Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые кооперативы периода перестройки. Закон о кооперации 1988 г.






 

Вторая половина 1980-х годов ознаменовалась курсом на перестройку всех сторон жизни нашего общества. Были про­возглашены отказ от командно-административных методов в экономике и духовной сфере, развитие демократии, развертывание гласности. Необходимость перестройки обосновывалась стремлением омолодить, улучшить социализм.

Перестройка, объявленная этапом в развитии общества, породила небывалый всплеск интереса к практике и теории кооперации вообще и потребительской кооперации в частнос­ти. Дело в том, что произошел некоторый поворот в коопера­тивной политике: начиная с 1986 г. по разрешению директив­ных органов стали создаваться так называемые кооперативы в сферах производства и услуг. Они могли специализировать­ся главным образом на изготовлении и реализации товаров народного потребления и оказании платных услуг населению, а также выпуске и продаже продукции производственно-технического назначения, выполнении работ для населения, предприятий и т. д.

Вступление граждан в эти кооперативы не ограничива­лось, но преимущественное право на вступление в кооператив и на работу в нем по трудовому договору имели работники, вы­свобождаемые из государственных предприятий, организаций и учреждений при их реорганизации и ликвидации, инвалиды, домашние хозяйки, студенты и учащиеся. В деятельности ко­оперативов могли участвовать в свободное от основной рабо­ты время рабочие, техники, инженеры, научные сотрудники и служащие как государственных, так и кооперативных и иных общественных организаций, включая различные категории ра­ботников потребительской кооперации.

Условием членства в кооперативе было обязательное трудовое участие граждан в его деятельности. Поощрялось объединение в кооперативы лиц, занимающихся индивидуаль­ной трудовой деятельностью.

Кооператив в сфере производства или услуг создавался по желанию граждан исключительно на добровольной основе, мог действовать как на самостоятельных началах, так и при государственных, кооперативных или иных общественных ор­ганизациях, предприятиях, учреждениях. Те кооперативы в сферах производства и услуг, которые создавались в системе потребительской кооперации, являлись коллективными членами потребительских обществ, их союзов или действовали при отдельных организациях и предприятиях потребительской кооперации. Добровольное вступление их в коллективные чле­ны оформлялось особым письменным соглашением о взаимных обязательствах.

Так называемые кооперативы в сферах производства и ус­луг обычно характеризовали как новые и малые.

Новизна заключалась в том, что они отличались от кол­хозов, потребительских обществ и других существующих ко­оперативов и, разумеется, от государственных предприятий большой степенью хозяйственной самостоятельности при определении вида деятельности, установлении цен на свои товары и услуги, размеров оплаты труда персонала, распре­делении дохода. В условиях планового централизованного хо­зяйства они пользовались правами субъектов рыночной эко­номики.

Малым такой кооператив считался потому, что его могли организовать три человека (как минимум), иногда даже чле­ны одной семьи или сослуживцы одного коллектива. Конечно, возникали кооперативы и покрупнее. Часто происходило так: 5-10 учредителей кооператива становились его хозяевами, и дополнительных работников они привлекали уже на условиях не членства, а по найму. Доход же кооператива, согласно уста­ву, принадлежал только его членам. Так в советское время поя­вились разбогатевшие дельцы от псевдокооперации.

Развитие предпринимательства, лишь по форме коопера­тивного, но по сути частного, в обществе вызвало горячие спо­ры между противниками и сторонниками кооперативов " новой волны". И еще: в 1920-х годах государство преследовало " лже­кооперативы"; теперь псевдокооперативы насаждало оно само. Новейшим советским изобретением стали многочисленные " кооперативы" на государственных заводах и фабриках, при министерствах и ведомствах. Уже к середине 1990 г. общее чис­ло таких кооперативов выросло до 220 тыс.

Первоначально кооперативы предполагалось использо­вать в интересах перестройки: для ослабления дефицита товаров и услуг, увеличения вторичной занятости населения, де­мократизации экономической жизни. Ведь руководящая идея: " Потенциал кооперации — делу перестройки" принадлежала инициатору обновления общества Михаилу Горбачеву1, в то время Генеральному секретарю ЦК КПСС. Однако эти ожида­ния оправдались лишь частично. Во-первых, в " новые коопе­ративы" прежде всего вступали не домохозяйки и пенсионеры, а люди " со связями", активные, предприимчивые. Во-вторых, значительная часть кооперативов занималась не расширением производства, а торгово-закупочными операциями. В-третьих, от оказания услуг непосредственно населению многие коопера­тивы стали переходить к выполнению работ для государствен­ных предприятий и колхозов.

Началась легализация неформального бизнеса.

Да и цены на кооперативные товары и услуги, которые в условиях всеобщего дефицита были значительно выше госу­дарственных, в то время население воспринимало как спеку­лятивные. Преобладающая часть общества, воспитанная на советских традициях неприятия деловой предприимчивости, к новоявленным кооператорам относилась отрицательно. " Спе­кулянт" и " кооперативщик" были не самыми обидными клич­ками, которыми " награждал" нередко члена такого кооперати­ва " простой советский человек".

В период кратковременного подъема движения кооперато­ров был принят Закон СССР о кооперации в СССР, который вступил в силу 1 июля 1988 г. Закон состоял из преамбулы, 5 разделов и включал 54 статьи. Будучи законодательным ак­том периода перестройки, он содержал взаимно не согласован­ные положения. Закон вроде бы был нацелен на расширение сферы и масштабов кооперативного движения, но в то же вре­мя содержал известные идеологические штампы. А в общем, он все-таки носил творческий, новаторский характер. Не слу­чайно впоследствии его назовут первым " рыночным" законом в нашей стране.

Сердцевиной Закона о кооперации явилось правовое при­знание кооперативного сектора экономики равноправным партнером государственного сектора. Закон предусматривал создание благоприятных условий прежде всего для " новых ко­оперативов"; но в нем не были забыты также " старые" виды — колхозы и потребительская кооперация.

Уже в 1986 г. " новые кооперативы" стали учреждаться и в системе потребительской кооперации. По данным Центросоюза СССР, к началу 1989 г. их насчитывалось по стране более 8 тыс., в том числе по РСФСР — около 5 тыс. Только по Роспотребсоюзу намечалось организовать всего свыше 20 тыс. Эти коопе­ративы занимались производством потребительских товаров, общественным питанием, торговыми и торгово-заготовительными операциями, бытовым обслуживанием населения. Ор­ганизации потребительской кооперации по отношению к этим кооперативам — коллективным членам выступали в качестве гаранта.

Что впоследствии произошло с " новыми" кооперативными обществами?

В потребительской кооперации их число уже в 1990 г. стало быстро сокращаться. Когда " или легализованы новые органи­зационно-правовые формы предпринимательства, за предела­ми системы потребительской кооперации произошла эволюция этих кооперативов в малые предприятия, акционерные обще­ства и иные чисто деловые структуры. Но кооперативы времен перестройки исчезли не бесследно. Кооперативное предприни­мательство явилось экономическим " полигоном", где прошли первое испытание рыночные механизмы. Из среды " коопера­торов" той поры вышли некоторые крупные предприниматели современной России.

Закон о кооперации был противоречив: он предусматривал государственное руководство кооперативами и одновременно декларировал самостоятельность кооперативных обществ, в том числе потребительских. В заключительном разделе Закона были сформулированы задачи системы потребительской ко­операции, которая отныне могла иметь свои ячейки (общества) как на селе, так и в городах. Закон позволил отменить множес­тво директив, жестко регламентирующих деятельность потре­бительской кооперации. Воспользовавшись этим, Центросоюз за короткий срок отменил более 600 устаревших нормативных актов, а с учетом его предложений было отменено еще около 100 решений государственных ведомств. Однако и после принятия Закона диктат Госкомтруда, Госкомцен и иных " госкомов" в отношении потребительской кооперации продолжался. Коман­дование ею лишь ослабло, но не исчезло. Сами союзы потреби­тельских обществ тоже трудно и медленно избавлялись от при­вычного административно-централистского стиля работы.

Во второй половине 80-х годов потребительская коопе­рация осуществляла свою деятельность в условиях реформы политической системы, в сложной социально-экономической обстановке. Затяжной застой в экономике СССР наблюдался уже давно, но примерно с 1989 г. экономика оказалась в состо­янии глубокого кризиса. Спрос на потребительские товары (не только на импортные, а практически уже на все) устойчиво опережал их предложение: мясо, колбасы, масло, крупы, мака­роны, крепкие спиртные напитки, мыло, стиральные порошки, табачные изделия — все отпускалось населению по талонам. Введение на местах талонной системы снабжения населения в мирное время дискредитировало властные структуры и саму общественную систему, которую кто-то успел объявить " та­лонным социализмом".

Да и кампания по " борьбе с алкоголизмом", в принципе безусловно общеполезная, но проводимая в тот период с явны­ми перегибами, еще больше обострила проблему дефицита: де­ньги у населения высвобождались, а предложить ему взамен винно-водочных изделий другие товары страна оказалась не в состоянии.

К тому же сокращался импорт товаров.

В этих условиях труднее всего приходилось потребитель­ской кооперации, которая обслуживала преимущественно сельское население и в неравной борьбе с государственной тор­говлей отстаивала его интересы при распределении товарных ресурсов между городом и деревней. На IX съезде потреби­тельской кооперации РСФСР (1989 г.) Председатель Правле­ния Роспотребсоюза Валентин Ермаков с тревогой говорил о превращении потребительской кооперации в придаток гостор­говли в механизме распределения товарных ресурсов и заявил, что последняя явно обижает село. С такой несправедливостью кооператоры больше не мирились.

Весь розничный товарооборот потребительской кооперации страны с 90, 4 млрд руб. в 1985 г. увеличился до 125, 2 млрд руб. в 1990 г., в том числе РСФСР — соответственно с 43, 7 млрд до 58, 3 млрд руб. Такие обороты сложились в текущих розничных ценах. В данный период цены имели общую тенденцию к по­вышению. Наряду с прейскурантными государственными роз­ничными ценами уже широко применялись относительно высо­кие регулируемые цены и еще более высокие свободные цены. Торговля проходила в условиях острого недостатка товарных ресурсов и ажиотажного покупательского спроса.

В те годы была начата работа по развитию сферы платных услуг как перспективного и самостоятельного направления ко­оперативной деятельности.

Потребительская кооперация сохраняла роль одного из основных заготовителей сельскохозяйственной продукции. Свои заготовительные конторы она преобразовала в заготовительно-производственные объединения. Кооператоры расши­рили сеть приемозаготовительных пунктов. Они заключали с владельцами личных подсобных хозяйств ежегодно до 15 млн договоров на закупку продукции. Практиковались встречная продажа гражданам товаров повышенного спроса, комбикор­мов, выдача денежных авансов. Лучшие сдатчики премирова­лись из специального фонда материального стимулирования. Эти и другие меры позволили потребительской кооперации существенно увеличить объемы закупок основных видов про­дукции и сырья.

Значительное развитие получила за указанный период промышленность потребительской кооперации. Увеличилось не только количество кооперативных хлебопекарных, консер вных и пивоваренных предприятий, цехов по производству колбасных и иных изделий. Выпуск продукции этими предпри­ятиями увеличился с 7, 5 млрд руб. в 1985 г. до 12 млрд руб. в 1990 г., или в 1, 6 раза. Еще более заметный успех был достиг­нут кооператорами России, где выпуск продукции возрос в 1, 8 раза, в том числе производство колбасных и кондитерских изделий — почти в 3 раза. В возрастающих количествах произ­водились копчености, консервы, пиво, безалкогольные напит­ки, мороженое. Кооперативные хлебозаводы выпускали каж­дую третью в стране буханку хлеба промышленной выпечки. Роспотребсоюз принимал меры по приближению производства хлеба к сельским жителям путем возрождения небольших пе­карен. В соответствии с программой " пять цехов" создавались малые производства, которые являлись подспорьем в снабже­нии населения. Прибавка продукции обеспечивалась также за счет откорма скота и поощрения кролиководства.

Быстрыми темпами росла городская кооперативная тор­говля сельскохозяйственными продуктами. В 1987 г. по реше­нию директивных органов из ведения министерств торговли и бытового обслуживания союзных республик было передано потребительской кооперации свыше 6000 колхозных рынков, из них 2500 на территории РСФСР. Многие из городских, по­селковых и сельских колхозных рынков работали бесприбыль­но, имели неудовлетворительную материально-техническую базу. Работники кооперации приступили к реконструкции и техническому перевооружению этих рынков.

В период перестройки в стране проводилась " радикаль­ная", но безуспешная экономическая реформа. В нее была втя­нута и потребительская кооперация. Но ее работники, в меру консервативные и одновременно здравомыслящие, дальше попыток возрождения хозяйственной инициативы и предпри­имчивости не пошли. Несмотря на падение рентабельности в основной отрасли — торговле и другие нежелательные тенден­ции, потребительская кооперация постоянно увеличивала свои доходы. Совокупная прибыль ее организаций только в России составила в 1985 г. 1, 08 млрд руб., а в 1990 г. — 1, 75 млрд руб., т. е. за короткое время возросла в 1, 6 раза. За счет части прибы­ли обновлялась и расширялась материально-техническая база потребительской кооперации.

В разгар перестроечных процессов кооператоры страны поставили перед собой задачу комплексного развития свое­го большого многоотраслевого хозяйства. Научно-исследова­тельскими учреждениями потребительской кооперации были разработаны восемь долгосрочных комплексных программ, включая программу увеличения собственных товарных ре­сурсов, программу комплексной рационализации, программу сокращения применения ручного труда, программу ресурсос­бережения и др.

Незадолго до начала рыночных преобразований в органи­зациях и предприятиях потребительской кооперации СССР было занято около 3, 5 млн рабочих и служащих, в потребитель­ской кооперации России — свыше 1, 5 млн. Каждый четвертый из них был дипломированным специалистом. Кооператоров об­служивали 13 санаториев, 140 учреждений отдыха, более 200 детских садов.

В то время потребительская кооперация СССР имела свы­ше 400 тыс. розничных торговых предприятий, в том числе на территории РСФСР— 183 тыс., предприятий массового пи­тания соответственно — 114 тыс. и 37 тыс., крупных торговых баз — 1629 и 689, производственных предприятий — 22 тыс. и 9 тыс. Потребительская кооперация располагала разветвлен­ной сетью приемозаготовительных пунктов и заготпромов, предприятиями стройиндустрии и стройматериалов, 200-ты­сячным автотранспортным парком, комбинатами и мастерски­ми по выпуску рекламной продукции, другими предприятиями и учреждениями, характеризующими материально-техничес­кую базу системы, ее достаточно развитую инфраструктуру.

Однако потенциал потребительской кооперации исполь­зовался не в полную силу и не всегда в интересах пайщиков. От этого потенциала ей предстояло стартовать к рынку. В течение 1990-1991 гг. кооператоры вели активную подготовку к работе в условиях свободного предпринимательства.

Итак, при плановой (командной) экономике отечествен­ная потребительская кооперация сохранила не только свое название, но и известную обособленность как общественно-хо­зяйственная система. Государство использовало ее для реше­ния экономических и иных задач и в силу этого оказывало ей некоторое содействие. Потребительские общества и их союзы применяли в своей работе (например, при закупке сельскохо­зяйственной продукции по ценам договоренности) отдельные элементы рыночного механизма.

Вместе с тем потребительская кооперация была огосу­дарствлена и сверхцентрализована, кооперативные ценности и принципы частично игнорировались. До начала 1991г. сельские пайщики вынуждены были покупать товары в кооперативных магазинах по ценам, которые включали гужевую надбавку (до­полнительные расходы по транспортировке) и были выше цен в городах. Добровольное по уставу членство фактически явля­лось полупринудительным. Было подорвано доверие населения к кооперации и ее аппарату. Подлинное кооперирование под­менялось погоней за процентом " охвата". Произошла летаргия духа кооперации. Но в ее " генах" все еще жил инстинкт само­сохранения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал