся с 1957 г. ежемесячный журнал " Советская потребительская кооперация", павильон " Цен­тросоюз" на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (впоследствии Выставка достижений народного хозяйства). Кооперативную жизнь регулярно освещали газета " Совет­ская торговля" и многотиражные газеты ряда региональных потребсоюзов.

За конкретные достижения в производственной и обще­ственной деятельности лучшие кооператоры награждались значком отличника потребительской кооперации, а некоторые из них — даже медалями и орденами. Область обычного тру­дового соперничества тогда несла на себе печать времени: доб­росовестного, старательного работника кооперации, например, объявляли ударником коммунистического труда.

В 1958 г. потребительская кооперация страны была на­граждена орденом Ленина. В Указе Президиума Верховного Совета СССР говорилось, что этой награды она удостоена за заслуги в деле развертывания кооперативной торговли в де­ревне, а также в организации закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья и тем самым в укреплении экономических связей между городом и деревней. Совпадение этого события с 60-летием со времени основания Московского союза потреби­тельских обществ было не случайным.

В период " хрущевской оттепели" было провозглашено повышение значения потребительской кооперации как шко­лы общественного самоуправления. На этой волне съездами потребительской кооперации иногда выдвигались привлека­тельные лозунги: расширение прав пайщиков, демократи­зация кооперативной жизни, децентрализация управления хозяйством. Однако реальные подвижки в этой области ока­зались незначительными. С целью сделать доступным членс­тво в потребительских обществах для более широких слоев населения в то время были снижены ставки паевых взносов, и нескольким миллионам пайщиков была возвращена разница между фактически внесенной и вновь установленной суммами пая. Позднее инициировалось создание новых органов — ко­миссий при колхозах и других предприятиях для содействия кооперации из числа избранных пайщиками уполномоченных и групп уполномоченных в крупных сельских населенных пунктах, но просуществовали они недолго. Для осуществления прав пайщиков не было нормальных общественных условий. Внутрикооперативная демократия часто нарушалась. В уп­равлении потребительской кооперацией действовала жестко централизованная система. Пайщиков продолжал подменять административный аппарат.

Сама потребительская кооперация как массовая обще­ственно-хозяйственная система была лишена реальной само­стоятельности. Конституция СССР, постановления партии и правительства вроде бы гарантировали ей определенные права, а в жизни подзаконные акты государственных ве­домств даже эти неполные права зачастую сводили на нет. Именно об этом с трибуны XXVII съезда правящей партии говорил Председатель Правления Центросоюза СССР Миха­ил Трунов. " На практике, — заявил он, — постоянно прихо­дится сталкиваться с таким явно ненормальным положением, когда организации потребительской кооперации практически не могут принять самостоятельно необходимых решений, так как чрезмерно стеснены в своих действиях многочисленными инструкциями Минфина СССР, Госбанка СССР, Госкомтруда СССР и других органов". Так на заре горбачевской перестрой­ки кооператоры поставили вопрос о необходимости раскрепос­тить кооперацию от всякого рода бюрократических ограниче­ний. Для этого предлагалось принять закон о потребительской кооперации. А пока она пребывала как бы в стреноженном со­стоянии.

Таким образом, существовал заметный контраст между двумя гранями, сторонами одной и той же отечественной пот­ребительской кооперации: между ее относительно развитой материальной базой, растущей хозяйственной деятельностью и ее же малоподвижной организационной структурой, не знаю­щими подлинной демократии общественными институтами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал