Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кадры, образование и наука в потребительской кооперации
С начала 1990-х годов численность работников, занятых на постоянной основе в системе потребительской кооперации России, сократилась в несколько раз и ныне составляет около 400 тыс. человек. Качественный состав работников при этом улучшился: раньше каждый четвертый из них имел высшее или среднее специальное образование, а ныне его имеет каждый третий. Следовательно, потребительские общества и их союзы сохранили в целом высокий кадровый потенциал. В последние годы в потребительской кооперации принципиально изменилась кадровая политика. Практически изжили себя номенклатурный подход к подбору кадров, келейность в этом деле. Все чаще руководители и специалисты подбираются с учетом их деловых качеств на конкурсной основе и работают по контрактам. " Кадровая политика в потребительской кооперации предполагает повышение роли лидера. Основные черты лидера XXI века: стратег, политик, учитывающий не только рыночные, но и нерыночные факторы, новатор, руководитель, уверенный в себе, способный мобилизовать коллектив на реализацию социальной миссии и динамичное развитие экономики" 1. В настоящее время в организациях потребительской кооперации заняты служащие и рабочие десятков специальностей и профессий. Это обусловлено многопрофильным характером деятельности системы. Большинство ее работников имеют специальные познания в своей области и обладают необходимым опытом организации кооперативного дела. Вместе с тем вести подготовку специалистов и кадров рабочих профессий необходимо (и приходится) постоянно. Почему? Во-первых, в трудовую деятельность постоянно вступает новое поколение и молодые люди должны иметь профессиональную подготовку. Во-вторых, в условиях современных технологий только специалист, профессионал может успешно решать возникающие задачи. В-третьих, подготовка работников и повышение их квалификации диктует переход от командной экономики к рыночной. Повышаются требования к деловым и личным качествам руководителей, специалистов и остальных работников. Как всегда, в работнике потребительской кооперации ценятся его компетентность, честность, инициативность, коммуникабельность, внутренняя культура. Но, как говорится, " только этого мало". Руководители и специалисты потребительских обществ и их союзов сегодня должны быть также предприимчивыми и способными к разумному риску при принятии управленческих решений, а также обладать качествами социального работника. Результаты деятельности (успех либо неуспех) организаций потребительской кооперации в той или иной степени зависят от всей совокупности качеств работников вообще и руководителей в первую очередь. Любопытные результаты дал, например, анкетный опрос 210 руководителей потребительских обществ и структурных подразделений Чувашского республиканского потребсоюза. Отметим: 40, 2% респондентов имели высшее образование, 59, 8%— среднее профессиональное образование. Среди многих других вопросов им был задан такой: " Какие факторы способствовали успеху вашего потребительского общества? " Ответы распределились следующим образом: по мнению 35, 4% опрошенных успех был обеспечен личными и деловыми качествами руководителя, 42, 7% — высокой самоотдачей работников, 21, 9% — знанием рынка и умелым маневрированием ресурсами. Примечательно, что 78% респондентов изъявили желание повысить свою квалификацию1. Люди в течение всей своей жизни пополняют ранее полученные ими научные и иные знания, развивают способности к умелому действию и совершенствуют мастерство. Вместе с тем не только знания, но и некоторые умения приобретаются в процессе профессиональной подготовки. В потребительской кооперации страны сложилась стройная многоуровневая система профессионального образования. Она обеспечивает подготовку специалистов высшей и средней квалификации, кадров рабочих профессий, переподготовку и повышение квалификации работников. Ни в одной другой стране мира нет таких образовательных кооперативных учреждений, как в России. Подготовкой специалистов прежде всего занимаются кооперативные высшие учебные заведения. Ведущими среди них являются Московский, Сибирский (Новосибирск), Белгородский университеты потребительской кооперации, которые, в свою очередь, имеют в регионах около 30 филиалов и институтов на правах филиалов. Самостоятельные кооперативные институты действовали в Энгельсе, Саранске, Чебоксарах1. Все они обладают высоким научно-образовательным потенциалом. Далее, специалистов со средним профессиональным образованием готовят 67 техникумов и колледжей потребительской кооперации, принадлежащие союзам потребительских обществ республик, краев и областей. В большинстве техникумов и колледжей трудятся сильные педагогические коллективы, преподавание ведут высокообразованные и опытные специалисты, подлинные наставники студенческой молодежи. За последнее время техникумами и колледжами в сельских районах созданы десятки филиалов. Подготовка специалистов ведется по очной (дневной) и заочной, а в некоторых учебных заведениях и вечерней формам обучения. Кооперативные вузы, техникумы, колледжи готовят специалистов более чем по 30 специальностям — как по традиционным, но обновленным направлениям (" бухгалтерский учет и аудит", " финансы и кредит", " экономика и управление на предприятии", " информационные системы в экономике", " товароведение и экспертиза товаров", " технология продуктов общественного питания"), так и по самым новым направлениям (" коммерция", " менеджмент", " маркетинг", " мировая экономика", " налоги и налогообложение", " прикладная информатика в экономике" и проч.). В условиях вхождения потребительской кооперации в рыночную экономику в учебные планы подготовки специалистов введены современные дисциплины: " Аудит", " Коммерческая деятельность", " Финансовый менеджмент", " Основы стандартизации, сертификации и метрологии", " Социология и психология труда", " Деловое общение" и др. Самыми распространенными на предприятиях и в организациях потребительской кооперации по праву считаются профессии продавца, повара, кондитера, пекаря, заготовителя, кассира. В связи с поворотом потребительской кооперации лицом к социальным нуждам и потребностям людей и развитием отрасли бытовых и производственных услуг начата подготовка парикмахеров, фотографов, мастеров по ремонту часов, бытовой радио- и электронной аппаратуры и других работников этой сферы. Подготовкой этих кадров занимаются кооперативные учебные заведения всех уровней, а прежде всего техникумы, профессионально-технические училища и предприятия-школы. Последние созданы на базе лучших магазинов, хлебозаводов, парикмахерских и т. д. Одна из форм подготовки кадров рабочих профессий — индивидуальное и бригадное ученичество. Проводятся также краткосрочные курсы. Образовательные учреждения системы являются частью социальной сферы страны. В высших и средних профессиональных образовательных учреждениях потребительской кооперации обучаются одновременно 160 тыс. студентов, работают около б тыс. квалифицированных педагогов, среди которых 177 докторов наук и более 1200 кандидатов наук. При общем спаде в экономике потребительской кооперации в годы реформ эти учреждения сумели даже окрепнуть и заметно улучшить показатели своей деятельности. Образовательные услуги кооперативных вузов и техникумов в условиях рынка являются платными, и объем этих услуг, значительно превышая общий объем бытовых услуг, оказываемых кооперативными организациями, постоянно растет. Совокупная стоимость образовательных услуг вузов и техникумов потребительской кооперации в 2000 г. составила 700 млн руб., и с тех пор эта цифра увеличилась уже в несколько раз. Некоторые ученые предлагают придать кооперативному образованию статус самостоятельной отрасли деятельности потребительской кооперации наряду с другими ее отраслями1. При этом кооперативное образование рассматривается как важный фактор социально-экономического развития потребительской кооперации, а образовательные услуги — как способ и показатель участия в реализации ее социальной миссии по отношению к пайщикам и остальному сельскому населению, в возрождении нравственности и духовности. Общеизвестно, что образование является отраслью экономики, объединяющей организации, учреждения и предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы и подготовкой педагогических кадров. Помимо перечисленных функций, образовательные учреждения потребительской кооперации выполняют ряд функций на стыке науки и практики, активно содействуя потребительским обществам, их союзам в выполнении уставных задач. Обеспечение научного сопровождения реформ в потребительской кооперации является значимым вкладом университетов и институтов. Наука — сфера исследовательской деятельности, где происходит расширение имеющихся знаний и вырабатываются новые знания. Наука является также одной из сфер общественного сознания. Многие ученые учебных заведений потребительской кооперации в последние годы вели научные поиски в тесном контакте и нередко в непосредственном общении с членами потребительских обществ. Во-первых, научные силы образовательных учреждений участвовали в подготовке и проведении российских научно-практических конференций, организованных Центросоюзом. В результате была выработана современная идеология потребительской кооперации России. Потребительская кооперация признана самобытной, социально ориентированной системой. Борьба с бедностью провозглашена как главное долгосрочное направление деятельности потребительских обществ и их союзов. Во-вторых, сотрудники образовательных учреждений участвовали в решении некоторых жизненно важных для системы прикладных задач: в выработке мер, обеспечивающих выживание и конкурентоспособность организаций потребительской кооперации и их безубыточную работу, в создании новой модели потребительского общества с учетом рыночных факторов хозяйствования и др. Ученые вузов непосредственно участвовали в разработке Центросоюзом основополагающих документов, нацеленных на достижение устойчивого развития потребительской кооперации. В-третьих, университеты и институты оказывали (и продолжают оказывать) непосредственную практическую помощь местным потребительским обществам и потребсоюзам. Эта помощь методического, консультационного и иного характера (кураторство, проведение семинаров, разработка пособий, изучение и распространение передового опыта, участие в собраниях пайщиков и т. п.) предоставляется безвозмездно на началах кооперативной солидарности и сотрудничества. Одновременно организации потребительской кооперации служат базой учебной и производственной практики студентов кооперативных вузов. Образование означает не только обучение профессии, но и воспитание кооператоров. Отдельные потребительские общества и союзы сегодня недооценивают образование и на сокращении расходов на обучение и воспитание пытаются " сэкономить" финансовые средства. Между тем образование является одним из принципов (и одной из функций) кооперации. Более чем сто лет назад выдающийся экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873) в выступлении на конгрессе британских кооператоров сказал: " Образование желательно для всего человечества; это — жизненная необходимость для кооператоров" 1. По словам Александра Чаянова, " чем шире распространены правильные знания о кооперации, тем более крепка и сильна будет сама кооперация" 2. Представляется, что в приведенных высказываниях заключена мысль о незаменимости обучения и воспитания, значении профессионального и просветительского образования в кооперации. Новые возможности для образования кооператоров открывают Закон Российской Федерации " О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", уставы обществ и союзов. Одной из основных задач потребительской кооперации указанный Закон впервые провозгласил пропаганду кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации. Примерный устав потребительского общества предусматривает повышение роли кооперативных участков и создание ими комиссий, состоящих из пайщиков. Содействовать делу воспитания пайщиков и работников кооперации призваны еженедельная газета " Российская кооперация", которая издается с конца 1997 г., и ежемесячный журнал " Деловой вестник " Российской кооперации". Этому же служит экономическое соревнование организаций, предприятий и учреждений потребительской кооперации. Не только работники кооперации, но и активисты-пайщики награждаются нагрудным значком " За добросовестный труд в потребительской кооперации России". Кооперативный актив — это наиболее деятельные и способные члены выборных органов, начиная от кооперативного участка потребительских обществ и кончая органами управления и контроля союзов. Важная роль в деле воспитания кооператоров принадлежит организационно-кооперативной работе, проводимой совместно работниками кооперации и самими пайщиками. В потребительском обществе она включает мероприятия общественно-массового, культурно-просветительного и социально-бытового характера. Конкретным содержанием общественно-массовых мероприятий являются: подготовка и проведение собраний пайщиков кооперативного участка и общих собраний уполномоченных потребительского общества, конференций и семинаров, согласование условий работы предприятий общества, изучение запросов пайщиков и организация предоставления им услуг и др. В проведении этой работы должны участвовать и организационные комиссии, и правление, и совет потребительского общества. Культурно-просветительные мероприятия охватывают пропаганду кооперативных ценностей и принципов, привлечение в потребительское общество новых пайщиков, подбор кандидатов для учебы в кооперативных учебных заведениях, организацию уголков пайщиков в магазинах и кружков художественной самодеятельности, проведение музыкальных вечеров, устройство совместных чаепитий, реклама экологически чистых продуктов и т.д. С некоторыми из этих функций могут справиться просветительские комиссии кооперативных участков, активисты потребительского общества; проведение некоторых мероприятий просветительского характера потребует участия инструктора общества, члена правления, работников магазина или кафе. К мероприятиям социально-бытового характера относят обеспечение деятельности кооперативных детских яслей и садов, домов отдыха, лечебных учреждений, устройство детских игровых площадок. В потребительских обществах создаются кружки по интересам, способствующие развитию самодеятельного творчества пайщиков и работников кооперации. Одно из направлений деятельности — организация физкультурно-оздоровительной работы, спортивных секций, проведение спортивных соревнований. В конечном счете все это направлено на повышение роли пайщиков в своих организациях и имеет большое значение для решения задачи развития общественной самодеятельности, возрождения потребительской кооперации, лучшего осуществления ею своих социальных задач. Тем более заслуживают внимания предложения по укреплению в потребительских обществах службы организационно-кооперативной работы, устранению недостатков в деле кооперирования населения и изживанию проявлений формализма в организации работы с пайщиками.
|