Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
За пределами экономической науки
Джон Мейнард Кейнс однажды провозгласил тост за экономистов, которые «делают цивилизацию возможной». Возможность цивилизации — это очень точно сказано! Эффективное распределение ресурсов увеличивает эту возможность, но еще не гарантирует прогресса цивилизации. Хорошо координированное и бесперебойно функционирующее общество дает индивидуумам больше возможностей для выбора, но не гарантирует, что их выбор будет правильным. Экономический образ мышления, особенно в условиях демократии, — важная предпосылка успешного развития. Но не более того. Большинство экономистов признают, что применяемые ими понятия и методы иногда искажают изучаемую ими действительность. Они готовы подвергнуть свой анализ и свои выводы суду рациональной критики. Но принять какую-либо точку зрения необходимо в любом исследовании, как в естественных, так и в общественных науках. Если экономический образ мышления иногда ведет к искажениям, неверным акцентам и даже к явным ошибкам, рациональная критика должна внести необходимые поправки. Такие поправки часто опровергали или модифицировали выводы экономистов прошлого. Вероятно, так будет продолжаться и в будущем. Заключение
Будущее у каждого начинающего свою жизнь в вузе — это, прежде всего, работа по избранной профессии, занятие любимым делом. Как же не потрудиться ради этого! И вот все молодые люди, пришедшие в вуз, начинают усиленно, самоотверженно учиться. Однако есть студенты, которые, поступив в вуз, считают, что будущее «уже в руках», что оно придет само. Надо только подождать, когда пройдут годы учебы, и будущее, материализованное в виде небольшой книжечки-диплома и во вдохновляющем звании «специалист» будет объявлено и выдано на руки непосредственно. Значит ли это, что студент, проучившись пять лет, стал специалистом? Да, несомненно. Имея за время учебы хорошую академическую успеваемость и сдав все экзамены, студент совершенно законно получает диплом специалиста. Но это будущее само не придет. Его нужно завоевать, за него надо бороться. Бороться с огромным потоком различной научной информации, с усталостью и ленью, с искушениями и желаниями, которые иногда очень далеки от вузовских дел и даже мешают жить и работать, и поэтому у студента много разных трудностей. Но у него есть союзники в этой борьбе. Это, конечно, в первую очередь родные и друзья. Затем преподаватели, которые организуют педагогический процесс и учат студента. Среди этих союзников не последнее место занимает курс «Введение в специальность экономиста», в котором раскрыто существо и значение различных экономических профессий, а также даны рекомендации по рациональному освоению учебного материала. В вузе все подчинено основной, главной задаче — подготовке высококвалифицированных специалистов. Что же такое экономист, кем официально станет студент-первокурсник через 5 лет? Специалист-экономист — это специалист в особой, специфической сфере деятельности, объектом применения его трудовых усилий является человек. Это ставит специалиста-экономиста среди всех трудящихся общества на особое место: от качества работы профессионала-экономиста, от его квалификации и отношения к своей работе зависит благополучие всего общества, как больших коллективов или населения целых регионов, так и каждого гражданина, его близких и собственной семьи. Учебный процесс — это процесс двусторонний, не только и не столько деятельность преподавателя, сколько упорная и, как мы уже не раз подчеркивали, целеустремленная работа самого студента. Конечные цели, результаты обучения могут быть достигнуты только в результате усвоения им всего учебного материала. Учитывая насыщенность каждого занятия новым материалом, принципы интеграции и комплексности, а также то, что все занятия пронизывает идея тесной связи с практикой, совершенно очевидно, что студент должен не только посещать все занятия, но и активно работать на них. Только тогда он сможет приобрести знания на таком уровне, чтобы не просто иметь представление, не только суметь рассказать, но и применить их на практике, то есть приобрести в процессе обучения необходимые умения и навыки. Вот тогда-то и будут достигнуты цели обучения, максимально приближающие студента к условиям его будущей деятельности. В настоящее время фундаментальные дисциплины преподаются самостоятельно, независимо друг от друга. Но все громче и явственнее звучат призывы к интеграции и объединению отдельных дисциплин, тем, курсов и др. Это значит, что сделан анализ содержания обучения по указанным дисциплинам, определена логическая последовательность и взаимосвязь тем внутри каждого курса, а в дальнейшем — проанализировано и установлено, какие знания являются основанием для уяснения обучаемыми соответствующих им понятий в курсе экономики. Таким образом, научный подход к оценке информации — это сознательное отношение ко всему процессу обучения в вузе, в его последовательном развитии. Это — основа для понимания содержания обучения в условиях нарастания объема и сложности информации. Студенту надо помнить об этом и связывать знания сегодняшнего дня с тем, что он получит в ближайшем будущем, а на последующих курсах с тем, что изучено ранее. Это — залог понимания, постоянно хорошей, уверенной учебы, которая всегда доставит удовольствие и ему, и преподавателю. Американский поэт Г. Лонгфелло писал в поэме «Песнь о Гайа-вате» о ее главном герое: Весел не было на лодке. В веслах он и не нуждался. Мысль ему веслом служила, А рулем служила воля. Обогнать он мог хоть ветер, Путь держать — куда хотелось. Очевидно, эти поэтические строки вполне могут быть отнесены к творческой натуре современного человека, для которого источником научной деятельности является жажда знаний, а направляющим стержнем — ясная и твердая цель. Студент за время учебы в вузе получает огромное количество различной информации. Таковы особенности современного высшего образования, которые определяют деятельность студента в процессе его учебы. Еще 200 лет назад очень образно сказал А.В. Суворов: «Я верю Локку, что память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, а потому и надобно скорее все укладывать, куда следует». Куда же следует укладывать приобретенные знания и в каком порядке? На вопрос «куда?» отвечают процессы интеграции, системный подход к пониманию развития патологических процессов, принципы целостности организма и его функций в норме и патологии. «В каком порядке?» — это определяет ясность цели, конкретность знания, надежность методов их использования, объективные критерии проверки результатов применения знания, их эффективности. То, что нужно для практики — всегда впереди, в полной готовности. Однако, кроме знаний, нужно еще приобрести и определенные личностные качества. Добросовестное отношение к делу, ответственность, принципиальность, убежденность — эти качества необходимы всем специалистам. Экономист должен обладать особыми личностными качествами, которые ему совершенно необходимы для выполнения профессиональных обязанностей. В его натуре должны преобладать человеческие качества потому, что за всеми экономическими процессами, событиями и явлениями стоит Человек, его ожидания, надежды а, возможно, состоявшаяся или несостоявшаяся Судьба. Студент — это молодой человек, жаждущий знаний в той области человеческой деятельности, которую он избрал своей будущей профессией. Но пока о профессии представления далеко не полные. Он только начал учиться. И хочет учиться хорошо. Трудно себе представить студента, который пришел бы в вуз без твердого желания учиться хорошо. Но не всегда начинающему учиться в вузе сразу удается выполнить эту поставленную перед собой задачу. Заданий много, чтобы успеть все сделать, надо упорно и целеустремленно добывать знания. Если процесс обучения идет по оптимальной схеме, студент успевает выполнять свои обязанности и учебную нагрузку. А если он что-то упустил, значит, затрудняется понимание и усвоение последующего материала. Эта совершенно очевидная истина часто упускается, и возникают «непреодолимые» препятствия для систематической учебы. Труд, труд и еще раз труд — таков лозунг, девиз, правило, закон для студента-экономиста. Без труда знания приобрести невозможно. Только трудолюбивый студент становится хорошим специалистом-экономистом. Все годы учебы помните наставления этой книги — они универсальны и помогут эффективно изучать любую учебную дисциплину.
Литература 1. Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации (утверждено постановлением Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерадии: Приложение 1 к приказу Минздрава РФ от 28 апреля 1992 г. № 144. 2. Введение в специальность /Под ред. И.А. Сыченикова. — М.: Медицина, 1980. 3. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования. Специальность 060 100 «Экономическая теория». Утвержден заместителем министра образования РФ 17 марта 2000 г. - М.: 2000 4. Гранберг А.Г., Леонтьев В.В. Вершины экономической мысли. — Новосибирск, ЭКО, «Наука» СО РАН, 1990, № 5. 5. Демирей Дж. Управление высшим образованием в демократическом обществе (США). См.: Высшая школа: состояние и перспективы /Под ред. А.В. Гайсена — Минск: РИВШИГО, 1996. 6. Инструментарий экономической науки и практики. Научно-популярный справочник/ Под ред. А.М. Румянцева, Е.Г. Яковенко, СИ. Янаева. — М.: Знание, 1985. 7. Каталог учебных программ экономического факультета МГУ. 1996 — 1997 /Под научн. ред. проф. В.Н. Колесова и др. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1996. 8. Концепция развития вуза России. Типовая форма 9. Кузин Ф.А. Дипломная работа. Методика и правила оформления. — М.: Изд-во Моск. полиграф, ин-та, 1990. 10. Письмо Минобразования РФ от 1 марта 1999 г. №35—55- 25ин/35-19 «О порядке открытия докторантуры и введения новых специальностей научных работников в докторантуре высших учебных заведений и научных учреждений, организаций». 11. Положение об экономическом факультете Государственного университета гуманитарных наук при ЦЭМИ РАН Министерства образования Российской Федерации. 12. Положение о высшем учебном заведении Министерства образования Российской Федерации от 15 июня 1994 г. 13. Положение о приемной комиссии учебного заведения Министерства образования Российской Федерации. 14. Положение об организации учебного процесса в вузе России. 15. Положение об организации практического обучения вузе России. 16. Положение о порядке приема в вуз России. 17. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования». 18. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 26 июня 1993 г. № 597 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» (с изменениями от 27 декабря 1994 г.). 19. Постановление Госкомвуза РФ от 10 августа 1993 г. № 42 «Об утверждении Положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации». 20.«Об утверждении Правил приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования». 21.«Об утверждении Инструкции по организации учебного процесса в высших учебных заведениях». 22. Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: Сб-к норм, актов. - М.: ДЕ-ЮРЕ, 1994. 23. Приказ Госкомвуза РФ от 15 апреля 1996 г. № 667 «О разработке государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки магистров по направлениям высшего профессионального образования». 24. Приказ Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. № 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального 25. Реферативный журнал. 20. Экономика промышленности. Сводный том. - М.: ВИНИТИ, 1999 - 2001. 26. Стандарты по издательскому делу / Сост.: А. А. Джиго, СЮ. Калинин. - М.: Юристь, 1998. 27. Устав вуза России. Типовая форма 28. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 29. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменения ми от 10 июля, 7 августа 2000 г.). ЗО.Хейне Пол. Экономический образ мышления.: Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. — М.: Дело при, участии «Gatallaxy», 1992. 31. Экономическая энциклопедия /Научн.-ред. совет изд-ва «Экономика, Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л. И. Абалкин. — М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. 32. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4 томах. - М.: БСЭ, 1979- 1982.
|