![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ результатов исследования личностных характеристик, определяющих успешность специалистов торговых компаний
Результаты исследования личностных характеристик, определяющих успешность специалистов торговых компаний, были измерены с использованием шкалы оценки потребности в достижении, обобщены и представлены в таблице 3. Таблица 3. Результаты данных, выявляющих уровень потребности в достижении (Шкала оценки потребности в достижении)
Из представленной таблицы можно увидеть, что в исследуемых группах выраженность характеристики «Потребность в достижениях» различна. В группе успешных специалистов больше респондентов с высокой мотивацией достижения (60, 4 %), что говорит об их стремлении к улучшению результатов профессиональной деятельности, настойчивости в достижении целей. Среди неуспешных специалистов таких работников всего 14, 8 %. Средние значения по рассматриваемому показателю в группе успешных специалистов существенно выше в 2, 5 раза средних значений, полученных в группе неуспешных специалистов (8, 27 и 3, 30). Результаты математической обработки данных с использованием непараметрического критерия U – Манна – Уитни показали, что различия в личностных характеристиках успешных и неуспешных специалистов торговой сферы имеют статистическую значимость на уровне p < 0, 01, то есть достоверны на 1 % - ом уровне. Экспериментальные данные, полученные в результате обработки ответов по методике «Шкала оценки потребности в достижении», представлены в наглядном виде на рис. 5. Рис. 5 Результаты оценки уровня потребности достижений в группах Из представленного рисунка можно увидеть, что в группе успешных специалистов отсутствуют специалисты с низкой мотивацией достижений, в то время, как среди неуспешных специалистов их больше трети от общего числа в группе (35, 2 %). В группе неуспешных специалистов представлены испытуемые с тремя рассматриваемыми уровнями мотивации, при этом среди них преобладают специалисты со средним уровнем потребности в достижениях. Результаты исследования личностных характеристик, определяющих успешность специалистов торговых компаний, были измерены с использованием методики КОС, обобщены и представлены в таблице 4. Таблица 4. Результаты данных, выявляющих уровень коммуникативных и организаторских склонностей
Из представленной таблицы можно увидеть, что коммуникативные и организаторские склонности выше у успешных специалистов по сравнению с неуспешными. При этом в группе успешных специалистов с низким уровнем и уровнем ниже среднего коммуникативных склонностей нет, а с уровнем организаторских склонностей ниже среднего 6, 3 % (3 чел.). В то же время в группе неуспешных специалистов нет респондентов с очень высоким уровнем коммуникативных склонностей, а с высоким уровнем - 7, 4 % (4 чел.). Неуспешных специалистов с высоким и очень высоким уровнем организаторских склонностей соответственно 3, 7 (2 чел.) и 1, 8 % (1 чел.). Результаты математической обработки данных с использованием t – критерия Стьюдента показали, что различия в личностных характеристиках успешных и неуспешных специалистов торговой сферы имеют статистическую значимость на уровне p < 0, 01, то есть достоверны на 1 % - ом уровне. Экспериментальные данные, полученные в результате обработки ответов по методике «КОС», выявляющие коммуникативные склонности представлены в наглядном виде на рис. 6. Рис. 6 Результаты оценки коммуникативной склонности в группах Из представленного рисунка можно увидеть, что среди успешных специалистов преобладает очень высокий и высокий уровень коммуникативных склонностей (21 и 17 соответственно), в то время, как в группе неуспешных – уровень ниже среднего, средний и низкий уровни (у 20, 17 и 13 соответственно). Экспериментальные данные, полученные в результате обработки ответов по методике «КОС», выявляющие организаторские склонности, представлены в наглядном виде на рис. 7. Рис. 7 Результаты оценки организаторской склонности в группах Из представленного рисунка можно увидеть, что среди успешных специалистов преобладает высокий, средний и очень высокий уровень (у 18, 17 и 10 соответственно) организаторских склонностей, в то время, как в группе неуспешных – низкий уровень и ниже среднего (у 21 и 19 соответственно). Результаты исследования личностных характеристик, определяющих успешность специалистов торговых компаний, были измерены с использованием методики «Определение направленности личности», обобщены и представлены в таблице 5.
Таблица 5. Результаты данных, определяющих направленность личности (средние значения)
Как можно увидеть из представленной таблицы, успешные специалисты больше ориентированы на общение по сравнению с неуспешными торговыми работниками. Этот фактор важен для понимания успешности, поскольку общительность – основное профессиональное качество торгового специалиста, способствующее эффективным продажам. В группе неуспешных специалистов направленность на себя выше по сравнению с более успешными коллегами. Это может говорить о том, что в данной группе преобладает ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение независимо от результатов работы, склонности к соперничеству и замкнутости. Направленность на дело в обеих исследуемых группах существенно не отличается, что может говорить о сопоставимости заинтересованности в решении деловых проблем. Результаты математической обработки данных с использованием t – критерия Стьюдента показали, что различия в личностных характеристиках успешных и неуспешных специалистов торговой сферы, таких как, направленность личности на себя и на общение, имеют статистическую значимость на уровне p < 0, 01, то есть достоверны на 1 % - ом уровне. Различия в ориентации на дело не имеют статистической значимости. Экспериментальные данные, полученные в результате обработки ответов по методике «Определение направленности личности», представлены в наглядном виде на рис. 8. Рис. 8 Результаты оценки направленности личности в группах Из представленного рисунка можно увидеть, что в исследуемых группах существуют существенные различия по параметрам: «Направленность на себя» - в 1, 7 раза (26 и 43 %); «Направленность на общение» - в 1, 6 раза (44 и 28 %). Результаты исследования личностных характеристик, определяющих успешность специалистов торговых компаний, были измерены с использованием теста Кеттелла, обобщены и представлены в таблице 5. Обработка результатов тестирования была начата нами с проверки ответов испытуемых па искренность (по показателю MD). Ответы испытуемых были в пределах показателя MD 1 – 4 балла, что характеризует правдивость обследуемых. В некоторых случаях результаты тестируемых были выше (5 баллов), и поскольку значении показателя MD 5 – 8 баллов достоверность результата тестирования подвергается сомнению, нами было принято решение о возможности дальнейшей обработки данных исследования, так как завышение было несущественно для решения целей и задач нашего психодиагностического исследования. Далее нами был осуществлен перевод в стены (условные баллы 10-балльной шкалы) по таблице (Приложение 4). Анализ и интерпретация данных по результатам исследования представлены в таблице 6. Таблица 6. Результаты данных, выявляющих индивидуальные личностные характеристики (средние значения)
По данным, представленным в таблице, можно увидеть, что по большинству факторов в группе успешных специалистов показатели выше по сравнению с группой неуспешных специалистов. Существенно выше показатели по факторам: «замкнутость - общительность», «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения», «расслабленность - напряженность». Фактор общительности говорит о том, что эффективность профессиональной деятельности успешных специалистов, помимо других особенностей, напрямую связана с легкостью в общении, что является привлекательным для покупателей. Фактор нормативности поведения говорит о том, что в данной группе, предположительно, наблюдаются более осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность. Фактор напряженности может говорить о состояние фрустрации, в которой работник находится, что представляет собой результат повышенной мотивации. По факторам «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость» и «уверенность в себе – тревожность» в группе успешных специалистов показатели существенно ниже по сравнению с группой неуспешных специалистов. Низкие значения фактора эмоциональной стабильности выражает низкую толерантность по отношению к фрустрации (что может быть мотивирующим фактором, рассмотренным нами при обработке Шкалы оценки потребности в достижениях), подверженность чувствам, что способствует включенности в деловом общении и проявлении заинтересованности потребностями клиентов. И в то де время, имеет негативные последствия, поскольку приводит к раздражительности, утомляемости и возникновению невротических симптомов. Фактор уверенности в себе говорит об уверенности в своей профессиональной компетентности. Результаты математической обработки данных с использованием t – критерия Стьюдента показали, что различия в личностных характеристиках успешных и неуспешных специалистов торговой сферы по большинству из исследуемых факторов имеют статистическую значимость на уровне p < 0, 01, то есть достоверны на 1 % - ом уровне. по фактору B (Интеллект) - на уровне p < 0, 05, то есть достоверны на 5 % - ом уровне. По факторам L (доверчивость – подозрительность), N (прямолинейность – дипломатичность), Q1 (консерватизм – радикализм), Q2 (конформизм – нонконформизм) различия между выборками являются статистически не значимыми. Экспериментальные данные, полученные в результате обработки ответов на вопросы многофакторного опросника Кеттелла, представлены в наглядном виде на рис. 9. A – замкнутость-общительность; B – интеллект; C - эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивост; E – подчиненность –доминантность; F – сдержанность –экспрессивность; G – подверженность чувствам – высокое нормативное поведение; H – робость – смелость; I – жесткость – чувствительность; L – доверчивость – подозрительность; M – практичность – развитое воображение; N – прямолинейность – дипломатичность; O – уверенность в себе – тревожность; Q1 – консерватизм – радикализм; Q2 – конформизм – нонконформизм; Q3 – низкий самоконтроль – высокий самоконтроль; Q4 – расслабленность – напряженность. Рис. 9 Результаты выявленных различий личностных особенностей в группах (средние значения) Согласно графику, представленному на рисунке, можно сделать вывод о том, что высокие результаты в группе успешных специалистов по факторам A (замкнутость - общительность), H (робость - смелость), Q4 (расслабленность – напряженность). Низкие средние значения в группе неуспешных специалистов по факторам G (подверженность чувствам – высокое нормативное поведение), H и Q4. Качественный и количественный анализ содержания личностных факторов и их взаимосвязей позволяет выделить блоки факторов. Рассмотрим подробнее их немного подробнее (таблица 6). Факторы: практичность – интеллект (фактор B), практичность - развитое воображение (M), консерватизм – радикализм (Q1) отражают интеллектуальные особенности. Факторы: эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость (фактор C), подверженность чувствам – высокая нормативность поведения (фактор G), жесткость – чувствительность (фактор I), уверенность в себе – тревожность (фактор O), низкий самоконтроль – высокий самоконтроль (фактор Q3), расслабленность – напряженность (фактор Q4) отражают эмоционально – волевые особенности. Факторы: замкнутость – общительность (фактор A), робость – смелость (фактор H), сдержанность – экспрессивность (факторF), подчиненность – доминантность (фактор E), конформизм – ноконформизм (фактор Q2), прямолинейность – дипломатичность (фактор N), доверчивость – подозрительность (фактор L) – отражают коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. Таблица 6. Особенности специалистов торговой сферы (средние значения)
Из представленной таблицы 6 можно увидеть, что, несмотря на то, что внутри блоков средние значения неоднозначно свидетельствуют в пользу того, что в группе успешных специалистов выше средние значения (выраженных в стенах), тем не менее, результаты суммирования средних значений факторов по блокам показывают превышение в данной группе по сравнению с группой, объединяющей менее успешных коллег. Однако нас больше интересует сочетание факторов внутри блоков. В блоке «Интеллектуальные особенности» превышение средних значений составило 6, 7 (11, 96 – 11, 26). Для удобства анализа построим усредненный профиль для испытуемых по интеллектуальным характеристикам (рис. 10). B – интеллект; M – практичность – развитое воображение; Q1 – консерватизм – радикализм; Рис. 10 Сравнение интеллектуальных особенностей по группам (тест Кеттелла) Данные, представленные на графике можно сделать следующие выводы. Сочетание относительно высоких значений по рассматриваемым факторам дает нам возможность предполагать, что в группе успешных достаточно высокое интеллектуальное развитие (6, 38 стен) с хорошо развитым воображением (5, 52 стен), есть готовность принять инновации (5, 06), и в то же время не отказываться от старых наработок, что говорит о большей гибкости и способности интегрировать и старый и новый опыт. Относительно низкие значения двух факторов, отражающих возможности интеллекта (2, 8 стен) и способности балансировать между практичностью и развитым воображением (3, 35 стен) позволяют предполагать о низкой способности и готовности к обучению, об отсутствии способности к поиску творческих подходов к решению нестереотипных задач. То есть, торговые работники в группе неуспешных специалистов, предпочитают работать в привычной среде, с применением привычных способов, и неохотно реагирую на изменения внешней профессиональной среды. В то же время, в данной группе средние значения (5, 11 стен) позволяют предполагать возможность группы балансировать между привычными и новыми наработками, технологиями, особенно, если понятен будет механизм применения. В блоке «Эмоционально – волевые особенности» превышение средних значений составило 5, 88 (33, 43 – 27, 55). Для удобства анализа построим усредненный профиль для испытуемых по эмоционально – волевым особенностям (рис. 11). C - эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивост; G – подверженность чувствам – высокое нормативное поведение; I – жесткость – чувствительность; O – уверенность в себе – тревожность; Q3 – низкий самоконтроль – высокий самоконтроль; Q4 – расслабленность – напряженность. Рис. 11 Сравнение эмоционально-волевых особенностей по группам (тест Кеттелла) Данные, представленные на графике (рис. 11) можно сделать следующие выводы. Сочетание некоторой эмоциональности, чувствительности в группе успешных специалистов с высокой нормативностью поведения, уверенностью в себе позволяет данной группе быть достаточно гибкими в профессиональной деятельности. Высокий самоконтроль в сочетании с напряженностью свидетельствуют об умении специалистов данной группы контролировать повышенную мотивацию, не быть чрезмерно настойчивым, навязчивым и нейтрализовать последствия чрезмерной возбудимости и фрустрированности, которые могут быть при таких повышенных показателях (7, 21 стен). В группе неуспешных специалистов несколько иная картина. Сочетание множества факторов из блока, характеризующего эмоционально – волевые особенности представителей данной группы позволяют создать предположительно собирательный портрет неуспешного торгового работника. Склонность к лабильности настроения сочетается с некоторой беспринципностью, легким отношением к соблюдению социальных норм и правил, присутствует самоуверенность и некоторая черствость, проявляемая в отношениях с коллегами и с другими участниками торгового процесса. Низкий самоконтроль в сочетании с излишней расслабленностью, граничащей с леностью, объясняют низкую мотивацию сотрудника. В блоке «Коммуникативные свойства» превышение средних значений составило 12, 78 (41, 87 – 29, 09). Для удобства анализа построим усредненный профиль для испытуемых по коммуникативным свойствам особенностям (рис. 12).
A – замкнутость-общительность; E – подчиненность –доминантность; F – сдержанность –экспрессивность; H – робость – смелость;
L – доверчивость – подозрительность; N – прямолинейность – дипломатичность; Q2 – конформизм – нонконформизм; . Рис. 12 Сравнение коммуникативных свойств по группам (тест Кеттелла) Рассматривая данные, представленные на графике (рис. 12), можно сделать следующие выводы. В группе успешных работников преобладает поведение, направленное на внимательное отношение к другим и стремление к свободному, раскованному общению. Присутствует ориентация на социальное одобрение и в тоже время есть готовность к поиску собственных решений. Можно предположить, что в группе неуспешных сотрудников превалирует некоторая критичность, строгость в оценке окружающих, что может сказаться на установлении доверительных отношений с возможными покупателями, которые необходимы в современной торговле. Сдержанность, пассивность, недостаточная уверенность в своих силах и способностях несколько компенсируется присущей им рассудительностью. Обобщая результаты проведенного анализа можно сказать, что существуют различия в личностных характеристиках специалистов торговой сферы, влияющие на эффективность их работы, таким образом, определяя успешность торговых работников. По своим интеллектуальным способностям, эмоционально – волевым особенностям и коммуникативным свойствам успешные специалисты превосходят своих менее успешных коллег. Полученные экспериментальные данные подлежат математической обработке для определения статистической значимости выявленных различий.
|