Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребительская кооперация в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. 9 мая 1945 г. народы нашей страны праздновали победу в этой войне. И победа досталась огромной ценой. В первые же месяцы войны гитлеровские войска оккупировали значительную часть европейской территории СССР, где проживало почти 40% всего населения страны, производилось до 2/3 металла и 38% зерна. Нужно было остановить врага, а затем и изгнать из пределов Отечества. Началась гигантская работа по мобилизации людских и материальных ресурсов для решения этой задачи. Народное хозяйство перестраивалось на военный лад. На восток страны перебазировались заводы и фабрики, оборудование и станки. Эвакуировались в глубокий тыл мирное население, детские дома и больницы, учреждения и организации. Центросоюз СССР и РСФСР работал в Москве как штаб отрасли в режиме наркомата (министерства), но часть его центрального аппарата тоже была эвакуирована в г. Новосибирск. С началом войны рыночные фонды продовольственных и промышленных товаров были сокращены, потому что, во-первых, существенно уменьшилось производство товаров народного потребления предприятиями пищевой и легкой промышленности, а во-вторых, резко возросли потребности развернувшейся Красной Армии в разнообразных продуктах питания, обмундировании и обуви, снаряжении. Перестройка всего дела торговли и снабжения гражданского населения стала неизбежной. Уже в июле 1941 г. в Москве, Ленинграде и их пригородах, а вскоре поэтапно и в других городах и рабочих поселках было введено нормированное распределение хлеба и других товаров, дополненное коммерческой торговлей по более высоким ценам. Потребительская кооперация подчинила свою работу задачам снабжения и укрепления тыла Красной Армии, осуществляла мероприятия по перестройке своей хозяйственной деятельности применительно к условиям военного времени, передала на нужды обороны страны путем приобретения облигаций государственного займа значительную часть своих денежных средств, для этих же нужд был мобилизован почти весь ее автомобильный транспорт. На государственное нормированное снабжение через потребительскую кооперацию в годы войны были приняты рабочие и служащие, проживающие в деревне, но не связанные непосредственно с сельским хозяйством: учителя, врачи, библиотекари, а также агрономы, ветеринарные врачи, зоотехники, гидротехники и другие специалисты, работающие в государственных учреждениях и организациях. Хлеб, сахар, рыба, прочие продукты им отпускались по талонам и спискам, причем нормы снабжения были дифференцированы по отдельным категориям населения (рабочие, служащие, иждивенцы, дети). В первую очередь продукты питания отпускались больницам, детским садам и яслям, интернатам; отпуск производился по специальным нормам и заборным книжкам. Пристальное внимание уделялось снабжению инвалидов войны, семей военнослужащих, эвакуированного населения. Снабжение остального сельского населения было направлено на стимулирование увеличения им производства и продажи государству сельскохозяйственных продуктов. С этой целью потребительские общества вели встречную продажу промышленных товаров сдатчикам продукции сельского хозяйства и поощрительную продажу товаров передовым колхозникам — механизаторам и животноводам. В Сибири и на Дальнем Востоке снабженческая деятельность потребительской кооперации способствовала выполнению планов работниками государственной рыбной промышленности и членами рыболовецких артелей. Для обслуживания этого контингента потребителей была развернута кооперативная торговая сеть, организованы новые потребительские общества (рыбкоопы) и рыболовпотребсоюзы. В составе Автономной рыболовецкой секции Центросоюза, уже имевшей Дальневосточное отделение в г. Владивостоке, в начале 1942 г. было создано Сибирское отделение в г. Новосибирске. Кооператоры осуществляли северный завоз продовольственных и непродовольственных товаров. Потребительская кооперация, действуя в русле общей стратегии военной экономики страны, в первые годы войны стремилась полнее использовать свой собственный потенциал в таких тыловых районах, как Поволжье, Урал и Сибирь. В дальнейшем в связи с изменениями в административно-территориальном делении в Сибири образовались новые областные союзы потребительских обществ — Курганский, Кемеровский, Томский, Тюменский, Тувинский. Оккупация западных районов страны и уменьшение централизованных фондов товаров для свободной торговли привели в первый период войны к резкому сокращению товарооборота потребительской кооперации: в текущих ценах он составил (в млрд руб.) в 1941 г. 35, 7, в 1942 г. — 18, 4, в 1943 г. — 20, 5, в 1944 г. — 27, 2 и в 1945 г. — 34, 0 против 42, 4 млрд руб. в 1940 г. Таким образом, до минимальной суммы розничный товарооборот уменьшился в 1942 г., но в дальнейшем наметилось его увеличение. Однако и к 1945 г. он составлял в сопоставимых ценах менее 1/3 предвоенного оборота потребительской кооперации. Ее доля в организованном товарообороте страны к концу войны снизилась до 21, 7%, а во всем товарообороте (с учетом колхозной торговли)— до 12%. Резко ухудшилась структура товарооборота. В 1945 г. в нем 75% занимали продовольственные товары, а в этой группе на долю водки и прочих алкогольных напитков приходилось до 77%, хлебопродуктов -—11, 4%, сахара и кондитерских изделий — лишь 2, 2%. Удельный вес непродовольственных товаров в товарообороте потребительской кооперации составил только 25%. Многократно сократилась продажа тканей, швейных товаров, обуви, головных уборов, галантерейных изделий. Зачастую эти товары отсутствовали в продаже, а когда они поступали в кооперативные магазины и лавки, то работники прилавка отпускали их строго по талонам, выдаваемым местными органами власти. Была установлена норма предельного отпуска одному человеку: хлопчатобумажных или льняных тканей — 6 м, шерстяных — 3 м, обуви — 1 пара и т. д. С большими перебоями снабжались сельские жители даже самыми необходимыми товарами — солью, спичками, мылом, керосином и др. Большое значение в годы войны приобрело изыскание источников пополнения товарных ресурсов. Поэтому мастерские и небольшие цехи потребительской кооперации из отходов промышленности и местного сырья выпускали товары, очень нужные населению (одежда, обувь, гончарная и жестяно-крашеная посуда, хозяйственное мыло, грабли, лопаты, кирпич и т. п.), колхозам (сани, телеги, дуги, веревки, шорные изделия, деготь, скипидар и др.) и фронтовикам (валенки, овчинно-шубные и трикотажные изделия). Росло количество таких производств: в конце 1942 г. их было 5, 2 тыс., а в 1945 г. — 22, 6 тыс. Уже с зимы 1943 г. эти мелкие предприятия потребительской кооперации стали объединять в промкомбинаты. Сельпо расширяли оказание населению бытовых услуг: починка обуви, перешивка одежды, нарезка стекла и проч. Потребительская кооперация организовала также подсобные хозяйства по выращиванию овощей, разведению птицы, откорму животных. Количество таких хозяйств постоянно увеличивалось и к концу войны превысило 15 тыс. Для улучшения кооперативной торговли и особенно общественного питания они дали десятки тысяч тонн картофеля, овощей, молока, много мяса и птицы, яиц и меда. Кооператоры производили также лов рыбы. В восточных районах страны, а позднее на освобожденных от оккупации территориях повысилось значение кооперативного хлебопечения. При нехватке муки в сельских местностях практиковалась выпечка хлеба с добавлением 5-6% картофеля; для подпылки хлебных форм взамен растительного масла подчас использовалась древесная мука. Кооперативные предприятия выпускали безалкогольные напитки, чаи из сушеных богатых витаминами трав, кофейные напитки, добывали соль и т. д. Дополнительные продовольственные ресурсы доводились до населения в основном через предприятия общественного питания. Потребительская кооперация открыла столовые для детей и инвалидов войны, в центральных и восточных районах страны — для эвакуированного населения. Кооперативные чайные обслуживали колхозников на пунктах сдачи сельскохозяйственных продуктов государству, а также рабочих МТС, лесо- и торфоразработок, предприятий рыбной промышленности. В Кировской области, Республике Коми, Приморском крае и ряде других мест сеть предприятий общественного питания в годы войны даже возросла. Потребительская кооперация увеличила заготовки картофеля и овощей для снабжения фронта, оборонных заводов и собственных нужд. Были расширены емкости овощехранилищ. Чтобы сохранить качество продукции и высвободить транспорт для перевозки других грузов, на кооперативных предприятиях и в крестьянских печах производилась сушка картофеля, моркови, лука для снабжения ими армии и флота. Вот как нарастал выпуск кооператорами сушеного картофеля: в 1940 г. он составил 2670 т, в 1941 г. — 5234, в 1942 г. — 9070, в 1943 г. — 12 697, в 1944 г— 16 891 т. Потребительская кооперация заготовляла яйца, осуществляла закупку хлеба для государства. Заготовлялась также другая продукция: клюква, брусника, черника, орехи, грибы. Только на территории РСФСР в 1942 г. кооператорами было заготовлено 1803 т меда (против 869 т в 1940 г.) и 891 т сушеных грибов (против 570 т в 1940 г.). Кооператоры поставляли фармацевтической промышленности лекарственные растения и шиповник, оборонной промышленности — лом цветных и черных металлов. В Якутской республике и Красноярском крае потребительская кооперация монопольно проводила и заметно увеличила заготовки пушнины, являющейся экспортным товаром. Охотничьим промыслом занимались и молодежь, и старики, и далее женщины. В годы Отечественной войны организации потребительской кооперации приобрели на 2, 6 млрд руб. облигаций государственного займа, средства от реализации использовались на нужды обороны. Кооператоры, как и весь народ, трудились под лозунгом " Все для фронта, все для победы! " Они успешно решали хозяйственные задачи военного времени. Работники потребительской кооперации, преподаватели и учащиеся кооперативных учебных заведений, члены потребительских обществ активно вносили также личные средства в фонд обороны. Уже в дни решающих сражений под Москвой в декабре 1941г. кооператоры страны развернули сбор средств на строительство танков и боевых самолетов. Пайщики потребительских обществ Московской и Ярославской областей выступили с почином в отношении передачи 20% отчислений от прибылей за 1941 г., причитающихся пайщикам, на постройку танковой колонны имени Потребительской кооперации и обратились ко всем пайщикам с призывом последовать их примеру. Почин был поддержан практически во всех организациях системы. Так, пайщики и работники потребительской кооперации Чувашии уже по состоянию на 1 мая 1942 г. собрали и перечислили на особый счет Государственного банка на постройку танков 900 тыс. руб. Кооператоры Саратовской области собрали средства на три самолета. В Татарстане работники потребительской кооперации за короткое время внесли 1 млн руб., а пайщики сельпо этой республики — еще около 2 млн руб. на строительство самолетов и танков. Значительные суммы на производство боевой техники перечислили кооператоры Дальнего Востока. Людская память и документы тех лет до сих пор сохранили названия сибирской танковой колонны " Потребительская кооперация", танковой колонны " Кооператор Дона", танка " Улан-Удэнский кооптехникум", авиационной эскадрильи работников Якутского республиканского потребсоюза " Холбос", самолета-истребителя " Саратовский кооператор" и др. Люди сугубо мирной профессии, работники потребительской кооперации вступали в народное ополчение, участвовали в строительстве оборонительных сооружений в прифронтовых районах, собирали теплые вещи для бойцов и командиров действующей армии. Многие работники кооперации с оружием в руках защищали Родину, совершали ратные подвиги, сражались с фашистами, не щадя своей жизни. Среди них — студентка Московского института советской кооперативной торговли (ныне Российского университета кооперации) Вера Волошина. Она добровольно вступила в партизанский отряд и поздней осенью 1941 г., выполняя боевое задание в тылу врага, геройски погибла. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, юной разведчице Вере Волошиной в 1994 г. присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Ее именем названы улицы и школы, новая планета и морское судно. В настоящее время установлены имена свыше ста Героев Советского Союза и Российской Федерации, судьбы которых связаны с потребительской кооперацией. Среди Героев — Максим Винокуров (Нижегородская область), Файзулла Габдрашитов (Башкирия), Иван Клевцов (Сарапул), Василий Клочков (Алтайский край), Эсед Салихов (Дагестан), Иван Сарана (Краснодар), Михаил Юшков (Красноярский край). А сколько было кооператоров, награжденных боевыми орденами и медалями! Некоторые воины-кооператоры были награждены посмертно, а самые счастливые дошли до Берлина и оставили роспись на здании рейхстага, впоследствии в годы мирного труда стали дважды ветеранами — войны и потребительской кооперации. Исполненные чувства долга, они добывали славу не лично для себя, а для своего Отечества. Об этом просто сказал незадолго до 60-летия Великой Победы один из ветеранов: " Наше поколение шло на фронт добровольно. Не за деньги, материальный соблазн, а именно из любви к Отчизне. Мы воевали, чтобы сохранить свободу и независимость родной страны. Если ты — сын Родины, ты должен ее защищать. Мы с честью, добросовестно выполнили свой долг перед ней, и я с гордостью вспоминаю эти годы". Примечательно, что именно в период Отечественной войны местные организации потребительской кооперации обрели некоторую свободу от чрезмерной опеки партийных и государственных органов; кооператоры получили определенный простор для проявления хозяйственной инициативы; отчетливее обнаружили себя элементы внутрикооперативной демократии. В годы войны в низовых звеньях системы потребительской кооперации проводились собрания пайщиков и их уполномоченных, а кое-где даже областные и краевые съезды. Уходом опытных работников кооперации и заменой их новыми людьми были вызваны мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров. Количество техникумов потребительской кооперации увеличилось. Выпуск специалистов средней квалификации в 1945 г. превысил довоенный. Кроме того, действовали десятки торгово-кооперативных школ, проводились курсы повышения квалификации, практиковалось прохождение технического минимума. В кооперативных организациях возросла роль женщин. Если накануне войны женщины составляли лишь пятую часть всех работающих в потребительской кооперации, то в 1944 г. почти две трети занятых в системе были женщины. В основном они вынесли на своих плечах большую и трудную работу, выполненную потребительской кооперацией. Известный кооперативный деятель Александр Климов (1914-1979) впоследствии об этом писал: " На фронт ушли наиболее квалифицированные и опытные кадры потребительской кооперации. Мужей, отцов, сыновей и братьев заменили жены, дочери, матери и сестры" 1. В мобилизации кооператоров на досрочное выполнение заданий большое значение имели соревнование, состязательность в труде. Получило развитие соревнование по профессиям за присвоение званий: " Лучший продавец", " Лучший повар", " Лучший заготовитель" и т. д. Трудовые коллективы соревновались за звания " Лучший сельмаг", " Лучшее сельпо", " Лучший райпотребсоюз" и т. д. За самоотверженный труд в тылу более 600 работников потребительской кооперации в конце 1944 г. были удостоены орденов и медалей. Позднее еще тысячи лучших работников системы были награждены медалью " За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Война задержала развитие кооперации на длительный период. На временно оккупированной территории СССР была ликвидирована деятельность более 17 тыс. потребительских обществ и почти 1700 районных союзов. Полностью разрушенными и частично поврежденными оказались свыше 59 тыс. магазинов, лавок, оптовых баз, складов и других предприятий. Общая сумма ущерба, нанесенного потребительской кооперации, превысила 6 млрд руб. Сильно пострадали кооперативные организации Белоруссии и Украины, а в Российской Федерации наибольший урон понесла кооперация Орловской, Смоленской, Ленинградской и Тульской областей. В районах, освобожденных от оккупации, встала задача незамедлительного восстановления кооперативного хозяйства. Начиная с весны 1942 г. ее решению кооператоры стали уделять максимум внимания. В следующем году президиум Центросоюза принял специальное постановление, предусматривающее проведение обширного комплекса конкретных мероприятий по восстановлению хозяйства потребительской кооперации в областях и республиках, освобожденных от фашистских оккупантов. Документ предусматривал все возможные меры помощи — выделение финансовых средств, материальных ресурсов, направление специалистов и др. Подписал постановление председатель президиума Центросоюза Николай Сидоров (1902-1970). Существенную помощь кооперативным организациям на освобожденных территориях оказали потребсоюзы тыловых республик, краев и областей. Основными формами этой помощи были: направление руководителей и специалистов (бухгалтеров, товароведов и др.) на постоянную работу; отгрузка товаров широкого потребления для населения и строительных материалов на восстановительные цели; передача возрождаемым кооперативным организациям лошадей (со сбруей и упряжью), а также продуктивного скота; выделение денежной ссуды с целью содействия формированию финансовых средств восстанавливаемых сельпо и райпотребсоюзов. Помощь оказывалась в рамках шефства. Например, Алтайский крайпотребсоюз взял шефство над Смоленским облпотребсоюзом, Башкирский респотребсоюз — над Ворошиловградским, Новосибирский — над Воронежским. Так обнаруживали себя общечеловеческие и кооперативные ценности — взаимопомощь и солидарность, хотя по терминологии тех лет все это определялось не совсем корректным словом " шефство". После победоносного окончания войны с фашистскими захватчиками и японскими милитаристами потребительская кооперация подчинила свою деятельность решению задач мирного времени. Участвуя в подготовке отмены снабжения населения по карточкам и талонам, потребительские общества и их союзы организовали обучение своих торговых кадров; провели отчеты и выборы органов управления и контроля, что укрепило эти органы за счет вернувшихся с фронта опытных работников; отремонтировали и несколько расширили торгово-складскую сеть. Потребительская кооперация открыла коммерческие магазины и чайные, продолжала собственное производство товаров широкого потребления и вести заготовки продукции сельского хозяйства. Однако в тяжелейшие годы войны потребительская кооперация оказалась чрезвычайно ослабленной: сократилось количество потребительских обществ, на 8 млн человек уменьшилась численность их членов, розничная торговая сеть была меньше довоенной на 105 тыс. единиц, с 17, 4% до войны до 3, 6% снизился удельный вес собственных средств потребительской кооперации в финансировании ее товарных запасов. Кооперативные хозяйства остро нуждались в финансовом оздоровлении. Поэтому жизненно важное значение для потребительской кооперации имело снижение для нее ставки подоходного налога с прибыли с 31% до 25%, а также предоставление некоторых льгот по налогу с оборота. Было отсрочено погашение ссуд Государственного банка, полученных кооперацией еще до войны. Оборотные средства удалось пополнить за счет выкупа у организаций потребительской кооперации облигаций госзайма. По ряду товаров правительство повысило торговые скидки, а по отдельным видам заготовляемого сырья — наценки. В связи с сильной засухой и неурожаем 1946 г. и трудностями в продовольственном снабжении населения в городах и рабочих поселках была развернута кооперативная торговля сельскохозяйственными продуктами, закупаемыми у колхозов и колхозников по ценам, складывающимся на колхозном рынке, но не выше цен, установленных для государственной коммерческой торговли. Собственно говоря, это предписывалось органам управления потребительской кооперации в специальном правительственном постановлении. Кооперация получила право закупать важнейшие виды продовольствия у колхозов и крестьян, выполнивших в срок свои обязательства по государственным поставкам; до 25% заготовленных продуктов она должна была сдавать союзному Министерству торговли, остальную часть продавать в городах и поселках, на станциях железных дорог и на пристанях. Здесь потребительская кооперация за полтора года открыла около 10 тыс. магазинов и ларьков и более 6 тыс. предприятий общественного питания, причем помещения для магазинов и столовых кооператорам предоставлялись местными органами власти и государственными торгующими организациями. Кооператоры организовали в крупных городах горкоопторги, в небольших городах — отделения горкоопторгов. Через эту сеть по сравнительно невысоким ценам было реализовано много тысяч тонн мяса, рыбы, молока, картофеля и другой продукции на общую сумму в 14 млрд руб.1 Это положительно сказалось на снабжении городов продовольствием. Однако у этой " медали" существовала и оборотная сторона: торговля продуктами в городах, развернутая кооперацией по команде " сверху", еще больше усугубила продовольственное положение в послевоенной полуголодной деревне. Кооперации в то время была разрешена также городская торговля промышленными товарами. Но когда летом 1949 г. определились хорошие виды на урожай, городская кооперативная торговля оказалась " излишней". И власти не дали потребительской кооперации закрепиться в крупных городах; открытые ею магазины и столовые в 496 городах и поселках были переданы государственной торговле. В том же году правительство возложило на потребительскую кооперацию дело торгового обслуживания рабочих и служащих совхозов. Во время войны снабжением работников совхозов занимались орсы, а до войны в совхозах имелись рабкоопы, объединенные в Автономную совхозную секцию Центросоюза. Теперь торговую сеть в совхозах государство возвратило потребительской кооперации. Рабочие и служащие государственных сельскохозяйственных предприятий были вновь объединены в совхозрабкоопы. В декабре 1947 г. в стране была проведена денежная реформа и отменены карточки на продовольственные и промышленные товары. Вместо пайковых и коммерческих цен вводились единые розничные цены. Одновременно были повышены заработная плата малооплачиваемым рабочим и служащим, стипендии учащимся и пенсии. В дальнейшем ежегодно государственные розничные цены на товары снижались. Однако даже спустя три года после отмены карточной системы государственные розничные цены в целом были примерно в 3 раза выше уровня 1940 г.2 В советских условиях зачастую работа оценивалась прежде всего по степени выполнения государственных планов. А в этом отношении дела в потребительской кооперации обстояли неплохо: план розничного товарооборота в послевоенные годы она перевыполняла. Но за этим общим показателем скрывались существенные недостатки в организации торгового обслуживания на селе, заготовительной и производственной деятельности кооператоров, в постановке бухгалтерского учета и контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, в обеспечении соблюдения уставов потребительских обществ и их союзов. Центросоюз в то время информировал правительственные инстанции о том, что потребительская кооперация нуждается в коренном оздоровлении: пайщики не пользуются преимуществами, нет подлинного кооперативного актива, отсутствует общественный контроль " снизу". Кооперирование населения производилось " под соль", " под водку" и другие товары, а паи собирались как доплата к цене продаваемого товара. Отпуск товара ставился в зависимость от внесения немедленно определенной суммы в счет паевых взносов, что являлось извращением уставных правил. Одним из серьезных нарушений устава было назначение руководителей на выборные должности вместо выборов органов управления и контроля. Проведенные в феврале—апреле 1948 г. съезды потребительской кооперации республик, краев и областей определили задачи по устранению недостатков в работе и восстановили выборность органов управления и контроля в региональных союзах. Событием в жизни потребительской кооперации должен был стать ее очередной Всесоюзный съезд, который не созывался с 1930 г. Уже появились даже настроения о нецелесообразности существования кооперативной формы в верхних звеньях системы потребительской кооперации и необходимости их огосударствления законодательным путем - путем создания вместо Центрального союза областных и краевых потребсоюзов Министерства сельской торговли с отделами в областях и краях. Конец этим настроениям положил состоявшийся в мае 1948 г. III Всесоюзный съезд потребительской кооперации. Он заслушал отчеты президиума правления и ревизионной комиссии Центросоюза СССР и РСФСР, сделал анализ недостатков в хозяйственной работе кооперативных организаций и наметил направления развития всех отраслей деятельности системы. Съезд избрал совет, правление и ревизионную комиссию Центросоюза СССР и РСФСР. Был принят новый Устав Центросоюза. И до съезда, и после него первостепенное значение придавалось восстановлению довоенных объемов хозяйственной деятельности и материально-технической базы потребительской кооперации. Параметры 1940 г. еще в период войны были превышены по величине паевого фонда потребительских обществ, числу производственных предприятий, количеству учебных заведений. Довоенную сеть предприятий общественного питания кооператоры восстановили в 1947 г., объем розничного товарооборота (в сопоставимых ценах)— в 1949 г., общую сумму собственных средств потребительской кооперации— в 1950 г., розничную торговую сеть и площади общетоварных складов — в 1953 г. Годом раньше потребительской кооперации удалось увеличить до довоенной свою долю в общем объеме товарооборота государственной и кооперативной торговли. Как и накануне войны, в системе потребительской кооперации трудились уже свыше 1 млн человек. Довоенная численность членов потребительских обществ была восстановлена только в 1963 г. Восстанавливая сеть магазинов, чайных и мощности хлебопекарен, добиваясь роста товарооборота, объемов заготовок и производства, перестраивая работу оптовых торговых баз, сами кооператоры тоже перестраивались психологически. Они постепенно отказывались от методов снабжения, которые применяли в период войны, и осваивали новые приемы в работе, подходящие для условий открытой торговли. Например, если раньше продавцы кооперативных магазинов при получении товаров на оптовом складе нередко " брали, что дают", то теперь требовалось завозить в магазины товары, нужные пайщикам, сельским жителям, товары, пользующиеся спросом, качественные, а не любые — испорченные, некомплектные или вовсе бракованные. Кооперативным работникам приходилось маневрировать ограниченными ресурсами. А они в условиях общей разрухи, причиненной стране войной, действительно были ограничены: не хватало собственного автомобильного и гужевого транспорта, строительных материалов, ряда необходимых населению и колхозам товаров, хотя потребительская кооперация имела три основных источника поступления товаров: централизованные фонды, децентрализованные закупки и собственное производство. Все равно потребительский спрос удовлетворялся не полностью: из-за ограниченности количества товаров, невысокого их качества, узости ассортимента и т. д. Это — на практике. В теории же оправданием дефицита товаров служило ошибочное положение Сталина, возведенное им в экономический закон, о том, что при социализме платежеспособный покупательский спрос будто бы всегда должен обгонять предложение. В жизни такой посыл превращал дефицит товаров и очереди в магазинах в вечную проблему. Трудно решались и такие вопросы, как восстановление принципов внутрикооперативной демократии, привлечение широких слоев пайщиков к участию в работе своих сельпо. Наблюдались многочисленные факты нарушения кооперативных уставов, смены выборных руководителей потребительских обществ без ведома пайщиков. Зачастую бездействовали ревизионные, лавочные и столовые комиссии. В начале 50-х годов параллельно с объединением мелких колхозов в крупные было проведено укрупнение маломощных сельских потребительских обществ. В результате они стали более устойчивыми в хозяйственном отношении, способными несколько лучше удовлетворять потребности населения.
|