Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность перестройки можно охарактеризовать как.






а) смену модели общественного развития;

б) попытку все изменить, ничего не меняя;

в) переход к рынку.

15. Задачи приватизации государственных предприятий в России были таковы:

а) прекращение бюджетного финансирования этих предприятий;

б) повышение эффективности их работы;

в) пополнение государственного бюджета за счет поступлений от аукционов и конкурсов.

16. Кто получил наибольшую выгоду от российской приватизации:

а) директорский корпус;

б) трудовые коллективы; '

в) социальный слой «новых русских».

17. В 1990-е гг. развитие мировой экономики и международных экономических отношений характеризовалось:

а) дальнейшим укреплением экономического могущества мировой системы социализма;

б) изменением; соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу.рынка в условиях»либерализации хозяйственных

отношений;

в) устойчивым ростом производства в странах СНГ.

Литература для подготовки:

Экономика России и других постсоветских стран. Учебное пособие. / Под ред. А.С. Булатова - М., 2005, гл. 1-4.

Бельчук А, Виноградов В. Переходная экономика. / Учебное пособие – М.: ВАВТ, 2002, гл. 1.

Виноградов В.В. Экономика России. - М.: Юрист, 2001, гл. 1.

Экономика. Учебник / Под ред. А.С Булатова. - М.: Экономист, 2005, гл. 27-32.

Экономическая политика государства в начале XXI века и проблемы развития предпринимательства / Под науч. Ред. Г.Ф. Столбова, В.М. Ходачека. – СПб.: Издательство СЗАГС, 2002. – С. 216-259, 277-294, 520-598.

Пороховский А. Российская рыночная модель: путь реализации // Вопросы экономики, 2002, № 10.

Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики, 2002, № 7.

Дмитриев М. Перспективы экономических реформ в России // Вопросы экономики, 2006, № 1.

Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики, 2004, № 12.

Абалкин Л. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии // Вопросы экономики, 2006, № 12.

Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики, 2006, № 1.

М. Ершов. Экономический рост: новые проблемы и новые риски // Вопросы экономики, 2006, № 12.

Капелюшников Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика // Вопросы экономики, 2006, № 10.

Ясин Е. Модернизации я и общество // Вопросы экономики, 2007, № 5.

Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики, 2007, № 5.

Полтерович В. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики, 2008, № 12.

Юдаева К., Ясин Е. Стратегия-2050: справится ли Россия с вызовами глобализации? // Вопросы экономики, 2008, № 12.

Мау В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски // Вопросы экономики, 2008, № 12.

Мау В.Экономическая политика 2009 года: между кризисом и модернизацией. //Вопросы экономики. № 2, 2010.

Тема 3. Совокупный потенциал реальной экономики России

Содержание лекционных занятий по теме

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 3. Природно-ресурсный потенциал России Трудовой потенциал экономики России Научный комплекс и его современное состояние Продовольственный комплекс экономики России

 

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 3. Проводится в форме семинара по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Преимущества и недостатки геостратегического положения России. Национальное богатство страны и его измерение. Валовой внутренний продукт (ВВП) России и его измерение. Минерально-сырьевая и топливно-энергетическая база экономики России. Трудовые ресурсы России, их характеристика. Трудовой потенциал общества. Научно-технический потенциал страны, его структура и динамика.

 

Контрольные и тестовые задания:

Методические указания:

Контрольные вопросы предназначены для экспресс-опроса. Опрос проходит в быстром темпе в режиме «вопрос-ответ».

Тестовая проверка проводится после экспресс-опроса, задания разбиты на варианты (10 вариантов). Тест включает 10 заданий закрытой формы с выбором правильного ответа/ответов. В завершение тестовой проверки каждому студенту будет предложен один контрольный вопрос из перечня для развернутого письменного ответа.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. Каковы преимущества и недостатки геостратегического положения РФ?

2. Оцените размеры и состояние природных ресурсов России.

3. Каковы состояние и динамика трудовых ресурсов России?

4. По каким показателям можно оценить научно-технический потенциал РФ?

5. Из каких компонентов состоит национальное богатство России?

6. Каковы экономико-статистические подходы к сравнению ВВП России и других стран?

Тематика презентаций и докладов по теме «Совокупный потенциал реальной экономики России»:

1. Преимущества и недостатки геостратегического положения России.

2. Национальное богатство страны и его измерение.

3. Валовой внутренний продукт (ВВП) России и его измерение.

4. Минерально-сырьевая и топливно-энергетическая база экономики России.

5. Трудовые ресурсы России, их характеристика. Трудовой потенциал общества.

6. Научно-технический потенциал страны, его структура и динамика.

Методические указания:

— В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы.

— Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий страниц учебников и распечаток при ответе не допускается.

— Время выступления – 5-7 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается.

— Остальные студенты участвуют в оценке докладов. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку (поэтому для подготовки к семинарам лучше пользоваться отдельной тетрадью либо отдельными листами).

Образцы тестовых заданий:

1. Главным конкурентным преимуществом экономического потенциала российской экономики являются:

а) высокая производительность труда;

б) передовой научно-технический потенциал;

в) обилие природных ресурсов.

2. Назовите черты, присущие трудовому потенциалу России:

а) высокая трудовая этика;

б) высокая мобильность рабочей силы;

в) высокий квалификационный уровень кадров.

3. Главной задачей развития научно-технического потенциала России является:

а) повышение эффективности научных исследований;

б) увеличение финансирования науки;

в) сокращение численности научных работников.

4. Национальное богатство страны – это

а) совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ - товаров и услуг,

б) философская и экономическая категория, обозначающая одно из важных условий материальной жизни общества, влияющее на процесс развития общества не непосредственно, а через способ производства материальных благ, через существующие производственные отношения.

в) это совокупность природных ресурсов и природных условий на территории, имеющих экономическое (хозяйственное) значение.

6. Объем национального богатства России оценивается в:

а) 80 трлн долл,

б) 60 трлн долл.,

в) 24 трлн долл.

7. В природно-ресурсный потенциал не включаются…

а) земельные и почвенные ресурсы

б) энергетические ресурсы

в) водные ресурсы

г) промышленные ресурсы

8. По запасам природного газа Россия занимает:

1) первое место в мире, б) второе место в мире, в) третье место в мире.

9. Запасы нефти в России: а) растут, б) сокращаются.

10. По запасам железных руд Россия:

а) входит в четверку стран полностью обеспечивающих свои потребности,

б) частично импортирует данный вид сырья из стран ближнего зарубежья.

11. Демографические показатели России c конца 1990 года:

а) оставались стабильно низкими,

б) оставались стабильно высокими,

в) постепенно ухудшались.

12. В настоящее время для России характерно сочетание:

а) естественного прироста и миграционного притока населения;

б) естественного прироста и миграционного оттока населения;

в) естественной убыли и миграционного притока населения;

г) естественной убыли и миграционного оттока населения.

13. Российская модель воспроизводства населения соответствует модели:

а) развитых стран,

б) развивающихся стран.

14. По показателям продолжительности жизни Россия находится в одном ряду с:

а) развитым странам,

б) развивающимися.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал