Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное международное кооперативное движение: структура, масштабы, задачи






 

Участники кооперативных обществ и союзов разных стран уже в первой половине XIX века по собственной инициативе начинают устанавливать между собой дружеские контакты и деловые связи, изучать и перенимать друг у друга полезный опыт. Такое кооперативное движение, вышедшее за пределы одной страны и осуществляемое на мировой арене, является международным. Ключевое понятие, которое его характеризу­ет, — это сотрудничество. Оно заключено в самой идее коопе­рации, является ее определяющей чертой.

Международное кооперативное движение представля­ет собой форму взаимных связей, сотрудничества, солидар­ности национальных кооперативных движений. Оно охваты­вает также деятельность международных кооперативных объединений.

Организационно международное кооперативное движе­ние оформилось к концу XIX века. В дальнейшем география кооперативного движения расширилась: уже давно на земном шаре не осталось ни одной страны, в которой не было бы коо­перативных обществ. Кооперативное движение с тех пор стало поразительно разнообразным по социальному, национальному, половозрастному составу его участников, по видам и подвидам кооперативов, по сферам и отраслям, где они осуществляют свою деятельность, и т. д. Единство многообразия — вот еще что свойственно современному международному кооператив­ному движению.

Социальная структура (классовые различия, имущест­венное положение кооператоров, их принадлежность к той или иной группе населения) международного кооперативного дви­жения характеризуется тем, что в нем больше всего представ­лены рабочие, крестьяне (фермеры), кустари, ремесленники, рыбаки. Значительный слой составляют служащие (включая военнослужащих) и чиновники, пенсионеры, инвалиды, домо­хозяйки, студенты и школьники. Существуют кооперативы людей интеллектуальных и относительно редких профессий: художников, кинематографистов, артистов, писателей, изда­телей и др.

Характерной чертой отраслевой структуры междуна­родного кооперативного движения является то, что по числен­ности индивидуальных членов наибольшее распространение получили потребительские, кредитные и сельскохозяйствен­ные кооперативы. В разных странах успешно функционируют промышленные (производственные), многоцелевые, жилищные, электрические, страховые кооперативные общества, а в последние годы быстро растет число кооперативов обслужи­вания, которые, в свою очередь, отличаются большим разно­образием.

Глобальное кооперативное движение в целом развивается поступательно. Если незадолго до Первой мировой войны оно насчитывало в своих рядах до 25 млн человек, а в начале 60-х годов XX века — примерно 350 млн членов, то в настоящее вре­мя все виды кооперативов во всех районах мира объединяют без малого 1 млрд человек. А услугами кооперативных органи­заций пользуется еще более значительное число людей — по­ловина населения планеты. Можно сделать вывод о том, что по своим масштабам кооперативное движение не уступает многим другим массовым общественным движениям современности.

Вот как описываются в одном из официальных докладов успехи кооперативов в различных странах и сферах: " На мно­гоцелевые кооперативы Японии приходится основной объем деятельности в современном экономическом развитии страны; кооперативы по электрификации были ответственны за " осве­щение сельской Америки" нового поколения; кооперативное движение Румынии имеет лучшую в стране транспортную сис­тему и курортные учреждения; почти половина производства сахара в Индии осуществляется кооперативами; кооперативы так сильно развиты во всех секторах экономики Исландии, что ее часто называют " кооперативным островом"; сельскохозяйс­твенные кооперативы Франции имеют вторую крупнейшую в мире систему банковских и кредитных учреждений; коопера­тивы Мондрагона в Стране Басков в Испании входят в число крупнейших в стране производителей холодильников и быто­вого оборудования; более 75% городского жилищного строи­тельства в Польше приходится на долю кооперативов; коопе­ративная система ОК (Ойл Компани. — К. В.) в Швеции имеет крупнейший в стране нефтеочистительный завод и ее доля на рынке достигает 20%; молочным сбытовым кооперативам в ин­дийском штате Гуджарат принадлежит несколько крупней­ших и наиболее современных в мире заводов по производству молочных продуктов; в Малайзии крупнейшая страховая сис­тема — кооперативная; в Италии различные системы рабочих производственных кооперативов признаны наиболее эффек­тивными работодателями, когда закрываются промышленные предприятия. Перечисленные примеры являются лишь немно­гими в успехах, достигнутых кооперативами".

Это действительно так. Ведь дело, начатое в XIX веке ко­операторами Рочдейла (создавшими общество потребителей), Бюше (учредившим производственные кооперативы), Шульце-Деличем и Райфайзеном (организовавшими кредитные то­варищества), было достойно продолжено и в XX веке десятка­ми, сотнями энтузиастов, искренних друзей кооперации.

Одним из них явился канадский журналист и издатель Альфонс Дежарден (1854-1920), решивший помочь своим бед­нейшим согражданам. Он нашел совершенно новый тип кре­дитной организации — народную кассу, где вклады членов ак­кумулируются и служат источником кредитов для них самих. Кредиты предоставляются на определенный срок. Первая кас­са Дежарденом была создана в 1900 г. в маленьком городе Левисе недалеко от провинциального центра Квебек. Со временем эти кредитно-сберегательные кооперативы, их школьные от­деления и страховые общества охватили большинство населе­ния, в том числе почти полмиллиона школьников. Кассы-коо­перативы автономны, их операции просты и понятны, членство в них выгодно. Поэтому кооперативное движение Дежардена пользуется большой популярностью. Своеобразным памятни­ком Дежардену стали 1200 касс и кооперативный институт его имени.

Или другой образец для подражания - испанский свя­щенник Хосе Мария Арисменди (1915-1976), ставший коо­ператором-новатором. Занявшись проблемами обеспечения старости, положения женщины в обществе и образования мо­лодежи, он пришел к идее кооперации. В 1943 г. под его руко­водством открывается профессиональная школа в г. Мондрагоне, которая превращается в центр пропаганды кооперативных идей. В 1956 г. в городе был создан промышленный кооператив по производству электроприборов. Затем возникли кооперати­вы по выпуску станков и инструментов, бытовых приборов, в области металлургии. Появились потребительские, сельскохо­зяйственные и жилищные кооперативы. В 1969 г. учреждается народная трудовая касса. Так образовалась ассоциация, объ­единяющая свыше 170 взаимосвязанных кооперативов. 30% их продукции идет на экспорт. Кооперативы Мондрагона отлича­ются от частных компаний как основанные на коллективной собственности, социально ориентированные и демократичес­кие организации.

Международное кооперативное движение в XX веке со­провождалось как приливами, так и отливами, но в целом было успешным. И дело не только в росте количества кооперативов и численности их членов. Движение обогатилось новыми идеями, новыми видами кооперативов, новым опытом. Во многих моло­дых независимых государствах Азии и Африки кооперативы возникли впервые и получили признание своей общественной полезности. Положительно зарекомендовали себя различные международные кооперативные и некооперативные объедине­ния, содействующие взаимовыгодному сотрудничеству коопе­ративных обществ и союзов разных стран. Кооперативные ор­ганизации в ряде случаев сумели проникнуть в новые для них отрасли и освоить новые виды деятельности. В мире сложился кооперативный сектор экономики. В результате четкого опре­деления основных ценностей кооперативов и периодического пересмотра кооперативных принципов обновилась философия кооперативного движения.

Вместе с тем действительность (окружающий мир) постоян­но бросает вызов кооперации, ставя под сомнение ее значение и возможности, и перед кооператорами также постоянно стоит за­дача — дать на этот вызов единственно верный ответ. Коопера­тивное движение есть " движение начала, а не конца. Оно никогда не достигает состояния, когда нет места для совершенствования, оно никогда полностью не удовлетворено своими достижениями. Это движение, постоянно развиваемое тем, что предлагают его теоретики, и тем, что требует современный мир. Это движение потерпит крах, если прагматические кооператоры не будут пос­тоянно думать об удовлетворении нужд членов кооперативов и не будут следовать кооперативным принципам" 1.

Таково серьезное предостережение тем кооперативным лидерам разных уровней, кто не задумывается о кооператив­ных ценностях и принципах и рассматривает кооперативы лишь как обычные хозяйственные структуры, кто в повседнев­ной жизни подменяет являющиеся приоритетными интересы пайщиков интересами узкой группы платного управленческого персонала кооперативных обществ и союзов.

Глобальная задача, стоящая перед всеми национальными кооперативными движениями в начале XXI столетия, заклю­чается в том, чтобы постоянно не на словах, а делом подтверж­дать подлинность кооперативных обществ, уникальность их со­циальных целей, задач и своеобразие методов работы, истинно самодеятельную и демократическую сущность кооперативов, доказывая тем самым их способность не только к выживанию, но и к самообновлению, саморазвитию в условиях глобализа­ции экономики.

В рамках этой общей для всего кооперативного мира зада­чи кооператоры разных стран решают также свои особые за­дачи.

В высокоразвитых странах сложились богатые коопе­ративные традиции. В этих странах в среднем каждый пя­тый взрослый человек является членом кооператива. В США есть практически все виды кооперативов, но наибольшее рас­пространение получили кредитные, в первую очередь среди фермеров; только членами кооперативов по снабжению элек­троэнергией являются 26 млн человек; каждая десятая аме­риканская семья живет в домах, построенных жилищными кооперативами; примерно 5 тыс. кооперативов занимаются торговлей и распределением потребительских товаров, в том числе экологически чистых продуктов питания. " Меккой" ко­оперативного движения называют Швецию. Впечатляющих успехов добились кооператоры Италии, Канады, Финляндии, Японии и других стран.

Однако проблем у кооперативов много даже в этой группе стран, что видно на примере потребительских обществ. Они защищают свои экономические позиции перед лицом свире­пой конкуренции крупнейших торговых фирм, приспосаб­ливаются к условиям изменчивой рыночной конъюнктуры, ведут борьбу против роста цен, проводят кампании за качес­тво товаров и в защиту потребителя-пайщика. Конкурентами потребительских обществ выступают и объединения мелких частных торговцев, которые, действуя кооперативным ору­дием против кооперативов, в своих магазинах предоставляют покупателям умеренную скидку с цен при покупке товаров. Это выравнивает экономические выгоды от приобретения то­варов в кооперативных и частных магазинах, что оборачива­ется снижением интереса населения к потребительским об­ществам.

Чтобы сохранить свою долю (сегмент) рынка, потребитель­ская кооперация очень часто прибегает к ликвидации мелких и средних по размерам обществ, закрытию нерентабельных ма­газинов, к дорогостоящей модернизации своих торговых пред­приятий, повышению ставок паевого взноса.

Тенденция к укрупнению кооперативов приводит порой к самым неожиданным последствиям. Так, в потребительской кооперации Австрии интеграционные процессы завершились созданием единого национального кооператива под названием " Централконзум".

Происходящее в экономически развитых странах массовое укрупнение кооперативов усугубляет проблему внутрикооперативной демократии: увеличивается расстояние и слабеют контакты между выборными органами кооперации и ее рядо­выми членами, что чревато опасностями для кооперативного движения.

Кооператоры ведут постоянный поиск путей совершен­ствования своей деятельности и благодаря этому нередко ста­новятся новаторами и лидерами в экономике.

Перед лицом сложных задач оказались с конца 80-х годов кооперативные движения странс переходной экономикой, раньше называвшихся социалистическими. К данной группе относятся свыше 20 государств Центральной и Восточной Ев­ропы и отчасти Средней Азии. Одни из них (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и т. д.) были самостоятельными и раньше, другие (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан и т. д.) стали суверенными в условиях перестройки в СССР и его распада.

В большинстве указанных стран кооперативные общества и союзы имеют давнюю историю, богатый опыт. При государс­твенном социализме они занимали значительный удельный вес в сельскохозяйственном и ремесленном производстве, рознич­ной торговле, жилищном строительстве. С началом рыночных, демократических преобразований здесь произошло быстрое отделение государства от кооперации, наметилась демокра­тизация внутренней жизни кооперативов. В Болгарии, Чехии, Румынии и некоторых других странах были приняты новые законы о кооперации. Наиболее безболезненно произошла ин­теграция потребительской кооперации Германской Демокра­тической Республики в рыночную экономику объединенной Германии.

Сохранение сети кооперативных обществ и союзов, их вхождение в рынок в условиях жесткой реальной конкуренции, овладение работниками кооперации новыми для них рыночны­ми методами, защита имущества и имущественных прав коо­перативных организаций, проведение структурной перестрой­ки, интенсивная разработка концепции предпринимательской, коммерческой деятельности — вот далеко не полный перечень своеобразных задач, правильное и скорейшее решение кото­рых стало важным для судеб кооперативных движений стран с переходной экономикой.

Кооперативные системы этих стран обладают значитель­ным потенциалом.

В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в течение длительного времени кооперация находи­лась в зачаточном состоянии. Кооперативы создавались отдельно среди пришлых колонизаторов и отдельно среди абори­генов. Кооперативы коренного населения контролировались колониальной администрацией и местной знатью. Основной целью немногочисленных узкоспециализированных коопера­тивов была скупка по низким ценам кофе, бананов и других культур для последующего вывоза в страны-метрополии.

Распад колониальной системы, усилившийся в конце 1950-хгодов, способствовал оживлению кооперативного движе­ния. Осуществление курса на экономическую независимость и проведение аграрных реформ стали сопровождаться поощре­нием развития кооперации. Были учреждены центральные го­сударственные органы по руководству кооперативным движе­нием — министерства, департаменты. Начали осуществляться меры государственного содействия кооперации (пропаганда кооперативных принципов, оказание финансовой и техничес­кой помощи, предоставление налоговых льгот, подготовка коо­перативных кадров и др.).

Вместе с тем стоящие перед кооперацией задачи решаются нелегко. Кооперативное движение в освободившихся государс­твах развивается в условиях хозяйственной отсталости, арха­ичных форм землевладения и землепользования, массовой ни­щеты и неграмотности, живучести патриархальных традиций. Кооперативным началам нередко противодействуют крупные собственники земли, скупщики и ростовщики. Правительства тоже не только проявляют заинтересованность в ускорении ко­оперативного движения, но порой и чрезмерно опекают коопе­ративы и их союзы (при регистрации уставов, регулировании текущей деятельности), что приводит к торможению роста ко­операции.

Несмотря на трудности, кооперация как демократический сектор участвует в осуществлении национального возрожде­ния молодых государств, в решении некоторых экономических и социальных проблем. Показателен в этом отношении опыт Индии, где насчитывается более 350 тыс. кооперативов, кото­рые объединяют 180 млн индивидуальных членов. Междуна­родные эксперты отмечают, что кооперативное движение этой страны стало одним их самых больших, динамичных и многооб­разных в мире.

В целом сегодня больше всего кооперативов в Восточной и Южной Азии, а быстрее всего кооперация развивается в Ла­тинской Америке. В Африке наряду с кооперативами сущес­твуют различные предкооперативы, например, танзанийские деревни " уджамаа" — форма коллективного труда и быта.

В развивающихся странах превалируют простейшие ко­оперативы: кредитные, сбытовые, снабженческие. Здесь пока относительно мало потребительских обществ и еще меньше производственных кооперативов. Тем не менее в этих частях земного шара кооперативное движение заключает в себе ог­ромные возможности.

Международное кооперативное движение развивается в обстановке быстроменяющегося окружения. Кооперативы испытывают на себе влияние самых разнородных сил и явле­ний — государства, технологической революции, всесильных корпораций, рынка, средств массовой информации, роста наро­донаселения, эмансипации женщин, обострения межэтничес­ких отношений и т. д. Однако, несмотря на предельно сложные условия развития, кооперативные движения в разных странах могут (пусть в неодинаковой степени) и должны участвовать в решении таких проблем современности, как помощь голодаю­щим, сокращение бедности, смягчение последствий неравенства людей в распределении доходов, сохранение природной среды обитания человека и его здоровья, обеспечение работой всех же­лающих трудиться и, конечно, удовлетворение повседневных потребностей людей в кредите, жилье, товарах, услугах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал