Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кейс-методы обучения экономическому инструментарию






Кейс-метод — это педагогический метод обучения на основе си­туаций и случаев. Он имеет свою историю, которая начинается с VII века, когда теологи брали из жизни реальные ситуации и изуча­ли их. В начале XX века кейс-метод начали применять для подго­товки управленческих кадров. Слово «кейс» переводится с француз­ского как «случай», «ситуация».

«Кейс» (в буквальном переводе с английского case — «случай») представляет собой описание конкретной бизнес-ситуации, тре­бующей практического разрешения.

Цель обучения с помощью кейс-метода — сформировать руко­водящих работников как профессионалов, классных специалистов. Руководящий работник регулярно решает задачи, требующие по­стоянного анализа ситуации, четкого выявления проблемы и при­нятия решений. Затем руководитель должен принять решение и проконтролировать его исполнение. Для этого нужны знания, вла­дение определенной системой инструментальных средств и опыт. Вуз дает студенту знания, реже — владение определенным инстру­ментарием и крайне редко — практический опыт. И это недостаток образовательных процессов.

12.6. Экономическое время: инструментарий измерений и регулирования

Практические запросы переходной экономики России влекут необходимость быстрого и адекватного совершенствования сло­жившейся системы экономических наук. Ныне существующая сис­тема знаний-умений экономической науки, ее инструментарий не позволяют системно, комплексно и точно распределить и соеди­нить на осях пространства и времени многие важные хозяйствен­ные процессы. Отметим, что централизованная экономика и, обслуживающая ее потребности экономическая наука, разрабатывали и использова­ли инструментарий прогнозирования, планирования и целевых комплексных программ в системе годовых, пятилетних, двадцати­летних временных периодов хозяйственной жизни страны. Однако, пороки и принципиальные недостатки самой системы не позволяли объективно полно и качественно ставить и решать задачи измере­ния и регулирования времени исполнения плановых, прогнозных программ и процессов. В системе также не были представлены по­зитивные и негативные экономические результаты. Подразумева­лось, что если экономический процесс управляется, планируется или регулируется, то результат непременно будет позитивным, что абсолютно не соответствует теории и реальности. Мир, и в том числе экономический мир — есть единство и борьба противопо­ложностей, позитива и негатива, поэтому управлять необходимо одновременно и ожидаемым позитивным результатом, и неожидан­ным или предполагаемым негативным его последствием. При этом потери экономического времени вообще оказались вне системы экономической теории. Время, априори считалось стопроцентно используемым. Но этого никогда не было и не будет ни в одной, даже в автоматической, зарегулированной системе. Всерьез можно говорить и думать только о каком-то коэффициенте использования экономического времени. Большем или меньшем, в зависимости от качества организации и управления системой, процессов или объ­ектов. Поэтому теория и инструментарий негативной экономики объективно необходимая часть системы экономической науки и практики.

Эффективность практического использования теорий экономи­ки времени с целью регулирования процессов хозяйственной жизни фирм и компаний — очевидна.

Понимать и уметь применять один из центральных экономиче­ских законов — Закон экономии времени — это одна из ключевых проблем рыночной экономики и поиски ее решения с привлечени­ем проверенного временем инструментария анализа, планирования, целевого программирования циклических процессов, как показыва­ет опыт стран, где уже умеют регулировать события катастроф, кри­зисов, циклов, являются наиболее эффективными. Главное, что позволяет быть уверенным в этом — возможность с помощью соот­ветствующего инструментария измерять и регулировать время цик­лов жизни экономических процессов и систем, рационально ис­пользовать невосполнимый ресурс — время жизни этих процессов. Интегрирующая роль циклических процессов проявляется также и в том, что на оси времени цикла жизни можно конструировать все экономические, политические, технические и социальные процессы развития общества, отрасли или отдельной фирмы и благодаря это­му точно назначать, нормировать всю сумму вопросов развития объекта или системы.

Что знают экономисты?

Смотреть на вещи с точки зрения экономиста — это значит сис­тематизировать хорошо известные всем явления с помощью таких понятий, как спрос, альтернативная стоимость, предельный эффект и сравнительная выгода. Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связа­ны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше пони­мать то, что мы видим, более последовательно и логично размыш­лять о широком круге сложных общественных взаимосвязей.

На практике получается, что это знание в большой мере носит негативный и безличный характер. Как вы уже, наверно, заметили, экономический взгляд на вещи мало помогает нам понять взаимо­отношения людей в семье или в другой малой группе, все члены которой хорошо знают друг друга и сотрудничают на личной осно­ве. Экономисты же объясняют, как сотрудничают люди, вовсе не знающие друг друга, но, тем не менее, работающие согласно и чрезвычайно эффективно. Может быть, читая главы этой книги, вы заметили, что большее значение в ней придается не тому, что надо делать, а тому, чего делать не следует. Но отрицательный результат также очень важен.

Экономист Фрэнк Найт обычно защищал негативный характер, присущий выводам экономистов, такими словами: «Самое вредное — это вовсе не невежество, а знание чертовой уймы вещей, которые на самом деле неверны».

Слишком много людей «знают», как надо решать неотложные проблемы общества. Экономика представляется им очень просто устроенным миром, где намерения можно легко реализовать, а единственным препятствием на пути создания лучшего общества является недостаток добрых намерений. Но всякое совершаемое в обществе действие влечет за собой непредвиденные и непредска­зуемые последствия. К примеру, очевидно, что ограничения на им­порт текстиля в США сохраняют рабочие места и доходы отечест­венных производителей. Но лишь опытный глаз экономиста отметит, что такая мера уменьшит доход всех остальных американцев, поскольку поднимет цены на текстиль, ограничит возможности 1'США в экспорте других товаров и не даст им возможности воспользоваться своими сравнительными преимуществами. Точно так же очевидно, что ограничение квартирной платы уменьшит денежные платежи жильцов домовладельцам. Но многие ли сторонники такой меры отдают себе отчет в том, какие другие платежи придет­ся в этом случае совершать жильцам, какие новые формы дискриминации придут на смену ценовой и какое краткосрочное и долгосрочное воздействие это может оказать на предложение жилья, сдающегося внаем?

Однако люди часто сердятся на тех, кто предостерегает о нежелательности тех или иных мер, но ничего не предлагает взамен. В нашем обществе, привыкшем к чудесам науки и техники, число требований «что-то сделать» значительно превосходит количество серьезных предложений по решению общественных проблем. Наверное, мы ошибаемся, полагая, что общественные проблемы можно решить так же, как технические. Мы признаем, что противоречивые интересы разных слоев общества создают для политиков большие трудности. Но мы все еще недооцениваем сложности целенаправленного переустройства общества. Во многом потому, что недооцениваем сложность социальных систем, в которых развитая сеть взаимодействий координирует поведение людей и побуждает их сотрудничать друг с другом в достижении своих целей. Может быть, именно поэтому экономическая теория часто скептически оценивает предложения реформировать экономическую систему. Дело не в том, что сами экономисты не заинтересо­ваны в реформе, и тем более не в том, что они — наемные лакеи привилегированных классов. Дело в том, что, раскрывая взаимозависимость различных решений, экономическая теория привлекает внимание к неизученным последствиям предлагаемых реформ. Обычный ответ экономистов на многие, от чистого сердца идущие предложения, гласит: «Так не выйдет». Реализм часто напоминает консерватизм, но это разные вещи. А в каком-то смысле знание действительно порождает консерватизм. Даже физики подвергались обвинениям в отъявленном консерватизме со стороны изобретате­лей вечного двигателя.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал