Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деятельность потребительской кооперации в постсоветский период
В конце 1991 г. наша страна вступила в новую эпоху. В момент крушения ненастоящего социализма миллионы россиян мечтали возвести общее рыночно-демократическое здание, комфортное для всех. Со строительством гражданского общества люди связывали свои надежды на обновление жизни и ее улучшение в кратчайшие сроки. Однако на смену тому социализму пришел бюрократический капитализм. Либеральные реформы привели к монополии нескольких крупных олигархических групп, сколотивших в результате приватизации государственного имущества громадные состояния. По существу это имущество было украдено у народа; значительная часть людей образовала многомиллионную бедноту. А переходный процесс оказался и трудным, и как раз для большинства граждан чрезвычайно болезненным, и неопределенно долгим. В постсоветские годы потребительская кооперация России претерпела значительные количественные изменения и, что важнее всего, совершила переход от одного качественного состояния к другому, новому качественному состоянию. И в рамках данного периода, с 1991 г. по настоящее время, она прошла (и проходит) три фазы своей эволюции. Первая фаза (1991-1997 гг.) характеризуется тем, что все усилия кооператоров были направлены на обеспечение выживания, самосохранения системы потребительской кооперации. На начальной, наиболее неблагоприятной стадии этой фазы, а именно до 1994 г., кооперативные организации в условиях гиперинфляции испытывали острый дефицит денежных средств, были вынуждены брать в банках многократно вздорожавшие кредиты, почти лишились собственных финансовых ресурсов, оказались на грани банкротства. Как следствие резкого увеличения издержек обращения и производства росло количество убыточных потребительских обществ и союзов, а относительно благополучные из них до половины (47, 5% в среднем по системе в 1993 г.) своей прибыли направляли в качестве платежей в бюджет. Резко сократились объемы хозяйственной деятельности потребительской кооперации, в тяжелейшем положении оказались оптовая торговля, общественное питание, происходило свертывание закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья, ухудшились показатели использования мощностей хлебопекарных, колбасных и других производственных предприятий. На формирующемся рынке кооперация быстро сдавала свои позиции предприятиям других форм собственности. Часть кооператоров оказалась психологически и профессионально не готовой к работе в рыночных условиях, и уроки рынка теперь обходились системе очень дорого. Вплоть до середины 1992 г. на состоянии дел в потребительской кооперации отрицательно сказывалось и отсутствие адекватной правовой базы: в новейших российских законах о предприятиях и предпринимательской деятельности и о собственности кооперативы как самостоятельная организационно-правовая форма юридических лиц не были предусмотрены. Изданный в феврале 1992 г. первым Президентом России Указ о коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации предусматривал предоставление всем ее хозяйственным единицам право юридического лица, чем в ряде регионов воспользовались коллективы кооперативных магазинов, столовых, цехов, торговых баз, автохозяйств. Выделившись в качестве юридических лиц, они стали выходить из потребительских обществ и союзов. И после издания данного Указа организации системы потеряли значительную часть своего имущества. В завладении этим имуществом путем выведения его из собственности потребительских обществ и союзов участвовали и дельцы от кооперации, ее отдельные руководители-перевертыши, непримиримую борьбу с которыми повели честные работники, преданные кооперативному делу. Последующая стадия первой фазы, в которую потребительская кооперация вступила в 1994 г., характеризовалась относительным улучшением общей обстановки. Произошла частичная адаптация кооперативной деятельности применительно к рыночным условиям. Пришло понимание того, что рынок — не какое-то временное стихийное бедствие, которое вот-вот пройдет, а естественная среда функционирования кооперации в течение неопределенно долгого времени. Была расширена работа по переподготовке кооперативных кадров. Центросоюз и региональные потребсоюзы практиковали целевое обучение руководителей и специалистов системы работе в рыночных условиях путем проведения семинаров и совещаний, направления на курсы повышения квалификации и даже организации изучения опыта кооператоров в зарубежных странах. Стала осуществляться федеральная программа кооперативного образования. В мае 1997 г. был создан межвузовский Ученый совет Центросоюза. Важное значение для выживания потребительских обществ и союзов имели меры помощи и поддержки Правительства Российской Федерации. Среди предоставленных им льгот наиболее значимыми в то время явились разрешение на создание фонда развития потребительской кооперации; рассрочка на 10 лет погашения централизованных кредитов, полученных в 1992-1994 гг., и процентов по ним; разрешение привлекать заемные средства пайщиков и некооперированного населения с отнесением выплачиваемых по ним процентов на издержки обращения и производства; освобождение от налогообложения прибыли предприятий и организаций потребительской кооперации 13 регионов, обслуживающих районы Крайнего Севера. Кроме того, финансовая поддержка местным организациям потребительской кооперации была оказана в большинстве республик, краев и областей: освобождение от уплаты некоторых налогов, возмещение кооперации расходов по транспортировке товаров в магазины, расположенные далее 11 км от баз доставки, выделение льготных кредитов и др. Центросоюз и остальные организации потребительской кооперации вели интенсивные поиски путей выхода из кризиса. В кооперативную практику внедряются бизнес-планы, в районных потребительских обществах реализуется идея единого баланса (" одна организация — один баланс"), происходит диверсификация отраслей кооперативной деятельности, уже тогда кооператоры вплотную занялись организацией бытового обслуживания населения. Федеральный закон " О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" в редакции 1997 г. открыл простор для реформирования организационной структуры потребительской кооперации. Выдвинув на первое место потребительские общества как добровольные объединения их членов, Закон одновременно способствовал усилению функций Центросоюза и региональных союзов. В целом потребительская кооперация еще была убыточна, сокращение объемов ее хозяйственной деятельности продолжалось, но темпы падения показателей уже замедлились. Предстояло остановить падение, стабилизировать положение в системе. Реализация этой задачи стала для кооператоров их главным делом во второй фазе (1998-2002 гг.). Центросоюз и научные силы его вузов, опытные руководители и специалисты потребсоюзов и потребобществ коллективно разработали Программу стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на 1998-2002 гг. Она была утверждена 119-м общим Собранием представителей потребительских обществ страны в 1998 г. Этот обширный документ охватывал весь круг актуальных проблем потребительской кооперации, о чем свидетельствовали сами названия разделов Программы: пайщик — центральная фигура потребительской кооперации; организационная структура; правовое обеспечение деятельности; экономика и финансы; развитие отраслей деятельности; региональные особенности Сибири, Дальнего Востока, Севера; кадровая политика и образование. Программа содержала не только критический анализ состояния дел в потребительской кооперации, но прежде всего конкретные меры и ценные рекомендации, выполнение которых должно было способствовать оздоровлению и стабилизации системы, выведению ее из экономического кризиса. Эффективным рычагом осуществления данной Программы стали ежегодно проводимые Центросоюзом российские научно-практические конференции: " Потребительская кооперация — социально ориентированная система" (1999 г.), " Кооперативная самобытность в новом тысячелетии" (2000 г.), " Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления" (2001 г.), " Усиление борьбы с бедностью — стратегия и социальная миссия потребительской кооперации" (2002 г.). Эти конференции, во-первых, имели важное прикладное значение с точки зрения мобилизации кооперативной общественности на решение текущих и перспективных чисто практических задач; во-вторых, явились удачно найденной формой тесного творческого сотрудничества отраслевой науки и живой кооперативной практики; в-третьих, позволили пайщикам и работникам системы уяснить своеобразие кооперативной модели и лучше осознать суть философии кооперации, прежде всего правильное соотношение целей кооперации и средств их достижения. Конференциями были охвачены десятки республиканских, краевых, областных потребсоюзов и многие потребительские общества, тысячи профессиональных работников кооперации, ее активисты-пайщики, представители органов местного самоуправления и священнослужители религиозных организаций. Центросоюз, большинство региональных союзов и потребительских обществ, все добросовестные кооператоры в эти годы целенаправленно работали над реализацией Программы стабилизации и развития, рекомендаций научно-практических конференций. Многие организации потребительской кооперации установили сами для себя напряженные задания по всем разделам Программы, а в дальнейшем ее объемные показатели не раз пересматривали в сторону их увеличения. Начиная с 1999 г. первенствующее значение в потребительской кооперации стало приобретать усиление социальной работы. Имея по законодательству статус некоммерческой организации, потребительская кооперация объявила себя социально ориентированной системой, миссия и социальная стратегия которой — работа по преодолению бедности и духовно-нравственное возрождение села. Организации потребительской кооперации содержали в отдаленных населенных пунктах свои убыточные магазины и доставляли туда товары, путем организации малых производств и предприятий бытового обслуживания создавали новые рабочие места с целью трудоустройства безработных, закупали у граждан сельскохозяйственные продукты, выплачивая за них миллионы рублей и тем самым увеличивая денежные доходы населения, предоставляли своим пайщикам социальные льготы, прибыльно работающие потребительские общества выдавали им кооперативные выплаты и т. д. Изменился в лучшую сторону внешний облик многих кооперативных магазинов, которые, не переставая быть торговыми предприятиями, в то лее время отныне являются пунктами закупки сельскохозяйственной продукции и центрами работы с сельчанами, в них организуются чайные столы, библиотечки, выписывается газета для пайщиков " Российская кооперация". В 1999 г. деятельность потребительской кооперации в целом перестала быть убыточной, и к своему 170-летнему юбилею, широко отмеченному в 2001 г., система имела окрепшую финансовую базу. Главным итогом работы кооператоров России в 1998-2002 гг. явилось достижение относительной устойчивости кооперативной экономики, переход системы от спада к росту. Совокупный объем деятельности потребительской кооперации за этот период увеличился в 3 раза и в 2002 г. достиг 97 млрд руб., в том числе товарооборот розничной торговли и общественного питания составил 67 млрд, производство товаров — почти 14 млрд, объем закупок сельскохозяйственной продукции — более 8 млрд, платных услуг — около 3 млрд руб. Рост объемов хозяйственной деятельности был достигнут практически во всех отраслях. В помощь владельцам сельских подворий потребительские общества и их союзы начали открывать малые производства: зернодробилки, мельницы, крупорушки, пункты приема молока и его сепарирования, молокозаводы, маслобойки и др. Немало сил и средств кооператоры вложили в дело возрождения службы быта на селе. С каждым годом увеличивались площади земельных угодий, используемых потребительскими обществами для производства животноводческой и земледельческой продукции. Общий рост объемов и развитие новых видов деятельности позволили в 1999-2002 гг. создать в организациях системы более 70 тыс. постоянных рабочих мест и, кроме того, десятки тысяч человек привлечь на временную, сезонную работу и на работу на условиях неполного рабочего дня. Заметно улучшились качественные показатели кооперативной деятельности. Если перед принятием Программы стабилизации и развития потребительской кооперации 2/3 ее организаций и предприятий были убыточными, то в 2002 г., наоборот, из 5000 хозрасчетных организаций и предприятий 3300, или 2/3, работали прибыльно. Рентабельная работа большинства потребобществ и их союзов открыла возможности лучшего осуществления социальной миссии кооперации и обновления ее материально-технической базы. В третью, современную фазу развития потребительская кооперация вступила в 2002 г. За предыдущий период расширилось правовое поле деятельности потребительской кооперации, была достигнута консолидация сил в осуществлении программ ее стабилизации и развития, в деле сохранения единства и самобытности системы. В начале XXI столетия у потребительской кооперации возникли новые задачи, в первую очередь в реализации ее социальной миссии. Возникла необходимость сформулировать определяющий замысел кооператоров на предстоящий период. С учетом этого Центросоюз разработал Концепцию развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 г. В данном документе, являющемся формой прогнозирования, расширены и углублены все те основные направления, которые еще раньше были исследованы в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации страны. Целью Концепции провозглашен переход организаций потребительской кооперации России к стадии устойчивого роста и активной реализации социальной миссии. Это означает, что на первый план кооператоры выдвинули преодоление бедности, духовность, создание достойных условий жизни на селе. В апреле 2002 г. в Москве состоялось 123-е общее Собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации. Оно приняло постановление " Усиление борьбы с бедностью — стратегия и социальная миссия потребительской кооперации". В том же году проведенная в 37 республиканских, краевых и областных потребсоюзах Российская научно-практическая конференция выработала Рекомендации по реализации данного постановления. Таким образом, выжив в начале реформ и несколько ок-репнув в дальнейшем, потребительская кооперация вплотную приступила к выполнению своей исконной, социальной миссии. Следует заметить, что в последние десятилетия существования советского строя хозяйственная работа, а именно рост сельской торговли и заготовок, считалась главным делом огосударствленной потребительской кооперацией. Тогда слишком мало значения придавалось социальному смыслу ее деятельности. В нашей стране было практически забыто о том, что первые английские кооперативы потребителей зародились как результат энергичного поиска средств борьбы с бедностью, безработицей, невежеством, а также с таким распространенным в то время среди британских пролетариев пороком, как пьянство. Между тем бедность и голод в мире оставались все на том же уровне, что и прежде. Многие национальные кооперативные движения постоянно заботились об обеспечении единства экономических и социальных функций кооперации и содействовали материальной самопомощи членов кооперативов. Еще в 70-х годах прошлого века Международный кооперативный альянс опубликовал специальное исследование " Кооперативы и бедняки" и рекомендовал его для изучения данной глобальной проблемы. В ряде стран кооперация превратилась в одно из средств сокращения бедности, нужды, голода. Потребительские кооперативные организации оказались эффективными в деле распределения продуктов питания, обеспечения занятости, оказания малоимущим самых необходимых услуг. Включение потребительской кооперации России в работу по преодолению бедности известной части сельского населения в наши дни — это вовсе далее не новая, а полузабытая старая задача кооператоров. И подчинение хозяйственной деятельности кооперации выполнению этой ее социальной задачи соответствует традициям кооператоров дореволюционной России и рочдейлских пионеров из Великобритании, духу главной мысли Роберта Оуэна об улучшении условий жизни бедных путем взаимной кооперации. В Концепции развития потребительской кооперации страны определены конкретные направления, способы, меры борьбы с бедностью, подчеркнуто, что социальная миссия должна быть направлена на все население — как на пайщиков, так и остальных сельских жителей. Помимо оказания населению непосредственной помощи и поддержки путем увеличения объемов и расширения видов своей предпринимательской деятельности потребительская кооперация обеспечивает занятость людей, что дает им возможность иметь постоянную или временную работу и получать за свой труд соответствующую оплату, денежный доход. Создавая новые производства, открывая магазины на дому и сезонные предприятия, развивая службу быта, организуя рыболовецкие бригады и пасеки, закупая молоко, грибы или лекарственные травы, потребительские общества и их союзы могут и должны содействовать трудоустройству и занятости безработных, пенсионеров, инвалидов и других уязвимых групп населения. Расширение социальной работы становится стратегическим направлением деятельности потребительской кооперации. Успех в этом деле предопределяется, во-первых, хозяйственными успехами кооперативных организаций. Совокупный объем деятельности потребительской кооперации России в 2005 г. превысил 138 млрд руб., в том числе оборот розничной торговли и общественного питания сложился в сумме 98 млрд руб., а объем закупок сельскохозяйственной продукции — 12 млрд руб. Таким образом, по сравнению с 2002 г. рост розничного товарооборота в сопоставимых ценах составил 146%, а оборота по закупкам — 145%. В 2005 г. организации потребительской кооперации закупили мяса более 86 000 т, молока —166 000 т, яиц — 354 млн штук, картофеля и овощей — 195 000 т, плодов — 50 000 т. Кооператоры выработали и реализовали сотни тысяч тонн хлеба и хлебобулочных изделий. Действовало 3 тыс. новых малых производств, возросло число предприятий бытового обслуживания населения. Созданы новые постоянные, временные и сезонные рабочие места. Сократилось количество убыточных юридических лиц: из 74 республиканских, краевых, областных потребсоюзов с прибылью завершили 2002 г. 64, а 2005 г. — уже 70. В этих условиях закономерным становится увеличение из года в год объема капитальных вложений потребительских обществ и их союзов в развитие своего многоотраслевого хозяйства. Во-вторых, результативность работы потребительской кооперации вообще и ее борьбы с бедностью в частности во многом определяется ответственным отношением профессиональных работников кооперации к делу, их духовно-нравственными качествами. Поэтому организованная Центросоюзом Российская научно-практическая конференция в 2004 г. была посвящена проблеме духовно-нравственных основ социально-экономической деятельности потребительской кооперации. Эту деятельность кооператоры России во все большей степени согласуют с ценностями и принципами международного кооперативного движения. Кооперативная общественность страны была ознакомлена со " Сводом нравственных принципов и правил в хозяйствовании", составленным на основе известных десяти христианских заповедей и недавно принятым VIII Всемирным Русским Народным Собором. Процесс перехода к обновленной модели потребительской кооперации с усиленным вниманием на социальный смысл ее деятельности продолжается. На этом пути найдены первые решения и достигнуты первые результаты, что не исключает, а предполагает дальнейшие поиски средств повышения экономической и социальной эффективности потребительских обществ и союзов. Общее Собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации (июль 2004 г.) рассмотрело в качестве основного вопрос о задачах по дальнейшему повышению роли потребительской кооперации в улучшении обслуживания сельских жителей и мерах по ускорению социальной работы. Общее Собрание утвердило Программу развития потребительской кооперации страны на 2004-2007 гг. и наметило основные меры по ее выполнению. Программа предусматривает увеличение за короткий период совокупного объема социальной и экономической деятельности организаций системы более чем в 1, 6 раза, развитие всех отраслей. 128-е общее Собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации (март 2006г.) определило роль и задачи потребительской кооперации в реализации приоритетных национальных проектов, предусматривающих подъем аграрно-промышленного комплекса, повышение уровня образования, качества медицинского обслуживания граждан, обеспечение семей и молодежи доступным жильем. Предстоит напряженная работа кооператоров по осуществлению всего намеченного.
|