Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законы трения скольжения(при покое). Закон Амантона-Кулона. Задача о трибометре. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Законы трения скольжения: 1)Если тело на которое действует сила трения скольжения находится в покое то модуль ее может принимать любое значение. Случай предельного равновесия-модуль силы тр=макс силе тр 2)Предельная величина силы трения прямопропорциональна модулю нормальной реакции 3)Значение не зависит от площади соприкосновения 4) Значение зависит материала тел, частоты обработки пов-ей и т.п Задача о трибометре.
X: Q- =0 Q= y: N-P=0 N=P Подбором груза находим наибольшее значение Q при котором брусок будет покоится. В силу закона Амонтона-Кулона: макс = N так что =: макс /N= Qмакс/Р
26. Антисимметричные линейные операторы. Теорема о взаимно однозначном соответствии между векторами и антисимметричными операторами в трехмерном пространстве. Пусть х-евклидово векторное пр-во. Линейный оператор – антисимметричный, если ( В общем случае =(. Иная форма определения: Для компонентов антисимметричного оператора в ортонорм. Базисе ≡ =- Значит, матрица А оператора тоже антисимметрична В частности, при i=j: Пусть Z(x) –пр-во всех линейных операторов вида Присоединенным представлением алгебры векторов 3-х мерного пр-ва V называется отображение: аd: V-> Z(V), которое всякому вектору ā сопоставляет лин. Оператор , определяемый формулой Линейность оператора следует из равенств [ = = k[ Оператор ≡ ad будем обозначать ă и называть присоединительным оператором для вектора Теорема: отображение ad:: V-> Z(V) устанавливает взаимно-однозначное соответствие между векторами из V и антисимметричными линейными операторами: Док-во: в силу линейный оператор , отвечающий вектору , определен однозначно. Проверим, что он антисимметричный. Пусть { правый ортонорм. базис в V, тогда = => => , так что , так как , то и Взаимная однозначность всякий оператор в 3-х мерном пр-ве имеет матр. А указанного вида; поэтому вектор находится однозначно. Замечание: в силу взаимной однозначности установленного соответствия для всякого антисимметричного оператора однозначно определен вектор = a , для которого ă = Следствие 1: ă Следствие 2: ă =0ó II , т.к. ó II Следствие 3: т.к. операторă все векторы, параллельные переводит в 0, то антисем. Операторы в 3-х мерном пр-ве необратимы (обратного оператора не сущ.) Вывод: в 3-х мерном пр-ве операции умножения вектора на антисим. оператор эквивалентно операции векторного умножения. 32. Вращательное движение абсолютно твердого тела. Ось вращения. Траектории и скорости телесных точек при вращательном движении. Движение АТТ вращательное, если 2 телесные точки неподвижны. Пусть это точки О* и А*; обозначим через е* телесную прямую А*О*, а через ɭ текущее положение этой прямой в у. н. СО Вращательное движение – частный случай сферического. Ось мгновенного вращения в любой момент проходит и через точку О и через А => она совпадает и прямой ɭ (осью вращения АТТ) Вектор ll l ɭ У любой точки оси вращения скорость тождественно равна 0, так что все точки оси вращения неподвижны. Траектории любой телесной точки β * лежит на пересечении 2-х сфер с радиусами lOBl и lABl, т.е. на окружности с центром на оси вращения. Траектории лежат в неподвижных плоскостях, ортогональных оси ɭ, ток что вращательное движение – частный случай плоского. Если ввести неподвижную систему координат Охуz, совместив ось z с осью ɭ, то плоскость Oxy можно принять за плоскость движения. Вывод: вращательное движение одновременно и сферическое и плоское. 27. Закон движения абсолютно твердого тела. Дифференцирование линейных операторов. Оператор угловой скорости; формула Эйлера в операторной записи. Закон движения материального тела –правило, задающее для каждой точки тела и каждого момента времени текущее положение точки. Прямой способ задания движения тела: В=Н(В*; t); конфигурация тела β зависит от t как от параметра, а В* β -произвольная точка тела Если тело β -абс. твердое, то В* Е*(т.е. это произвольная точка тела) Векторный способ: задают 2 ф-ции времени = ; = (t)(операторная); Здесь А- текущее положение полюса А* *, а -оператор ориентации АТТ. Тогда по основной ф-ие геометрии движения = *, где *= , можно найти закон движения произвольной телесной точки В* Если лин. оператор : х-> у зависит от времени t, как от параметра: , то его производной по t наз-ся предел = Пусть сущ. t оператор = мультипликативной производной (умножения) по t наз-ся лин. оператор: , т.к. : -y-> x, то : y-> y, т.е. Оператор угловой скорости характеризует быстрому изменению ориентации АТТ формула = принимает вид = , т.к. - , получаем (*) Вывод: мгновенное движение АТТ задано, если известны вектор и оператор .
28. Теорема об антсимметричности оператора угловой скорости. Вектор угловой скорости; формула Эйлера в векторной записи. Траектории и скорости телесных точек при сфкрическом движении. Теорема: оператор угловой скорости антисимметричный: =- Док-во: в силу ортогональности = , дифференцируем по t + =0 Вычисляем = = = , Вектор , сопоставляемый антисимметричному оператору по формуле =[ ] называется вектором угловой скорости АТТ. Если - един-ные векторы системы коорд. xyz, то = + + , а матрица = Вектор изменения ориентации АТТ Это свободный вектор, т.к. его компоненты выражаются только через направление cos и их производных, а от выбора полюса не зависит , это формула Эйлера в векторной записи, была получена в 1765 году. Движение АТТ сферическое, если одна из телесных точек неподвижна, поскольку текущее положение О этой точки О* не изменяется с течением времени, то О можно принимать за начало неподвижной системы координат. Выберем точку О* за полюс, тогда = *, где *= Вывод: соотношения = (t) определяет закон сферического движения тела Из услвия IОВI=const следует, что траектории телесных точек при сферическом движении лежат на концентрических сферах При сферическом движении принимает вид (*) . При сферическом движении АТТ: -мгновенное движение в любой момент времени-мгновенное вращение, ось которого всегда проходит через точку О; -распределение скоростей телесных точек задается формулой (*).
29. Плоское движение АТТ. Матрица направляющих косинусов при таком движении. Вывод соотношений для координат двух телесных точек при плоском движении. Движение АТТ – плоское (или плоскопараллельное), если все телесные точки движутся в плоскостях, параллельных некоторой неподвижной плоскости (плоскость движется). Траектории телесных точек при этом- плоские кривые. Примем за плоскость движение Oxy ту из параллельных плоскостей, в которой движется полюс А* Точки тела, движущегося в этой же плоскости, образуют плоскую фигуру. Вывод: Изучение плоского движения АТТ сводится к изучению движения плоской фигуры. Здесь Аx’, Ay’, Az’-текущее положение осей А*х*, А*у*, А*z* (ось Az’ сонаправлена оси Оz) Угол ϕ -угол поворота тела, отсчитывается от направляющей оси Ох до оси Ax’ в положительную сторону. Перейдем у метрической записи основной формулы геометрии движения: = *, где *= . Для чего введем столбцы: = , = , = Получаем (*) = + Сейчас =0 Напр. косинусов =cos( =cos ϕ =cos( =-sin ϕ =cos( =sin ϕ =cos( =cos ϕ =cos( =cos 0=1 Остальные cos=0(векторы ортогональны) Г= Вывод: соотношения определяют закон плоского движения тела, при этом координаты т. В в силу (*) можно найти по формулам (**) Для точек плоской фигуры
30. Вывод формул для компонент оператора и вектора угловой скорости при плоском движении. Получение соотношений для проекций скоростей двух телесных точек. Для оператора угловой скорости АТТ имеем = В матричной форме (*) = = Матрица Г при плоском движении Г= Вычисляем =cos . Поэтому = У матрицы 3-я строка нулевая, поэтому в силу (*) =0. Т.к. на 1-й столбец (т.е. на первую строку Г): (ϕ ̇ cos ϕ) ϕ - sin ϕ (-sin ϕ) =0, Ед. для Вывод: угловая скорость АТТ в плоском движении – вектор , где Для оператора угловой скорости: = , а в матричной записи = Пусть теперь скорость j-ого тела, а телесные точки А* и В* движутся в плоскости движения Оxy. Пусть – угол, образуемый направленным отрезком с положительным направлением оси Ох. Т.к. ≡ 0, ≡ 0, то =0 и =0 Переход от А к В представим графом (1) А Подставим теперь в ф-лу Эйлера В матричной записи (2) = + Здесь = , = , , = Переходя к компонентной записи из (2) получаем , Эти формулы соответствуют графу (1).
Аналитический метод решения задач кинематики Пример составного графа: А Распишем данный граф: (1) Соотношения (1) верны при следующем основном дополнении – скорости тех точек j-ого и k-ого тел, текущим положение которых служит т. В Порядок решения типичных задач: 1. Выбрать кинематический граф, с которым связано не более 2-х неизвестных кинематических величин. 2. Составить кинематические соотношения для выбранного графа. 3. Учесть связи в концевых точках графа. 4. Решить полученные кинематические ур-я. 5. Если не все неизвестные найдены, вернуться к 1.
31. Решение задачи о разложении вектора на параллельную и ортогональную составляющие. Вычисление вектора угловой скорости по вектору относительной скорости при плоском движении. Лемма: формула (*) =(, ) +[ , [ ]] дает разложение вектора на 2 составляющие: параллельную и ортогональную заданному ед. вектору Док-во: проекция вектора на направлении вектора (, ) так, что =(, ) Применяем формулу «БАЦ» минус «ЦАП» для двойного векторного произведения [ , [ ]]= , - , , получаем [ , [ ]]= , - , = = Найдем угловую скорость тела , если известны вектор ≡ - Запишем ф-лу Эйлера в виде (**) =[ ] Разложим вектор на 2 составляющие: параллельную и ортогональную вектору = = [ ]] в силу (**): . Замечание: поскольку =( - +( - , =( - +( - , то - - ( - ( - ]
|