Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. 4 страница






В белорусской практике при расчете ИПЦ применяется цепной метод. В качестве весов используются данные о стоимости продукции за год, рассматриваемый как базисный. Месячные индексы определяют, сопоставляя цены отчетного и предыдущего месяцев, а за более длительный период — перемножая месячные индексы.

Индекс потребительских цеп и индекс цен производителей статистически подсчитываются как индексы с весами базисного года, т.е. индекс Ласпейреса.

Дефлятор ВВП в целом определяется соотношением общего объема ВВП в действующих и сопоставимых ценах. Так, если ВВП в действующих ценах составляет 108, 6 трлн р., а в сопоставимых - 100 трлн р., то дефлятор ВВП будет равен 108, 6%. Этот показатель статистически выступает как индекс Пааше.

Для определения общего уровня цен и темпа инфляции используются ИПЦ (если набор товаров, включаемых в потребительскую рыночную корзину, достаточно велик) и дефлятор ВВП. Однако нужно иметь в виду, что ИПЦ завышает величину общего уровня цен и уровень инфляции, а дефлятор ВВП занижает эти показатели.

Следует отметить, что оба индекса имеют недостатки и не способны точно отражать изменение общего уровня цен, поэтому в качестве альтернативы рассматривается ≪ идеальный≫ индекс Фишера. Он лишен отмеченных изъянов и представляет собой среднее геометрическое из индекса Пааше и индекса Ласпейреса:

Индекс Фишера используется для более точного расчета темпа роста общего уровня цеп, т.е. темпа инфляции.

 

Система национальных счетов (СНС), ее структура. Результатом функционирования экономики является национальный продукт. Национальный продукт — это все товары и услуги, создаваемые в данной стране за определенный период времени (обычно за год).

В странах с рыночной и переходной экономикой размеры созданного в стране продукта определяются по Системе национальных счетов (СНС), включающей взаимоувязанные показатели развития экономики на макроуровне. СНС представляет собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйствующими субъектами в процессе общественного воспроизводства. Система национальных счетов появилась в 1940—1950-е гг. в развитых государствах и сейчас применяется более чем в 150 странах. В 1993г. Статистическая комиссия ООН одобрила новую, пересмотренную СНС, которую большинство государств, в том числе и Республика Беларусь, используют в настоящее время.

СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода в стране. Роль национального счетоводства в экономической жизни общества огромна. СНС, позволяет определять макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, т.е. получать ту информацию, на основе которой можно уточнить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран.

Особенностью СНС является ее всеобъемлющий характер. Во-первых, она учитывает деятельность всех участников процесса производства материальных благ и оказания услуг. Во-вторых, СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, все стадии производственного процесса, его активы и пассивы. Данные СНС Беларуси ежегодно публикуются Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь в книге ≪ Национальные счета Республики Беларусь≫.

В СНС изучаются экономические операции между субъектами национальной экономики (институциональными единицами) - физическими лицами (или их группами в форме домашних хозяйств) и юридическими лицами. Институциональные единицы могут выступать в качестве резидентов на экономической территории страны и нерезидентами.

Институциональные единицы в СНС группируются по секторам. Всего выделяют пять таких секторов:

1) нефинансовые предприятия;

2) финансовые учреждения;

3) государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектом купли-продажи;

4) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйство не контролируемые и не финансируемые государством;

5) домашние хозяйства, т.е. все физические лица в экономике страны, в том числе занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, собственно домашние хозяйства;

6) заграница (остальной мир) - все экономические агенты заграницей, осуществляющие операции с субъектами внутри страны.

Нужно учитывать, что в СНС кроме понятия ≪ национальная экономика≫ используется термин ≪ внутренняя экономика≫. Внутренняя экономика включает все вышеперечисленные секторы, кроме последнего. Она ограничивается операциями только между институциональными единицами-резидентами. Национальная экономика в СНС включает все шесть секторов и предусматривает операции между самими резидентами и нерезидентами.

СНС — это ≪ бухгалтерский учет страны≫, так как он пользуется теми же принципами: двойная запись, балансы, корреспонденция счетов. По форме СНС представляет собой сводные таблицы, в которых отражаются ресурсы и направления их использования. Каждый ресурс имеет своего продавца и покупателя, поэтому операция по нему записывается два раза: первый раз — как актив продавца, а второй — как актив покупателя.

Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый блок предназначен для сопоставления инвестиций и сбережений, он позволяет количественно оценить создание, распределение и конечное использование национального дохода. Второй блок необходим для анализа создания и распределения продукта между отраслями, отражаемого в таблицах В.Леонтьева ≪ затраты—выпуск≫. Третий блок включает счета потоков фондов, по нему прослеживается движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.

Национальное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного кругооборота, которая представляет функционирование национальной экономики в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами (рис. 8.1).

 

 

 

Рис. 8.1. Модель народнохозяйственного кругооборота

На рис. 8.1 приведена простая модель национальной экономики, на котором представлены только два рынка (товаров и услуг — первый, факторов производства — второй) и три группы субъектов (домашние хозяйства, предпринимательские фирмы, государство). Эти субъекты совершают следующие операции.

Домашним хозяйствам принадлежат все ресурсы, находящиеся в частной собственности. Они предлагают эти ресурсы — землю, денежный капитал, рабочую силу — на рынок ресурсов и покупают товары и услуги. Предпринимательские фирмы приобретают необходимые для своей деятельности ресурсы и продают произведенные товары и услуги. Государственный сектор обеспечивает экономику общественными благами (наука, культура, оборона) и производственной инфраструктурой (дороги, служебная связь, транспорт и др.). Для этого он закупает ресурсы, товары и услуги, произведенные предпринимательским сектором.

Навстречу потоку товаров и услуг движется поток денег. Домашние хозяйства получают доходы в виде зарплаты, рентных платежей, дивидендов от ценных бумаг и несут расходы, связанные с покупкой товаров и услуг, выплатой налогов. Часть дохода сберегается. Предпринимательские фирмы получают доходы от реализации товаров и услуг и несут расходы в виде платежей за ресурсы и инвестиции. Государственный сектор расходует средства на оплату труда государственных служащих, закупку товаров и услуг, выплату домашним хозяйствам пенсий и пособий, дотации предпринимательскому сектору. Источником доходов государства являются налоги, взимаемые с домашних хозяйств и предпринимательского сектора, Кроме того, государство в лице центрального банка создает предложение денег путем их эмиссии, а каждый субъект взаимодействует с другими через операции кредитования и заимствования денежных средств.

Таким образом, кругооборот денег включает в себя два потока доходов и расходов, каждый из которых равен суммарной стоимости товаров и услуг, произведенных в обществе. Поэтому, измерив поток денежных расходов или доходов, можно определить весь объем этих товаров и услуг в денежном выражении, т.е. национальный продукт. Отсюда следует, что национальный продукт в денежной форме — это общая стоимость товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период.

 

Сущность денег и их функции. Формы современных денег

Формы денег: бумажные наличные (расчетные билеты),

кредитные наличные (векселя),

кредитные безналичные (записи на счетах в банке осуществляются с помощью денежных документов или электронных сигналов).

 
 
Деньги — это особый товар, служащий всеоб­щим эквивалентом, то есть выражающий стоимость всех других товаров.


Концепции происхождения денег рационалистическая
эволюционная.

 

Функции денег мера стоимости
средство обращения
средства накопления
средства платежа
мировые деньги

 

Сущность денег. Деньги — это особый товар, служащий всеоб­щим эквивалентом, то есть выражающий стоимость всех других товаров. Они возникли на определенной ступени развития обще­ства. Их возникновение связано с обменом.

В экономической литературе рассматриваются две концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная. Первая объясняет происхождение денег как итог соглашения ме­жду людьми. «Деньги — это то, что общество признает деньгами». Согласно второй концепции, деньги появились в результате эво­люционного процесса, который привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место, ста­ли выполнять функции денег.

Деньги выступают как вид финансовых активов, который мо­жет быть использован для сделок. Наиболее характерная черта де­нег — их высокая ликвидность — возможность использования в качестве средства платежа, способность сохранять свою номи­нальную стоимость неизменной.

Некоторые активы, такие как акции, облигации, в меньшей степени ликвидны, их нельзя использовать непосредственно в качестве средств оплаты.

Функции денег. Сущность денег проявляется в их функциях. Выделяют пять функций денег.

Деньги как мера стоимости это приравнивание товара к оп­ределенной сумме денег, что является количественным выраже­нием его стоимости. Стоимость товара, выраженная в деньгах, яв­ляется его ценой.

Мера стоимости — это денежная единица, используемая для измерения и сравнения стоимости товаров и услуг. Функция меры стоимости реализуется на основе масштаба цен. Правительство каждой страны обычно устанавливает свою собственную меру стоимости (масштаб цен). При золотомонетном обращении мас­штабом цен являлось золото, содержащееся в денежной единице (рубле, долларе и т.д.). В США мерой стоимости является доллар, в Германии — немецкая марка, в России — рубль.

Правительство любой страны может изменить установлен­ный ранее масштаб цен. Такие изменения называются денежной реформой. Другими словами, денежная реформа это переход от одной меры стоимости к другой, сопровождаемый уменьшением общего количества денег.

Деньги как средство обращения используются для оплаты това­ров и услуг, а также для уплаты долгов. Альтернативой использова­ния денег в качестве средства обращения является бартер обмен одного товара (или услуги) на другой без денег. Замена бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обраще­ния, приводит к снижению издержек обращения. Денежный обмен требует гораздо меньших усилий и времени, чем бартер:

Деньги предоставляют их владельцу всеобщую покупатель­ную способность, являющуюся весьма важным преимуществом. Использование денег позволяет гибко выбирать тип и количест­во приобретаемых товаров, время и место совершения покупки, а также партнеров для сделки.

Деньги выполняют функцию средства накопления, когда они выступают в виде финансового актива, сохраняющегося у субъ­екта рыночного хозяйства после продажи им товаров и услуг.

Функция средства накопления означает, что деньги являются особого рода активом, сохраняемым после продажи товаров и услуг и обеспечивающим его владельцу покупательную способ­ность в будущем.

Конечно, любой актив в некоторой степени может служить средством накопления. Люди могут хранить свое богатство в виде драгоценностей, произведений искусства, домов, акций, облигаций и др. Однако деньги больше подходят для выполне­ния этой функции, поскольку им присуща высокая ликвидность.

Товары не всегда продаются за наличные деньги. Иногда они реализуются в кредит. Несовпадение во времени покупок и про­даж порождает функцию денег как средства платежа. Если товар продается в кредит, средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в деньгах долговые обязательства, например вексе­ля. Однако по истечении срока кредита покупатель, являющийся одновременно должником, обязан уплатить продавцу-кредитору сумму денег, выраженную в долговом обязательстве. Являясь ин­струментом погашения долгового обязательства, деньги выполня­ют функцию средства платежа.

Обычно выделяется и функция мировых денег, когда деньги используются в международном обороте. Эта функция выполня­ется с помощью валютного курса — выражения денежной едини­цы одной страны в валюте другой страны. (Например, 1 доллар США равен 30 российским рублям.)

На стоимость денег оказывают влияние следующие факторы:

1) Приемлемость денег. Она отчасти основана на законе — государство объявило наличные деньги законным платежным средством. Другими словами, деньги потому являются деньгами, что люди воспринимают их таковыми;

2) Относительная редкость денег. Стоимость денег определя­ется их редкостью по отношению к их полезности. Чем больше денег находится в обращении, тем ниже их стоимость. Когда предложение денег ограниченно, их стоимость возрастает;

3) Покупательная способность денег. Реальная стоимость, или покупательная способность денег, — это количество товаров и услуг, которые можно купить за денежную единицу.

Стоимость денег обратно пропорциональна уровню цен. Если уровень цен всех товаров и услуг удваивается, стоимость денег уменьшается наполовину. Если уровень цен падает, стоимость де­нег увеличивается, то есть

 

где Д — покупательная способность денег;

Р — уровень цен.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал