Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кадры, образование и наука в потребительской кооперации






 

С начала 1990-х годов численность работников, занятых на постоянной основе в системе потребительской кооперации России, сократилась в несколько раз и ныне составляет около 400 тыс. человек. Качественный состав работников при этом улучшился: раньше каждый четвертый из них имел высшее или среднее специальное образование, а ныне его имеет каж­дый третий. Следовательно, потребительские общества и их со­юзы сохранили в целом высокий кадровый потенциал.

В последние годы в потребительской кооперации принци­пиально изменилась кадровая политика. Практически изжили себя номенклатурный подход к подбору кадров, келейность в этом деле. Все чаще руководители и специалисты подбираются с учетом их деловых качеств на конкурсной основе и работают по контрактам.

" Кадровая политика в потребительской кооперации пред­полагает повышение роли лидера. Основные черты лидера XXI века: стратег, политик, учитывающий не только рыночные, но и нерыночные факторы, новатор, руководитель, уверенный в себе, способный мобилизовать коллектив на реализацию со­циальной миссии и динамичное развитие экономики" 1.

В настоящее время в организациях потребительской коо­перации заняты служащие и рабочие десятков специальностей и профессий. Это обусловлено многопрофильным характером деятельности системы. Большинство ее работников имеют спе­циальные познания в своей области и обладают необходимым опытом организации кооперативного дела.

Вместе с тем вести подготовку специалистов и кадров ра­бочих профессий необходимо (и приходится) постоянно. Поче­му? Во-первых, в трудовую деятельность постоянно вступает новое поколение и молодые люди должны иметь профессио­нальную подготовку. Во-вторых, в условиях современных тех­нологий только специалист, профессионал может успешно ре­шать возникающие задачи. В-третьих, подготовка работников и повышение их квалификации диктует переход от командной экономики к рыночной.

Повышаются требования к деловым и личным качест­вам руководителей, специалистов и остальных работников. Как всегда, в работнике потребительской кооперации ценятся его компетентность, честность, инициативность, коммуника­бельность, внутренняя культура. Но, как говорится, " только этого мало". Руководители и специалисты потребительских обществ и их союзов сегодня должны быть также предприим­чивыми и способными к разумному риску при принятии уп­равленческих решений, а также обладать качествами соци­ального работника.

Результаты деятельности (успех либо неуспех) органи­заций потребительской кооперации в той или иной степени зависят от всей совокупности качеств работников вообще и руководителей в первую очередь. Любопытные результаты дал, например, анкетный опрос 210 руководителей потреби­тельских обществ и структурных подразделений Чувашского республиканского потребсоюза. Отметим: 40, 2% респондентов имели высшее образование, 59, 8%— среднее профессиональ­ное образование. Среди многих других вопросов им был задан такой: " Какие факторы способствовали успеху вашего потре­бительского общества? " Ответы распределились следующим образом: по мнению 35, 4% опрошенных успех был обеспечен личными и деловыми качествами руководителя, 42, 7% — высо­кой самоотдачей работников, 21, 9% — знанием рынка и умелым маневрированием ресурсами. Примечательно, что 78% респон­дентов изъявили желание повысить свою квалификацию1.

Люди в течение всей своей жизни пополняют ранее полу­ченные ими научные и иные знания, развивают способности к умелому действию и совершенствуют мастерство. Вместе с тем не только знания, но и некоторые умения приобретаются в про­цессе профессиональной подготовки.

В потребительской кооперации страны сложилась строй­ная многоуровневая система профессионального образования. Она обеспечивает подготовку специалистов высшей и средней квалификации, кадров рабочих профессий, переподготовку и повышение квалификации работников. Ни в одной другой стра­не мира нет таких образовательных кооперативных учрежде­ний, как в России.

Подготовкой специалистов прежде всего занимаются коо­перативные высшие учебные заведения. Ведущими среди них являются Московский, Сибирский (Новосибирск), Белгород­ский университеты потребительской кооперации, которые, в свою очередь, имеют в регионах около 30 филиалов и институ­тов на правах филиалов. Самостоятельные кооперативные институты действовали в Энгельсе, Саранске, Чебоксарах1. Все они обладают высоким научно-образовательным потенциалом.

Далее, специалистов со средним профессиональным обра­зованием готовят 67 техникумов и колледжей потребительской кооперации, принадлежащие союзам потребительских обществ республик, краев и областей. В большинстве техникумов и кол­леджей трудятся сильные педагогические коллективы, препо­давание ведут высокообразованные и опытные специалисты, подлинные наставники студенческой молодежи. За последнее время техникумами и колледжами в сельских районах созданы десятки филиалов.

Подготовка специалистов ведется по очной (дневной) и за­очной, а в некоторых учебных заведениях и вечерней формам обучения. Кооперативные вузы, техникумы, колледжи готовят специалистов более чем по 30 специальностям — как по традици­онным, но обновленным направлениям (" бухгалтерский учет и ау­дит", " финансы и кредит", " экономика и управление на предпри­ятии", " информационные системы в экономике", " товароведение и экспертиза товаров", " технология продуктов общественного пи­тания"), так и по самым новым направлениям (" коммерция", " ме­неджмент", " маркетинг", " мировая экономика", " налоги и налого­обложение", " прикладная информатика в экономике" и проч.).

В условиях вхождения потребительской кооперации в ры­ночную экономику в учебные планы подготовки специалистов введены современные дисциплины: " Аудит", " Коммерческая деятельность", " Финансовый менеджмент", " Основы стандар­тизации, сертификации и метрологии", " Социология и психо­логия труда", " Деловое общение" и др.

Самыми распространенными на предприятиях и в орга­низациях потребительской кооперации по праву считаются профессии продавца, повара, кондитера, пекаря, заготовителя, кассира. В связи с поворотом потребительской кооперации ли­цом к социальным нуждам и потребностям людей и развитием отрасли бытовых и производственных услуг начата подготов­ка парикмахеров, фотографов, мастеров по ремонту часов, бы­товой радио- и электронной аппаратуры и других работников этой сферы. Подготовкой этих кадров занимаются коопера­тивные учебные заведения всех уровней, а прежде всего тех­никумы, профессионально-технические училища и предпри­ятия-школы. Последние созданы на базе лучших магазинов, хлебозаводов, парикмахерских и т. д. Одна из форм подготов­ки кадров рабочих профессий — индивидуальное и бригадное ученичество. Проводятся также краткосрочные курсы.

Образовательные учреждения системы являются частью социальной сферы страны. В высших и средних профессио­нальных образовательных учреждениях потребительской коо­перации обучаются одновременно 160 тыс. студентов, работают около б тыс. квалифицированных педагогов, среди которых 177 докторов наук и более 1200 кандидатов наук. При общем спаде в экономике потребительской кооперации в годы реформ эти учреждения сумели даже окрепнуть и заметно улучшить по­казатели своей деятельности.

Образовательные услуги кооперативных вузов и технику­мов в условиях рынка являются платными, и объем этих услуг, значительно превышая общий объем бытовых услуг, оказыва­емых кооперативными организациями, постоянно растет. Сово­купная стоимость образовательных услуг вузов и техникумов потребительской кооперации в 2000 г. составила 700 млн руб., и с тех пор эта цифра увеличилась уже в несколько раз. Неко­торые ученые предлагают придать кооперативному образова­нию статус самостоятельной отрасли деятельности потре­бительской кооперации наряду с другими ее отраслями1. При этом кооперативное образование рассматривается как важный фактор социально-экономического развития потребительской кооперации, а образовательные услуги — как способ и показа­тель участия в реализации ее социальной миссии по отноше­нию к пайщикам и остальному сельскому населению, в возрож­дении нравственности и духовности.

Общеизвестно, что образование является отраслью эконо­мики, объединяющей организации, учреждения и предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы и подготовкой педагогических кадров. По­мимо перечисленных функций, образовательные учреждения потребительской кооперации выполняют ряд функций на сты­ке науки и практики, активно содействуя потребительским об­ществам, их союзам в выполнении уставных задач.

Обеспечение научного сопровождения реформ в потре­бительской кооперации является значимым вкладом универ­ситетов и институтов. Наука — сфера исследовательской де­ятельности, где происходит расширение имеющихся знаний и вырабатываются новые знания. Наука является также одной из сфер общественного сознания.

Многие ученые учебных заведений потребительской коо­перации в последние годы вели научные поиски в тесном кон­такте и нередко в непосредственном общении с членами потре­бительских обществ.

Во-первых, научные силы образовательных учреждений участвовали в подготовке и проведении российских научно-практических конференций, организованных Центросоюзом. В результате была выработана современная идеология потреби­тельской кооперации России. Потребительская кооперация при­знана самобытной, социально ориентированной системой. Борьба с бедностью провозглашена как главное долгосрочное направле­ние деятельности потребительских обществ и их союзов.

Во-вторых, сотрудники образовательных учреждений участвовали в решении некоторых жизненно важных для сис­темы прикладных задач: в выработке мер, обеспечивающих выживание и конкурентоспособность организаций потреби­тельской кооперации и их безубыточную работу, в создании новой модели потребительского общества с учетом рыночных факторов хозяйствования и др. Ученые вузов непосредственно участвовали в разработке Центросоюзом основополагающих документов, нацеленных на достижение устойчивого развития потребительской кооперации.

В-третьих, университеты и институты оказывали (и про­должают оказывать) непосредственную практическую помощь местным потребительским обществам и потребсоюзам. Эта по­мощь методического, консультационного и иного характера (ку­раторство, проведение семинаров, разработка пособий, изуче­ние и распространение передового опыта, участие в собраниях пайщиков и т. п.) предоставляется безвозмездно на началах ко­оперативной солидарности и сотрудничества. Одновременно ор­ганизации потребительской кооперации служат базой учебной и производственной практики студентов кооперативных вузов.

Образование означает не только обучение профессии, но и воспитание кооператоров. Отдельные потребительские обще­ства и союзы сегодня недооценивают образование и на сокра­щении расходов на обучение и воспитание пытаются " сэконо­мить" финансовые средства.

Между тем образование является одним из принципов (и одной из функций) кооперации. Более чем сто лет назад выда­ющийся экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873) в выступле­нии на конгрессе британских кооператоров сказал: " Образование желательно для всего человечества; это — жизненная необходи­мость для кооператоров" 1. По словам Александра Чаянова, " чем шире распространены правильные знания о кооперации, тем бо­лее крепка и сильна будет сама кооперация" 2. Представляется, что в приведенных высказываниях заключена мысль о незаме­нимости обучения и воспитания, значении профессионального и просветительского образования в кооперации.

Новые возможности для образования кооператоров от­крывают Закон Российской Федерации " О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Россий­ской Федерации", уставы обществ и союзов. Одной из основных задач потребительской кооперации указанный Закон впервые провозгласил пропаганду кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

Примерный устав потребительского общества предусмат­ривает повышение роли кооперативных участков и создание ими комиссий, состоящих из пайщиков.

Содействовать делу воспитания пайщиков и работников кооперации призваны еженедельная газета " Российская ко­операция", которая издается с конца 1997 г., и ежемесячный журнал " Деловой вестник " Российской кооперации". Этому же служит экономическое соревнование организаций, предпри­ятий и учреждений потребительской кооперации. Не только работники кооперации, но и активисты-пайщики награждают­ся нагрудным значком " За добросовестный труд в потреби­тельской кооперации России". Кооперативный актив — это наиболее деятельные и способные члены выборных органов, начиная от кооперативного участка потребительских обществ и кончая органами управления и контроля союзов.

Важная роль в деле воспитания кооператоров принадле­жит организационно-кооперативной работе, проводимой совместно работниками кооперации и самими пайщиками. В потребительском обществе она включает мероприятия обще­ственно-массового, культурно-просветительного и социально-бытового характера.

Конкретным содержанием общественно-массовых мероп­риятий являются: подготовка и проведение собраний пайщиков кооперативного участка и общих собраний уполномоченных пот­ребительского общества, конференций и семинаров, согласова­ние условий работы предприятий общества, изучение запросов пайщиков и организация предоставления им услуг и др. В про­ведении этой работы должны участвовать и организационные комиссии, и правление, и совет потребительского общества.

Культурно-просветительные мероприятия охватыва­ют пропаганду кооперативных ценностей и принципов, при­влечение в потребительское общество новых пайщиков, подбор кандидатов для учебы в кооперативных учебных заведениях, организацию уголков пайщиков в магазинах и кружков художественной самодеятельности, проведение музыкальных ве­черов, устройство совместных чаепитий, реклама экологически чистых продуктов и т.д. С некоторыми из этих функций могут справиться просветительские комиссии кооперативных участ­ков, активисты потребительского общества; проведение неко­торых мероприятий просветительского характера потребует участия инструктора общества, члена правления, работников магазина или кафе.

К мероприятиям социально-бытового характера отно­сят обеспечение деятельности кооперативных детских яслей и садов, домов отдыха, лечебных учреждений, устройство де­тских игровых площадок. В потребительских обществах созда­ются кружки по интересам, способствующие развитию само­деятельного творчества пайщиков и работников кооперации. Одно из направлений деятельности — организация физкуль­турно-оздоровительной работы, спортивных секций, проведе­ние спортивных соревнований.

В конечном счете все это направлено на повышение роли пайщиков в своих организациях и имеет большое значение для решения задачи развития общественной самодеятельности, возрождения потребительской кооперации, лучшего осущест­вления ею своих социальных задач.

Тем более заслуживают внимания предложения по укреп­лению в потребительских обществах службы организационно-кооперативной работы, устранению недостатков в деле коопе­рирования населения и изживанию проявлений формализма в организации работы с пайщиками.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал