Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новые кооперативы периода перестройки. Закон о кооперации 1988 г.
Вторая половина 1980-х годов ознаменовалась курсом на перестройку всех сторон жизни нашего общества. Были провозглашены отказ от командно-административных методов в экономике и духовной сфере, развитие демократии, развертывание гласности. Необходимость перестройки обосновывалась стремлением омолодить, улучшить социализм. Перестройка, объявленная этапом в развитии общества, породила небывалый всплеск интереса к практике и теории кооперации вообще и потребительской кооперации в частности. Дело в том, что произошел некоторый поворот в кооперативной политике: начиная с 1986 г. по разрешению директивных органов стали создаваться так называемые кооперативы в сферах производства и услуг. Они могли специализироваться главным образом на изготовлении и реализации товаров народного потребления и оказании платных услуг населению, а также выпуске и продаже продукции производственно-технического назначения, выполнении работ для населения, предприятий и т. д. Вступление граждан в эти кооперативы не ограничивалось, но преимущественное право на вступление в кооператив и на работу в нем по трудовому договору имели работники, высвобождаемые из государственных предприятий, организаций и учреждений при их реорганизации и ликвидации, инвалиды, домашние хозяйки, студенты и учащиеся. В деятельности кооперативов могли участвовать в свободное от основной работы время рабочие, техники, инженеры, научные сотрудники и служащие как государственных, так и кооперативных и иных общественных организаций, включая различные категории работников потребительской кооперации. Условием членства в кооперативе было обязательное трудовое участие граждан в его деятельности. Поощрялось объединение в кооперативы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Кооператив в сфере производства или услуг создавался по желанию граждан исключительно на добровольной основе, мог действовать как на самостоятельных началах, так и при государственных, кооперативных или иных общественных организациях, предприятиях, учреждениях. Те кооперативы в сферах производства и услуг, которые создавались в системе потребительской кооперации, являлись коллективными членами потребительских обществ, их союзов или действовали при отдельных организациях и предприятиях потребительской кооперации. Добровольное вступление их в коллективные члены оформлялось особым письменным соглашением о взаимных обязательствах. Так называемые кооперативы в сферах производства и услуг обычно характеризовали как новые и малые. Новизна заключалась в том, что они отличались от колхозов, потребительских обществ и других существующих кооперативов и, разумеется, от государственных предприятий большой степенью хозяйственной самостоятельности при определении вида деятельности, установлении цен на свои товары и услуги, размеров оплаты труда персонала, распределении дохода. В условиях планового централизованного хозяйства они пользовались правами субъектов рыночной экономики. Малым такой кооператив считался потому, что его могли организовать три человека (как минимум), иногда даже члены одной семьи или сослуживцы одного коллектива. Конечно, возникали кооперативы и покрупнее. Часто происходило так: 5-10 учредителей кооператива становились его хозяевами, и дополнительных работников они привлекали уже на условиях не членства, а по найму. Доход же кооператива, согласно уставу, принадлежал только его членам. Так в советское время появились разбогатевшие дельцы от псевдокооперации. Развитие предпринимательства, лишь по форме кооперативного, но по сути частного, в обществе вызвало горячие споры между противниками и сторонниками кооперативов " новой волны". И еще: в 1920-х годах государство преследовало " лжекооперативы"; теперь псевдокооперативы насаждало оно само. Новейшим советским изобретением стали многочисленные " кооперативы" на государственных заводах и фабриках, при министерствах и ведомствах. Уже к середине 1990 г. общее число таких кооперативов выросло до 220 тыс. Первоначально кооперативы предполагалось использовать в интересах перестройки: для ослабления дефицита товаров и услуг, увеличения вторичной занятости населения, демократизации экономической жизни. Ведь руководящая идея: " Потенциал кооперации — делу перестройки" принадлежала инициатору обновления общества Михаилу Горбачеву1, в то время Генеральному секретарю ЦК КПСС. Однако эти ожидания оправдались лишь частично. Во-первых, в " новые кооперативы" прежде всего вступали не домохозяйки и пенсионеры, а люди " со связями", активные, предприимчивые. Во-вторых, значительная часть кооперативов занималась не расширением производства, а торгово-закупочными операциями. В-третьих, от оказания услуг непосредственно населению многие кооперативы стали переходить к выполнению работ для государственных предприятий и колхозов. Началась легализация неформального бизнеса. Да и цены на кооперативные товары и услуги, которые в условиях всеобщего дефицита были значительно выше государственных, в то время население воспринимало как спекулятивные. Преобладающая часть общества, воспитанная на советских традициях неприятия деловой предприимчивости, к новоявленным кооператорам относилась отрицательно. " Спекулянт" и " кооперативщик" были не самыми обидными кличками, которыми " награждал" нередко члена такого кооператива " простой советский человек". В период кратковременного подъема движения кооператоров был принят Закон СССР о кооперации в СССР, который вступил в силу 1 июля 1988 г. Закон состоял из преамбулы, 5 разделов и включал 54 статьи. Будучи законодательным актом периода перестройки, он содержал взаимно не согласованные положения. Закон вроде бы был нацелен на расширение сферы и масштабов кооперативного движения, но в то же время содержал известные идеологические штампы. А в общем, он все-таки носил творческий, новаторский характер. Не случайно впоследствии его назовут первым " рыночным" законом в нашей стране. Сердцевиной Закона о кооперации явилось правовое признание кооперативного сектора экономики равноправным партнером государственного сектора. Закон предусматривал создание благоприятных условий прежде всего для " новых кооперативов"; но в нем не были забыты также " старые" виды — колхозы и потребительская кооперация. Уже в 1986 г. " новые кооперативы" стали учреждаться и в системе потребительской кооперации. По данным Центросоюза СССР, к началу 1989 г. их насчитывалось по стране более 8 тыс., в том числе по РСФСР — около 5 тыс. Только по Роспотребсоюзу намечалось организовать всего свыше 20 тыс. Эти кооперативы занимались производством потребительских товаров, общественным питанием, торговыми и торгово-заготовительными операциями, бытовым обслуживанием населения. Организации потребительской кооперации по отношению к этим кооперативам — коллективным членам выступали в качестве гаранта. Что впоследствии произошло с " новыми" кооперативными обществами? В потребительской кооперации их число уже в 1990 г. стало быстро сокращаться. Когда " или легализованы новые организационно-правовые формы предпринимательства, за пределами системы потребительской кооперации произошла эволюция этих кооперативов в малые предприятия, акционерные общества и иные чисто деловые структуры. Но кооперативы времен перестройки исчезли не бесследно. Кооперативное предпринимательство явилось экономическим " полигоном", где прошли первое испытание рыночные механизмы. Из среды " кооператоров" той поры вышли некоторые крупные предприниматели современной России. Закон о кооперации был противоречив: он предусматривал государственное руководство кооперативами и одновременно декларировал самостоятельность кооперативных обществ, в том числе потребительских. В заключительном разделе Закона были сформулированы задачи системы потребительской кооперации, которая отныне могла иметь свои ячейки (общества) как на селе, так и в городах. Закон позволил отменить множество директив, жестко регламентирующих деятельность потребительской кооперации. Воспользовавшись этим, Центросоюз за короткий срок отменил более 600 устаревших нормативных актов, а с учетом его предложений было отменено еще около 100 решений государственных ведомств. Однако и после принятия Закона диктат Госкомтруда, Госкомцен и иных " госкомов" в отношении потребительской кооперации продолжался. Командование ею лишь ослабло, но не исчезло. Сами союзы потребительских обществ тоже трудно и медленно избавлялись от привычного административно-централистского стиля работы. Во второй половине 80-х годов потребительская кооперация осуществляла свою деятельность в условиях реформы политической системы, в сложной социально-экономической обстановке. Затяжной застой в экономике СССР наблюдался уже давно, но примерно с 1989 г. экономика оказалась в состоянии глубокого кризиса. Спрос на потребительские товары (не только на импортные, а практически уже на все) устойчиво опережал их предложение: мясо, колбасы, масло, крупы, макароны, крепкие спиртные напитки, мыло, стиральные порошки, табачные изделия — все отпускалось населению по талонам. Введение на местах талонной системы снабжения населения в мирное время дискредитировало властные структуры и саму общественную систему, которую кто-то успел объявить " талонным социализмом". Да и кампания по " борьбе с алкоголизмом", в принципе безусловно общеполезная, но проводимая в тот период с явными перегибами, еще больше обострила проблему дефицита: деньги у населения высвобождались, а предложить ему взамен винно-водочных изделий другие товары страна оказалась не в состоянии. К тому же сокращался импорт товаров. В этих условиях труднее всего приходилось потребительской кооперации, которая обслуживала преимущественно сельское население и в неравной борьбе с государственной торговлей отстаивала его интересы при распределении товарных ресурсов между городом и деревней. На IX съезде потребительской кооперации РСФСР (1989 г.) Председатель Правления Роспотребсоюза Валентин Ермаков с тревогой говорил о превращении потребительской кооперации в придаток госторговли в механизме распределения товарных ресурсов и заявил, что последняя явно обижает село. С такой несправедливостью кооператоры больше не мирились. Весь розничный товарооборот потребительской кооперации страны с 90, 4 млрд руб. в 1985 г. увеличился до 125, 2 млрд руб. в 1990 г., в том числе РСФСР — соответственно с 43, 7 млрд до 58, 3 млрд руб. Такие обороты сложились в текущих розничных ценах. В данный период цены имели общую тенденцию к повышению. Наряду с прейскурантными государственными розничными ценами уже широко применялись относительно высокие регулируемые цены и еще более высокие свободные цены. Торговля проходила в условиях острого недостатка товарных ресурсов и ажиотажного покупательского спроса. В те годы была начата работа по развитию сферы платных услуг как перспективного и самостоятельного направления кооперативной деятельности. Потребительская кооперация сохраняла роль одного из основных заготовителей сельскохозяйственной продукции. Свои заготовительные конторы она преобразовала в заготовительно-производственные объединения. Кооператоры расширили сеть приемозаготовительных пунктов. Они заключали с владельцами личных подсобных хозяйств ежегодно до 15 млн договоров на закупку продукции. Практиковались встречная продажа гражданам товаров повышенного спроса, комбикормов, выдача денежных авансов. Лучшие сдатчики премировались из специального фонда материального стимулирования. Эти и другие меры позволили потребительской кооперации существенно увеличить объемы закупок основных видов продукции и сырья. Значительное развитие получила за указанный период промышленность потребительской кооперации. Увеличилось не только количество кооперативных хлебопекарных, консер вных и пивоваренных предприятий, цехов по производству колбасных и иных изделий. Выпуск продукции этими предприятиями увеличился с 7, 5 млрд руб. в 1985 г. до 12 млрд руб. в 1990 г., или в 1, 6 раза. Еще более заметный успех был достигнут кооператорами России, где выпуск продукции возрос в 1, 8 раза, в том числе производство колбасных и кондитерских изделий — почти в 3 раза. В возрастающих количествах производились копчености, консервы, пиво, безалкогольные напитки, мороженое. Кооперативные хлебозаводы выпускали каждую третью в стране буханку хлеба промышленной выпечки. Роспотребсоюз принимал меры по приближению производства хлеба к сельским жителям путем возрождения небольших пекарен. В соответствии с программой " пять цехов" создавались малые производства, которые являлись подспорьем в снабжении населения. Прибавка продукции обеспечивалась также за счет откорма скота и поощрения кролиководства. Быстрыми темпами росла городская кооперативная торговля сельскохозяйственными продуктами. В 1987 г. по решению директивных органов из ведения министерств торговли и бытового обслуживания союзных республик было передано потребительской кооперации свыше 6000 колхозных рынков, из них 2500 на территории РСФСР. Многие из городских, поселковых и сельских колхозных рынков работали бесприбыльно, имели неудовлетворительную материально-техническую базу. Работники кооперации приступили к реконструкции и техническому перевооружению этих рынков. В период перестройки в стране проводилась " радикальная", но безуспешная экономическая реформа. В нее была втянута и потребительская кооперация. Но ее работники, в меру консервативные и одновременно здравомыслящие, дальше попыток возрождения хозяйственной инициативы и предприимчивости не пошли. Несмотря на падение рентабельности в основной отрасли — торговле и другие нежелательные тенденции, потребительская кооперация постоянно увеличивала свои доходы. Совокупная прибыль ее организаций только в России составила в 1985 г. 1, 08 млрд руб., а в 1990 г. — 1, 75 млрд руб., т. е. за короткое время возросла в 1, 6 раза. За счет части прибыли обновлялась и расширялась материально-техническая база потребительской кооперации. В разгар перестроечных процессов кооператоры страны поставили перед собой задачу комплексного развития своего большого многоотраслевого хозяйства. Научно-исследовательскими учреждениями потребительской кооперации были разработаны восемь долгосрочных комплексных программ, включая программу увеличения собственных товарных ресурсов, программу комплексной рационализации, программу сокращения применения ручного труда, программу ресурсосбережения и др. Незадолго до начала рыночных преобразований в организациях и предприятиях потребительской кооперации СССР было занято около 3, 5 млн рабочих и служащих, в потребительской кооперации России — свыше 1, 5 млн. Каждый четвертый из них был дипломированным специалистом. Кооператоров обслуживали 13 санаториев, 140 учреждений отдыха, более 200 детских садов. В то время потребительская кооперация СССР имела свыше 400 тыс. розничных торговых предприятий, в том числе на территории РСФСР— 183 тыс., предприятий массового питания соответственно — 114 тыс. и 37 тыс., крупных торговых баз — 1629 и 689, производственных предприятий — 22 тыс. и 9 тыс. Потребительская кооперация располагала разветвленной сетью приемозаготовительных пунктов и заготпромов, предприятиями стройиндустрии и стройматериалов, 200-тысячным автотранспортным парком, комбинатами и мастерскими по выпуску рекламной продукции, другими предприятиями и учреждениями, характеризующими материально-техническую базу системы, ее достаточно развитую инфраструктуру. Однако потенциал потребительской кооперации использовался не в полную силу и не всегда в интересах пайщиков. От этого потенциала ей предстояло стартовать к рынку. В течение 1990-1991 гг. кооператоры вели активную подготовку к работе в условиях свободного предпринимательства. Итак, при плановой (командной) экономике отечественная потребительская кооперация сохранила не только свое название, но и известную обособленность как общественно-хозяйственная система. Государство использовало ее для решения экономических и иных задач и в силу этого оказывало ей некоторое содействие. Потребительские общества и их союзы применяли в своей работе (например, при закупке сельскохозяйственной продукции по ценам договоренности) отдельные элементы рыночного механизма. Вместе с тем потребительская кооперация была огосударствлена и сверхцентрализована, кооперативные ценности и принципы частично игнорировались. До начала 1991г. сельские пайщики вынуждены были покупать товары в кооперативных магазинах по ценам, которые включали гужевую надбавку (дополнительные расходы по транспортировке) и были выше цен в городах. Добровольное по уставу членство фактически являлось полупринудительным. Было подорвано доверие населения к кооперации и ее аппарату. Подлинное кооперирование подменялось погоней за процентом " охвата". Произошла летаргия духа кооперации. Но в ее " генах" все еще жил инстинкт самосохранения.
|