Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отрасли хозяйственной (предпринимательской) деятельности потребительской кооперации
Еще на заре XX столетия российские кооператоры решительно выступали против отождествления потребительских обществ с лавочками и отмечали огромное социальное значение кооперации. Как демократическая, народная организация потребительское общество ставит перед собой социальные, общественно значимые цели, для него важнее всего забота о благе людей, защита интересов пайщиков, человеческая ценность. Во всяком случае в действительности так должно быть. Как совокупность хозяйственных единиц, как деловое предприятие потребительское общество осуществляет экономическую, предпринимательскую деятельность, которая служит средством достижения целей этого кооператива. Разумно согласовать хозяйственные действия с выполнением социальных целей — задача каждого современного потребительского общества и союза. Цели потребительских обществ достойные, нравственно безупречные; такими же должны быть и средства их достижения. А основным средством является хозяйственный успех, который достигается в отраслях деятельности самой потребительской кооперации прежде всего в процессе обслуживания пайщиков, членов их семей и остального населения. Потребительская кооперация уже давно является многоотраслевой системой. В период рыночных преобразований у нее появились новые отрасли (или области) деятельности. Ныне в Примерном уставе потребительского общества приводится обширный перечень видов хозяйственной и социальной деятельности, включающий около 40 укрупненных пунктов. Такого разнообразного круга разрешенных ей видов деятельности потребительская кооперация страны раньше не знала никогда — ни до 1917 г., ни после. В данный перечень вошли как известные, старые отрасли, виды деятельности, так и новейшие. Среди этих последних — хранение нефти и продуктов ее переработки, пассажирские перевозки автотранспортом, юридические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, ритуальные услуги, лизинговая, риэлтерская, туристическая деятельность, гостиничный бизнес и т. д. Особое место занимают услуги, получившие в кооперации распространение в последние годы и связанные с осуществлением ею своей социальной миссии: ремонт и пошив одежды и обуви, ремонт сложной бытовой техники, часов, парикмахерские и фотоуслуги, заточка режущих инструментов, библиотечки и чайные столы в магазинах, обустроенные детские площадки и т. п. Иначе говоря, потребительская кооперация обладает полномочиями заниматься всеми видами деятельности, не запрещенными законодательством и направленными на удовлетворение потребностей пайщиков. Каждая из относительно обособленных областей деятельности потребительской кооперации представляет собой отрасль с характерным единством целевых функций, качественно однородной группой хозяйственных единиц, видом услуг и продукции, условиями действия. С точки зрения своих целевых функций все отрасли (области) кооперативной деятельности условно можно объединить в три большие группы: 1) старые, традиционные; 2) новые, нетрадиционные; 3) вспомогательные, подсобные (рис. 7)1. Рис. 7. Отрасли и виды деятельности потребительской кооперации России К старым, традиционным отраслям деятельности потребительской кооперации относятся главным образом торговля, общественное (массовое) питание, закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, промышленность. Они многофункциональны с точки зрения макроэкономики, например, торговля и закупки экономически связывают производство и потребление. В рамках кооперативной системы традиционные отрасли выполняют двоякую роль: с одной стороны, несут значительную социальную нагрузку, способствуют повышению уровня и качества жизни (торговля обеспечивает пайщиков товарами, причем даже в отдаленных населенных пунктах по рыночным ценам; закупки увеличивают доходы сельских жителей; рост отраслей ведет к увеличению занятости населения и т. д.), а с другой стороны, служат своего рода экономическими локомотивами потребительской кооперации, потому что использование полученных в традиционных отраслях доходов в качестве инвестиций позволяет развивать все отрасли системы, всю ее инфраструктуру. Торговля — самая крупная отрасль деятельности потребительской кооперации, где совершается товарообмен при посредстве денег, купля-продажа товаров, обслуживание покупателей в процессе продажи товаров. В торговле используется значительная часть экономических ресурсов и занято около половины общей численности работников системы. В совокупном объеме деятельности потребительской кооперации торговля занимает 70%. Потребительская кооперация осуществляет внутрисистемную оптовую и розничную торговлю. Оптовая торговля — это приобретение крупных партий товаров специальными организациями и предприятиями для их последующей продажи и переработки. Оптовую торговлю осуществляют главным образом союзы потребительских обществ через свои межрайонные и другие оптовые базы. Последние располагают средствами доставки товаров, складами для приема, хранения, подсортировки и отпуска товаров, машинными холодильниками, подъемно-транспортными средствами и залами товарных образцов. По структуре ассортимента реализуемых товаров преобладают универсальные оптовые базы. Основная функция опта — снабжение товарами кооперативной розничной торговли. Однако управляемость оптом была потеряна в самом начале рыночных реформ, когда роль собственного опта потребительской кооперации в товароснабжении магазинов сократилась до критического уровня. В 1990 г. через собственный опт потребительской кооперации в эти магазины поступило до 60% общего объема товаров, в 1996 г. — немногим более 5%, а в 2005 г. — около 9%. Основная масса товарных ресурсов потребительской кооперацией закупалась у посреднических фирм, физических лиц, предприятий-изготовителей и некооперативных оптовых организаций. Поскольку именно опт имеет больше возможностей влиять на товаропроизводителей в части снижения оптово-отпускных цен, улучшения качества и ассортимента товаров, постольку необходим поворот опта потребительской кооперации к нуждам ее розничной торговли. Перед оптовыми организациями системы поставлены такие задачи, как возвратить утраченный сегмент рынка и расширить географию рынка; восстановить утраченную клиентуру, прежде всего за счет розничных предприятий кооперации; использовать новые рыночные методы и современные технологии для интенсификации коммерческой деятельности; предоставлять розничным предприятиям комплекс услуг по упаковке, расфасовке, проверке качества и сертификации товаров, доставке товаров в магазины, оказывать рекламные, консультационные, информационные услуги и др. В ряде союзов потребительских обществ (Новгородском, Удмуртском, Челябинском, Псковском, Красноярском северном, Тюменском северном) эти задачи реализуются наиболее успешно. Оптовые организации перечисленных союзов поставляют магазинам потребительской кооперации от 25 до 40% товарных ресурсов. Еще самые ранние потребительские общества и их члены экономический смысл кооперации видели в создании объединенного спроса и возможности приобретения товаров оптом, " гуртом". Успех конкурентной борьбы кооперативной торговли с частной сегодня тоже предопределяется отчасти в оптовом звене. Поэтому скорейшее возрождение собственного опта имеет решающее значение для развития всей хозяйственной и социальной деятельности потребительской кооперации. Розничная торговля есть конечная продажа магазинами и предприятиями общественного питания преимущественно товаров народного потребления как индивидуальным потребителям (населению), так и коллективным (детским садам, больницам, школам и т. п.). Розничная торговля единичными товарами или их небольшим количеством завершает процесс обращения товаров. Объем и структура розничного товарооборота являются одним из показателей материального уровня жизни людей. Основную массу товаров потребительская кооперация реализует через свои розничные торговые предприятия. В районных центрах и других пунктах притяжения населения кооперация имеет универмаг, магазины продовольственных и хозяйственных товаров, мелкорозничную сеть (киоски, палатки и др.); в крупных селах и поселках — небольшой универмаг и магазин по торговле продовольственными товарами; в населенных пунктах с небольшим числом жителей — магазины товаров повседневного спроса, магазины на дому. Для обслуживания населения мелких деревень, хуторов, аулов, а также полевых станов и животноводческих ферм используются автомагазины. В процессе перехода к рыночным отношениям за 1991-2005 гг. количество кооперативных магазинов в России сократилось со 154 тыс. до 63 тыс., из них 54 тыс. продолжают действовать. При этом работа 29 тыс. магазинов в отдаленных и малонаселенных деревнях является убыточной, и ежегодная общая сумма убытка оценивается во много сотен миллионов рублей. Так что проблема ликвидации убыточности магазинов остается одной из самых жгучих. Заботясь о людях, пайщиках, кооперативы не закрывают эти магазины и содержат их за счет доходов других своих предприятий. Изменилась структура самих магазинов: уменьшилась доля магазинов самообслуживания и специализированных магазинов (типа " Книги", " Мебель" и др.). В структуре розничного оборота заметно увеличился удельный вес продовольственных товаров. Вместе с тем в торговой отрасли происходят, особенно в последние годы, также положительные изменения. Проводится большая работа по реконструкции и переоборудованию кооперативных магазинов как части сельской инфраструктуры. Торговая сеть постепенно молодеет, новые кооперативные дома торговли и минимаркеты отличаются не только привлекательным внешним видом, но и самым широким выбором товаров, свободным доступом к ним покупателей, применением электронных кассовых аппаратов и даже телекамер, наличием чайных столиков и библиотечек, удобным для покупателей режимом работы. После обновления, евроремонта, переоборудования кооперативные магазины заметно преображаются. 128-е общее Собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации (март 2006 г.) наметило курс на активное внедрение прогрессивных форм торговли. Ныне магазин признан основным звеном потребительского общества. Магазин становится многофункциональным: осуществляет розничную торговлю, закупки сельскохозяйственных продуктов, является центром информации и общения пайщиков, населения. Повышается роль магазина в конкурентной борьбе потребительских обществ. Расширены полномочия руководителей и продавцов магазинов, они овладевают рыночными методами работы, учитывают изменения покупательского спроса на товары, участвуют в решении социальных вопросов села. В условиях рыночной экономики эффективны магазины, совмещенные с хлебопекарнями, с колбасными и кулинарными цехами. В интересах пайщиков создание условий для удобного приобретения товаров. В Концепции развития потребительской кооперации страны на период до 2010 г. предусмотрено размещение розничной торговой сети таким образом, чтобы сельский житель имел возможность совершить покупку товаров первой необходимости в пределах пешеходной доступности и по приемлемым ценам; товары периодического спроса должны быть представлены в ассортименте как минимум одного магазина в рядовом населенном пункте и нескольких — в более крупном; продажу товаров редкого и эпизодического спроса необходимо сосредоточить в крупных населенных пунктах, районных центрах, а в любых других населенных пунктах продажу их осуществлять по заказам покупателей. На кооперативную торговлю оказывает воздействие научно-техническая революция. Это находит выражение, во-первых, в предложении новых товаров, которые раньше не были известны потребителю или обладали иными качественными характеристиками; во-вторых, в совершенствовании технологии сельской торговли на основе модернизации ее материально-технической базы; в-третьих, в повышении требований к профессиональным качествам торговых работников. Переход к рынку усиливает значение изучения колебаний спроса на товары, способов его быстрого удовлетворения. Жизненно важной задачей работников кооперации стало овладение современными методами соперничества с конкурентами на рынке потребительских товаров. А конкурентами кооперации на селе являются уже свыше 200 тыс. магазинов других форм собственности. Общественное (массовое) питание — особая отрасль, где реализации кухонной продукции (блюд) непосредственно предшествует ее производство (приготовление). А еще предприятие питания должно создать нормальные условия для приема пищи (потребления). Значит, здесь сочетается выполнение трех функций — производство, реализация и потребление. К основным типам предприятий этой отрасли относятся столовые, кафе и кафетерии, бары, рестораны, закусочные, чайные, буфеты. Есть отделы и магазины полуфабрикатов и кулинарии, которые в передовых организациях кооперации предлагают населению богатый ассортимент собственной продукции, отличаются насыщенностью технологическим оборудованием и запоминающимся современным дизайном. В настоящее время часть предприятий массового питания полностью не загружена и кое-где потребительским обществам приходится менять их профиль. В частности, на их базе организуется производство безалкогольных напитков, мороженого, кондитерских и хлебобулочных изделий. Перспективным признано создание предприятий быстрого обслуживания: пирожковых, блинных, пельменных и т. п. Усилению социальной направленности отрасли способствует развитие сети столовых и буфетов при сельских общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и техникумах. Товарооборот общественного питания включает продажу покупных товаров и реализацию продукции собственного производства. Обеспечению преимущественного роста собственной продукции работники отрасли уделяют главное внимание. Восстановление данной отрасли, резко сократившей за последние годы объемы своей деятельности, будет зависеть от многих факторов: умения работников общепита работать в условиях рынка, от выбора места нахождения вновь открываемых предприятий, ассортимента и качества блюд и их удешевления, уровня обслуживания потребителей и т. д. Во всем розничном товарообороте потребительской кооперации удельный вес оборота общественного питания невелик. Однако экономическое и социальное значение этой отрасли не подлежит сомнению. Закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья — традиционная отрасль потребительской кооперации. Она закупает продукцию и сырье у граждан и юридических лиц, изделия и продукцию личных подсобных хозяйств и промыслов. Потребительские общества и их союзы закупают продукты растениеводства (картофель, овощи, фрукты, хлебопродукты) и животноводства (яйцо, молоко, мясо), животноводческое сырье (шерсть, кожу, пушнину), дикорастущие (грибы, орехи, ягоды), лекарственно-техническое сырье, вторичное сырье (макулатуру, металлолом, тряпье) — в общей сложности несколько десятков видов продуктов и сырья. Для приближения закупок к местам производства продукции в потребительской кооперации в свое время была создана обширная сеть универсальных приемозаготовительных, квасильно-засолочных, скотоубойных и грибоварочных пунктов, хранилищ, сушилок, холодильников и складов по видам продукции. Однако преобладающая часть этого потенциала к середине 1990-х годов потребительской кооперацией была утеряна, и теперь предстоит восстановить материально-техническую базу отрасли. А пока Концепция развития потребительской кооперации страны на период до 2010 г. предусматривает расширение закупок сельскохозяйственных продуктов магазинами потребительских обществ. Концепция провозглашает: " Каждый магазин становится приемозаготовительным пунктом". Работники кооперации ведут не только закупки, но занимаются также концентрацией (накоплением) различных продуктов и сырья, их подработкой, переработкой и сбытом. Продукты и сырье, закупленные на рынке сельскохозяйственных товаров, реализуются через магазины самой потребительской кооперации (в том числе в городах), используются в качестве основного сырья в кооперативном производстве, отгружаются для удовлетворения федеральных нужд специальным потребителям (например, воинским частям), предприятиям пищевой и легкой промышленности, поставляются на экспорт. Именно возможность сбыта заготовленной продукции без потерь для организаций потребительской кооперации, а с выгодой для них и пайщиков является одной из сложных проблем этой отрасли в условиях рынка. За последние годы лишь отдельные потребительские общества и союзы сумели увеличить физический объем закупок продукции аграрного производства. Промышленность потребительской кооперации насчитывает свыше 11 тыс. предприятий (главным образом малых) и цехов по выработке продовольственных и непродовольственных товаров. Большинство производственных предприятий и цехов базируется на местном сырье, а их продукция существенно дополняет товарные ресурсы и реализуется в основном через магазины потребительских обществ. Ядро кооперативной промышленности составляют хлебозаводы и хлебопекарни, способные вырабатывать ежегодно 6, 8 млн т продукта первой необходимости. Фактически в 2005 г. они выработали хлеба и хлебобулочных изделий в 8 раз меньше. Однако экономическое и социальное значение промышленного хлебопечения для пайщиков и всего остального населения огромно. Потребительская кооперация имеет большие мощности по выработке колбасных, кондитерских изделий, безалкогольных напитков, консервов. Даже малые цехи используют новые технологии и расширяют ассортимент продукции. Вырабатываются конфеты, карамель, вафли, печенье, пряники, мармелад, мороженое, пиво, квас и другие напитки, соки, варенье, крахмал, макаронные изделия, сухое картофельное пюре, разнообразные консервы из овощей, плодов и дикорастущего сырья — всего до 500 видов продукции. Широко практикуется копчение рыбы. Удельный вес отдельных видов этой собственной продукции в их продаже через магазины потребительской кооперации значителен; прежде всего это такие виды, как хлеб и хлебобулочные изделия, колбасы, безалкогольные напитки. Кроме пищевой продукции кооперативная промышленность выпускает непродовольственные товары народного потребления (швейные, меховые изделия, валенки, обои и др.), а также торгово-технологическое оборудование и некоторые строительные материалы (сборный железобетон, бетон, кирпич и проч.). Определенное значение кооператоры придают развитию на селе народных промыслов. В период становления рыночной экономики промышленность потребительской кооперации зарекомендовала себя как наиболее высокодоходная отрасль. И это в условиях загруженности ее мощностей в среднем всего лишь на 20-40%. Задача состоит в том, чтобы полнее использовать производственные мощности, а для этого необходимо внедрять передовые технологии, повысить качество товаров с кооперативной маркой и на этой основе поднять их конкурентоспособность. Новой, нетрадиционной областью деятельности потребительской кооперации является развитие платных услуг на селе. В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 г. записано: " Потребительская кооперация способна полностью охватить сельский рынок платных услуг. Высокими темпами развиваются услуги по ремонту бытовых машин, ремонту и изготовлению металлоизделий, услуги фотоателье и фотокинолабораторий, транспортно-экспедиционные услуги. В розничных торговых предприятиях открываются столы раскроя тканей. Предприятия общественного питания принимают заказы от населения на проведение свадеб, дней рождения, поминальных обедов. Работают парикмахерские, оказываются услуги по ремонту теле- и радиоаппаратуры, пошиву и ремонту обуви, ритуальные услуги. Открываются комбинаты бытового обслуживания, цехи по ремонту стиральных машин, холодильников, обуви, часов. Получили развитие производственные услуги: переработка давальческого сырья населения, вспашка и обработка земли. Стратегия развития услуг для сельского населения силами и средствами потребительской кооперации заключается в формировании новой отрасли (выделено нами. — К.В.). Услуги становятся перспективной и экономически выгодной отраслью деятельности. Повышенный спрос на услуги обеспечит приоритетное развитие этой сферы и приток дополнительной рабочей силы в систему. Сфера услуг является наиболее привлекательным видом деятельности. В нее возможно привлечение пенсионеров, инвалидов и других категорий из числа незанятого населения на неполный рабочий день. Наиболее целесообразны в потребительской кооперации следующие виды услуг: бытовые, образовательные, транспортно-экспедиторские, ремонт и монтаж оборудования, средств малой механизации, автотранспорта, кредитно-банковские, переработка сельскохозяйственных продуктов, строительные, прокат товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, посреднические, консультационные, информационные, научно-технические, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, туристические, страхования населения и организаций, трудоустройства, ухода за престарелыми и детьми. Целесообразно в каждой организации потребительской кооперации создавать комплексные предприятия бытового обслуживания, что позволит наиболее полно использовать имеющиеся торговые площади и производственные мощности, а также оказывать населению услуги в магазинах (ремонт сложной бытовой техники, часов, раскрой тканей, реализация товаров по заказам и в кредит, ритуальные и другие услуги)". Чем отличаются перечисленные разнообразные виды услуг потребительской кооперации от тех услуг, которые она традиционно оказывала всегда, развивая розничную торговлю, массовое питание, закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, выполняя некоторые заказы пайщиков? Что такое услуги? Как они классифицируются? Услуги — это виды целесообразной деятельности, работ, в процессе выполнения которых обычно не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но улучшается качество уже имеющегося, созданного продукта. Услуги предоставляются не в виде вещей, а в форме деятельности; само оказание услуг создает желаемый результат. Полезный эффект как услуги удовлетворяет те или иные потребности человека. Платные услуги выступают как товар и являются предметом купли-продажи. Услуга как товар и обычный товар имеют то общее, что они оба являются экономическими продуктами, обладают полезностью, подлежат оценке и оплате, предназначены для удовлетворения повседневных человеческих потребностей. Отличает их то, что обычный товар (например, часы или телевизор) представляет собой готовую вещь, предмет, его " тело", как говорится, можно потрогать, тогда как услуга (починка часов или телевизора) обнаруживает себя в изменении качества существующих вещей (в устранении неисправности) или в улучшениях социального характера (например, услуги образования, трудоустройства безработных). Услуга обычно не принимает предметной формы. Услуги группируют по самым различным классификационным признакам. В качестве субъектов, оказывающих услуги, выступают государство, коммерческие структуры, кооперативные и другие общественные организации, отдельные граждане. С точки зрения затрат труда услуги подразделяют на материальные (деятельность по осуществлению процессов обмена, распределения и потребления готовых продуктов, доведению их до потребителей) и чистые, или нематериальные (та часть труда, которая не входит составной частью в стоимость какого-либо товара). В зависимости от преимущественного назначения и характера потребления все виды услуг подразделяют на услуги производственного назначения (грузовые перевозки, закупки и др.), на личные услуги, на услуги социального характера (оказываемые главным образом органами государственного управления, охраны общественного порядка и проч.). В свою очередь, одни личные услуги имеют материально-бытовой характер (торговля, массовое питание, бытовое обслуживание населения и т. д.), а другие — нематериальный характер (образование, лечение, туризм, спорт и т. п.). Следовательно, работники организаций потребительской кооперации предоставляют преимущественно услуги личного свойства, личного характера. Кроме того, кооператоры оказывают государственным и негосударственным организациям и учреждениям некоторые услуги производственного потребления. Все услуги, которые потребительские общества и их союзы предоставляют пайщикам и остальному населению, подразделяются на платные, льготные и бесплатные. Льготы по видам услуг устанавливаются для членов потребительских обществ. К услугам сельских жителей в кооперативных магазинах организуются бесплатные библиотечки и бесплатные чайные столы. Концепция развития потребительской кооперации предусматривает оказание инвалидам и малоимущим гражданам бесплатных услуг по вспашке огородов, заготовке дров и сена, доставке товаров на дом и ремонту жилья. Делается это по решению органов управления потребительских обществ, с учетом их материальных и финансовых возможностей и рекомендаций научно-практических конференций, организованных Центросоюзом, и, конечно, из гуманных соображений преодоления бедности, с целью содействия повышению благосостояния пайщиков, всего населения. Совокупность отраслей, организаций и предприятий, непосредственно определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление, образует социальную сферу. К социальной сфере прежде всего относят сферу услуг, которая, в частности, включает в себя бытовое обслуживание населения. С конца XX века работники потребительской кооперации увеличивают количество услуг и повышают их качество. Услуги становятся все более и более разнообразными. В совокупности кооператоры оказывают населению до 150 видов услуг. Ход становления этой ранее нетрадиционной для потребительской кооперации отрасли деятельности косвенно характеризуют следующие данные:
Программа развития потребительской кооперации Российской Федерации на 2004-2007 гг. предусматривает увеличение и иных видов услуг как бытового и производственного характера, так и образовательных и досуговых. По данным Центросоюза, для удовлетворения потребностей пайщиков, населения в услугах общее количество услуг за этот период должно возрасти в 2-3 раза. В настоящее время отдельные организации потребительской кооперации уже имеют специализированные службы быта: аптеки, цехи по починке обуви, мастерские по ремонту телевизоров, дома быта и др. Но в большинстве случаев базой оказания услуг являются действующие торговые и иные предприятия системы. Постепенно, по мере формирования этой новой отрасли, будет создаваться ее собственная материально-техническая база. Также начата подготовка специалистов и кадров рабочих профессий для предприятий бытового обслуживания. Об удовлетворении бытовых нужд пайщиков необходимо заботиться не на словах, а в повседневной жизни. Некоторые кооператоры рассматривают развитие бытового обслуживания как не " свое дело", и важно как можно скорее пересмотреть такой взгляд и изменить отношение к этой " нише" рыночной экономики. Между прочим, кооператоры зарубежных стран давно занимаются оказанием услуг. Вот лишь несколько фактов: английские потребительские кооперативы доставляют пайщикам на дом ежедневно молоко и несколько раз в неделю хлебобулочные изделия, имеют парикмахерские и косметические кабинеты, обслуживают каждый четвертый заказ на ритуальные услуги; в Индии кооперативные общества широко торгуют лекарствами и другими медицинскими товарами; норвежские кооператоры оказывают сопутствующие торговле бытовые услуги, итальянские — организуют досуг, помогают престарелым и т. д. Наконец, потребительская кооперация России имеет вспомогательные, подсобные отрасли и подотрасли. К ним относятся: подсобное сельскохозяйственное производство; промысловое хозяйство и клеточное звероводство; капитальное строительство магазинов, столовых, других кооперативных объектов и их ремонт; собственный транспорт, используемый для перевозки товаров, закупленной сельскохозяйственной продукции, оказания услуг. Вспомогательные отрасли, во-первых, прямо или косвенно связаны с ее торговой, производственной и заготовительной деятельностью, а во-вторых, играют важную роль в обеспечении нормального функционирования всей системы. Имеющую много отраслей кооперацию называют потребительской. А не правильно ли было бы назвать ее многоцелевой? Нет. И вот почему. У потребительской кооперации есть ключевая отрасль — торговля, вокруг которой своеобразно интегрируются все остальные отрасли и подотрасли. Торговля является отраслью-ядром всего хозяйственного комплекса системы потребительской кооперации. Главная функция потребительского общества —торговое и бытовое обслуживание, удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах. Чем бы потребительские общества и их союзы ни занимались, это всегда должно служить достижению их уставных целей прежде всего в интересах членов-пайщиков.
|