Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






За пределами экономической науки






Джон Мейнард Кейнс однажды провозгласил тост за экономи­стов, которые «делают цивилизацию возможной». Возможность ци­вилизации — это очень точно сказано! Эффективное распределение ресурсов увеличивает эту возможность, но еще не гарантирует про­гресса цивилизации. Хорошо координированное и бесперебойно функционирующее общество дает индивидуумам больше возможно­стей для выбора, но не гарантирует, что их выбор будет правильным. Экономический образ мышления, особенно в условиях демократии, — важная предпосылка успешного развития. Но не более того.

Большинство экономистов признают, что применяемые ими понятия и методы иногда искажают изучаемую ими действитель­ность. Они готовы подвергнуть свой анализ и свои выводы суду рациональной критики. Но принять какую-либо точку зрения не­обходимо в любом исследовании, как в естественных, так и в об­щественных науках. Если экономический образ мышления иногда ведет к искажениям, неверным акцентам и даже к явным ошиб­кам, рациональная критика должна внести необходимые поправ­ки. Такие поправки часто опровергали или модифицировали вы­воды экономистов прошлого. Вероятно, так будет продолжаться и в будущем.

Заключение

 

Будущее у каждого начинающего свою жизнь в вузе — это, прежде всего, работа по избранной профессии, занятие любимым делом. Как же не потрудиться ради этого! И вот все молодые люди, пришедшие в вуз, начинают усиленно, самоотверженно учиться. Однако есть студенты, которые, поступив в вуз, считают, что буду­щее «уже в руках», что оно придет само. Надо только подождать, когда пройдут годы учебы, и будущее, материализованное в виде небольшой книжечки-диплома и во вдохновляющем звании «спе­циалист» будет объявлено и выдано на руки непосредственно. Зна­чит ли это, что студент, проучившись пять лет, стал специалистом? Да, несомненно. Имея за время учебы хорошую академическую ус­певаемость и сдав все экзамены, студент совершенно законно полу­чает диплом специалиста.

Но это будущее само не придет. Его нужно завоевать, за него надо бороться. Бороться с огромным потоком различной научной информации, с усталостью и ленью, с искушениями и желаниями, которые иногда очень далеки от вузовских дел и даже мешают жить и работать, и поэтому у студента много разных трудностей.

Но у него есть союзники в этой борьбе. Это, конечно, в первую очередь родные и друзья. Затем преподаватели, которые организуют педагогический процесс и учат студента. Среди этих союзников не последнее место занимает курс «Введение в специальность эконо­миста», в котором раскрыто существо и значение различных эко­номических профессий, а также даны рекомендации по рациональному освоению учебного материала.

В вузе все подчинено основной, главной задаче — подготовке высококвалифицированных специалистов.

Что же такое экономист, кем официально станет студент-первокурсник через 5 лет? Специалист-экономист — это специа­лист в особой, специфической сфере деятельности, объектом при­менения его трудовых усилий является человек. Это ставит специа­листа-экономиста среди всех трудящихся общества на особое место: от качества работы профессионала-экономиста, от его квалифика­ции и отношения к своей работе зависит благополучие всего обще­ства, как больших коллективов или населения целых регионов, так и каждого гражданина, его близких и собственной семьи.

Учебный процесс — это процесс двусторонний, не только и не столько деятельность преподавателя, сколько упорная и, как мы уже не раз подчеркивали, целеустремленная работа самого студента. Конечные цели, результаты обучения могут быть достигнуты только в результате усвоения им всего учебного материала. Учитывая насыщенность каждого занятия новым материалом, принципы инте­грации и комплексности, а также то, что все занятия пронизывает идея тесной связи с практикой, совершенно очевидно, что студент должен не только посещать все занятия, но и активно работать на них. Только тогда он сможет приобрести знания на таком уровне, чтобы не просто иметь представление, не только суметь рассказать, но и применить их на практике, то есть приобрести в процессе обу­чения необходимые умения и навыки. Вот тогда-то и будут достиг­нуты цели обучения, максимально приближающие студента к условиям его будущей деятельности.

В настоящее время фундаментальные дисциплины преподаются самостоятельно, независимо друг от друга. Но все громче и явст­веннее звучат призывы к интеграции и объединению отдельных дисциплин, тем, курсов и др.

Это значит, что сделан анализ содержания обучения по указанным дисциплинам, определена логическая последовательность и взаимо­связь тем внутри каждого курса, а в дальнейшем — проанализировано и установлено, какие знания являются основанием для уяснения обу­чаемыми соответствующих им понятий в курсе экономики.

Таким образом, научный подход к оценке информации — это соз­нательное отношение ко всему процессу обучения в вузе, в его после­довательном развитии. Это — основа для понимания содержания обу­чения в условиях нарастания объема и сложности информации.

Студенту надо помнить об этом и связывать знания сегодняш­него дня с тем, что он получит в ближайшем будущем, а на после­дующих курсах с тем, что изучено ранее. Это — залог понимания, постоянно хорошей, уверенной учебы, которая всегда доставит удо­вольствие и ему, и преподавателю.

Американский поэт Г. Лонгфелло писал в поэме «Песнь о Гайа-вате» о ее главном герое:

Весел не было на лодке. В веслах он и не нуждался. Мысль ему веслом служила, А рулем служила воля. Обогнать он мог хоть ветер, Путь держать — куда хотелось.

Очевидно, эти поэтические строки вполне могут быть отнесены к творческой натуре современного человека, для которого источни­ком научной деятельности является жажда знаний, а направляю­щим стержнем — ясная и твердая цель. Студент за время учебы в вузе получает огромное количество различной информации. Таковы особенности современного высшего образования, которые определяют деятельность студента в процессе его учебы. Еще 200 лет назад очень образно сказал А.В. Суворов: «Я верю Локку, что память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, а потому и надобно скорее все укладывать, куда следует».

Куда же следует укладывать приобретенные знания и в каком по­рядке? На вопрос «куда?» отвечают процессы интеграции, системный подход к пониманию развития патологических процессов, принципы целостности организма и его функций в норме и патологии. «В ка­ком порядке?» — это определяет ясность цели, конкретность знания, надежность методов их использования, объективные критерии про­верки результатов применения знания, их эффективности. То, что нужно для практики — всегда впереди, в полной готовности.

Однако, кроме знаний, нужно еще приобрести и определенные личностные качества.

Добросовестное отношение к делу, ответственность, принципиаль­ность, убежденность — эти качества необходимы всем специалистам.

Экономист должен обладать особыми личностными качествами, которые ему совершенно необходимы для выполнения профессио­нальных обязанностей. В его натуре должны преобладать человече­ские качества потому, что за всеми экономическими процессами, событиями и явлениями стоит Человек, его ожидания, надежды а, возможно, состоявшаяся или несостоявшаяся Судьба.

Студент — это молодой человек, жаждущий знаний в той облас­ти человеческой деятельности, которую он избрал своей будущей профессией. Но пока о профессии представления далеко не пол­ные. Он только начал учиться. И хочет учиться хорошо. Трудно се­бе представить студента, который пришел бы в вуз без твердого же­лания учиться хорошо. Но не всегда начинающему учиться в вузе сразу удается выполнить эту поставленную перед собой задачу. За­даний много, чтобы успеть все сделать, надо упорно и целеустрем­ленно добывать знания. Если процесс обучения идет по оптималь­ной схеме, студент успевает выполнять свои обязанности и учебную нагрузку. А если он что-то упустил, значит, затрудняется понима­ние и усвоение последующего материала. Эта совершенно очевид­ная истина часто упускается, и возникают «непреодолимые» пре­пятствия для систематической учебы.

Труд, труд и еще раз труд — таков лозунг, девиз, правило, закон для студента-экономиста. Без труда знания приобрести невозмож­но. Только трудолюбивый студент становится хорошим специали­стом-экономистом. Все годы учебы помните наставления этой кни­ги — они универсальны и помогут эффективно изучать любую учебную дисциплину.

 


Литература

1. Временное положение о многоуровневой структуре высшего обра­зования в Российской Федерации (утверждено постановлением Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей шко­лы и технической политики Российской Федерадии: Приложе­ние 1 к приказу Минздрава РФ от 28 апреля 1992 г. № 144.

2. Введение в специальность /Под ред. И.А. Сыченикова. — М.: Медицина, 1980.

3. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования. Специальность 060 100 «Экономическая теория». Утвержден заместителем министра образования РФ 17 марта 2000 г. - М.: 2000

4. Гранберг А.Г., Леонтьев В.В. Вершины экономической мысли. — Новосибирск, ЭКО, «Наука» СО РАН, 1990, № 5.

5. Демирей Дж. Управление высшим образованием в демократиче­ском обществе (США). См.: Высшая школа: состояние и пер­спективы /Под ред. А.В. Гайсена — Минск: РИВШИГО, 1996.

6. Инструментарий экономической науки и практики. Научно-популярный справочник/ Под ред. А.М. Румянцева, Е.Г. Яковенко, СИ. Янаева. — М.: Знание, 1985.

7. Каталог учебных программ экономического факультета МГУ. 1996 — 1997 /Под научн. ред. проф. В.Н. Колесова и др. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1996.

8. Концепция развития вуза России. Типовая форма

9. Кузин Ф.А. Дипломная работа. Методика и правила оформления. — М.: Изд-во Моск. полиграф, ин-та, 1990.

10. Письмо Минобразования РФ от 1 марта 1999 г. №35—55- 25ин/35-19 «О порядке открытия докторантуры и введения новых специальностей научных работников в докторантуре высших учебных заведений и научных учреждений, организаций».

11. Положение об экономическом факультете Государственного уни­верситета гуманитарных наук при ЦЭМИ РАН Министерства образования Российской Федерации.

12. Положение о высшем учебном заведении Министерства образо­вания Российской Федерации от 15 июня 1994 г.

13. Положение о приемной комиссии учебного заведения Министер­ства образования Российской Федерации.

14. Положение об организации учебного процесса в вузе России.

15. Положение об организации практического обучения вузе России.

16. Положение о порядке приема в вуз России.

17. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта выс­шего профессионального образования».

18. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 26 июня 1993 г. № 597 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального обра­зования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» (с изменениями от 27 декабря 1994 г.).

19. Постановление Госкомвуза РФ от 10 августа 1993 г. № 42 «Об ут­верждении Положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации».

20.«Об утверждении Правил приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования».

21.«Об утверждении Инструкции по организации учебного процесса в высших учебных заведениях».

22. Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: Сб-к норм, актов. - М.: ДЕ-ЮРЕ, 1994.

23. Приказ Госкомвуза РФ от 15 апреля 1996 г. № 667 «О разработке государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки магистров по направлениям высшего профессио­нального образования».

24. Приказ Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. № 814 «Об ут­верждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального
образования в Российской Федерации» (с изменениями от 16 марта 2000 г.).

25. Реферативный журнал. 20. Экономика промышленности. Свод­ный том. - М.: ВИНИТИ, 1999 - 2001.

26. Стандарты по издательскому делу / Сост.: А. А. Джиго, СЮ. Калинин. - М.: Юристь, 1998.

27. Устав вуза России. Типовая форма

28. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля,
7 августа 2000 г.).

29. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменения­ ми от 10 июля, 7 августа 2000 г.).

ЗО.Хейне Пол. Экономический образ мышления.: Пер. с англ. Изда­ние второе, стереотипное. — М.: Дело при, участии «Gatallaxy», 1992.

31. Экономическая энциклопедия /Научн.-ред. совет изд-ва «Экономи­ка, Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л. И. Абалкин. — М.: ОАО «Изда­тельство «Экономика», 1999.

32. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4 то­мах. - М.: БСЭ, 1979- 1982.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал