Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура дисциплины. Трудоемкость дисциплины и ее общая структура
Трудоемкость дисциплины и ее общая структура
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетные единицы, 36 часов.
Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения Форма обучения очная
Форма обучения заочная
Методические указания по организации изучения дисциплины и выполнению самостоятельной работы
Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению Тема 1. Исторические аспекты экономической деятельности и развитие национальной экономики России Введение в курс «Экономика России» Экономическое развитие России в XIII – начале XIX вв. Экономическое развитие России в XIX – XX вв. Содержание лекционных занятий по теме
Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий
Контрольные и тестовые задания: Методические указания: Контрольные вопросы предназначены для экспресс-опроса. Опрос проходит в быстром темпе в режиме «вопрос-ответ». Тестовая проверка объединяет тему 1 и 2 и проводится на 2-м занятии после экспресс-опроса, задания разбиты на варианты (10 вариантов). Тест включает 10 заданий закрытой формы с выбором правильного ответа/ответов. В завершение тестовой проверки каждому студенту будет предложен один контрольный вопрос из перечня для развернутого письменного ответа.
Контрольные вопросы по теме: 1. Какие факторы обусловили особенности российского пути цивилизационного развития? 2. Что характеризует развитие российской экономики на рубеже 19 -20 вв? 3. Какое место в мировом хозяйстве занимала Россия накануне первой мировой войны? 4. Какие предпосылки обусловили дальнейшее развитие экономики России? 5.В чём суть идеи построения социалистического общества в России и почему она провалилась? 6. Какие цели имели индустриализация и коллективизация в СССР? И как они осуществлялись? 7. Какова была динамика фондоёмкости производства, нормы накопления? 8. В чём суть социализации экономики в СССР?
Тематика презентаций и докладов по теме «Исторические аспекты экономической деятельности и развитие национальной экономики России»: 1. Особенности российского пути цивилизационного развития. 2. Место Росси в мировом хозяйстве на рубеже 19-20 веков. 3. Этапы формирования советской экономики: военный коммунизм, НЭП, Индустриализация, годы ВОВ, послевоенное восстановление, «оттепель», «застой». Методические указания: — В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы. — Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий страниц учебников и распечаток при ответе не допускается. — Время выступления – 5-7 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. — Остальные студенты участвуют в оценке докладов. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку (поэтому для подготовки к семинарам лучше пользоваться отдельной тетрадью либо отдельными листами). Образцы тестовых заданий: 1. Что реально представляла собой продразверстка в годы «военного коммунизма»? 1) натуральный налог с хозяйства в зависимости от социального положения крестьянина (кулак, середняк, бедняк); 2) твердое задание по сдаче продовольствия государству в зависимости от размера посевной площади и объема произведенной продукции 3) арендная плата деньгами или продовольствием за пользование землей крестьянами; 4) сдача крестьянскими хозяйствами государству всех продовольственных излишков, включая часто необходимый продукт. 2. В каких отраслях экономики доминировал частный капитал в годы НЭПа? 1) в отраслях, производящих средства производства; 2) в железнодорожном транспорте; I 3) в оптовой торговле; 4) в розничной торговле. 3. Какая основная задача развития экономики СССР была положена в основу первых пятилеток? 1) ускоренное развитие сельского хозяйства и постепенное накопление ресурсов для развития промышленности; 2) ускоренное развитие отраслей, производящих потребительские товары; 3) поступательное развитие всех отраслей без выделения приоритетов; 4) ускоренное развитие отраслей тяжелой промышленности. 4. «Военный коммунизм» просуществовал: а) с 1917 по 1920 г, б) с 1918 по 1920 г.; в) с 1917 по 1925 г. 5. Основные причины перехода к НЭПу состояли в: а) необходимости сохранить союз рабочего класса и крестьянства; б) в ошибочности взятого на вооружение тезиса о бестоварной природе социализма; в) потребности немедленной отмены «военного коммунизма». 6. Осуществление новой экономической политики началось: а) в 1917 г.; б) в 1921 г.; в) в 1925 г. 7. К числу основных характеристик новой экономической политики в СССР относились: а) замена продразверстки продналогом; б) ликвидация безработицы; в) предоставление частным крестьянским хозяйствам государственных субсидий. 8. Основным итогом социалистической индустриализации в СССР можно считать: а) создание материально-технической базы социалистической экономики; б) формирование индустриальной демографической структуры общества; в) построение социализма в основном. 9. Что происходит с рыночной экономикой в условиях господства административно-командной системы: а) отмирает; б) вступает в пору своего расцвета; в) мирно сосуществует. 10. В чем причины высокой степени монополизации экономики в России: а) в менталитете российских предпринимателей; б) в длительном существовании административно-командной системы управления экономикой; в) в господстве системы государственного социализма. 11. Используется ли в странах рыночной экономики возникший и накопленный в СССР опыт перспективного долгосрочного планирования развития национальной экономики? а) нигде и никогда; б) да, и довольно часто; в) иногда. 12. Основной результат коллективизации — это... а) создание коллективных хозяйств на обобществленной земле; б) преодоление сопротивления аграрной части населения социалистическим преобразованиям; в) повышение урожайности сельскохозяйственных культур. 13. Главным итогом социально-экономического развития СССР в 30-е гг. можно считать: а) построение социализма «в исторически минимальные сроки»; б) поворот на тупиковый путь развития страны с кратковременным подъемом в некоторых отраслях производства; в) укрепление обороноспособности страны. 14. Почему незавершенные экономические реформы в СССР в 50-60-е гг. сменились периодом застоя? а) из-за цикличности историко-экономического развития; б) произошел кризис, доверия населения ко всем попыткам что-либо изменить «сверху»; в) оказался исчерпанным; запас, факторов экстенсивного экономического роста. 15. В чем состояли причины неудач и непредвиденных последствий реформаторских начинаний периода хрущевской «оттепели»: а) в непродуманности действий реформаторов, отсутствии четкого плана; б) в несвоевременности задуманных преобразований; в) в отсутствии необходимых материальных и финансовых средств. 16. Поиск новой концепции развития страны завершился: а) перестройкой; б) возвратом к административно-командной системе; в) переходом к капитализму.
Литература для подготовки: Кудров, В. М. Мировая экономика: учебник / В. М. Кудров. — М.: Юстицинформ, 2009. — 512 с. — (Серия «Образование»). Рязанов В.Т. Экономическое развитие России XIX-XX вв. – С-Пб., 1998 – Гл. VII. Шляпин В.Н. Современные ресурсы развития России/Россия в актуальном времени-пространстве. – М. Волгоград, 2000. Россия-Советский Союз-Россия: связь времен. Методологические заметки. – М., 2001. Народное хозяйство СССР. 1922-1982 гг.- М., 1982. Вощанова Г.П., Годзина Г.С.История экономики: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. Корняков В.И. Экономическая ущербность социализма, грядущая раскапитализация работника//Философия хозяйства.2005.№2 www.expert.ru – Официальный сайт журнала «Эксперт»
Тема 2. Состояние экономики России накануне рыночных реформ и необходимость рыночных преобразований Содержание лекционных занятий по теме
Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий
Контрольные и тестовые задания: Методические указания: Контрольные вопросы предназначены для экспресс-опроса. Опрос проходит в быстром темпе в режиме «вопрос-ответ». Тестовая проверка объединяет тему 1 и 2 и проводится на 2-м занятии после экспресс-опроса, задания разбиты на варианты (10 вариантов). Тест включает 10 заданий закрытой формы с выбором правильного ответа/ответов. В завершение тестовой проверки каждому студенту будет предложен один контрольный вопрос из перечня для развернутого письменного ответа.
Контрольные вопросы по теме: 1. Каковы причины перехода от административно-командной к рыночной экономике? 2. Назовите типы и модели системных реформ. 3. В чем состояли различия условий перехода к рыночной экономике в бывших социалистических странах? 4. В чем суть и различия основных концепций переходной экономики? 5. Каковы факторы, определившие выбор модели системных реформ? 6. Какова роль государства в осуществлении социально-экономических реформ в переходной экономике? 7. В чем состоит сущность понятия «институциональная трансформация»? 8. Какова роль либерализации цен в становлении рыночных институтов? 9. Каковы основные направления формирования рыночной инфраструктуры? 10. Назовите цели, формы, методы и этапы приватизации. 11. Каковы экономические и социальные последствия приватизации в России? 12. Каковы особенности развития предпринимательства в России? 13. Каковы тенденции развития малого бизнеса в России?
Необходимым условием перехода российской экономики к рынку являлась приватизация государственной собственности, объектами которой были предприятия в сфере производства, торговли, услуг и т.п. В какие сроки проходило в России данное мероприятие? Являлась ли приватизация платной или бесплатной для граждан и юридических лиц? Каков был ее механизм и сколько этапов насчитывает приватизация в России? Тематика презентаций и докладов по теме «Состояние экономики России накануне рыночных реформ и необходимость рыночных преобразований»: 1. Основные причины распада СССР и перехода России от плановой к рыночной экономике. 2. Исходные условия формирования рыночной экономики в России. 3. Основные этапы рыночных преобразований в России: - Основные составляющие экономических реформ 1992 года. Причины экономического спада и роста инфляции. - Основные направления экономических реформ в 1993-1994 годах. Непоследовательность денежно-кредитной политики как основная особенность этого периода. - Основные цели экономической программы Правительства в 1995-1997 годах. Достижение финансовой стабилизации. Снижение инфляции, замедление экономического спада. Новая денежно-кредитная политика. Начало структурных реформ и их особенности по сравнению с начальным периодом. Основные итоги экономического развития в 1995-1997 годах. - Динамика реальных доходов населения, дифференциация населения по доходам. Дифференциация регионов по уровню производства, доходам, уровню жизни населения и уровню безработицы. - Причины ухудшения финансового состояния отраслей и бюджетного кризиса 1996-1997 годов. Стабилизация и переход к экономическому росту как видимый итог 1997 года. 4. Предпосылки и причины системного финансово-экономического кризиса 1998 года 5. Посткризисное развитие экономики России в 1999-2007 гг. Современный этап рыночных преобразований. 6. Мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. и его влияние на Россию: Предпосылки, причины и последствия мирового финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг. Факторы влияния мирового кризиса на Россию. 7. Государственная программа приватизации. Итоги приватизации и прогноз. Методические указания: — В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы. — Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий страниц учебников и распечаток при ответе не допускается. — Время выступления – 5-7 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. — Остальные студенты участвуют в оценке докладов. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку (поэтому для подготовки к семинарам лучше пользоваться отдельной тетрадью либо отдельными листами). Образцы тестовых заданий: 1. Главной задачей перехода от административно-командной к рыночной экономике является: а) установление государственной монополии внешней торговли; б) сдерживание роста заработной платы и других денежных доходов населения; в) повышение эффективности общественного производства. 2. Назовите черты, присущие радикальному пути перехода к рыночной экономике: а) сокращение (ликвидация) дефицита государственного бюджета; б) одномоментная ликвидация централизованного планирования; в) государство непосредственно занимается производством товаров. 3. Какая основная черта присуща постепенному переходу к рынку: а) либерализация цен; б) реформы обычно начинаются в сельском хозяйстве; в) демонополизация экономики. 4. Одна из главных задач государства в экономике при переходе к рынку состоит: а) в создании финансово-промышленных групп; б) в создании рыночной инфраструктуры; в) в контроле над ценами и доходами. 5. Какие меры относятся к институциональным преобразованиям в переходной экономике? а) частичное фиксирование денежных доходов; б) приватизация; в) повышение процента по кредиту выше уровня инфляции. 6. Что необходимо сделать для возникновения рынков товаров и капитала: а) усилить государственное регулирование экономики; б) отменить государственный контроль над ценами; в) провести приватизацию. 7. Что препятствует созданию в России эффективного рынка труда: а) низкая квалификация рабочей силы; б) государственное регулирование рынка труда; в) наличие регистрации населения по месту жительства. 8. За годы рыночных реформ ВВП России: а) вначале сократился, а затем восстановился; б) сократился на 45%, а затем начал восстанавливаться; в) вначале сократился, а затем перекрыл дореформенный уровень. 9. Какие формы создания частной собственности характерны для России: а) приватизация; б) реституция; в) создание новых частных предприятий. 10. В ВВП России: а) включается вся теневая экономика; б) включается только некриминальная теневая экономика; в) теневая экономика не включается. 11. За период рыночных реформ уровень инфляции в России снизился до годового уровня в: а) 30%; б) 5%; в) 12%. 12. Расходы расширенного правительства в России по отношению к ВВП составляют в последние годы около: а) 60%; б) 40%; в) 20%. 13. В конце первого десятилетия 2000-х годов российский бюджет имел: а) небольшой дефицит; б) нулевое сальдо; в) небольшой профицит.
|