Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос и предложение денег.






Предложение денег (MS) включает в себя наличность (CU) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут ис­пользовать для сделок (фактически это агрегат M1):

MS = CU + D.

Современная банковская система — это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хра­нят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд.

Как отмечалось выше, в отличие от других финансовых ин­ститутов банки обладают способностью увеличивать предложе­ние денег («создавать деньги»).

В общем виде дополнительное предложение денег, возникающее в результате появления нового депозита, определяется
по формуле:,

где R — норма обязательных резервов;

D — первоначальный вклад (депозит);

R — денежный мультипликатор.

В упрощенной банковской системе денежный мультиплика­тор равен величине, обратной норме обязательных резервов:

Более общая модель предложения денег строится с учетом роли центрального банка, а также возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность.

Предложение денег организует государство, выполняя из­вестные функции в рыночной экономике. Этим занимается цен­тральный банк как путем денежной эмиссии, так и посредством управления денежными активами других банков. Исходя из про­водимой экономической политики, государство устанавливает определенную величину предложения денег, которая не зависит от нормы процента (r). Поэтому кривая предложения денег име­ет вертикальный вид (рис.).

Рис.11.1 Предложения денег

Количество денег в стране увеличивается, если растет денежная база, снижается норма обязательных резервов, уменьшаются избыточные резервы коммерческих банков, снижа­ется доля наличных денег в общей сумме платежных средств насе­ления.

При увеличении (уменьшении) денежной базы кривая сдви­гается вправо (влево). Снижение (повышение) нормы обязатель­ных резервов сдвигает кривую вправо (влево).

Спрос на деньги. Совокупный спрос на деньги (Dm) включает:

• спрос на деньги для сделок (Dt);

• спрос на деньги со стороны активов (Da).

Причина существования спроса на деньги для сделок состоит в том, что люди нуждаются в деньгах как в средстве обращения, то есть в удобном способе заключения сделок для приобретения то­варов и услуг. Спрос на деньги для сделок определяется уровнем номинального ВНП. Чем больше в обществе производится това­ров и услуг, тем больше покупок совершается и тем больше спрос на деньги для сделок. Таким образом, спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному ВНП.

Спрос на деньги для сделок Dtне зависит от процентной ставки, поэтому графически он изображается в виде вертикаль­ной прямой линии (рис. а).

 

Рис. 11.2. Кривые спроса на деньги: а — спрос на деньги для сделок; б — спрос на деньги со стороны активов; в — совокупный спрос на деньги

 

Причина существования спроса на деньги со стороны акти­вов (Da) вытекает из функции денег как средства сбережения.

Люди могут держать свои финансовые активы в различных формах — например, в виде акций, облигаций или наличности. Поэтому существует спрос на деньги со стороны активов.

Преимуществом владения деньгами является их ликвидность, то есть деньги можно незамедлительно использовать для приобре­тения товаров и услуг. Как форма владения активами, деньги осо­бенно привлекательны, когда ожидается понижение цен на това­ры, услуги, другие финансовые активы.

Преимущество ценных бумаг перед деньгами состоит в том, что они приносят доход в виде процента.

Таким образом, человеку приходится решать, сколько фи­нансовых активов держать в виде ценных бумаг, а сколько в деньгах. Решение в первую очередь зависит от процентной став­ки: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и выше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньга, и наоборот.

Следовательно, спрос на деньги со стороны активов (Da) об­ратно пропорционален уровню процентной ставки и имеет вид нисходящей кривой (рис. б).

Совокупный спрос на деньги (Dm) можно определить как сумму спроса на деньги для сделок (Dt) и спроса на деньги со стороны активов (Da) (рис. в).

Таким образом, совокупный спрос на деньги зависит от уровня процентной ставки и объема номинального ВНП.

Равновесие денежного рынка. В целом денежный рынок мо­жет быть представлен в виде графика спроса и предложения (рис. 11.3). Точка E находится на пересечении кривых спроса Dm и предложения денег Sm и определяет равновесную цену денеж­ного рынка. Это равновесная процентная ставка, или «цена де­нег», то есть альтернативная стоимость хранения не приносящих процента денег.

Рис. 11.3.Равновесие на денежном рынке (при постоянном спросе на деньги)

Представим, что меняется предложение денег, а спрос на деньги остается постоянным.

Уменьшение предложения денег создает временную их не­хватку на денежном рынке. Экономические агенты пытаются получить больше денег путем продажи ценных бумаг. Поэтому предложение ценных бумаг увеличивается, что понижает их цену и поднимает процентную ставку. При более высокой процент­ной ставке количество денег, которое люди хотят иметь на руках, уменьшается. Следовательно, количество предложенных и тре­буемых денег вновь выравнивается при более высокой процент­ной ставке.

Увеличение предложения денег создает временный их избы­ток, в результате чего увеличивается спрос на ценные бумаги и цена на них становится выше. Процентная ставка падает, и на денежном рынке восстанавливается равновесие (рис.)

 

 

Рис. 11.4.Равновесие денежного рынка (при неизменном предложении денег)

Предположим теперь, что меняется спрос на деньги, а пред­ложение остается неизменным.

Если спрос на деньги вырос, то кривая спроса на деньги сдви­гается вправо вверх, а процентная ставка повышается. При умень­шении спроса на деньги будут происходить обратные процессы.

Пусть спрос на деньги вырос вследствие роста номинально­го ВНП, то есть население и фирмы хотят держать больше акти­вов в виде наличных денег, реализуя для этого другие финансо­вые активы, например ценные бумаги. Но при неизменном предложении денег равновесие на денежном рынке может быть установлено только при росте процентной ставки. При умень­шении спроса на деньги равновесие на денежном рынке уста­навливается при более низкой, чем первоначальная, процент­ной ставке.

 

Понятие финансов и их функции. Финансовая система и ее структура. Государственные и частные финансы. Финансовая система Республики Беларусь.

Финансовая система РБ включает в себя следующие сферы:

1. Общегосударственные (централизованные) финансы.

Централизованные финансы — экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства.

2. Финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы).

 

Децентрализованные финансы — экономические отношения, связанные с кругооборотом денежных фондов хозяйствующих субъектов. Состав финансовой системы РБ характеризуется звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности. Основные звенья — это государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования. Общегосударственные финансы представляют систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и их использованию для выполнения функций государства (социальных, экономических, политических) путем распределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами. Выделяют два уровня централизации: республиканский и региональный.

 


Финансы – это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств.

Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества является финансовая система.

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений и комплекса кредитно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования фондов денежных средств.

Финансовые отношения – это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального продукта.

В современных условиях финансовая система охватывает:

1. Государственные финансы – это особая сфера экономических отношений, связанная с распределением, перераспределением и потреблением части национального продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Они состоят из:

а) государственного бюджета,

б) местных бюджетов,

в) финансов государственных предприятий,

г) специальных правительственных фондов.

2. Финансы негосударственных предприятий (частных) и корпораций – выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятий.

3. Финансы домашних хозяйств - денежные фонды группы людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и принимают экономические решения сообща. 4. Совокупность кредитно-финансовых учреждений – которая в настоящее время включает три основные группы кредитно-финансовых институтов:

  • резервный банк (в Республике Беларусь функции резервного банка выполняет Национальный банк),
  • систему коммерческих банков,
  • систему специализированных кредитно-финансовых учреждений (сберегательные учреждения, страховые компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды).

 

Финансовая система включает денежные отношения, складывающиеся:

  1. Между предприятиями как хозяйствующими субъектами.
  2. Внутри предприятий.
  3. Между государством и предприятиями.
  4. Между предприятиями и кредитно-финансовыми учреждениями.
  5. Между различными кредитно-финансовыми учреждениями.
  6. Между государственными органами различных уровней управления.
  7. Между государством и домашними хозяйствами.

 

Характерными чертами современных финансов являются:

  1. Денежная форма.
  2. Распределительный характер отношений, то есть отсутствие эквивалентного обмена.
  3. Распределение национального продукта через реальные денежные фонды.

 

Финансовая система опосредует весь механизм расширенного воспроизводства и способствует мобилизации ресурсов для повышения эффективности общественного производства. Финансовая система выполняет следующие функции:

1. Распределительную – которая охватывает первичное и вторичное распределение национального продукта. Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного воспроизводства, вторичное – образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для ывполнения возложенных на него функций и нецентрализованных (муниципальных) фондов. В результате формируются и используются денежные ресурсы домохозяйств, частного предпринимательского сектора, государства и иностранного сектора экономики.

2. Регулирующую – которая состоит в том, что изменение условий и нормативов распределения и перераспределения денежных средств стимулируют или ограничивают экономический рост, а, соответственно, и изменяют уровень безработицы и инфляции.

3. Контрольную – проявляется в осуществлении контроля со стороны кредитно-финансовых учреждений за распределением и использованием финансовых ресурсов.

Мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию называется финансовой политикой, основной составляющей которой является фискальная (налогово-бюджетная) политика. Финансовая политика осуществляется с помощью различных финансовых инструментов - цен, тарифов, таможенных пошлин, субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, различных сборов.

 

Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь. Функции и виды налогов

Налог – это обязательный, безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в государственный бюджет.

 

Принципы налогообложения:

  1. Всеобщность налогов - каждый гражданин государства обязан принимать участие в поддержании правительства.
  2. Определённость налогов - должны быть строго определены время уплаты, способ взимания и величина налога.
  3. Простота и удобство - налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наибольшие удобства для плательщика.
  4. Минимальные издержки - налог не должен быть обременителен для налогоплательщика.
  5. Однократность налогообложения – с объекта налогообложения налог не должен взиматься более одного раза.
  6. Стабильность налогообложения – ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны оставаться длительное время неизменными.

Функции налогов:

1. Фискальная – связана с необходимостью пополняять госбюджет доходами (по латыни fiscus означает казна).

2. Распределительная – в процессе сбора и использования налогов возникают распределительные и перераспределительные отношения.

3. Регулирующая – изменяя величину налоговых ставок, налоговых льгот и других параметров налогообложения правительство может целенаправленно влиять на экономическую и социально-политическую ситуацию, стимулируя те или иные процессы

 

Совокупность налогов, принципов и методов их построения и взимания образует налоговую систему государства. Э лементы налоговой системы следующие:

  1. Субъект налога – это плательщик налога, юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог.
  2. Объект налогообложения – это доход или имущество с которого уплачивается налог.
  3. Налоговая база – это размер дохода (имущества), подлежащий налогообложению.
  4. Налоговый период – время начисления налога или сбора в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их уплате.
  5. Налоговая льгота – предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установленных законодательством.
  6. Налоговая ставка - величина выплат с единицы налогообложения, то есть, выраженная в процентах доля дохода, взимаемая в виде налога.
  7. Порядок исчисления – устанавливается порядок исчисления налогов, сборов, пошлин.
  8. Порядок и сроки уплаты – устанавливаются налоговым или таможенным законодательствами.

 

Различают следующие группы налогов:

1. По способу взимания:

а) прямые – это налоги на доход или имущество (подоходный, на прибыль, на доходы, имущественный, с наследства и дарений и т.д.),

б) косвенные – это налоги на потребление, входят в цену товара, увеличивая её (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и т.д.).

2. В зависимости от характера налоговых ставок:

а) пропорциональные - независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки (отчисление 1% дохода физического лица в государственный фонд содействия занятости),

б) прогрессивные – уровень налоговых ставок растёт по мере роста дохода (налог на прибыль, налоги на доходы, подоходный налог с физических лиц и т.д.),

в) регрессивные – уровень налоговых ставок падает по мере роста дохода,

г) твёрдые – устанавливаются фиксированные суммы выплат на единицу объекта независимо от его стоимости.

3. В зависимости от органов власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги (по направлениям распределения):

а) республиканские (или государственные)

б) местные (муниципальные) в разных странах и регионах эта общая структура налогов модифицируется, но заметна тендеция к сближению форм и нормативовналогообложения.

 

Бюджетная система. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы государственного бюджета.

 




Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет – централизованный фонд денежных ресурсов, который используется правительством для выполнения соответствующих функций государства на микро- и макроуровнях. Совокупность общегосударственного бюджета и бюджетов административно - территориальных единиц представляет собой бюджетную систему страны. Её структура зависит от государственного устройства. В унитарных странах бюджетная система имеет двухуровневое построение – государственный и местные бюджеты (бюджеты городов, районов областей). В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджеты штатов, земель, республик. В целом бюджеты различных уровней составляют консолидированный бюджет страны.

Государственный бюжет выполняет основные функции:

  1. Распределительную – обеспечивает формирование и расходование денежных средств государства на удовлетворение общенациональных потребностей.
  2. Контрольную – гарантирует формирование денежных средств и их расходование по предусмотренному назначению.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Структура доходной части:

  1. Налоги с юридических лиц.
  2. Налоги с физических лиц.
  3. Государственные займы.
  4. Прочие доходы:

· неналоговые платежи и сборы,

· поступления от продажи лотерейных билетов,

· поступления от продаж объектов государственной собственности, и т.д.

 

Структура расходной части:

  1. Социально-культурная деятельность.
  2. Экономическая деятельность.
  3. Дотации местным бюджетам областей и г. Минска.
  4. Оборона и гос. управление.
  5. Пополнение государственных запасов и резервов.
  6. Содержание органов внутренних дел (включая внутренние войска).
  7. Внешнеэкономическая.

 

К бюджетным средствам относятся внебюджетные фонды, которые количественно не включаются в состав госбюджета, но по принципу распределения и использования равнозначны бюджетным расходам государства. Их наличие обусловлено потребностью в привлечении дополнительных средств на конкретные цели. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и группируются по целевому назначению.

 


Понятие бюджетного дефицита и бюджетного профицита. Государственный долг, его виды и последствия.

Когда государственные расходы превышают доходы, то имеет место бюджетный дефицит, в противном случае – профицит (излишек).

Причины бюджетного дефицита:

  1. Расщирение социально-экономических функций государства.
  2. Увеличение расходов на управление.
  3. Увеличение расходов на оборону.
  4. Периодические спады общественного производства.

 

Дефицит госбюджета финансируется за счёт:

  1. Займов у населения, то есть посредством продажи процентных бумаг, таким образом образуется государственный долг.
  2. Выпуска новых денег, что является более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

 

Различают:

  1. Структурный дефицит государственного бюджета, который представляет собой превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости (это разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях полной занятости).
  2. Циклический дефицит государственного бюджета – это разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом, который возникает в результатн циклического падения производства.

Государственный долг – это общий размер задолженности государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Он становится неизбежным при бюджетном дефиците. Количественно государственный долг определяется как разница между накопленными за определённый период времени бюджетными дефицитами и бюджетными излишками. Критический уровень государственного долга по оценкам Всемирного банка составляет 50% ВВП.

Государственный долг подразделяется на:

  1. Внутренний – задолженность государства перед своими гражданами. Образуется в результате выпуска долговых обязательств, задолженности по выплате заработной платы и трансфертных платежей.
  2. Внешний – результат заимствований за пределами государства. Обслуживание государственного долга приводит к следующим экономическим последствиям:
  1. Снижается уровень потребления для населения данной страны.
  2. Вследствие роста процентной ставки вытесняется частный капитал, что ограничивает экономический рост.
  3. Увеличивается уровень налогов, что снижает экономическую активность.
  4. Перераспределяется национальный доход в пользу держателей государственных облигаций.

 

Погашение государственного долга и процентов по нему, то есть управление государственным долгом, осуществляется за счёт:

1. Рефинансирования, то есть выпуска новых займов для покрытия задолженности по старым займам.

2. Конверсии, то есть изменения условий займа относительно доходности (изменение процентных ставок).

3. Консолидации, то есть изменения условий относительно сроков погашения (превращение краткосрочных облигаций в среднесрочные и долгосрочные).

 

 

Совокупный спрос. Кривая совокупного спро­са. Неценовые факторы совокупного спроса. СОВОКУПНЫЙ СПРОС (AD) - это общее или суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен и при прочих равных условиях.

КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА (АD) показывает количество товаров и услуг, которое будет купленопри каждом возможном уровне цен.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал