![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отработка навыков беседы педагога с родителями проблемного ребенка. Педагог в активной позиции в ситуации консультирования.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Беседа с родителями проблемного ребенка, когда есть опасения по поводу особенностей, свидетельствующие о трудностях в развитии. В начале занятия проводится групповая дискуссия: «Какие проблемы детей заставили бы вас обратиться к помощи извне, со стороны психолога, врача-неврозолога?» По итогам дискуссии слушатели определяют перечень наиболее частых проблем, которые попадают в поле зрения воспитателя, вызывают у него трудности в воспитании конкретного ребенка» Возможные варианты поведенческих проблем в дошкольном возрасте:
1. Ребенок отказывается от еды, или ест выборочно какие-то блюда. 2. Обижает детей, если что- то не нравится ему, даст «тычка». 3. Кусает других детей. 4. Не хочет общаться с другими детьми, назойлив в общении с воспитателем, часто привлекает его внимание (постоянно стоит у стола воспитателя). 5. Ребенок не спит в группе.
Обсуждается алгоритм беседы: Как правило, цели беседы могут быть реализованы в следующих шагах- пунктах. a) Описание, перечисление конкретных особенностей поведения («Маша берет ложку и бросает кашей в детей», вместо: «Назло мне не ест, разбрасывает кашу»- сосредоточиться на описании вместо оценок и интерпретации поведения); b) Выражение обеспокоенности (чувства через я-высказывание); c) Подчеркивание, что это ваше мнение, оно может быть и ошибочным, но заслуживает того, чтобы быть проверенным; d) Поинтересоваться, обращали ли внимание на эти особенности сами родители, как серьезно они к этому относятся (обычно родители или сами обеспокоены таким поведением, либо они не придают этому значения, либо у родителей разные позиции по этому поводу); e) Пожелание обратиться к специалисту (врачу, психологу) для прояснения ситуации; f) Объяснить причину, по которой вы настаиваете: я хочу понять, как обращаться с этим ребенком, как помочь ему справиться со своими проблемами (вместо поиска аргументов в пользу подтверждения, что с ребенком что- то не в порядке). Перед моделированием желательно обсудить также цели беседы. Важно осознать, что является главным для воспитателя: установление и поддержание контакта с родителем, либо решение проблемы уже на этапе первичной беседы. На наш взгляд, самая важная цель первичной беседы – установление взаимопонимания, при необходимости поддержка родителей, поддержание уверенности в позитивном решении проблемы. Важно определить время и место беседы. Время не должно быть меньше 20 минут. Оно может быть найдено во время вечерней прогулки, после родительского собрания, во время «тихого часа» и т.п. Дистанция (70-120 см), учет взаимного расположения участников.
Ролевая игра: Беседа с родителями проблемного ребенка Для моделирования поведения выбираются двое участников: на роль педагога и родителя. После небольшого эпизода проигрывания, около 3 минут, руководитель организует обсуждение. Обратная связь – сначала сами участники – игроки: «педагог» и «родитель», их чувства относительно поведения педагога-воспитателя (поведение родителей здесь не моделируется и не нуждается в обратной связи). Причем, сначала выслушивается мнение «педагога» – его чувства во время беседы, что ему понравилось, что он сделал бы в следующий раз по другому, затем его партнера- «родителя» по той же схеме. Потом обратная связь со стороны «зрителей». «Зрители» делятся своими чувствами по поводу ситуации. Желательно повторное моделирование эпизода. Затем беседа моделируется с другими участниками. Желательно, чтобы все смогли «проиграть» роль воспитателя-собеседника.
Порядок работы при супервизировании, профессиональном консультировании педагогов. 1 шаг – договор на предстоящую работу, совместное определение целей и задач работы. К примеру, выявить причины появления детской агрессивности, возможности работы с ней. Этой работе может предшествовать семинар, практикум по анализу проблем агрессивного поведения детей. Проблематизация деятельности по работе с данной проблемой в группе. Выделение наиболее значимых проблем и одновременно поиск ресурсов по их разрешению. 2 шаг – выбор или построение рефлексивной схемы. Она выполняет роль своеобразной лоции в решении проблемы. Канва для анализа и отслеживания своих действий педагогом в нужном, требуемом направлении. 3 шаг – организация деятельности, наблюдение и супервизия ее психологом, другими педагогами. 4 шаг – самоанализ деятельности с опорой на рефлексивную схему. Выделение успешно решенных задач, переопределение нерешенных в позитивные цели. 5 шаг – при удовлетворительном решении данной проблемы переход к задачам другого уровня, выбор новой рефлексивной схемы.
В отличие от традиционных форм, когда педагог получает рекомендации, зачастую плохо соотносимые с реальным опытом или просто противоречащие ему, остается наедине с этой ситуацией, без помощи и поддержки, использование рефлексивных схем дает возможность постепенной работы с проблемой, в соответствии с возможностями ее реального носителя, педагога. Обеспечивает ему поддержку, снижает риск защитного поведения, обеспечивает последовательность и целенаправленность работы. Параметры, фиксируемые в рефлексивной схеме, сформулированы на языке адресата, должны однозначно им прочитываться, с другой стороны они проработаны с определенных теоретических позиций, соотносимы с ними. Рефлексия от лат. Reflexio – обращенность назад – процесс самопознания. Еще и то, как воспринимается и оценивается другими.
Уважаемые родители! Мы проводим анкетирование с целью выявления трудностей, возникающих у родителей в период адаптации ребенка к детскому саду. Просим Вас ответить на следующие вопросы. Заранее благодарны. 1. Достаточно ли Вы были осведомлены о том, как подготовить ребенка к ДОУ: а) достаточно; б) частично; в) не достаточно. 2. С какими трудностями ребенка Вы столкнулись в период адаптации: а) нарушение сна; б) нарушение аппетита; в) плаксивость, нервозность; г) агрессивность; д) упрямство, капризы; е) соматическая ослабленность Вашего ребенка (болезненность); ж) Ваш вариант ответа. 3. Если у Вас возникали трудности во взаимодействии с ребенком во время адаптации, Вы обращались: а) к специальной литературе; б) к специалисту ДОУ (психолог, социальный педагог); в) к воспитателю; г) спросите у знакомых, своих родителей; д) справитесь самостоятельно. 4.Получили ли Вы необходимую помощь в ДОУ по преодолению тех трудностей, которые возникали у Вас и Вашего ребенка в адаптационный период: а) да; б) частично; в) нет. 5. Как Вы оцениваете свою степень поддержки ребенка в адаптационный период: а) достаточная; б) не очень достаточная; в) не достаточная. 6. В какой форме вы предпочитаете получить помощь отвоспитателя или специалиста ДОУ по возникшим затруднениям в воспитании вашего ребенка: а) индивидуальной; б) групповой; в) совместные занятия с теми родителями, у которых сходны с вашими проблемы.
Литература:
|