Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование, реорганизация и ликвидация потребительского общества
В разные периоды истории отечественной кооперации применялись разные способы образования потребительских обществ. " Большая артель" была образована по собственной инициативе декабристов явочным порядком; у нее отсутствовала специальная государственная регистрация, хотя и имелся достаточно продуманный устав. С середины 60-х годов XIX века в России применялся разрешительный порядок учреждения потребительских обществ, когда статус юридического лица они получали после разрешения их организации первоначально Министерством внутренних дел, а позднее губернаторами. С мая 1917 г. для образования всех кооперативов, включая потребительские общества, узаконивается нормативно-явочный порядок: они создаются без предварительного согласия каких-либо лиц, а регистрирующий орган (окружной суд) проверяет лишь соответствие учредительных документов требованиям закона. В советское время в отношении одних кооперативов (потребительских обществ) применялся нормативно-явочный, в отношении других (жилищно-строительных) — разрешительный порядок, причем в разрешении на образование иного кооператива могли отказать по мотивам нецелесообразности. Ныне в Российской Федерации потребительские общества учреждаются нормативно-явочным порядком. Часть 2 пункта 1 статьи 51 ГК РФ гласит: " Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается". Потребительское общество как микроединица в системе потребительской кооперации образуется по месту жительства либо работы граждан по их собственной инициативе. Учредителями потребительского общества могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и (или) юридические лица. Число учредителей не должно быть менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц. Они формируют инициативную группу (или организационный комитет), в задачи которой входят: разработка обязательного для создания потребительского общества документа — проекта его индивидуального устава; составление проекта предпринимательской и социальной деятельности потребительского общества, подкрепленного необходимыми расчетами; подготовка и проведение учредительного собрания. Устав будущего потребительского общества должен отвечать некоторым требованиям. Например, в нем обязательно должны определяться: наименование потребительского общества; место его нахождения; предмет и цели деятельности общества; порядок вступления пайщиков в общество и выхода их из общества, в том числе порядок выдачи паевого взноса и кооперативных выплат; условия о размере вступительных и паевых взносов; состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов; состав и компетенция органов управления и контроля потребительского общества, порядок принятия ими решений; порядок покрытия пайщиками убытков, понесенных обществом; порядок реорганизации и ликвидации потребительского общества. Устав может содержать и иные сведения. Решение о создании потребительского общества принимается учредительным собранием, которое утверждает список пайщиков общества, устав потребительского общества и отчет о расходовании вступительных взносов. Учредительное собрание избирает совет потребительского общества и его председателя, ревизионную комиссию общества и иные органы управления, предусмотренные уставом общества. Учредительное собрание также может принять решение о вступлении общества в союз (союзы) потребительских обществ. Все решения учредительного собрания оформляются протоколом. После этого потребительское общество подлежит государственной регистрации. К заявлению о государственной регистрации потребительского общества прилагаются: протокол учредительного собрания, подписанный председателем и секретарем собрания; устав потребительского общества; свидетельство об уплате регистрационного сбора. Проведение государственной регистрации потребительских обществ с 1 июля 2002 г. осуществляют налоговые инспекции по месту нахождения этих обществ. Потребительское общество считается созданным с момента его регистрации в установленном законодательством порядке. Лишь после этого учредители общества становятся его членами. Максимальное число пайщиков в потребительском обществе не ограничивается. Как правило, потребительское общество создается на неопределенный срок. Несмотря на это, жизненные обстоятельства (конкретные основания) иногда делают необходимой, а то и неизбежной реорганизацию и ликвидацию потребительского общества. Причем для ликвидации общества, как и для его образования, не требуется ни разрешения, ни согласия государственных органов. Реорганизация потребительского общества в форме слияния, присоединения, разделения или выделения осуществляется по решению общего собрания общества и иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Ликвидация потребительского общества осуществляется по решению его общего собрания (самоликвидация), вследствие признания общества банкротом (добровольная ликвидация) либо по решению суда (принудительная ликвидация). Ликвидация потребительского общества представляет собой сложную процедуру. При принятии общим собранием потребительского общества решения о ликвидации общества совет потребительского общества незамедлительно в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. Сама ликвидация производится назначенной потребительским обществом ликвидационной комиссией, а в случае ликвидации общества по решению суда — ликвидационной комиссией, назначенной судом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами потребительского общества. Ликвидационная комиссия оценивает наличное имущество потребительского общества, выявляет его дебиторов (тех, кто должен обществу) и кредиторов (тех, кому должно общество), производит с ними расчеты, реализует имущество общества, составляет ликвидационный баланс и представляет его общему собранию потребительского общества. Срок ликвидации общества не должен превышать одного года со дня принятия решения о ликвидации. Потребительское общество считается ликвидированным с момента исключения его из Государственного реестра.
|