Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребительская кооперация в условиях формирования рынка
Перестройка, начатая с целью демократизации социализма, закончилась распадом Советского Союза. Еще в апреле 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. 12 июня 1991 г. был всенародно избран первый Президент Российской Федерации. По итогам референдума 12 декабря 1993 г. впервые в своей истории Россия получила Конституцию, принятую всенародным голосованием. Среди задач демократизации российского общества первостепенное значение имела коренная реформа в области народного хозяйства. Ключевая роль отводилась переводу экономики страны на рыночные рельсы. Первые шаги по разгосударствлению и приватизации предприятий, пересмотр порядка налогообложения и его ужесточение, введение свободы торговли, либерализация цен 2 января 1992 г., меры социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения — все это означало окончательную легализацию рыночных отношений. Страна вступила в период переходной экономики, в его кризисную стадию. Результатом применения метода " шоковой терапии" при переходе к рынку явился инфляционный скачок. Усиление общего спада производства в стране, рост числа полностью и частично безработных, многократное повышение потребительских цен, прекращение государством выплаты населению его денежных сбережений в банках привели к падению уровня и качества жизни большинства граждан. Одновременно обнаружила себя также положительная тенденция: экономические реформы в стране стали принимать необратимый характер. Складывается многообразие форм и видов собственности, постепенно развивается предпринимательство, формируются рынки товаров, капиталов и труда. За короткий период насытился товарами и услугами потребительский рынок. Если раньше дефицитными являлись товары, то теперь для большинства граждан дефицитными стали деньги. После десятилетий советской уравниловки в оплате труда началась резкая дифференциация доходов граждан. Образовалась пропасть между чрезмерным богатством на одном общественном полюсе и крайней бедностью на другом. От экономического кризиса, охватившего практически все отрасли, больше всего пострадало сельское хозяйство. Упал объем сельскохозяйственного производства. Произошло обесценение сельскохозяйственного труда. Денежные доходы сельского населения снижались быстрее, чем доходы горожан, а рост цен в большей степени затронул те товары, которые занимают значительный удельный вес в покупках сельских жителей. По этим причинам произошло особенно резкое снижение покупательной способности сельского населения, обслуживаемого потребительской кооперацией. Когда перестал существовать Советский Союз, прекратил свою деятельность Центросоюз СССР. Несколько раньше, 15 апреля 1991 г., Роспотребсоюз был переименован в Центральный союз потребительских обществ РСФСР. После ликвидации бывшего союзного центра потребительской кооперации правопреемником его имущества на территории Российской Федерации был признан Центросоюз Российской Федерации. Представители еще 12 союзов потребительских обществ независимых государств в марте 1992 г. учредили Международный совет потребительской кооперации — Межкоопсовет. Центросоюз России первоначально оставайся союзом союзов и объединял 80 потребсоюзов республик, краев и областей, а коллективными членами этих потребсоюзов являлись окружные и районные потребсоюзы, районные, сельские, городские, рыболовецкие и другие потребительские общества. В 1992 г. индивидуальными членами 4683 потребительских обществ состояли 22, 5 млн пайщиков. Потребительская кооперация России обслуживала население численностью 55 млн человек. Это составляло 37% всего населения и более 89% сельских жителей страны. Потребительская кооперация располагала широкой сетью торговых, производственных, заготовительных и иных предприятий, а также учебных заведений. Серьезным испытанием для потребительской кооперации явилось вхождение в рынок. Оно происходило в неблагоприятных условиях гиперинфляции, дефицита оборотных средств и удорожания кредита, сокращения производства и потребления, нарушенных хозяйственных связей. Характерные для начальной стадии периода переходной экономики страны кризисные явления не миновали и многоотраслевое кооперативное хозяйство. Об этом свидетельствуют макроэкономические показатели за 1996 г. По сравнению с дореформенным 1990 г. потребительская кооперация сократила объемы своей хозяйственной деятельности в 6, 5 раза, в том числе в торговле в 7, производстве — 3, заготовках — почти в 8 раз. Доля ее товарооборота во всем товарообороте России к 1998 г. снизилась на 18, 2 пункта и составила 4, 4%. Ухудшилась структура товарооборота потребительской кооперации, произошло сужение ассортимента реализуемых товаров. В результате розничный товарооборот стал формироваться главным образом из товаров первой необходимости, в основном из продовольственных (хлеб, крупа, сахар, соль и т. п.). Реализация товаров длительного пользования (мебели, стиральных машин, телевизоров и др.) резко сократилась. В крупных сельских населенных пунктах, где прежде жителей обслуживало несколько розничных предприятий, произошло закрытие части кооперативных магазинов. Ухудшились показатели использования мощностей заготовительных, хлебопекарных и других производственных предприятий, площадей оптовых торговых баз, автомобильного парка потребительской кооперации. Кризисное положение экономики потребительской кооперации было вызвано комплексом причин внешнего и внутреннего свойства. Внешними причинами являются общегосударственные и региональные факторы. К общегосударственным относятся, например, рост инфляции, падение аграрного производства, снижение доходов сельских жителей и др. Последствия этих негативных для потребительской кооперации факторов были смягчены для нее рядом мер государственной поддержки правового и финансового характера. К региональным факторам относятся взаимоотношения с органами местного самоуправления, особенности физической (географической) среды, состояние экономики края, дорог и др. Компенсировать свои потери, усугубляющие экономическое положение потребительской кооперации, ее организациям в регионах удается не всегда и не в полном объеме. Многие из кризисных явлений в деятельности потребительской кооперации были обусловлены внутренними (внутрикооперативными) факторами, начиная от игнорирования некоторыми работниками роли и интересов пайщиков и кончая неумением соперничать с конкурентами на рынке. Хотя кооперация по своей природе является рыночной структурой, кооператоры, занимаясь в условиях командной экономики в основном распределением фондовых товаров, растеряли опыт успешной конкуренции и сотрудничества с частными торговцами. Такой опыт был накоплен до 1917 г., он был использован в годы нэпа. Общеэкономические причины на состояние дел в потребительской кооперации влияют примерно одинаково на всей территории Российской Федерации. Однако результаты деятельности кооператоров разных регионов существенно отличаются. Вот что показали новейшие исследования. Комплексная оценка деятельности региональных союзов была произведена на основе таких показателей, как оборот предприятий торговли и общественного питания потребительской кооперации в расчете на одного обслуживаемого жителя; темпы изменения розничного товарооборота, заготовительного оборота, объема выпуска промышленной продукции; доля непродовольственных товаров в общем товарообороте; оборачиваемость оборотных средств; уровень издержек обращения. В результате самую высокую интегральную оценку получили 13 союзов потребительских обществ, средней оценки был удостоен 41 союз, низкие оценки появились рядом с названиями 23 союзов. Напрашивается вывод о том, что за ряд последних лет одни организации потребительской кооперации приспособились к рыночным условиям в наилучшей степени, другие — в средней степени, а в третьих процессы адаптации идут медленно и трудно. Экономическое " самочувствие" потребительской кооперации области, края, республики при прочих равных условиях в большей мере зависит от самих кооператоров, их предприимчивости, умения выявить и привести в действие резервы, а также от особенностей данного региона, уровня его экономического и социального развития. Как это бывает на крутых поворотах истории, на наиболее трудной, кризисной стадии рыночных преобразований в стране кооператоры России, конечно, понесли некоторые ощутимые потери, но многое из наиболее ценного сумели сохранить, а кое-что обрели даже заново. Потеряла потребительская кооперация былой свой статус почти единственной торговой системы в сельской местности, а в результате либерализации цен, гиперинфляции лишилась части своего экономического потенциала. Не только по независящим от кооператоров, но и по зависящим от них причинам система понесла огромный материальный урон. По данным Председателя Ревизионной комиссии Центросоюза Станислава Садальского, за годы рыночных реформ потребительская кооперация страны потеряла более 83 тыс. объектов, в том числе почти 53 тыс. предприятий торговли, 9 тыс. объектов общественного питания, 10 тыс. заготовительных и производственных предприятий и т.д. При этом лишь 25% объектов кооперативными организациями было продано; все остальные объекты кооперацией потеряны по другим причинам1. В отдельных регионах кооперативная система оказалась под угрозой полной утраты имущества. В потребительской кооперации одной лишь Ростовской области в результате разбазаривания выбыло 2059 объектов кооперативной собственности, в том числе более половины всех магазинов и предприятий общественного питания, 25 оптовых торговых баз из 30, мясоперерабатывающий комбинат, санаторий и т. д. Если в 1930-е годы имущество потребительской кооперации под видом ликвидации ее монопольного положения отбиралось государством, то в конце XX столетия ее имущество зачастую под предлогом коммерциализации и акционирования переходило в частные руки. Вместе с тем справедливо будет привести такой положительный факт: кооператоры ряда регионов (Красноярского Севера, Чувашской Республики, Новгородской области и др.) в сложнейшие годы, вошедшие в отечественную историю как период " большого хапка", сумели практически полностью сохранить солидную материально-техническую базу своих организаций, созданную взаимными усилиями пайщиков и работников кооперации нескольких предыдущих поколений. Кроме объектов собственности, потребительская кооперация потеряла еще и много пайщиков: их численность только за один 1992 г. уменьшилась на 37% и к началу 1993 г. составила 13 млн человек. Происходило это в основном по трем причинам: во-первых, выбывали из потребительских обществ пайщики, ставшие ими в советское время поневоле, т. е. только для того чтобы приобрести какой-то товар повышенного спроса; во-вторых, отсеялись " мертвые души" — те, кто в потребительских обществах числился пайщиком, хотя таковым уже давно не являлся (умер либо выехал в другую местность); в-третьих, в нарушение внутрикооперативной демократии кое-где руководители потребительских обществ стали избавляться от малоимущих пайщиков, ранее внесенные паи которых после либерализации цен стали чисто символическими. В результате принятых мер к исправлению этих нарушений численность пайщиков стала увеличиваться и к началу 1997 г. достигла 15 млн. В тот период в ряде мест пайщики были потеряны не только количественно, но и как объект постоянного внимания, как основной смысл существования самой кооперации. Сохранили кооператоры России целостность потребительской кооперации как системы, значительную часть объектов собственности и имущественные права, основные духовные ценности кооперации. Более того, социальная направленность ее предпринимательской деятельности при переходе к рыночной экономике заметно усилилась. Работники кооперации не отказались от опыта планирования, только теперь оно перестало быть директивным и приобрело индикативный (рекомендательный, советующий) характер. А еще оно обогатилось практикой составления бизнес-планов. Нашли применение такие методы, как программирование и прогнозирование экономического и социального развития. Обрели организации потребительской кооперации реальную самостоятельность, независимость, свободу действий в хозяйственных делах в рамках обновленного законодательства, возможность кооперативной самодеятельности, совместного самотворчества пайщиков и работников кооперации. Они-то и явились значительными приобретениями потребительской кооперации. Началось и продолжается восстановление присущих ее организациям исконных черт товарного хозяйства. Кооператоры получили первые за последние десятилетия поучительные уроки функционирования своих организаций и предприятий в условиях становления рынка. Кризисная стадия периода переходной экономики в стране завершилась обретением устойчивости в народном хозяйстве. Во многих организациях потребительской кооперации в основном достигнута стабилизация. Реформы продолжаются в условиях оживления и подъема экономики, в ходе решения таких задач, как удвоение валового внутреннего продукта и преодоления бедности в стране. Созрели условия для более последовательного, чем в 1990-х годах, решения проблемы возрождения потребительской кооперации, поставленной самой жизнью еще в период перестройки.
|