Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура дисциплины. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура






 

Трудоемкость дисциплины и ее общая структура

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетные единицы, 36 часов.

  Очное обучение Заочное обучение  
 
Курс      
Семестр 3.2 3.2  
Лекции      
Практические (сем., лаб.) занятия      
Самостоятельная работа      
Всего часов      
Курсовая работа      
Зачет (семестр) 3.2 3.2  
Экзамен (семестр)      

 

Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения

Форма обучения очная

№ п/п Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Лекции Семинар Лаборат. Практич. Самост. раб.
  Исторические аспекты экономической деятельности и развитие национальной экономики России 3.2      
  Состояние экономики России накануне рыночных реформ и необходимость рыночных преобразований 3.2      
  Совокупный потенциал реальной экономики России 3.2      
  Базовые и инфраструктурные отрасли экономики 3.2      
  Финансовая система и финансовые институты России 3.2      
  Внешнеэкономический потенциал экономики России 3.2      
  Инвестиции в России. Движение капиталов (экспорт-импорт) 3.2      
  Государственное регулирование экономики. 3.2      
  Национальная и экономическая безопасность России. 3.2      
  Перспективы социально-экономического развития России 3.2      
  ИТОГО        

Форма обучения заочная

№ п/п Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Лекции Семинар Лаборат. Практич. Самост. раб.
  Исторические аспекты экономической деятельности и развитие национальной экономики России 3.2   -  
  Состояние экономики России накануне рыночных реформ и необходимость рыночных преобразований 3.2   -  
  Совокупный потенциал реальной экономики России 3.2   -  
  Базовые и инфраструктурные отрасли экономики 3.2   -  
  Финансовая система и финансовые институты России 3.2 - -  
  Внешнеэкономический потенциал экономики России 3.2   -  
  Инвестиции в России. Движение капиталов (экспорт-импорт) 3.2 - -  
  Государственное регулирование экономики. 3.2 - -  
  Национальная и экономическая безопасность России. 3.2 - -  
  Перспективы социально-экономического развития России 3.2   -  
  ИТОГО     -  

 


Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы

 

Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению

Тема 1. Исторические аспекты экономической деятельности и развитие национальной экономики России

Введение в курс «Экономика России»

Экономическое развитие России в XIII – начале XIX вв.

Экономическое развитие России в XIX – XX вв.

Содержание лекционных занятий по теме

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 1. Введение в курс «Экономика России» Экономическое развитие России в XIII – начале XIX вв. Экономическое развитие России в XIX – XX вв.

 

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 1. Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Особенности российского пути цивилизационного развития. Место Росси в мировом хозяйстве на рубеже 19-20 веков. Этапы формирования советской экономики: военный коммунизм, НЭП, Индустриализация, годы ВОВ, послевоенное восстановление, «оттепель», «застой».

 

Контрольные и тестовые задания:

Методические указания:

Контрольные вопросы предназначены для экспресс-опроса. Опрос проходит в быстром темпе в режиме «вопрос-ответ».

Тестовая проверка объединяет тему 1 и 2 и проводится на 2-м занятии после экспресс-опроса, задания разбиты на варианты (10 вариантов). Тест включает 10 заданий закрытой формы с выбором правильного ответа/ответов. В завершение тестовой проверки каждому студенту будет предложен один контрольный вопрос из перечня для развернутого письменного ответа.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Какие факторы обусловили особенности российского пути цивилизационного развития?

2. Что характеризует развитие российской экономики на рубеже 19 -20 вв?

3. Какое место в мировом хозяйстве занимала Россия накануне первой мировой войны?

4. Какие предпосылки обусловили дальнейшее развитие экономики России?

5.В чём суть идеи построения социалистического общества в России и почему она провалилась?

6. Какие цели имели индустриализация и коллективизация в СССР? И как они осуществлялись?

7. Какова была динамика фондоёмкости производства, нормы накопления?

8. В чём суть социализации экономики в СССР?

 

Тематика презентаций и докладов по теме «Исторические аспекты экономической деятельности и развитие национальной экономики России»:

1. Особенности российского пути цивилизационного развития.

2. Место Росси в мировом хозяйстве на рубеже 19-20 веков.

3. Этапы формирования советской экономики: военный коммунизм, НЭП, Индустриализация, годы ВОВ, послевоенное восстановление, «оттепель», «застой».

Методические указания:

— В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы.

— Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий страниц учебников и распечаток при ответе не допускается.

— Время выступления – 5-7 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается.

— Остальные студенты участвуют в оценке докладов. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку (поэтому для подготовки к семинарам лучше пользоваться отдельной тетрадью либо отдельными листами).

Образцы тестовых заданий:

1. Что реально представляла собой продразверстка в годы «военного коммунизма»?

1) натуральный налог с хозяйства в зависимости от социального положения крестьянина (кулак, середняк, бедняк);

2) твердое задание по сдаче продовольствия государству в зависимости от размера посевной площади и объема произведенной продукции

3) арендная плата деньгами или продовольствием за пользование землей крестьянами;

4) сдача крестьянскими хозяйствами государству всех продовольственных излишков, включая часто необходимый продукт.

2. В каких отраслях экономики доминировал частный капитал в годы НЭПа?

1) в отраслях, производящих средства производства;

2) в железнодорожном транспорте; I

3) в оптовой торговле;

4) в розничной торговле.

3. Какая основная задача развития экономики СССР была положена в основу первых пятилеток?

1) ускоренное развитие сельского хозяйства и постепенное накопление ресурсов для развития промышленности;

2) ускоренное развитие отраслей, производящих потребительские товары;

3) поступательное развитие всех отраслей без выделения приоритетов;

4) ускоренное развитие отраслей тяжелой промышленности.

4. «Военный коммунизм» просуществовал:

а) с 1917 по 1920 г,

б) с 1918 по 1920 г.;

в) с 1917 по 1925 г.

5. Основные причины перехода к НЭПу состояли в:

а) необходимости сохранить союз рабочего класса и крестьянства;

б) в ошибочности взятого на вооружение тезиса о бестоварной природе социализма;

в) потребности немедленной отмены «военного коммунизма».

6. Осуществление новой экономической политики началось:

а) в 1917 г.;

б) в 1921 г.;

в) в 1925 г.

7. К числу основных характеристик новой экономической политики в СССР относились:

а) замена продразверстки продналогом;

б) ликвидация безработицы;

в) предоставление частным крестьянским хозяйствам государственных субсидий.

8. Основным итогом социалистической индустриализации в СССР можно считать:

а) создание материально-технической базы социалистической экономики;

б) формирование индустриальной демографической структуры общества;

в) построение социализма в основном.

9. Что происходит с рыночной экономикой в условиях господства административно-командной системы:

а) отмирает;

б) вступает в пору своего расцвета;

в) мирно сосуществует.

10. В чем причины высокой степени монополизации экономики в России: а) в менталитете российских предпринимателей;

б) в длительном существовании административно-командной системы управления экономикой;

в) в господстве системы государственного социализма.

11. Используется ли в странах рыночной экономики возникший и накопленный в СССР опыт перспективного долгосрочного планирования развития национальной экономики?

а) нигде и никогда;

б) да, и довольно часто;

в) иногда.

12. Основной результат коллективизацииэто...

а) создание коллективных хозяйств на обобществленной земле;

б) преодоление сопротивления аграрной части населения социалистическим преобразованиям;

в) повышение урожайности сельскохозяйственных культур.

13. Главным итогом социально-экономического развития СССР в 30-е гг. можно считать:

а) построение социализма «в исторически минимальные сроки»;

б) поворот на тупиковый путь развития страны с кратковременным подъемом в некоторых отраслях производства;

в) укрепление обороноспособности страны.

14. Почему незавершенные экономические реформы в СССР в 50-60-е гг. сменились периодом застоя?

а) из-за цикличности историко-экономического развития;

б) произошел кризис, доверия населения ко всем попыткам что-либо изменить «сверху»;

в) оказался исчерпанным; запас, факторов экстенсивного экономического роста.

15. В чем состояли причины неудач и непредвиденных последствий реформаторских начинаний периода хрущевской «оттепели»:

а) в непродуманности действий реформаторов, отсутствии четкого плана;

б) в несвоевременности задуманных преобразований;

в) в отсутствии необходимых материальных и финансовых средств.

16. Поиск новой концепции развития страны завершился:

а) перестройкой;

б) возвратом к административно-командной системе;

в) переходом к капитализму.

 

Литература для подготовки:

Кудров, В. М. Мировая экономика: учебник / В. М. Кудров. — М.: Юстицинформ, 2009. — 512 с. — (Серия «Образование»).

Рязанов В.Т. Экономическое развитие России XIX-XX вв. – С-Пб., 1998 – Гл. VII.

Шляпин В.Н. Современные ресурсы развития России/Россия в актуальном времени-пространстве. – М. Волгоград, 2000.

Россия-Советский Союз-Россия: связь времен. Методологические заметки. – М., 2001.

Народное хозяйство СССР. 1922-1982 гг.- М., 1982.

Вощанова Г.П., Годзина Г.С.История экономики: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Корняков В.И. Экономическая ущербность социализма, грядущая раскапитализация работника//Философия хозяйства.2005.№2

www.expert.ru – Официальный сайт журнала «Эксперт»

 

Тема 2. Состояние экономики России накануне рыночных реформ и необходимость рыночных преобразований

Содержание лекционных занятий по теме

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 2. Пути перехода к рыночной экономике Проблемы формирования новой структуры экономики 1992–1998 гг. Посткризисный экономический рост

 

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 2. Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Основные причины распада СССР и перехода России от плановой к рыночной экономике. Исходные условия формирования рыночной экономики в России. Основные этапы рыночных преобразований в России: - Основные составляющие экономических реформ 1992 года. Причины экономического спада и роста инфляции. - Основные направления экономических реформ в 1993-1994 годах. Непоследовательность денежно-кредитной политики как основная особенность этого периода. - Основные цели экономической программы Правительства в 1995-1997 годах. Достижение финансовой стабилизации. Снижение инфляции, замедление экономического спада. Новая денежно-кредитная политика. Начало структурных реформ и их особенности по сравнению с начальным периодом. Основные итоги экономического развития в 1995-1997 годах. - Динамика реальных доходов населения, дифференциация населения по доходам. Дифференциация регионов по уровню производства, доходам, уровню жизни населения и уровню безработицы. - Причины ухудшения финансового состояния отраслей и бюджетного кризиса 1996-1997 годов. Стабилизация и переход к экономическому росту как видимый итог 1997 года. Предпосылки и причины системного финансово-экономического кризиса 1998 года Посткризисное развитие экономики России в 1999-2007 гг. Современный этап рыночных преобразований. Мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. и его влияние на Россию: Предпосылки, причины и последствия мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг. Факторы влияния мирового кризиса на Россию. Государственная программа приватизации. Итоги приватизации и прогноз.

 

Контрольные и тестовые задания:

Методические указания:

Контрольные вопросы предназначены для экспресс-опроса. Опрос проходит в быстром темпе в режиме «вопрос-ответ».

Тестовая проверка объединяет тему 1 и 2 и проводится на 2-м занятии после экспресс-опроса, задания разбиты на варианты (10 вариантов). Тест включает 10 заданий закрытой формы с выбором правильного ответа/ответов. В завершение тестовой проверки каждому студенту будет предложен один контрольный вопрос из перечня для развернутого письменного ответа.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Каковы причины перехода от административно-командной к рыночной экономике?

2. Назовите типы и модели системных реформ.

3. В чем состояли различия условий перехода к рыночной экономике в бывших социалистических странах?

4. В чем суть и различия основных концепций переходной экономики?

5. Каковы факторы, определившие выбор модели системных реформ?

6. Какова роль государства в осуществлении социально-экономических реформ в переходной экономике?

7. В чем состоит сущность понятия «институциональная трансформация»?

8. Какова роль либерализации цен в становлении рыночных институтов?

9. Каковы основные направления формирования рыночной инфраструктуры?

10. Назовите цели, формы, методы и этапы приватизации.

11. Каковы экономические и социальные последствия приватизации в России?

12. Каковы особенности развития предпринимательства в России?

13. Каковы тенденции развития малого бизнеса в России?

 

Необходимым условием перехода российской экономики к рынку являлась приватизация государственной собственности, объектами которой были предприятия в сфере производства, торговли, услуг и т.п.

В какие сроки проходило в России данное мероприятие? Являлась ли приватизация платной или бесплатной для граждан и юридических лиц? Каков был ее механизм и сколько этапов насчитывает приватизация в России?

Тематика презентаций и докладов по теме «Состояние экономики России накануне рыночных реформ и необходимость рыночных преобразований»:

1. Основные причины распада СССР и перехода России от плановой к рыночной экономике.

2. Исходные условия формирования рыночной экономики в России.

3. Основные этапы рыночных преобразований в России:

- Основные составляющие экономических реформ 1992 года. Причины экономического спада и роста инфляции.

- Основные направления экономических реформ в 1993-1994 годах. Непоследовательность денежно-кредитной политики как основная особенность этого периода.

- Основные цели экономической программы Правительства в 1995-1997 годах. Достижение финансовой стабилизации. Снижение инфляции, замедление экономического спада. Новая денежно-кредитная политика. Начало структурных реформ и их особенности по сравнению с начальным периодом. Основные итоги экономического развития в 1995-1997 годах.

- Динамика реальных доходов населения, дифференциация населения по доходам. Дифференциация регионов по уровню производства, доходам, уровню жизни населения и уровню безработицы.

- Причины ухудшения финансового состояния отраслей и бюджетного кризиса 1996-1997 годов. Стабилизация и переход к экономическому росту как видимый итог 1997 года.

4. Предпосылки и причины системного финансово-экономического кризиса 1998 года

5. Посткризисное развитие экономики России в 1999-2007 гг. Современный этап рыночных преобразований.

6. Мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. и его влияние на Россию: Предпосылки, причины и последствия мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг. Факторы влияния мирового кризиса на Россию.

7. Государственная программа приватизации. Итоги приватизации и прогноз.

Методические указания:

— В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы.

— Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий страниц учебников и распечаток при ответе не допускается.

— Время выступления – 5-7 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается.

— Остальные студенты участвуют в оценке докладов. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку (поэтому для подготовки к семинарам лучше пользоваться отдельной тетрадью либо отдельными листами).

Образцы тестовых заданий:

1. Главной задачей перехода от административно-командной к рыночной экономике является:

а) установление государственной монополии внешней торговли;

б) сдерживание роста заработной платы и других денежных доходов населения;

в) повышение эффективности общественного производства.

2. Назовите черты, присущие радикальному пути перехода к рыночной экономике:

а) сокращение (ликвидация) дефицита государственного бюджета;

б) одномоментная ликвидация централизованного планирования;

в) государство непосредственно занимается производством товаров.

3. Какая основная черта присуща постепенному переходу к рынку:

а) либерализация цен;

б) реформы обычно начинаются в сельском хозяйстве;

в) демонополизация экономики.

4. Одна из главных задач государства в экономике при переходе к рынку состоит:

а) в создании финансово-промышленных групп;

б) в создании рыночной инфраструктуры;

в) в контроле над ценами и доходами.

5. Какие меры относятся к институциональным преобразованиям в переходной экономике?

а) частичное фиксирование денежных доходов;

б) приватизация;

в) повышение процента по кредиту выше уровня инфляции.

6. Что необходимо сделать для возникновения рынков товаров и капитала:

а) усилить государственное регулирование экономики;

б) отменить государственный контроль над ценами;

в) провести приватизацию.

7. Что препятствует созданию в России эффективного рынка труда:

а) низкая квалификация рабочей силы;

б) государственное регулирование рынка труда;

в) наличие регистрации населения по месту жительства.

8. За годы рыночных реформ ВВП России:

а) вначале сократился, а затем восстановился;

б) сократился на 45%, а затем начал восстанавливаться;

в) вначале сократился, а затем перекрыл дореформенный уровень.

9. Какие формы создания частной собственности характерны для России:

а) приватизация;

б) реституция;

в) создание новых частных предприятий.

10. В ВВП России:

а) включается вся теневая экономика;

б) включается только некриминальная теневая экономика;

в) теневая экономика не включается.

11. За период рыночных реформ уровень инфляции в России снизился до годового уровня в:

а) 30%;

б) 5%;

в) 12%.

12. Расходы расширенного правительства в России по отношению к ВВП составляют в последние годы около:

а) 60%;

б) 40%;

в) 20%.

13. В конце первого десятилетия 2000-х годов российский бюджет имел:

а) небольшой дефицит;

б) нулевое сальдо;

в) небольшой профицит.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.035 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал