Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура курсовой работы. Исключать ничего нельзя!!!






Исключать ничего нельзя!!!


РАЗДЕЛ I. Феномен детства как деспативная система.

Детство в качестве объекта научного познания стало интересовать ученых-социологов сравнительно недавно. Целенаправленное и обширное изучение данного феномена в комплексе гуманитарных и общественных наук начало зарождаться примерно во 2 половине 20 века. Безусловно, социально – экономические преобразования во многом определяются его непосредственными участниками и исполнителями. И стоит заметить, что в их числе находятся также потенциальные участники, которые на сегодняшний день – представители детского и юного поколения. Повышение интереса к детям и детству в мировом сообществе, вызывает интерес научных кругов к проблеме детства. Не менее важно, что на сегодняшний день детство как объект познания претерпевает значительные изменения, среди которых возникновение общественной потребности в получении новых знаний об инновационных объектах социальной действительности. Происходит это потому, что резко расширяется круг «потребителей» научных знаний о детях, среди которых теперь не только педагоги, но также и создатели и работники СМИ, руководители детских объединений, которые в посл.годы набирают невероятную популярность, а также работники социальных учреждений и госструктур. Сложность и динамичность современных преобразований общественной жизни накладывает отпечаток на социальное положение и благополучие детей.

В России существует ряд значимых факторов, повлекших за собой необходимость и важность возникновения социологии детства как отдельной отрасли познания. Идеологизация воспитания возникновения формализма в детской политике и в детских учреждениях в советское время не могли не оставить свой след в дальнейшем развитии политики в области детства. Но, безусловно, и на сегодняшний день существует немало проблем, которые не в меньшей степени влекут изменение в исследуемой области.

Что касаемо изменения в диалектики познания, то стоит отметить переход от целостного восприятия, к более концентрированному и глубокому изучению отдельных сторон, которое проявляется как в изучении мира в целом, так и в рассмотрении отдельных проблем. Поэтому и социология возникает как результат объективных интеграционных процессов современного знания. В 1982 году известных социолог и психолог детства И.С.Кон обосновывает положение, согласно которому аппарат социологии в большей степени адаптирован для междисциплинарного синтеза различных наук о детстве[24].

Социология детства, основываясь на комплексном междисциплинарном знании о механизмах формирования личности ребенка и его жизнедеятельности на базе диалектического взаимодействия биологических, духовных и социально - экономических основ, в системе социологических наук находится на уровне частных социологических теорий. Исходя из понятия, что теоретическая и методологическая база любой специальной (частной) социологической теории является общесоциологическая теория, можно утверждать, что социология детства на сегодняшний день находится между общесоциологической теорией и эмпирическими социологическими исследованиями. В России на сегодняшний день общесоциологическая теория развивается еще и благодаря другим научным школам и течениям, в то время как в более ранний период она базировалась лишь на основных положениях диалектико- материалистической социальной философии. [25]Эмпирические исследования, которые являются неотъемлемой частью социологии, базируются на теоретической парадигме. Это образ направляет ход исследований и мышлений, совокупируя исходные знания в систему. Социология детства данную теоретическую парадигму связывает с социальной синергетикой, которая направляет на определение методологии исследования, тем самым указывая на предмет изучения и возможности использования полученных знаний. Сам термин «синергетика» произошел от геч.Synergaia и обозначает некоторое совместное действие. Синергетика выступает деспативной системой, поскольку изучая закономерности социальной самоорганизации, она является некой теорией развития[26].

Взаимодействуя со средой посредством постоянного обмена веществом и энергией, деспативная система сочетает порядок с хаусом, стремясь к максимальной устойчивости.[27] Тем самым обеспечив себе постоянность развития. Внутренние и внешние воздействия направляют к выбору одного из стабильных вариантов устойчивости. Причем данный выбор, основываясь на принятии одной из альтернатив, является результатом взаимосвязи систем, а его исход – равнодействующий итог воздействия различных факторов[28].

Исходя из вышеперечисленных условий развития социальной синергетики, мы можем утверждать, что дети как значимый элемент общества являются деспативной системой, поскольку они нуждаются в постоянном взаимообмене с окружающей средой обитания. В свою очередь общество для его функционирования тоже нуждается в постоянной связи со средой и окружающим миром.

Поскольку в обществе люди обладают сознанием, то движущим фактором выбора их деятельности являются не только биологические инстинкты, но и другие важные мотивы, связанные с социальными потребностями и воздействием значимых субъективных и объективных факторов. На данном этапе в момент выбора одного из путей своей деятельности, происходит так называемое становление идеала, который в будущем является базой для выбора ценностей в определенной культуре. Общество развивается и решительно действует в той области, где находится идеал, к которому оно стремится приблизиться. Для исследуемой области следует указать терминологию аттрактора цели, который объединяясь с существующим положением дел, образует картину идеала, преобразовывая действительное. Аттрактор цели есть «конечное» состояние развивающейся системы, цель ее развития. В итоге идеал иллюстрирует мир, соответствующий интересам и потребностям людей в обществе. Следовательно, состояние диспативной системы, ее состав и структура определяются не только прошлым и настоящим, но и будущим[29].

Подводя итог рассмотрения социальной синергетики как методологической основы, стоит говорить о возможности рассмотрения в ее контексте социологии детства не только как отдельного объекта на определенном этапе, а еще и возможность прослеживать динамику изменения положения детей в различные исторические эпохи, ее контраст в различных этнонациональных обществах и культурах. И, совокупируя вышеперечисленные положения, можно выделить 3 плоскости, в которых социальная синергетика считает необходимым рассматривать особенности закономерности развития детского общества и детства[30]:

1 аспект изучения позволяет формировать историческую ретроспективу развития феномена детства, на всех этапах которого происходит изменение образов и понятий о детстве, положение детей и тп.

2 аспект основывается на выявлении особенностей и закономерностей персоногенеза, который выражается в выборе ребенком одного из направлений, путей, стилей жизни, к его приобщению к различным культурам и ценностям, к социальным группам и тд

3 аспект предполагает построение горизонтальных срезов, на основе которых можно судить о феномене детства в этнографическом пространстве, через призму трансформации культур, религии, социальных фактов и способов социализации, которые внесли важный вклад в формирование и развитие не только отдельного ребенка как личности, но и на всеобщее положение детей.

Рассуждая о создании методов для улучшения положения ребенка в обществе, мы должны руководствоваться принципами важных ценностей каждого ребенка, чем, следует заметить, и занимается данный подход. Следовательно, социальная синергетика может влиять на улучшение положения детей посредством конструирования оптимальных механизмов функционирования системы поддержки детства, которые содержал бы в себе весь положительный опыт и традиции человечества в области детства и жизнеустройства общества[31].

Таким образом, подводя итоги данного раздела, мы приходим к выводам

1. Дети, как активные члены общества, нуждающиеся в постоянном взаимообмене с окружающей средой обитания– особая деспативная система, которая связанна неразрывно с термином «социальная синергетика»

2. Особенности закономерного развития детства социальная синергетика рассматривает в 3 основных плоскостях, которые в совокупности позволяют улучшать функционирующие системы в области детства

3. Рассматривая социальную синергетику как методологическую основу, следует подчеркнуть рассмотрения в ее контексте социологии детства не только как отдельного объекта на определенном этапе, а еще и возможность прослеживать динамику изменения положения детей в различные исторические эпохи, ее контраст в различных этнонациональных обществах и культурах.

 

Текст курсовой работы набирается компьютерным способом (редактор MS WORD, шрифт Times New Roman размером 14 пт) через 1, 5 интервал. Поля текстовой части листа (страницы) должны иметь следующие размеры: сверху отступ от края - 20 мм, снизу - 20 мм, слева - 30 мм, справа - 15 мм.

Размер абзацного отступа («красная строка») должен быть равен 1, 25 мм – выставлять только автоматически!!! Переносы не ставить!! Нумерация страниц – вверху, посередине, на титульном листе номера нет!

 

Таким образом, подводя итоги данного раздела, мы приходим к выводам.

1. текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода

2. текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода

3. текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода

4. текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода

 

Таким образом, можно сделать некоторые выводы (Таким образом, исследование …………………………….. дает основание для ряда выводов)

- текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода;

- текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода;

- текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода.


РАЗДЕЛ II. Переодизация детства

В исследованиях детского общества немаловажным является определения возрастных границ, что является актуальной проблемой социологии детства.

Сегодня жизнедеятельность, социализацию, социальные проблемы и многие другие значимые вопросы подрастающего поколения в период становления личности до достижения ею социальной зрелости рассматривают многие параллельно развивающиеся с социологией детства дисциплины(например социология молодежи многие другие смежные дисциплины[32]. Поэтому социологии детства в своих исследованиях на данном этапе для продуктивности и результативности уже недостаточно только обозначить значение и предназначение понятия детства. Сегодня объект исследования необходимо конкретизировать с помощью уточнения возрастных границ.

Рассмотрим 3 основные системы отсчета в понимании представлений о возрасте, которые комплексно изучил И.Кон[33]:

Первая система отсчета определяется посредством индивидуального развития. Сравнивая функции организма и состояние обмена веществ одного индивида со средним статистическим уровнем развития для всей популяции того же, что и индивид возраста, ученый рассматривает биологический возраст. А сравнивая уровень социального развития отдельного индивида со статистически нормальным для этого возраста, или же исследуя принадлежность индивида к существующим в действующей культуре нормам, И. Кон вводит понятие социального возраста. И третьей составляющей индивидуального развития является психологический возраст, который, как и все другие, определяется посредством соотнесения уровня психического развития отдельного индивида со среднестатистическим птомокомплексом.

2 система отсчета трактуется как возрастной символизм – отношение возрастных процессов и свойств в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп

3 система отсчета представлена в таких терминах как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда» и обозначает социально возрастные процессы и социально возрастную структуру общества.

Безусловно, для полноты определения возрастной периодизации продуктивно учитывать и обобщать все 3 системы отсчета, хотя даже их комплексное изучение не может гарантировать отсутствия погрешности, поскольку всегда в подобных исследованиях присутствует процент погрешности.

Стоит заметить, что одним из значимых моментов в изучении возрастной периодизации служит тот факт, что невозможно единовременное достижение каждым индивидом самодостаточности и социальной зрелости[34]. Это становление может происходить на разных этапах жизни и быть вызвано рядом социо-культурных причин, и даже состояние инфантильности может продолжаться до довольно-таки позднего времени.(от 22 до 30 лет по различным источникам)[35].

Но, говоря о возрастных границах, следует учитывать еще и то значение, которым мы наделяем детство и ребенка как социального феномена. Прослеживая значимые изменения, происходящие в развитии человека за тысячелетия, века, ученые сделали заключение о том, что детский возраст характеризуется психофизиологическим развитием и формированием, развитием психических процессов, усвоение и соблюдение культурных и социальных норм общежития в человеческом обществе. Это важный этап начала созревания собственного мировоззрения и взгляда на окружающий мир и людей. А итогом данного формирования является готовность ребенка в будущем к исследованию и приобщению взрослых ролей[36].

 

Исследуя определение границ детства, можно рассмотреть наиболее известные подходы к их определению.

Так, физиология и анатомия определяет возраст ребенка до момента начала пубертатного периода (до 13- 14 лет), в то время как педиатрия расширяет и продвигает данную грань до 15 лет[37].

Даже 1 наука способна давать абсолютно разные показатели, изучая разные направления. Так, детская психология детский возраст ограничивает кризисным периодом ребенка, когда его мышление переходит на новый уровень, уровень со способностью абстрактно мыслить – периодом до 7 лет. В то время как уже возрастная психология имеет даже некую систему, где каждый период может быть разделен на несколько этапов. До 12 лет возрастная психология определяет детский период, который может быть разбит на стадии. Интересный подход к возрастной периодизации ввел Грейс Крайг: Младенчеством он охарактеризовал момент от рождения до достижения 2лет, далее начиная с 2 лет и до 6 лет ребенок проходит этап раннего детства, после чего наступает период среднего детства, длящийся до 12 лет. Большой срок ученый отвел для подросткового и юношеского возраста, обозначив его границы от 12 до 20 лет. И, после достижения 20 лет человек проходит раннюю взрослость (до 40 лет), потом от 40 лет до 60 находится на этапе средней взрослости, после чего переходит на заключительный этап- этап поздней взрослости[38]. Обратившись же к психологическому словарю, можно найти такую терминологию: «Детство — термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста)[39]. Согласно принятой периодизации, выделяют младенчество, которое ознаменуется рождением и длится в течении года, переходя после этого на этап раннего детства (от 1 до 3 лет). В возрасте от 3 до 6-7 лет ребенок находится на дошкольном этапе, после чего, начиная свою образовательную деятельность в учреждениях, переходит на этап младшего школьного возраста(до 11 лет)

Совсем иной подход выдвинул Д. Бромлей, представив 3 цикла, каждый из которых в свою очередь имеет несколько подразделений.Цикл «детство» как совокупность 3 стадий: от рождения до 18 месяцев охватывает младенчество, дошкольное детство от 18 месяцев и до 5 лет, а далее раннее школьное детство от 5 до 11- 13 лет. Циклу «юность» ученый предоставил 2 стадии: старшее школьное детство 11-15 лет и поздняя юность 15-21 год. И далее завершающий цикл – «взрослость», деление которого для рассмотрения нашей проблемы не имеет существенного значения[40].

Безусловно, представители разных поколений имели разный подход к рассмотрению границ детства. Так, отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович) связывают возрастные границы с принадлежностью ребенка и его непосредственное участие в общественных воспитательно-образовательных учреждениях. Они дифференцируют детство на следующие этапы: Ранний возраст, наступающий с момента рождения до 3 лет, после чего ребенок вступает на дошкольный этап, который длиться до достижения детьми семилетнего возраста. Ну а с наступлением 7 лет и до полного совершеннолетия – 18 лет индивид находится на школьном этапе.

Если продолжать рассмотрение возрастной периодизации в контексте участия ребенка в общественных воспитательно-образовательных учреждениях, то нельзя не отметить многосторонние изучения границ детства в области педагогики, где возрастная периодизация так и не была четко обозначена. И даже подростковый возраст в педагогике в разных научных исследования причисляют то к началу юношества и молодости, то к конечному этапу детского возраста. А некоторые источники вообще итоговым этапом детства считают получение профессионального образования, исходя из чего до 21-23 лет индивид является представителем детского возраста[41].

С. И. Ожегов дает очень интересное и своеобразное определение детского возраста: «Дети — Мальчики и (или) девочки в раннем возрасте до отрочества. Детство — ранний до отрочества возраст. Ребенок — Мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества». Вроде все ясно и просто, однако мы не можем вообще отсечь определение четких граней[42].

И даже юриспруденция не может гарантировать четких разграничений возраста в данном вопросе. Ребенок имеет особые права, одно из которых - возможность заниматься трудовой деятельностью с 14 лет, а также ряд обязательств, нарушение которых с 14 лет влечет за собой возможность возникновения уголовной и правовой ответственности, а также и вероятность лишения свободы. Безусловно, возрастные границы немаловажную роль играют и в семейных отношениях, поскольку вступление в брак разрешено девушкам с 16 лет, и с 14 лет учитывая согласие родителей и местной администрации[43]. Официальное создание семьи считается разрешенным с 18 лет, а до достижения данного возраста в международной практике (по классификации ЮНИСЕФ) индивида относят к периоду «детство». В Конвенции ООН о правах ребенка, принятой в 1989 году, дано следующее определение: «Ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее»[44]. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый в июле 1998 года, подтвердил именно эти границы детского возраста.

Большой интерес в социологии уделяется демографии, поэтому я считаю необходимым рассмотрение трактовки понятия «дети» в данной сфере. «Дети — люди, не достигшие зрелости. В демографии определяется как возрастная категория, верхняя граница которой различается в зависимости от цели исследования. Изучая воспроизводство населения, ученые согласовали, что индивид принадлежит к детскому возрасту до достижения им 15 лет. Хотя граница эта слишком низка, так как рождения у людей этого возраста бывают очень редко, она кратна 5, что удобно для сопоставлений и расчетов, в частности при группировке 5-летним возрастным группам.

 

Несмотря на всесторонность и обширность рассмотрения проблемы переодизации детства, на сегодняшний день нет однозначного общей концепции к рассмотрению хронологических границ детства. Тем не менее, социология является наукой, которая стремится примерить и максимально приобщить различные подходы к рассмотрению границ детского возраста.

Поскольку детский возраст, невзирая на его периодизацию, является начальным и значимым периодом в формировании индивида, соответственно этот период ознаменован максимально высоким активным развитием и «прогрессом». Данное положение развил В.В.Бунак, связав жизненные ступени с развитием личности, разделил прогрессивный, стабильный и регрессивный этапы жизни[45].

 

Стоит отметить также возможность смещения возрастных границ в зависимости от социально-экономических и социально-культурных обстоятельств жизни. Предъявляя все новые требования посредством развития цивилизации, научно – техническим процессом и развитием новых технологий, общество усложняет жизнь индивида. Так, высказывание П. Блонского соответствует вышеизложенному положению: «Детство — как временной отрезок жизни человека, раздвигает свои пределы по мере того, как общество переходит на более высокие ступени своего развития, по мере того, как увеличивается продолжительность человеческой жизни» [46]. Увеличение количества знаний и навыков влечет за собой удлинение срока социализации и формирования активных и полноправных членов общества, оттесняя тем самым детей от той деятельности, которая в силу индустриализации становится доступной для более взрослого круга лиц. Нельзя не отметить, что каждая новая эпоха, увеличивая срок становления индивида на ступень самостоятельной жизни, расширяет его содержание и возможности.

Соответственно, в зависимости от принадлежности индивида к определенному социально – экономическому слою представляются совершенно разные психологические и биологические особенности и свойства. Социально-экономический статус родителей и самого индивида влечет за собой и срок начала самостоятельной жизни. Как указывал А. Г. Харчев, «...возраст — понятие не столько биологическое, сколько социальное со всеми вытекающими из этого последствиями. Возраст, возрастной уровень сознания, опыт — все это непосредственно отражается на характере восприятия ребенком воспитательных акций, проявляется в ответной реакции на них»[47].

 

 

Совокупируя вышепредставленные положения, выделим 2 плоскости, в которых социология детства рассматривает возрастной период детства:

1)критерий определения возрастных границ, в именно – завершения детского возраста, может являться наступление социальной зрелости, которая сопровождается экономической независимостью, что является основанием для перехода в самостоятельную, взрослую жизнь. Но здесь сложность заключается в существовании двух вариаций:

1.ситуация «детство в детстве», связанная с невозможностью по объективным причинам вести самостоятельную деятельность без опеки семьи и родителей, либо же в случае затянувшейся социализации или длительного образования.

2. Ситуация «взрослость в детстве», когда напротив индивид вынужден по объективным причинам в недостаточно зрелом возрасте участвовать в экономической жизни общества.

Соответственно данная вариация вынуждает исследователей проявлять гибкость в отношении возрастных барьеров индивида в зависимости от исследуемых задач, поскольку исходя из возможной принадлежности к одной из двух ситуаций, индивид может стать зрелым как в тридцатилетнем возрасте, так и значительно раньше 18.

2) Детство в абсолютном его понимании, которое, по мнению большинства специалистов, является детством в полном смысле этого слова. Возрастные границы можно определить с помощью абстрактного наложения всех вышеперечисленных периодизаций и нахождения такой максимально высокой возрастной границы, которая присутствует во всех теориях. Следовательно, период окончания детства в его буквальном и узком значении — это 12 лет.

Следовательно, возрастные границы детства связаны с экономическими, социальными, культурными и историческими факторами, которые делают доступным варьирование верхней границы детского периода.

Социологическое определение возраста детства, должно находиться в плоскости совпадений всех имеющихся взглядов на этот вопрос[48].Поэтому учитывая данные медико-биологических, психологических, правовых и многих других наук, строго говоря, детство — это период жизни человека от рождения до 12 лет, т.е. до начала периода активного полового созревания, формирования мировоззрения и появления возможностей выполнения общественно необходимой деятельности, подверженной самоконтролю и ответственности.

 

 

РАЗДЕЛ III. НАЗВАНИЕ

 

Текст

Если Вы обращаетесь к двум работам одного и того же автора, то в сноске Вы указываете фамилию автора только один раз[49].

Если Вы цитируете одного автора, например, какого-нибудь классика, но цитату приводите из учебника или монографии другого автора то в сносках указывается: Цит. по:

Например, «Только благодаря семейным обязанностям, – писал Конт, – человек изменяет своему первоначальному себялюбию и может надлежащим образом подняться к конечной ступени, к общественности»[50].

Текст

Текст[51]

Текст

 

Схема 1. Название схемы 1

При обращении к электронным источникам обязательно в сноске указание URL: и (дата обращения: 01.01.2012)[52].

Текст»[53].

Текст (Приложение 3)

Текст

Таким образом, подводя итоги данного раздела, мы приходим к выводам.

1. текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода

2. текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода

3. текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода текст вывода


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст Текст

 


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Составление списка источников и литературы должно соответствовать действующему ГОСТу[54] и отвечать определенным требованиям, освещенным в специальной литературе[55]. Список литературы должен включать не менее 20 источников. Список источников и литературы выстраивают в алфавитном порядке, после приведения правовых документов…

1. Щеглова С.Н. Детство: Методы исследования. – М., 1999. – с.32.

2. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. – СПб., 2002. – с.10.

3. Масионис Дж. Социология.–СПб., 2004.–с.42.

4. Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. – СПб., 2002. – с.10.

5. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергитический историзм. – СПб., 2004. – с.22.

6. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношения ребенка в детской субкультуре. – М., 2000. – с.290

7. Кон И.С. Ребенок и общество.М., 2003.– 412 с.

8. Бесчасная А.А. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. № 9 (53). – с. 182-186.

9. Бесчасная А. А. Детство: история и современность. — СПб., 2007. — с. 34—35.

10. Кон И. С. Ребенок и общество. — М., 2003. — с. 74.

11. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования. — СПб., 2004. — с. 97.

12. Рабочая книга социолога. — М., 1983. — с. 71.

13. Бреева Е. Б. Дети в современном обществе. — М., 1999. — с.32.

14. Мухина В. С. Детская психология. — М., 1985. — с.389.

15. Психология человека от рождения до смерти. — СПб., 2001. — с. 91.

16. Психология: Словарь. — М., 1990. — с. 99.

17. Д.Бромлей. Психология человека от рождения до смерти. — СПб., 2001. — с. 90.

18. Орешкина С. Г. Особенности социального положения детей в условиях реформирования российского общества (на материалах Иркутской области): Автореф.... канд. соц. наук. — Улан-Удэ, 2004. — с.230.

19. Ожегов С. И. Словарь русского языка // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. — Электронные текстовые данные (ВУБ-КОМ). — М.: Кирилл и Мефодий. 2004. — с.34

20. Семейный кодекс РФ. — М., 1996; Закон о защите детства (Законодательство РФ о защите прав ребенка). — М., 1999. — с.67.

21. Права ребенка. Сборник документов и статей. — М., 1990. — с. 17

22. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования. — СПб., 2004. — с. 95.

23. Положение детей в СССР, 1990 год. Состояние. Проблемы. Перспективы. — М., 1990. — с. 12.

24. Харчев А. Г. Социология воспитания. — М., 1990. — с. 40.

25. Бесчастная А.А. Детство: история и современность.- СПб., 2007. –с. 34-35

26.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал