Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ содержания образовательных программ экономического образования
На наш взгляд, описывать общие и особенные характеристики экономических специальностей, вместе взятых и по отдельности, необходимо для того, чтобы студенты-экономисты отчетливо представляли себе все существующие специальности своих коллег-экономистов, с которыми им придется сотрудничать в будущей профессиональной практической деятельности. Эти сведения необходимы и для осознанного освоения системы знаний по избранной специальности. Рассмотрим результаты сравнительного анализа общих и особенных положений образовательных стандартов высшего профессионального образования общего направления в рамках, которые объединены в одну укрупненную группу специальностей. Подобный сравнительный анализ состава и содержания образовательных стандартов осуществлен и представлен в этом пособии, насколько нам известно, впервые. Особенно важно, что каждый экономист в своей практической профессиональной деятельности осуществляет, во множестве случаев, именно такую аналитическую работу и по форме и по содержанию. Таким образом, начинающий свой профессиональный путь студент сразу знакомится с методологией экономического исследования. Изучалась полностью вся группа специальностей. На языке экономистов это называется генеральной совокупностью данных1. Она названа — направление «Экономика и управление». Ей присвоен общий шифр 060000. Подобным образом, но с помощью других шифров группируются в другие направления специальности социологов, психологов, юристов и др. В состав направления 060000 сегодня включены все специальности, по которым в России готовят экономистов с высшим образованием. С 1995 по 2000 годы в нашей стране существовал более расширенный перечень специальностей экономистов и их стандартов первого поколения. Но со временем на рынке труда часть из них перестала пользоваться спросом и множество специальностей экономистов в результате специального маркетингового изучения рынка труда было пересмотрено и укрупнено в ограниченный, но действительно необходимый рыночной экономике перечень. Содержание образовательных программ от поколения к поколению изменяется. Известно, что образовательный стандарт изначально органически входит в единую государственную систему стандартизации. Существование Стандарта гарантирует государству и обществу эффективность и результативность функционирования системы образования на всех ее уровнях и во всех структурных звеньях, ее соответствие требованиям времени, и лучшим достижениям мировой практики. А качество образования характеризуется не внутрисистемной совокупностью тем, определяемых базовыми планами и программами, а степенью соответствия системы образования запросам личности, общества и государства. Новое поколение образовательных стандартов, несомненно, вносит свежую струю в разработку курсов, составляющих систему профессиональной подготовки будущих экономистов. Экономическим вузам представлена возможность самостоятельно разрабатывать конфигурацию содержательных блоков учебных курсов и распределять их по отдельным семестрам, предусматривать формы контроля по окончании их изучения. Примером этого может служить учебная программа и настоящее учебное пособие «Введение в специальность экономиста». Исходя из нормативных положений Федерального закона, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования устанавливает права и обязанности участников системы образования в отношении содержания этого образования, нормативных сроков его получения и его результатов. Пять лет обучения в экономических вузах, согласно стандарту, должны стать Целенаправленным процессом формирования личности экономиста, год от года овладевающего профессией, специальной терминологией, особой речью, опытом, навыками. К ведущим задачам изучения экономических курсов относятся: • обеспечить глубокое и творческое овладение студентами экономической наукой; • способствовать становлению экономического мышления; • формировать умение четко формулировать цели и задачи своей деятельности и принимать эффективные решения по • развивать умение анализировать современные подходы к обучению, экономические системы, адекватно оценивать свою экономическую деятельность; • воспитывать любовь и творческое отношение к избранной профессии. Базовое содержание высшего образования включает в себя систему педагогически адаптированных основ и элементов культуры, определяемую общественными и государственными требованиями к результатам высшего образования. Базовое содержание структурируется по образовательным областям и реализуется в образовательном процессе набором дисциплин и курсов. Обратимся непосредственно к изучаемым стандартам направления 060000 «Экономика и управление». Стандарты утверждены приказом Министерства образования РФ и одобрены на заседании Научно-методического совета по экономике Учебно-методического объединен ия университетов. Основная образовательная программа подготовки экономиста во всех двенадцати стандартах разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. ' Методика исследования данного материала (ее разработка и анализ подготовлены: Бойко К.С., Дмитриевой Е.Н., Музыка Л.Е., Шкобыревой Е.П.).
Внутри каждого цикла изучаемые дисциплины и курсы стандартно представлены по всем специальностям в федеральном компоненте, который задает единое для всех субъектов Российской Федерации базовое содержание образования. Так, в федеральном компоненте гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) представлены такие дисциплины, как иностранный язык, физическая культура, отечественная история, социология, философия, культурология и т. д. Федеральный компонент математических и естественно-научных дисциплин (ЕД) включает математику, информатику, концепцию современного естествознания. В некоторых учебных планах различных специальностей встречаются такие дисциплины, как физика, химия, экология. В федеральном компоненте общепрофессиональных дисциплин ОПД присутствуют теория переходной экономики, статистика, финансы и кредит и т. д., а специальные дисциплины (СД) базируются в основном на специфике изучаемой дисциплины. Региональный (вузовский) компонент государственного образовательного стандарта, как правило, отражает региональные особенности субъекта Российской Федерации. В качестве приложения ко всем стандартам выступает примерный перечень специализаций по той или иной специальности. Часы учебной нагрузки во всех циклах и по всем дисциплинам в рассматриваемых нами образовательных стандартах указаны с учетом аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) учебных работ, а также времени рубежного контроля (сессий). Надо сказать, что в двенадцати стандартах встречаются различия в учебных часах по отдельным дисциплинам, а также в нормах времени, отведенных для преподавательского состава и группы студентов. Все дисциплины стандартов по квалификации «экономист» тематически (обусловлены потребностью в этих познаниях и способствуют разностороннему развитию экономической личности, квалифицированного работника в рамках определенной специализации.
|