Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кейс-методы обучения экономическому инструментарию
Кейс-метод — это педагогический метод обучения на основе ситуаций и случаев. Он имеет свою историю, которая начинается с VII века, когда теологи брали из жизни реальные ситуации и изучали их. В начале XX века кейс-метод начали применять для подготовки управленческих кадров. Слово «кейс» переводится с французского как «случай», «ситуация». «Кейс» (в буквальном переводе с английского case — «случай») представляет собой описание конкретной бизнес-ситуации, требующей практического разрешения. Цель обучения с помощью кейс-метода — сформировать руководящих работников как профессионалов, классных специалистов. Руководящий работник регулярно решает задачи, требующие постоянного анализа ситуации, четкого выявления проблемы и принятия решений. Затем руководитель должен принять решение и проконтролировать его исполнение. Для этого нужны знания, владение определенной системой инструментальных средств и опыт. Вуз дает студенту знания, реже — владение определенным инструментарием и крайне редко — практический опыт. И это недостаток образовательных процессов. 12.6. Экономическое время: инструментарий измерений и регулирования Практические запросы переходной экономики России влекут необходимость быстрого и адекватного совершенствования сложившейся системы экономических наук. Ныне существующая система знаний-умений экономической науки, ее инструментарий не позволяют системно, комплексно и точно распределить и соединить на осях пространства и времени многие важные хозяйственные процессы. Отметим, что централизованная экономика и, обслуживающая ее потребности экономическая наука, разрабатывали и использовали инструментарий прогнозирования, планирования и целевых комплексных программ в системе годовых, пятилетних, двадцатилетних временных периодов хозяйственной жизни страны. Однако, пороки и принципиальные недостатки самой системы не позволяли объективно полно и качественно ставить и решать задачи измерения и регулирования времени исполнения плановых, прогнозных программ и процессов. В системе также не были представлены позитивные и негативные экономические результаты. Подразумевалось, что если экономический процесс управляется, планируется или регулируется, то результат непременно будет позитивным, что абсолютно не соответствует теории и реальности. Мир, и в том числе экономический мир — есть единство и борьба противоположностей, позитива и негатива, поэтому управлять необходимо одновременно и ожидаемым позитивным результатом, и неожиданным или предполагаемым негативным его последствием. При этом потери экономического времени вообще оказались вне системы экономической теории. Время, априори считалось стопроцентно используемым. Но этого никогда не было и не будет ни в одной, даже в автоматической, зарегулированной системе. Всерьез можно говорить и думать только о каком-то коэффициенте использования экономического времени. Большем или меньшем, в зависимости от качества организации и управления системой, процессов или объектов. Поэтому теория и инструментарий негативной экономики объективно необходимая часть системы экономической науки и практики. Эффективность практического использования теорий экономики времени с целью регулирования процессов хозяйственной жизни фирм и компаний — очевидна. Понимать и уметь применять один из центральных экономических законов — Закон экономии времени — это одна из ключевых проблем рыночной экономики и поиски ее решения с привлечением проверенного временем инструментария анализа, планирования, целевого программирования циклических процессов, как показывает опыт стран, где уже умеют регулировать события катастроф, кризисов, циклов, являются наиболее эффективными. Главное, что позволяет быть уверенным в этом — возможность с помощью соответствующего инструментария измерять и регулировать время циклов жизни экономических процессов и систем, рационально использовать невосполнимый ресурс — время жизни этих процессов. Интегрирующая роль циклических процессов проявляется также и в том, что на оси времени цикла жизни можно конструировать все экономические, политические, технические и социальные процессы развития общества, отрасли или отдельной фирмы и благодаря этому точно назначать, нормировать всю сумму вопросов развития объекта или системы. Что знают экономисты? Смотреть на вещи с точки зрения экономиста — это значит систематизировать хорошо известные всем явления с помощью таких понятий, как спрос, альтернативная стоимость, предельный эффект и сравнительная выгода. Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных взаимосвязей. На практике получается, что это знание в большой мере носит негативный и безличный характер. Как вы уже, наверно, заметили, экономический взгляд на вещи мало помогает нам понять взаимоотношения людей в семье или в другой малой группе, все члены которой хорошо знают друг друга и сотрудничают на личной основе. Экономисты же объясняют, как сотрудничают люди, вовсе не знающие друг друга, но, тем не менее, работающие согласно и чрезвычайно эффективно. Может быть, читая главы этой книги, вы заметили, что большее значение в ней придается не тому, что надо делать, а тому, чего делать не следует. Но отрицательный результат также очень важен. Экономист Фрэнк Найт обычно защищал негативный характер, присущий выводам экономистов, такими словами: «Самое вредное — это вовсе не невежество, а знание чертовой уймы вещей, которые на самом деле неверны». Слишком много людей «знают», как надо решать неотложные проблемы общества. Экономика представляется им очень просто устроенным миром, где намерения можно легко реализовать, а единственным препятствием на пути создания лучшего общества является недостаток добрых намерений. Но всякое совершаемое в обществе действие влечет за собой непредвиденные и непредсказуемые последствия. К примеру, очевидно, что ограничения на импорт текстиля в США сохраняют рабочие места и доходы отечественных производителей. Но лишь опытный глаз экономиста отметит, что такая мера уменьшит доход всех остальных американцев, поскольку поднимет цены на текстиль, ограничит возможности 1'США в экспорте других товаров и не даст им возможности воспользоваться своими сравнительными преимуществами. Точно так же очевидно, что ограничение квартирной платы уменьшит денежные платежи жильцов домовладельцам. Но многие ли сторонники такой меры отдают себе отчет в том, какие другие платежи придется в этом случае совершать жильцам, какие новые формы дискриминации придут на смену ценовой и какое краткосрочное и долгосрочное воздействие это может оказать на предложение жилья, сдающегося внаем? Однако люди часто сердятся на тех, кто предостерегает о нежелательности тех или иных мер, но ничего не предлагает взамен. В нашем обществе, привыкшем к чудесам науки и техники, число требований «что-то сделать» значительно превосходит количество серьезных предложений по решению общественных проблем. Наверное, мы ошибаемся, полагая, что общественные проблемы можно решить так же, как технические. Мы признаем, что противоречивые интересы разных слоев общества создают для политиков большие трудности. Но мы все еще недооцениваем сложности целенаправленного переустройства общества. Во многом потому, что недооцениваем сложность социальных систем, в которых развитая сеть взаимодействий координирует поведение людей и побуждает их сотрудничать друг с другом в достижении своих целей. Может быть, именно поэтому экономическая теория часто скептически оценивает предложения реформировать экономическую систему. Дело не в том, что сами экономисты не заинтересованы в реформе, и тем более не в том, что они — наемные лакеи привилегированных классов. Дело в том, что, раскрывая взаимозависимость различных решений, экономическая теория привлекает внимание к неизученным последствиям предлагаемых реформ. Обычный ответ экономистов на многие, от чистого сердца идущие предложения, гласит: «Так не выйдет». Реализм часто напоминает консерватизм, но это разные вещи. А в каком-то смысле знание действительно порождает консерватизм. Даже физики подвергались обвинениям в отъявленном консерватизме со стороны изобретателей вечного двигателя.
|