Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кооперативное самоуправление. Органы управления и контроля потребительских обществ и их союзов






 

Потребительская кооперация является школой демокра­тии и общественного самоуправления. Миллионам пайщиков она способна помочь развивать деловую и социальную активность, полнее проявлять личную и коллективную инициативу, сообща выполнять некоторые воспитательные функции. Раз­витие потребительской кооперации на демократических нача­лах — важное звено современных преобразований в России.

Потребительской кооперации присущи самодеятельность, демократизм, самоуправление.

Самодеятельность означает проявление пайщиками лич­ного почина в кооперативных делах. Без самодеятельности нет ни демократизма, ни самоуправления, ни подлинной ко­операции. Профессор Алексей Анцыферов (1867-1943) еще в начале XX века писал: " Основной элемент кооперативной организации — самодеятельность — можно подменить и со­здать фальсифицированную кооперацию, но заменить ее и при отсутствии самодеятельности создать подлинную коопе­рацию — невозможно" 1.

Демократизм выражается в действительном участии пай­щиков в управлении организациями потребительской коопера­ции снизу доверху.

Самоуправление есть осуществление пайщиками своего права самостоятельно решать все вопросы внутреннего регу­лирования жизни и деятельности потребительской кооперации в соответствии с уставами ее организаций.

Иначе говоря, кооперативное самоуправление выступает способом управления, который не только осуществляется в ин­тересах пайщиков, но и все в большей степени становится их собственным делом. Самоуправление — путь превращения за­частую еще формальных пайщиков в подлинных кооператоров, являющихся (все вместе) хозяевами потребительских обществ на основе единства их прав, обязанностей и ответственности. Развитие самоуправления суть важнейшее направление воз­рождения потребительской кооперации.

Управление потребительскими обществами и их союзами осуществляется на основе самоуправления, гласности, актив­ного участия пайщиков, их уполномоченных и представителей, а также коллективов работников кооперации в, решении всех вопросов кооперативной деятельности.

В этом смысле механизм самоуправления в потреби­тельской кооперации состоит из двух начал — обществен­ного и профессионального. Общественное самоуправление осуществляется пайщиками, их выборными органами управ­ления, а профессиональное управление (профессиональный менеджмент) — коллективами работников (главным образом специалистов) организаций потребительской кооперации. Указанные два начала органично взаимодействуют, причем приоритет принадлежит общественному самоуправлению, так как потребительская кооперация — это самодеятельная организация, рожденная творчеством широких масс. Под­линное самоуправление является антиподом бюрократизма и несовместимо с командным, авторитарным стилем в управ­лении.

Самоуправление в потребительском обществе осущест­вляется на основе следующих принципов:

- принадлежность прав по управлению самому потреби­тельскому обществу как объединению пайщиков;

- единство субъектов управления (тех, кто управляет) и объектов управления (тех, кем управляют, и того, чем управляют); осуществление управления непосредственно пайщиками или через выборные представительные органы; саморегулирование общественным поведением пайщи­ков (в пределах кооперации) посредством социальных норм устава потребительского общества; заинтересованное ведение совместной предприниматель­ской деятельности для достижения целей потреби­тельского общества; демократичность управления, прежде всего соблюдение правила: один пайщик — один голос;

- наиболее широкое привлечение женщин к участию в ор­ганах управления и контроля; непрерывность процесса управления;

- гласность, доступность информации о деятельности пот­ребительского общества для всех его пайщиков.

В потребительской кооперации существует система орга­нов управления и органов контроля, позволяющая осущест­влять самоуправление и в потребительских обществах, и в их союзах.

В потребительском обществе она включает общее собра­ние общества, совет общества, правление общества, ревизион­ную комиссию общества (рис. 5).

Общее собрание потребительского общества является его высшим органом. Оно правомочно рассматривать и решать лю­бые вопросы предпринимательской и иной деятельности коо­перативного общества в соответствии с его уставом.

Свои полномочия высшего органа общее собрание потре­бительского общества осуществляет через собрания пайщиков кооперативных участков и общее собрание уполномоченных общества.

 

Рис. 5. Структура управления потребительским обществом

В статье 17 Закона Российской Федерации " О потреби­тельской кооперации (потребительских обществах, их сою­зах) в Российской Федерации" записано, что в случаях, когда пайщиками потребительского общества являются жители не­скольких населенных пунктов и количество пайщиков велико, в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки, высшим органом которых является собрание пайщи­ков кооперативного участка.

Преобладающее большинство потребительских обществ России сегодня являются крупными и объединяют значитель­ное количество пайщиков, проживающих зачастую в десятках деревень, сел, поселков и небольших городов. Поэтому в При­мерный устав потребительского общества включен особый раз­дел, посвященный кооперативному участку общества.

Кооперативный участок — часть потребительского об­щества. Он объединяет определенное количество пайщиков (обычно не более 100-200 человек), проживающих на опреде­ленной территории (например, в конкретном селе) либо рабо­тающих в какой-нибудь организации. Зоны действия участков и их количество по месту жительства или работы пайщиков определяются советом потребительского общества с учетом численности его членов, дислокации кооперативных магази­нов, населенных пунктов и других условий. В 2004 г., например, отчетные собрания проводились на более чем 60 тыс. коопера­тивных участков.

На каждом кооперативном участке создается опорный пункт потребительского общества, работают организационная, просветительская комиссии и комиссия кооперативного конт­роля.

Органами управления и контроля деятельности коопера­тивного участка являются собрание пайщиков данного участка и создаваемые им участковые комиссии. В лице этих своих ор­ганов кооперативный участок обладает такими полномочиями, как рассмотрение вопросов работы кооперативного участка и в целом потребительского общества; организация кооперирова­ния населения; предоставление услуг пайщикам; изучение покупательского спроса; информирование пайщиков о деятель­ности данного участка, потребительского общества и системы потребительской кооперации; сбор вступительных и паевых взносов; выполнение наказов пайщиков, рассмотрение их жа­лоб и заявлений.

Собрания пайщиков кооперативных участков потреби­тельского общества — основная форма участия пайщиков в самоуправлении. По уставу эти собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год; в последнее вре­мя признано целесообразным проводить их чаще, два раза в течение года: первое - в январе-марте, второе - в июне-сен­тябре. Созыв собрания пайщиков кооперативного участка осу­ществляется организационной комиссией данного участка в соответствии с уставом потребительского общества. Оно может быть созвано не только по инициативе органов потребительско­го общества и кооперативного участка, но и по требованию не менее 1/10 пайщиков этого участка.

Собрание пайщиков кооперативного участка правомоч­но, если на нем присутствует не менее 50% пайщиков данного участка.

В компетенцию собрания пайщиков кооперативного учас­тка входят:

- создание потребительским обществом союзов; вступление общества в союзы; выход общества из союзов;

- преобразование общества в другую организационно-пра­вовую форму;

- создание организационной, просветительской комиссий, комиссии кооперативного контроля, заслушивание и утверждение их отчетов;

- выборы из числа пайщиков общества уполномоченных об­щества и заслушивание отчетов уполномоченных дан­ного кооперативного участка (Примерный устав пот­ребительского общества содержит важное положение о том, что работников потребительской кооперации в составе уполномоченных должно быть не более 10%);

- выборы председателя кооперативного участка;

- заслушивание отчета о работе предприятий или струк­турных подразделений потребительского общества, обслуживающих пайщиков этого участка;

- внесение предложения о расторжении контрактов (трудо­вых договоров) с работниками предприятий общества и его структурных подразделений, обслуживающих пайщиков данного кооперативного участка.

Первые четыре вопроса в приведенном перечне относятся к исключительной компетенции собрания пайщиков коопе­ративного участка. По этим вопросам совет потребительского общества утверждает повестку дня и сроки проведения собра­ний пайщиков на всех участках общества. По протоколам соб­раний пайщиков на участках совет общества устанавливает суммарные итоги голосования (" за", " против", " воздержался") и докладывает эти итоги собранию уполномоченных общества. Решение, принятое собраниями пайщиков кооперативных участков, обязательно для общего собрания уполномоченных потребительского общества.

Решение собрания, в том числе о создании союзов и вступ­лении общества в союзы, считается принятым, если за него проголосовало более половины пайщиков потребительского общества, присутствующих на собрании пайщиков коопера­тивного участка общества.

Решение о выходе потребительского общества из союза считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей пайщиков потребительского общества.

Решение о преобразовании потребительского общества в другую организационно-правовую форму считается приня­тым, если за него проголосовали все пайщики кооперативных участков общества.

Решение на собрании пайщиков кооперативного участка принимается открытым голосованием, если собрание не имеет иного решения.

Общее собрание уполномоченных потребительского об­щества вправе решать все вопросы, относящиеся к полномочиям общего собрания пайщиков, за исключением вопросов о создании союзов, вступлении в союзы, выходе из союзов и преобразовании общества в другую организационно-правовую форму.

К исключительной компетенции общего собрания уполно­моченных общества относятся: принятие устава общества, вне­сение в него изменений и дополнений; определение основных направлений деятельности общества; порядок распределения между пайщиками доходов от предпринимательской деятель­ности общества; создание хозяйственных обществ; определе­ние размеров (и изменение размеров) паевых взносов пайщи­ков; определение размеров и порядка кооперативных выплат; избрание из числа пайщиков общества представителей в союз потребительских обществ и делегирование им полномочия по избранию представителей в союзы потребительских обществ других уровней; досрочный отзыв представителей общества, ранее избранных в союз; избрание из числа пайщиков обще­ства председателя и членов совета общества, членов ревизи­онной комиссии общества, определение средств на их содержа­ние, заслушивание отчета об их деятельности, прекращение их полномочий; утверждение положения о ревизионной комиссии общества; утверждение годовых программ экономического и социального развития общества, а также годовых отчетов и ба­лансов, заключения по ним ревизионной комиссии; определе­ние порядка оплаты труда и формы поощрения членов совета общества, пайщиков, работающих на общественных началах в кооперативных органах управления и контроля; принятие наказов пайщиков, заслушивание отчетов об их исполнении, выработка наказов представителям общества в союзе потреби­тельских обществ для принятия по ним решений общим собра­нием представителей потребительских обществ данного союза; отчуждение недвижимого имущества общества определенной стоимости, величина которой устанавливается в уставе обще­ства; привлечение к ответственности выборных лиц за нена­длежащее выполнение ими своих обязанностей и нарушение устава общества; рассмотрение жалоб на действия совета общества, ревизионной комиссии общества, разрешение разно­гласий между ними, отмена при необходимости их решения; оп­ределение порядка покрытия убытков, понесенных обществом; реорганизация и ликвидация общества; исключение пайщиков из общества; определение видов, размеров и условий формиро­вания фондов общества, утверждение положений о них.

Перечисленные вопросы не могут быть переданы общим собранием уполномоченных потребительского общества на ре­шение совета общества и правления общества.

Общее собрание уполномоченных общества правомочно, если на нем присутствует более трех четвертей уполномочен­ных общества. Решение общего собрания считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертей уполномо­ченных общества, участвующих в общем собрании.

Общее собрание уполномоченных общества созывается со­ветом общества по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Примерный устав потребительского общества предусмат­ривает возможность созыва чрезвычайного общего собрания уполномоченных общества по требованию не менее 1/3 этих уполномоченных, а при выявлении фактов грубого нарушения устава, злоупотреблений, ухудшения финансово-экономичес­кого положения общества — также по решению совета союза потребительских обществ, членом которого является данное общество.

Решения общего собрания уполномоченных общества обя­зательны для всех пайщиков общества.

Уполномоченные в периоды между общими собраниями уполномоченных общества контролируют выполнение их ре­шений, периодически отчитываются перед пайщиками о своей работе и информируют пайщиков о решениях общего собра­ния, оказывают содействие комиссиям кооперативного участ­ка, проводят работу по кооперированию населения и сбору па­евых взносов.

Совет потребительского общества — орган управления данного общества, которое представляет интересы пайщиков этого общества, защищает их права и подотчетен его общему собранию. Совет потребительского общества осуществляет полномочия, определенные законом и уставом, за исключени­ем полномочий, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания потребобщества.

Совет общества в период между общими собраниями осу­ществляет управление обществом и ведет его дела в пределах своей компетенции. К исключительной компетенции совета общества относятся: проведение общих собраний потребитель­ского общества; определение полномочий правления общества и осуществление контроля за его деятельностью; утверждение положения о правлении потребительского общества; утверж­дение бюджета потребительского общества; назначение, уволь­нение, освобождение от исполнения полномочий заместителей председателя совета общества, членов правления общества, назначение и увольнение председателя правления общества и заместителей председателя правления общества.

Совет общества не может передать свои исключительные полномочия правлению общества.

Заседания совета общества проводятся по мере необхо­димости, но не реже одного раза в месяц. Заседание правомоч­но, если на нем присутствуют не менее 3/4 членов совета об­щества, в том числе председатель совета или его заместитель. Решение принимается простым большинством голосов состава совета общества. Пайщики вправе участвовать в заседании со­вета потребительского общества.

Совет общества не реже чем один раз в год отчитывается перед общим собранием потребительского общества; это собра­ние созывается не позднее трех месяцев по окончании хозяйс­твенного года.

Председатель совета общества должен иметь опыт работы в потребительской кооперации. Он исполняет свои обязаннос­ти, как правило, на общественных началах. Члены совета об­щества избираются из числа известных и активных пайщиков. Закон требует, чтобы более 50% численного состава совета пот­ребительского общества составляли пайщики, не являющиеся работниками общества. Уставом потребительского общества определяются порядок принятия председателем совета и его заместителями решений и порядок их оформления, а также вопросы, решения по которым председатель совета и его замес­тители вправе принимать единолично.

Правление потребительского общества — исполнитель­ный орган управления общества, который создается в каждом потребобществе для руководства его хозяйственной деятель­ностью.

Председатель правления, заместители председателя и члены правления назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности советом потребительского общества.

Правление непосредственно организует работу потреби­тельского общества в пределах своих полномочий. По поруче­нию совета общества правление разрабатывает предложения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции об­щего собрания общества и совета общества. Правление также проводит аттестацию работников общества, информирует пай­щиков о работе общества. Правление несет ответственность за организационную, хозяйственную, финансовую деятельность общества.

Правление общества проводит свои заседания по мере не­обходимости, но не реже одного раза в месяц. Правление право­мочно принимать постановления по определенному кругу воп­росов, если на его заседании присутствует не менее половины членов правления, в том числе председатель правления или его заместитель.

Как соотносятся функции трех органов управления потре­бительского общества? Наука управления дает на этот вопрос краткий ответ: общее собрание кооператива в форме наказов пайщиков выражает потребности и желания; совет формирует их как цели и включает в планы развития потребительского об­щества; правление вырабатывает планы их достижения и пре­творяет их в жизнь1.

Разграничение функций между советом и правлением потребительского общества в самом общем виде представляют следующим образом (рис. 6).

 

Рис. 6. Схема сферы активности органов управления

Ревизионная комиссия потребительского общества осущест­вляет контроль за соблюдением устава общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями, структурными подразделениями, представи­тельствами и филиалами. Комиссия прежде всего контролирует работу по обеспечению сохранности имущества потребитель­ского общества, предупреждает возможные случаи бесхозяйс­твенности, порчи товарно-материальных ценностей. Решения ревизионной комиссии рассматриваются и исполняются советом или правлением потребительского общества в течение 30 дней. В случае несогласия ревизионной комиссии с решением совета или правления либо при непринятии решения советом или прав­лением ревизионная комиссия передает свое решение на рас­смотрение общего собрания потребительского общества.

Ревизионная комиссия избирается общим собранием об­щества. Члены ревизионной комиссии не могут быть ни члена­ми совета общества, ни членами правления общества, а также супругами, родственниками по отношению к членам совета об­щества и членам правления общества. Ревизионная комиссия избирает из своего состава председателя ревизионной комис­сии и его заместителя.

В своей работе ревизионная комиссия руководствуется законом, уставом потребобщества и положением, которое ут­верждается общим собранием общества.

В потребительском обществе может быть создано несколь­ко комиссий кооперативного контроля. Избирается такая комиссия для контроля на кооперативном участке соблюде­ния устава потребительского общества, выполнения решений органов управления и контроля общества и союзов, членом ко­торых является данное общество. Комиссия осуществляет пос­тоянный контроль за работой магазинов, столовых, пекарен и других предприятий общества на территории кооперативного участка, выявляет недостатки в их работе и добивается их уст­ранения. Комиссия вносит предложения по улучшению ассор­тимента товаров, списанию испорченных или не реализован­ных в срок товаров на предприятиях данного кооперативного участка, а также выполняет иные функции, предусмотренные положением о комиссии кооперативного контроля.

В союзах потребительских обществ района, области, края, республики органами управления и контроля являются общее собрание представителей потребительских обществ союза, со­вет, правление и ревизионная комиссия.

Общее собрание представителей потребительских об­ществ союза района, области, края или республики — высший орган управления соответствующего союза. Общее собрание представителей признается правомочным, если в его работе участвуют не менее чем две трети представителей. Общее соб­рание представителей полномочно рассматривать и решать все вопросы, касающиеся деятельности союза. В частности, оно из­бирает председателя, членов совета и членов ревизионной ко­миссии союза.

Совет районного, областного, краевого или республиканс­кого союза потребительских обществ, будучи представитель­ным органом, осуществляет управление союзом между об­щими собраниями представителей потребительских обществ союза.

Заседания совета союза проводятся с периодичностью, предусмотренной уставом союза, но не реже одного раза в по­лугодие. Совет союза полномочен решать вопросы, если на его заседании присутствует не менее половины его членов, в том числе председатель совета союза или его заместитель.

Совет союза для осуществления текущей деятельности со­юза вправе избрать из своего состава президиум совета союза. Президиум ответствен перед советом союза.

Члены совета союза исполняют свои полномочия на обще­ственных началах, председатель совета союза исполняет свои полномочия, как правило, на общественных началах. Более 50% численного состава совета союза должны составлять предста­вители, не являющиеся работниками организаций потреби­тельской кооперации.

Правление районного, областного, краевого или республи­канского союза потребительских обществ — исполнительный орган управления соответствующего союза, назначаемый сове­том союза и подотчетный совету союза. Правление создается в каждом союзе для руководства хозяйственной деятельностью союза.

Ревизионная комиссия районного, областного, краевого или республиканского союза потребительских обществ контро­лирует соблюдение устава союза, хозяйственную, финансовую и иную деятельность союза.

В Центральном союзе потребительских обществ Рос­сийской Федерации его высшим органом управления явля­ется общее Собрание представителей потребительских об­ществ — членов Центросоюза России1. По данным Мандатной комиссии, приведенным на 128-м общем Собрании представи­телей потребительских обществ Российской Федерации (март 2006 г.), число избранных от 3497 потребительских обществ представителей составило 200 человек. Общее Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей представителей. Общее Собрание представителей полномоч­но решать все вопросы, являющиеся предметом деятельности Центросоюза.

Совет Центросоюза — представительный орган потреби­тельских обществ, являющихся членами Центросоюза. Совет нынешнего состава включает 29 человек и управляет деятель­ностью Центросоюза между общими собраниями представи­телей.

Заседания совета Центросоюза проводятся по мере необ­ходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев. Совет пра­вомочен принимать решения по рассматриваемым вопросам, если на его заседании присутствует не менее половины членов совета, в том числе председатель совета или его заместитель.

Президиум совета Центросоюза является органом управ­ления, избираемым из состава совета для оперативного решения текущих вопросов, являющихся предметом деятельности Цент­росоюза. Президиум ответствен перед советом Центросоюза.

Правление Центросоюза — исполнительный орган этого со­юза, оно назначается советом и непосредственно организует все виды деятельности Центросоюза в пределах своих полномочий.

Ревизионная комиссия Центросоюза контролирует соб­людение устава Центросоюза, хозяйственную, финансовую и иную деятельность союза, его предприятий, организаций, уч­реждений. Ревизионная комиссия состоит из 5 человек.

Таковы органы управления и контроля потребительской кооперации. Этой системе органов свойствен ряд общих черт:

- во все органы общественного самоуправления выдвигаются и избираются только члены потребительских обществ;

- советы и ревизионные комиссии всех звеньев выборны и подотчетны органам, их избравшим, а правления на­значаются советами и подотчетны советам;

- члены совета не должны быть одновременно членами прав­ления данного потребительского общества или союза;

- в работе всех выборных органов потребительских обществ и их союзов достаточно широко применяются обще­ственные начала;

- органы управления и контроля являются коллегиальными;

- ревизионные комиссии в своей работе независимы от советов и правлений, деятельность которых они контролируют;

- советы, ревизионные комиссии, уполномоченные и пред­ставители потребительских обществ — все эти обще­ственные институты избираются на пятилетний срок; очередные собрания пайщиков кооперативных участков, общие собрания уполномоченных потребительских об­ществ и общие собрания представителей потребитель­ских обществ союзов созываются ежегодно. Возможно проведение внеочередных собраний;

- на всех этих собраниях при голосовании пайщик, уполно­моченный или представитель имеет один голос. В целом данная система органов общественного самоуп­равления демонстрирует демократическую сущность потреби­тельской кооперации, наличие полезных элементов единства в управлении кооперативными делами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал