Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Решение краевых задач методом конечных элементов
Постановка задачи. Выберем в качестве ИТО одномерный стержень с коэффициентом теплопроводности l, показанный на рисунке 11.1-а. Стержень имеет теплоизолированную боковую поверхность. К левому концу стержня подводится тепловой поток заданной интенсивности q (Вт/см2). На правом конце стержня происходит конвективный обмен тепла с коэффициентом теплообмена – h (Вт/см2 оС). Температура окружающей среды – Тос (оС). Поскольку стержень теплоизолирован, потерь тепла через боковую поверхность не происходит. Требуется определить температурное поле вдоль стержня в установившемся режиме. Известно, что для данной модели распределение температуры внутри стержня описывает следующее дифференциальное уравнение:
При этом, поскольку в установившемся режиме в точках приложения (при х =0) и отвода (х =L) тепла тепловая энергия не должна «задерживаться», должны быть соблюдены следующие граничные условия: – на левом конце стержня (х=0):
– на правом конце стержня (х=L):
Если тепло отводится от стержня, тепловой поток q должен быть положителен, в противном случае – отрицателен. Исследования методами вариационного исчисления показывают, что с математической точки зрения в интересующем нас установившемся режиме должен достигать минимума следующий функционал:
Учитывая, что боковая поверхность стержня теплоизолирована, приведенный функционал можно представить в следующем виде:
С физической точки зрения функционал (11.5) моделирует непрерывность теплового потока в установившемся тепловом режиме. Это означает, что в любой момент времени сумма подводимой (через поверхность S1) к стержню и рассеиваемой им (через поверхность S2) тепловой энергии равна энергии, сосредоточенной в объеме (V) стержня. В противном случае, не отводимый от стержня избыток тепловой энергии будет продолжать нагревать стержень, что противоречит условию установившегося режима. Поскольку, с одной стороны, установившийся режим описывается дифференциальным уравнением (11.1) с граничными условиями (11.2 и 11.3), а, с другой стороны, функционал (11.4) достигает минимума именно в установившемся режиме, то минимум функционала (11.4) и является решением ДУ (11.1) с граничными условиями (11.3). Температура стержня во всех точках сечения S1 (S2) одинакова и равна неизвестной пока (но постоянной в стационарном режиме) величине – Т1 (Т3). Учитывая, что в данном случае S1 = S2 = A и в силу сказанного, выражение (11.5) принимает вид:
Таким образом, исходное уравнение для определения температуры в каждой точке стержня методом МКЭ примет вид:
Реализация метода МКЭ включает этапы: 1. Определение подобластей (конечных элементов) и их узловых точек. В данном случае, стержень может быть разбит на два одномерных симплекс – элемента, как это показано на рисунке (10.1-б) с узловыми значениями Т1, Т2 и Т3. Температура внутри элементов находится из формул:
ФФ здесь согласно (9.5) равны:
2. Вычисление частных производных, входящих в выражение (11.7):
3. Разделение интеграла в выражении (11.7) на два (по числу подобластей – конечных элементов, выделенных в пункте 1). Необходимость разбиения интеграла продиктована тем, что производная температуры по переменной х (градиент температуры по оси ОХ), входящая под знак интеграла, не является непрерывной в точке Т3. Учитывая, что dV=Adx, где А – площадь сечения стержня (А1 = А2 = А3 =А), после разделения и подстановки пределов интегрирования получаем выражение:
4., Проведение подстановки (11.9) в (11.10) и интегрирование:
5. Выражаем функционал через узловые значения температуры, для чего объединяем выражения (11.7) и (11.11):
Здесь приняты следующие обозначения: С(1) = (А(1)l(1)/L(1)); С(2) = (А(2)l(2)/L(2)) 6. Получение системы алгебраических уравнений. Правильными значениями Т1, Т2 и Т3 являются те, при которых величина функционала c достигает минимума. Приравнивая нулю первую производную функционала (11.12) по Т1, получаем первое уравнение системы:
Аналогично получаем еще два уравнения:
Запишем полученную систему в матричной форме:
В более общей матричной форме система примет вид:
Матрица C в формуле (11.16) называется «глобальной матрицей жесткости». В контексте задачи переноса тепла –это – «глобальная матрица теплопроводности». Вектор-столбец F называется «глобальным вектором нагрузки». Искомый вектор [T] будем называть вектором решения. Пример 11.1. Рассчитать температурное поле в круглом стержне с площадью поперечного сечения A=1 см2 и длиной L=7, 5 см с теплоизолированными стенками. К левому концу стержня подводится тепловой поток q = 150 Вт/см2. Коэффициент теплопроводности материала стержня и коэффициент конвективного теплообмена на правом конце стержня соответственно равны: l=75 Вт/(см · ОС), h = 10 Вт/(см2 · ОС). Температура окружающей среды равна ТОС=40 ОС. Решение. 1. Тепло подводится к стержню, поэтому тепловой поток q следует записывать со знаком «минус»: q = - 150 Вт/см2. 2. Рассчитываем значение термов, входящих в коэффициенты матриц C и F: С(1) =(А(1)l(1)/L(1))=(1·75/3, 75)=20Вт/(см·ОС), С(2) =(А(2)l(2)/L(2))=(1·75/3, 75)=20Вт/(см·ОС), hA3=10Вт/(см·ОС), -qA1= -(-150)·1 = 150Вт/см, hA3TOC=10·1·40 = 400Вт/см. 3. Окончательная система уравнений примет вид:
4. Решением полученной системы являются следующие узловые значения температуры: Т1=70 оС, Т2=62, 5 оС; Т3=55 оС.
|