Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Излишек потребителя и производителя.
Представим ограниченное осями координат пространство в виде поля для рыночного обмена. В этом случае линии спроса и предложения поделят его на четыре зоны экономической активности (рис.17). В зоне I цена предложения превышает цену спроса при любом объеме. Поэтому если в этой зоне и возможны рыночные сделки, то они будут носить случайный характер. Зона II представляет собой «мертвую зону», так как взаимодействия продавцов и покупателей здесь в принципе возникнуть не может — все возможные цены выше цен спроса и ниже цен предложения. В зоне III возможны покупки, но невозможны продажи, так как цены не обеспечивают возмещения производственных затрат. И только в зоне IV возможно устойчивое осуществление рыночных операций. При этом линия контрактов показывает все возможные пары «цена—количество» для данного уровня спроса и предложения. Любое отклонение рыночной цены от равновесного положения приводит к сужению поля осуществления обменных операций. Следовательно, максимальной выгоды все участники рынка достигнут в точке рыночного равновесия, где в одинаковой степени соблюдаются интересы и покупателей, и продавцов. Суммарная выгода, которую получат участники рынка в результате добровольного рыночного обмена, принимает форму излишков потребителя и производителя, выступающих мерой общественной выгоды от достижения равновесия. Рис.17. Зоны экономической активности. Представим рыночный спрос в виде спроса отдельных потребителей (рис. 18). Субъективные оценки ценности блага у разных потребителей будут разными, а значит, разной будет и их готовность платить, или цена спроса. Первый потребитель готов заплатить за единицу блага максимальную цену в размере шести долларов, второй — пяти, третий — четырех, четвертый — трех, а пятый — двух долларов. В данном примере только денежная оценка пятого покупателя совпадает с равновесной рыночной ценой блага (Pe). В действительности все потребители будут покупать благо по одной и той же рыночной цене, равной 2 долларам. Поскольку готовность платить отражает величину альтернативных издержек, которую соглашается нести потребитель ради приобретения единицы блага, то покупка блага по более низкой цене принесет ему излишек полезности. Величина этого излишка представляет собой разницу между максимальной ценой, которую готов заплатить потребитель, и той, которую он фактически заплатил. Величина такого излишка у каждого потребителя будет разной, а пятый потребитель в нашем примере не получает его вообще. Суммируя полученную всеми потребителями дополнительную выгоду, мы получим общий «излишек потребителя», представляющий собой суммарную дополнительную полезность, которую извлекли потребители благодаря рыночному обмену. В нашем случае она составит: (6-2) + (5-2) +(4-2) +(3-2) +(2-2) = 10 долларов. Для непрерывной линии рыночного спроса величина совокупного излишка потребителя определяется как площадь треугольника, расположенного над линией равновесной цены и ограниченного осью ординат и линией рыночного спроса. Таким образом, излишек потребителя — это дополнительная полезность, полученная потребителями в процессе рыночного обмена благодаря тому, что фактически уплаченная ими за благо цена ниже той, которую они готовы заплатить за него.
Рис.18. Излишек потребителя и излишек производителя.
Излишек производителя формируется в виде разницы между рыночной ценой и той минимальной ценой, по которой он готов продать благо. В отличие от потребительского излишка, который возникает в связи с различиями в субъективной оценке полезности блага, излишек производителя является следствием различий в эффективности использования производственных ресурсов. Суммируя полученную всеми производителями дополнительную выгоду, мы получим общий «излишек производителя», представляющий собой суммарный дополнительный доход, который они (производители) извлекли благодаря рыночному обмену. Величина совокупного излишка производителя для непрерывной линии рыночного предложения определяется как площадь треугольника, расположенного под линией равновесной цены и ограниченного осью ординат и линией рыночного предложения. Таким образом, излишек производителя — это дополнительный доход, который получат производители, обеспечивающие производство блага с предельными издержками ниже равновесной рыночной цены. Сумма совокупных излишков потребителя и производителя дает представление о той общественной выгоде, которую извлекает общество благодаря использованию механизма рыночного обмена.
Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Перекрестнаяэластичность спроса по цене.
Эластичность характеризует реакцию одной переменной на изменение другой и исчисляется как отношение процентных изменений величин данных переменных. Прямая эластичность спроса по цене характеризует степень воздействия изменения цены на изменение объема спроса и исчисляется как отношение процентного изменения величины спроса на данный товар к процентному изменению его цены при прочих равных условиях: изменение Qd, в % изменение p, в % (6.1)
где Qd –объем спроса, p– цена товара, Edp - коэффициент эластичности спроса по цене. Коэффициент прямой эластичности спроса по цене (Edp) .показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении его цены на 1%. Поскольку спрос и цена имеют обратную зависимость, то данный коэффициент всегда является величиной отрицательной. Однако, по причине того, что «минус» не имеет математического значения, а только характеризует разнонаправленность изменения спроса и цены, от него в дальнейшем мы будем абстрагироваться, используя модульное значение Edp. С точки зрения способа расчета различают точечную и дуговую эластичность спроса по цене. Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены и определяется для каждой точки линии спроса по формуле:
DQd/ Qd 100% = DQd: Dp = DQd. p = dQd. p = Q′ d(p). p D p/p 100% Qd p Dp Qd dp Qd Qd (6.2) где p и Qd - цена и объем спроса в данной точке линии спроса; Dp= dp – бесконечно малое изменение величины цены товара; DQd = dQd – изменение величины спроса; Q′ d(p)-первая производная функции спроса от цены.
Если функция спроса является линейной и задана уравнением типа Qd =a-bp, то линия спроса - прямая, ее наклон неизменен и равен коэффициенту b, b = DQd /Dp. Подставим данное выражение в формулу (6.2) и получим: -b. P Qd (6.3)
Как следует из формулы (6.3), эластичность спроса по цене в разных точкахпрямой, несмотря на ее одинаковый наклон, различна и определяется значениями P и Qd, а коэффициент эластичности Еdр может принимать любые значения в интервале от 0 (в т. А) до ¥ (в т. В) (рис.6.1). В верхней части линии спрос эластичен, поскольку цена относительно велика и ее процентное изменение незначительно, а величина спроса низка и ее процентное изменение достаточно велико. В ее нижней части имеет место обратная ситуация. Таким образом, все прямые линии спроса имеют различную эластичность в разных точках и по их наклону об эластичности судить нельзя (за исключением случаев с абсолютно эластичным или абсолютно неэластичным спросом, когда линии спроса параллельны осям координат – рис. 6.7 и 6.8).
Рис. 6.1 Различная эластичность спроса при неизменном наклоне линии спроса. Графически коэффициент точечной эластичности определяется соотношением отрезков линии спроса, лежащих ниже и выше интересующей нас точки. Таким образом, значение коэффициента Edp в точках Е1 и Е2 можно выразить следующим образом: Edp1=Е2 D¢ / DЕ2, в Edp2 =Е1 D¢ / DЕ1 (рис. 6.2).
Рис.6.2 Графическое определение коэффициента точечной эластичности для линейной функции спроса. Если функция спроса является нелинейной (линия спроса в данном случае будет кривой), то для графического определения коэффициента эластичности следует провести касательную к кривой спроса и продлить ее до пересечения с осью абсцисс и осью ординат. Значение точечной эластичности, по аналогии с предыдущим случаем, будет определяться соотношением отрезков данной касательной, лежащих ниже и выше интересующей нас точки. Так, например, значение коэффициента Edp в т. T (рис. 6.3) будет равно соотношению отрезков ТN и ТM, или Edp в т. T =ТN/ ТM.
Рис.6.3 Графическое определение коэффициента точечной эластичности для нелинейной функции спроса.
Дуговая эластичность или эластичность между двумя точками линии спроса определяется в случае значительных процентных изменений в цене или объеме спроса. Для ее расчета принято использовать метод средней точки интервала, предложенный английским экономистом Р.Алленом *. Данный метод основан на определении показателей средней величины исходного и последующего значений цены и спроса. Математическая формула расчета дуговой эластичности спроса на основе средней точки интервала выглядит следующим образом:
Еdp= DQd × 100%: Dp × 100% = (Qd2-Qd1): (р2-р1) = (Qd2-Qd1). (р1 + р2) (Qd1+Qd2)/2 (р1+р2)/2 (Qd1+Qd2) (р1+р2) (Qd1+Qd2) (р2-р1) (6.4) где р1 - цена до изменения; р2 -цена после изменения; Qd1 -величина спроса до изменения цены; Qd2 - величина спроса после изменения цены; Очевидно, что не всякое изменение цены отражается на величине спроса, и не всякое изменение спроса немедленно окажет влияние на цену. Гипотетически можно выделить пять вариантов или моделей реакции спроса на цену. 1.Спрос эластичен (1< |Edp| < ¥) Величина спроса активно реагирует на изменение цены, а ее уменьшение (P¯) вызывает такое увеличение спроса (Qd ), что общая выручка растет (TR). И, наоборот: рост цены (P) вызывает такое уменьшение спроса (Qd ¯), что общая выручка падает (TR¯). *В дальнейшем при расчете других коэффициентов эластичности мы будем использовать исключительно данный метод.
Рис.6.4. Эластичный спрос (1< |Edp|< ¥).
Как видно из графика (рис.6.4.), уменьшение цены на 1.5 доллара или на 66, 6% привело к увеличению спроса на 4 единицы либо 133, 3%, в результате чего выручка увеличилась с 3 до 7.5 долларов. Площадь прямоугольника PbPaAC иллюстрирует проигрыш от снижения цены, а площадь прямоугольника QaCBQb – выигрыш от увеличения спроса. Поскольку площадь QaCBQb больше площади PbPaAC, то снижение цены для продавца выгодно. 2.Спрос неэластичен (0< |Edp|< 1). Величина спроса слабо реагирует на изменение цены и ее уменьшение (P¯) увеличивает его в такой степени (Qd), что потери от снижения цены не перекрываются выигрышем от роста спроса, и выручка уменьшается (TR¯). И, наоборот: увеличение цены (P) уменьшает объем спроса в такой незначительной степени (Qd¯), что выручка растет (TR).
Рис.6.5. Неэластичный спрос (0< |Edp|< 1).
Из графика (6.5) видно, что уменьшение цены на 1, 5 доллара или на 66, 6% привело к увеличению спроса на 1 единицу или на 22, 2%, в результате чего выручка уменьшилась с 12 до 7, 5 долларов. Площадь прямоугольника PbPaAC, отражающая проигрыш от снижения цены, больше площади прямоугольника QaCBQb, отражающей выигрыш от увеличения спроса. Это означает, что увеличение объема продаж не способно компенсировать потери от уменьшения цены и ее снижение нецелесообразно. 3.Спрос с единичной эластичностью (|Edp|=1). Процентное изменение цены на товар вызывает абсолютно пропорциональное процентное изменение спроса, а уменьшение либо увеличение цены (P¯; P), соответственно, увеличивает либо уменьшает спрос (Qd; Qd¯) в такой степени, что потери от снижения цены равны выигрышу от роста спроса, и выручка остается неизменной (TR=const).
Рис.6.6. Спрос с единичной эластичностью (|Edp|=1).
Из графика (рис.6.6) видно, что уменьшение цены на 1, 5 доллара или на 66, 6% приводит к увеличению спроса на 1 единицу или на 66, 6%, в результате чего выручка остается прежней и составляет 3доллара. Площадь прямоугольника PbPaAC равна площади прямоугольника QaCBQb. Это означает, что проигрыш от увеличения цены равен выигрышу от увеличения спроса и свидетельствует о том, что на рынке сложилась равновесная цена, которую изменять нецелесообразно, лучшим вариантом является сохранение сложившегося положения вещей. 4.Спрос абсолютно неэластичен (|Edp|=0). Данная модель является условной, поскольку иллюстрирует ситуацию, когда, независимо от цены, спрос всегда остается постоянным. Графически абсолютно неэластичный спрос представлен линией, параллельной оси ординат (рис.6.7).
Рис.6.7. Абсолютно неэластичный спрос (|Edp|=0). 5.Спрос абсолютно эластичен (|Edp|=¥). Данная модель также является условной, поскольку характеризует ситуацию, когда при данной цене может быть реализовано бесконечное количество товара, однако, при малейшем ее повышении спрос на товар становится равным нулю и не может быть продана ни одна его единица (рис.6.8).
Рис.6.8. Абсолютно эластичный спрос (|Edp|= ¥) Эластичность спроса по цене зависит ряда факторов: Во-первых, от наличия у данного товара субститутов и комплементов. Очевидно, что существование у некоторого товара заменителей делает спрос на него более эластичным, поскольку в случае повышения цены на него у потребителя есть выбор и реальная возможность заменить данный товар другим. Спрос на товары, не имеющие субститутов, практически всегда неэластичен, как, например, спрос на инсулин, без инъекций которого жизнь больных диабетом невозможна. Спрос на товар-комплемент, удельный вес затрат на приобретение которого составляет значительную часть бюджета потребителя, обычно является эластичным; спрос на товар-комплемент, удельный вес затрат на приобретение которого составляет незначительную часть потребительского бюджета, как правило, неэластичен. Например, спрос на бензин - эластичен, а на машинное масло – неэластичен. Во-вторых, от фактора времени. Как правило, в рамках краткосрочного периода спрос менее эластичен, чем в рамках долгосрочного периода времени. Это связано с тем, что с течением времени люди получают возможность найти или разработать большее количество субститутов. Так, например, при резком скачке цен на бензин в данный момент водители не в силах изменить ситуацию. Однако, в долгосрочном плане они могут перейти на более экономичные с точки зрения потребления бензина марки автомобилей либо на автомобили, работающие на дизельном топливе. В-третьих, от доли потребительского бюджета, отведенного на данный товар. Как правило, рост цен на товары, удельный вес расходов на которые в доходе потребителя незначителен, не оказывает существенного влияния на объем спроса на них и наоборот. Так, например, 20%-ное повышение цен на газеты вряд ли существенно уменьшит спрос на них. А вот 20%-ное повышение квартирной платы, вероятно, заставит квартиросъемщиков искать меньшие по площади квартиры. В-четвертых, от степени насыщения потребностей тем или иным благом: чем она выше, тем менее эластичен спрос на данный товар. Например, если семья состоит из трех человек и у каждого члена семьи имеется видеомагнитофон, то семья приобретет четвертую «видеодвойку», вероятно, только в случае существенного снижения цены. В-пятых, от разнообразия возможностей использования данного товара: чем разнообразнее эти возможности, тем более эластичен спрос на данный товар и наоборот. Так, например, спрос на универсальное оборудование будет более эластичным, чем спрос на специальное оборудование.
|