Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность перестройки можно охарактеризовать как.
а) смену модели общественного развития; б) попытку все изменить, ничего не меняя; в) переход к рынку. 15. Задачи приватизации государственных предприятий в России были таковы: а) прекращение бюджетного финансирования этих предприятий; б) повышение эффективности их работы; в) пополнение государственного бюджета за счет поступлений от аукционов и конкурсов. 16. Кто получил наибольшую выгоду от российской приватизации: а) директорский корпус; б) трудовые коллективы; ' в) социальный слой «новых русских». 17. В 1990-е гг. развитие мировой экономики и международных экономических отношений характеризовалось: а) дальнейшим укреплением экономического могущества мировой системы социализма; б) изменением; соотношения между рыночным и государственным регулированием в пользу.рынка в условиях»либерализации хозяйственных отношений; в) устойчивым ростом производства в странах СНГ. Литература для подготовки: Экономика России и других постсоветских стран. Учебное пособие. / Под ред. А.С. Булатова - М., 2005, гл. 1-4. Бельчук А, Виноградов В. Переходная экономика. / Учебное пособие – М.: ВАВТ, 2002, гл. 1. Виноградов В.В. Экономика России. - М.: Юрист, 2001, гл. 1. Экономика. Учебник / Под ред. А.С Булатова. - М.: Экономист, 2005, гл. 27-32. Экономическая политика государства в начале XXI века и проблемы развития предпринимательства / Под науч. Ред. Г.Ф. Столбова, В.М. Ходачека. – СПб.: Издательство СЗАГС, 2002. – С. 216-259, 277-294, 520-598. Пороховский А. Российская рыночная модель: путь реализации // Вопросы экономики, 2002, № 10. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики, 2002, № 7. Дмитриев М. Перспективы экономических реформ в России // Вопросы экономики, 2006, № 1. Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики, 2004, № 12. Абалкин Л. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии // Вопросы экономики, 2006, № 12. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики, 2006, № 1. М. Ершов. Экономический рост: новые проблемы и новые риски // Вопросы экономики, 2006, № 12. Капелюшников Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика // Вопросы экономики, 2006, № 10. Ясин Е. Модернизации я и общество // Вопросы экономики, 2007, № 5. Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики, 2007, № 5. Полтерович В. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики, 2008, № 12. Юдаева К., Ясин Е. Стратегия-2050: справится ли Россия с вызовами глобализации? // Вопросы экономики, 2008, № 12. Мау В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски // Вопросы экономики, 2008, № 12. Мау В.Экономическая политика 2009 года: между кризисом и модернизацией. //Вопросы экономики. № 2, 2010. Тема 3. Совокупный потенциал реальной экономики России Содержание лекционных занятий по теме
Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий
Контрольные и тестовые задания: Методические указания: Контрольные вопросы предназначены для экспресс-опроса. Опрос проходит в быстром темпе в режиме «вопрос-ответ». Тестовая проверка проводится после экспресс-опроса, задания разбиты на варианты (10 вариантов). Тест включает 10 заданий закрытой формы с выбором правильного ответа/ответов. В завершение тестовой проверки каждому студенту будет предложен один контрольный вопрос из перечня для развернутого письменного ответа.
Контрольные вопросы по теме: 1. Каковы преимущества и недостатки геостратегического положения РФ? 2. Оцените размеры и состояние природных ресурсов России. 3. Каковы состояние и динамика трудовых ресурсов России? 4. По каким показателям можно оценить научно-технический потенциал РФ? 5. Из каких компонентов состоит национальное богатство России? 6. Каковы экономико-статистические подходы к сравнению ВВП России и других стран? Тематика презентаций и докладов по теме «Совокупный потенциал реальной экономики России»: 1. Преимущества и недостатки геостратегического положения России. 2. Национальное богатство страны и его измерение. 3. Валовой внутренний продукт (ВВП) России и его измерение. 4. Минерально-сырьевая и топливно-энергетическая база экономики России. 5. Трудовые ресурсы России, их характеристика. Трудовой потенциал общества. 6. Научно-технический потенциал страны, его структура и динамика. Методические указания: — В подготовке доклада по одной теме и презентации к нему могут принимать участие несколько студентов (в зависимости от количества студентов в группе и сложности темы). На семинаре студент (или группа студентов) выступает с подготовленной презентацией и комментирует (демонстрирует и объясняет) свои материалы. — Если студент (или группа студентов) выбрал форму обычного сообщения (без демонстрации презентации), то при выступлении можно опираться только на СОБСТВЕННЫЕ записи. Использование копий страниц учебников и распечаток при ответе не допускается. — Время выступления – 5-7 мин. Если время доклада превышено, выступление прерывается, а балльная оценка докладчикам снижается. Докладчики также готовят два вопроса по теме доклада для аудитории. Если слушатели не могут дать ответа на поставленные вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. — Остальные студенты участвуют в оценке докладов. Они должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам. Если слушатели не могут задать вопросы, балльная оценка докладчикам снижается. Те, кто не успевают выступить на семинаре, в тот же день сдают свои материалы на проверку (поэтому для подготовки к семинарам лучше пользоваться отдельной тетрадью либо отдельными листами). Образцы тестовых заданий: 1. Главным конкурентным преимуществом экономического потенциала российской экономики являются: а) высокая производительность труда; б) передовой научно-технический потенциал; в) обилие природных ресурсов. 2. Назовите черты, присущие трудовому потенциалу России: а) высокая трудовая этика; б) высокая мобильность рабочей силы; в) высокий квалификационный уровень кадров. 3. Главной задачей развития научно-технического потенциала России является: а) повышение эффективности научных исследований; б) увеличение финансирования науки; в) сокращение численности научных работников. 4. Национальное богатство страны – это а) совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ - товаров и услуг, б) философская и экономическая категория, обозначающая одно из важных условий материальной жизни общества, влияющее на процесс развития общества не непосредственно, а через способ производства материальных благ, через существующие производственные отношения. в) это совокупность природных ресурсов и природных условий на территории, имеющих экономическое (хозяйственное) значение. 6. Объем национального богатства России оценивается в: а) 80 трлн долл, б) 60 трлн долл., в) 24 трлн долл. 7. В природно-ресурсный потенциал не включаются… а) земельные и почвенные ресурсы б) энергетические ресурсы в) водные ресурсы г) промышленные ресурсы 8. По запасам природного газа Россия занимает: 1) первое место в мире, б) второе место в мире, в) третье место в мире. 9. Запасы нефти в России: а) растут, б) сокращаются. 10. По запасам железных руд Россия: а) входит в четверку стран полностью обеспечивающих свои потребности, б) частично импортирует данный вид сырья из стран ближнего зарубежья. 11. Демографические показатели России c конца 1990 года: а) оставались стабильно низкими, б) оставались стабильно высокими, в) постепенно ухудшались. 12. В настоящее время для России характерно сочетание: а) естественного прироста и миграционного притока населения; б) естественного прироста и миграционного оттока населения; в) естественной убыли и миграционного притока населения; г) естественной убыли и миграционного оттока населения. 13. Российская модель воспроизводства населения соответствует модели: а) развитых стран, б) развивающихся стран. 14. По показателям продолжительности жизни Россия находится в одном ряду с: а) развитым странам, б) развивающимися.
|