![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие сведения о червячных передачах
Червячные передачи применяют для передачи вращательного движения, между валами, укоторых угол скрещивания осей обычно равен 90о. Червячные передачи обладают следующими достоинствами: 1. Плавностью и бесшумностью работы. 2. Компактностью и сравнительно небольшой массой конструкции. 3. Возможностью получения больших передаточных чисел. 4. Возможностью получения самотормозящей пары. В тоже время им характерны следующие недостатки: 1. Низкий КПД, вследствие скольжения витков червяка по зубьям колеса. 2. Нагревание при работе. 3. Изготовление венцов колес из дорогих антифрикционных материалов. 4. Повышенный износ и склонность к заеданию. В червячной передаче потери в зацеплении составляют основную часть потерь мощности в связи с наличием относительного скольжения витков червяка по зубьям червячного колеса. Червячная передача является зубчато-винтовой, в связи с этим ей присущи потери свойственные как зубчатой передаче, так и передаче винт-гайка. Общий КПД червячной передачи находится из выражения:
где η П - КПД, учитывающий потери в одной паре подшипников, для подшипников качения η П =0, 99–0, 995; для подшипников скольжения η П = 0, 97–0, 99; n –число пар подшипников; η Р - кпд, учитывающий гидравлические потерн, связанные с перемешиванием и разбрызгиванием масла в корпусепередачи, при средних скоростях принимают η Р = 0, 97-0, 98; η ЗЗ - кпд, учитывающий потери в зубчатом зацеплении. Так как бронзовый зуб червячного колеса легко прирабатывается к винтам червяка, то принимают η ЗЗ = 0, 97–0, 98; η ВП - кпд, учитывающий потери в винтовой паре, которые составляют главную часть всех потерь передачи, определяемые по формуле, выведенной для винтовой пары: где ρ - угол трения, он зависит не только от материала червяка и зубьев колеса, шероховатости рабочих поверхностей, качества смазки, но и от скорости скольжения. В режиме полужидкостной смазки силы трения увеличиваются при уменьшении вязкости масла и скорости в зацеплении. При высоких скоростях за счет повышения несущей способности масляного клина между зубьями вступают в силу зависимости, характерные для гидродинамического режима смазки. Потери на трение в зацеплении обычно принимают пропорциональными полезной нагрузке и относят к так называемым нагрузочным потерям. Валы современных редукторов обычно устанавливают на подшипниках качения, для которых характерны малые потери на трение: η П = 0, 005-0, 010 Потери на перемешивание масла растут с увеличением окружной скорости вязкости масла, ширины зубчатых колёс и глубины их погружения в масляную ванну. Коэффициент относительных потерь на привод вентилятора Yв существенно зависит от частоты вращения валов. Раздельное измерение составляющих потерь мощности связано с большими трудностями. Поэтому обычно опытным путем определяют суммарные потери мощности, которые характеризуют общий КПД редуктора. Средние значения КПД червячных передач с жидкой смазкой при разных числах заходов червяка Z1 представлены в Таблице.
Таблица
|