Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политика «разрядки».
Вместе с тем в условиях наращивания в мире ядерного потенциала руководство страны прилагало усилия для ослабления международной напряженности. К концу 60-х гг. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Договор запрещал передачу ядерного оружия государствам, не владеющим им, или военным блокам. Происходили позитивные сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими государствами. В ходе визита в СССР президента Франции де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Долгосрочные контракты о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов на территории СССР были подписаны с Великобританией. По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Заключение в 1972 г. между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики «разрядки» международной напряженности. Кульминацией процесса «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившее в 1975 г. в Хельсинки. Прибывшие на Совещание главы 33 государств Европы, США и Канады подписали Декларацию принципов взаимоотношений и сотрудничества стран. В документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств. Историки-материалисты рассматривают Хельсинское совещание 1975 г. и подписание заключительного акта о безопасности и сотрудничестве в Европе как апогей разрядки международной напряженности, достигнутый благодаря последовательной позиции СССР, направленной на реализацию принципов мирного сосуществования государств различных социально-политических систем. В либеральном направлении всемирно-исторической теории Хельсинское совещание 1975 г. и подписание заключительного акта о безопасности и сотрудничестве в Европе рассматривается как победа Западной демократии, позволившая требовать от СССР соблюдения прав человека и способствовавшая развитию диссидентского движения, эрозии тоталитарного режима. Процесс «разрядки» оказался недолговременным. Запад стал обвинять СССР в нарушении прав человека и преследовании инакомыслящих. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира. Попытки договориться оказались безуспешными. Новый договор ОСВ-2 (1979) не был ратифицирован из-за ввода советских воск в Афганистан. Эпоха разрядки на этом закончилась – начался период жесткого противостояния Запада и Востока. Но в условиях военно-стратегического паритета прямое военное столкновение США и СССР было невозможным. Поэтому оно было перенесено на региональный уровень. С сер- 60-х гг. СССР оказывал широкомасштабную помощь Вьетнаму в борьбе с США. Когда в 1967 г. Израиль напал на Египте и Сирию, СССР начал активную их поддержку. Особые надежды СССР возлагало на Афганистан, где в 1978 г. к власти в результате военного переворота пришла народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Большинство же, опираясь на принцип пролетарского интернационализма, настаивали на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира». Участие Советского Союза в афганской войне повлекло за собой падение его авторитета на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Обострение международной обстановки и падение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса административно-командной системы. СССР и социалистические страны. Руководство страны во главе с Л.И. Брежневым уделяло первостепенное внимание взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ - на их долю приходилось свыше 50% общего торгового оборота. В структуре советского экспорта основное место занимали топливо и электроэнергия, руды и металлы. Главными предметами ввоза являлись машины, оборудование и транспортные средства. Происходил своеобразный «обмен» топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары. Однако изменение цен на нефть и энергоресурсы на мировом рынке вызывало осложнения в процессе взаимных отношений. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между соцстранами. Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При этом диктат со стороны СССР, навязывание союзникам по ОВД советской модели развития вызывали растущее недовольство в странах Восточной Европы. Экономическая интеграция оказывала деформирующее воздействие на структуру их экономик, тормозила действие рыночного механизма хозяйствования. Политика «ограниченного суверенитета», проводимая советским руководством по отношению к социалистическим государствам, была названа на Западе «доктриной Брежнева». Одним из проявлений этой «доктрины» было вмешательство СССР во внутренние дела Чехословакии. В 1968 г. чехословацкие руководители предприняли попытку «обновления социализма» путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику. Деятельность лидеров ЧССР была расценена как «контрреволюция». В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска участниц ОДВ. Новые руководители Чехословакии обязались не допускать впредь «проявлений антисоциализма». Оставались напряженными отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После событий на острове Даманский были приняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа. Была увеличена численность советских войск в Монголии. Это привело к усилению напряженности в отношениях СССР и КНР. В конце 70-х годов в Китае началось проведение экономической реформы, основанной на принципах нэпа. Ее результаты были расценены советскими руководителями как реставрация капитализма. В конце 70-х — начале 80-х годов возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по Организации Варшавского Договора. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики. Итог: Советская внешняя политика за 1965-1985 гг. прошла сложный и противоречивый путь от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и к новому обострению международной напряженности, поставившей мир на грань мировой войны. У брежневского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки первой начала 70-х годов. К первой половине 80-х годов СССР втягивался в очередной виток гонки вооружений, которая подрывала состояние советской экономики. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем. 50) Характер перестройки (1985—1991) определялся стремлением реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис (подробнее см. билет 22). При этом конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись. В истории перестройки выделяют три этапа: 1985—1986, 1987—1988, 1989—1991 гг. Итоги политики ускорения малоутешительны. Добиться существенного повышения темпов роста не удалось, антиалкогольная кампания привела к гигантским потерям бюджета, увеличение затрат на техническое переоснащение промышленности обострило ситуацию в социальной сфере. Пришло понимание необходимости более глубоких преобразований, которые должны затронуть базовые конструкции сложившейся экономической и политической системы. 1987—1988 гг.: «гласность» и перестройка. Идеологической основой нового курса стала концепция «хозрасчетного социализма», прообраз которой был найден в нэпе, а теоретическое обоснование— в последних работах В. И. Ленина. Закон «О государственном предприятии» (лето 1987) значительно расширял самостоятельность предприятий. Министерства готовили контрольные показатели экономического развития на год и на их основе устанавливали государственный заказ предприятию. Все, что производилось сверх госзаказа, можно было реализовать на выгодных условиях по свободным ценам. Предприятия самостоятельно устанавливали численность работников, уровень заработной платы. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Это была попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию. Но крупных результатов она не имела: госзаказ устанавливался на пределе возможностей предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась. В 1988 г. был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство (в рамках так называемого кооперативного сектора). Существенных сдвигов в экономике не происходило. Сопротивление при этом росло. Горбачев принял сложное решение о подготовке реформы политической системы. Уже в январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности». Случилось невероятное: тираж популярных литературно-художественных журналов перевалил за миллион экземпляров. Страна бросилась наверстывать упущенное, читать то, что было у нее отнято в прежние годы: произведения 20—30-х гг. («Мы» Е. И. Замятина, «Котлован» А. П. Платонова, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка), книги Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), А. Н. Рыбакова («Дети Арбата»), В. С. Гроссмана («Жизнь и судьба»), сочинения старых и новых эмигрантов («Окаянные дни» И. А. Бунина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, «Маленькая повесть» В. П. Некрасова, «Верный Руслан» Г. Н. Владимова, «Семь дней творения» В. Е. Максимова), публицистические статьи И. Клямкина, О. Лациса, Г. Попова, философские опусы Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина... На экраны вышли фильмы «Покаяние», «Комиссар» и др. Возник небывалый интерес к истории России: общество требовало «знать всю правду» о прошлом. С 1987 г. начала работу Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий («комиссия А. Н. Яковлева»). Были реабилитированы Бухарин, Зиновьев, Каменев, признаны незаконными приговоры внесудебных «троек», репрессии в отношении крестьян периода коллективизации. Общество решительно выступало за углубление реформ, голоса консерваторов в рядах КПСС тонули в требованиях ускорить преобразования. В 1988 г. XIX партконференция одобрила курс на создание правового социалистического государства, проведение на альтернативных началах выборов в новый высший орган власти— Съезд народных депутатов. В 1987 г. была сформулирована концепция нового политического мышления во внешней политике: мир признавался целостным и неделимым, общечеловеческие ценности ставились выше классовых и партийных, универсальным способом решения международных проблем признавался баланс интересов (в противоположность балансу сил). На этой основе успешно развивались отношения со странами Запада, был разблокирован ряд региональных конфликтов (вывод советских войск из Афганистана, 1988). 1989—1991 гг.: поздняя перестройка. В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Впервые они прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению. Интерес к этим трансляциям был огромен: выступления депутатов А. Д. Сахарова, А. А. Собчака, Ю. Н. Афанасьева, Б. Н. Ельцина, Ю. А. Власова и др. становились фактом общественно-политической жизни. Между тем к 1990—1991 гг. ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы. Уже в 1989 г. возникло несколько политических партий разной направленности, выступавших против всевластия КПСС. В 1989 г. часть депутатов создала Межрегиональную группу во главе с Ельциным, которая выступила с программой радикальных реформ (рынок, демократия, отказ КПСС от монополии на власть и др.). В 1990 г. под мощным общественным давлением Пленум ЦК КПСС предложил снять из Конституции СССР статью о руководящей и направляющей роли партии. Между тем внутри КПСС наметился раскол на консервативное и реформаторское крыло. Ценой невероятных усилий раскола удалось избежать, но начался массовый отток из рядов КПСС. Резко обострились отношения центра и союзных республик. В 1990—1991 гг. состоялся так называемый «парад суверенитетов», когда все союзные республики объявили себя суверенными государствами. Горбачев пытался действовать силой (события в Тбилиси, Баку, Вильнюсе и др.), но остановить процесс уже не мог. В 1991 г. состоялись выборы Президента России. Им стал Б. Н. Ельцин. Проведенный в марте 1991 г. всенародный референдум показал, что большинство граждан выступают за сохранение СССР. Летом 1991 г. был подготовлен договор о реформе федеративного государства, расширении полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства. В 1989—1990 гг. фактически рухнула мировая система социализма. Революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы привели к победе демократических сил, ориентировавшихся на страны Запада. В 1990 г. произошло объединение Германии. В следующем году были распущены СЭВ и ОВД. Резко ухудшалось положение в экономике. Реформы приводили не к росту, а к снижению производства. Программа «500 дней», подготовленная либеральными экономистами и поддержанная руководством РСФСР, летом 1990 г. по существу была отвергнута. Трудности в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости настолько обострились, что правительство пошло на введение их нормированного распределения по карточкам. Ширилось забастовочное движение. В этих условиях консервативное крыло в КПСС и государственном аппарате предприняло попытку отстранить Горбачева, в 1990 г. избранного Съездом народных депутатов Президентом СССР, от власти и не допустить подписания нового союзного договора. 19 августа было объявлено о переходе власти Государственному комитету по чрезвычайному положению, Горбачев изолирован в Крыму, в Москву введена бронетехника. Центром сопротивления режиму ГКЧП стали президент, правительство и парламент РСФСР. У стен Дома правительства собрались десятки тысяч москвичей. 21 августа попытка государственного переворота была подавлена. Горбачев вернулся в Москву, но союзный договор так и не был подписан. В декабре 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом. Перестройке суждено было стать последней в XX в. попыткой реформировать социалистическую систему. Она потерпела крах. О причинах распада СССР высказываются различные мнения. Ясно лишь то, что он стал возможен в условиях экономического кризиса, резкого ослабления власти, реальным носителем которой долгие годы была КПСС, стремления национальных элит к независимости. Глобальные последствия распада СССР определит история.
|