Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Спрос и предложение денег.
Предложение денег (MS) включает в себя наличность (CU) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок (фактически это агрегат M1): MS = CU + D. Современная банковская система — это система с частичным резервным покрытием: только часть своих депозитов банки хранят в виде резервов, а остальные используют для выдачи ссуд. Как отмечалось выше, в отличие от других финансовых институтов банки обладают способностью увеличивать предложение денег («создавать деньги»). В общем виде дополнительное предложение денег, возникающее в результате появления нового депозита, определяется
где R — норма обязательных резервов; D — первоначальный вклад (депозит); R — денежный мультипликатор. В упрощенной банковской системе денежный мультипликатор равен величине, обратной норме обязательных резервов: Более общая модель предложения денег строится с учетом роли центрального банка, а также возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность. Предложение денег организует государство, выполняя известные функции в рыночной экономике. Этим занимается центральный банк как путем денежной эмиссии, так и посредством управления денежными активами других банков. Исходя из проводимой экономической политики, государство устанавливает определенную величину предложения денег, которая не зависит от нормы процента (r). Поэтому кривая предложения денег имеет вертикальный вид (рис.). Рис.11.1 Предложения денег Количество денег в стране увеличивается, если растет денежная база, снижается норма обязательных резервов, уменьшаются избыточные резервы коммерческих банков, снижается доля наличных денег в общей сумме платежных средств населения. При увеличении (уменьшении) денежной базы кривая сдвигается вправо (влево). Снижение (повышение) нормы обязательных резервов сдвигает кривую вправо (влево). Спрос на деньги. Совокупный спрос на деньги (Dm) включает: • спрос на деньги для сделок (Dt); • спрос на деньги со стороны активов (Da). Причина существования спроса на деньги для сделок состоит в том, что люди нуждаются в деньгах как в средстве обращения, то есть в удобном способе заключения сделок для приобретения товаров и услуг. Спрос на деньги для сделок определяется уровнем номинального ВНП. Чем больше в обществе производится товаров и услуг, тем больше покупок совершается и тем больше спрос на деньги для сделок. Таким образом, спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному ВНП. Спрос на деньги для сделок Dtне зависит от процентной ставки, поэтому графически он изображается в виде вертикальной прямой линии (рис. а).
Рис. 11.2. Кривые спроса на деньги: а — спрос на деньги для сделок; б — спрос на деньги со стороны активов; в — совокупный спрос на деньги
Причина существования спроса на деньги со стороны активов (Da) вытекает из функции денег как средства сбережения. Люди могут держать свои финансовые активы в различных формах — например, в виде акций, облигаций или наличности. Поэтому существует спрос на деньги со стороны активов. Преимуществом владения деньгами является их ликвидность, то есть деньги можно незамедлительно использовать для приобретения товаров и услуг. Как форма владения активами, деньги особенно привлекательны, когда ожидается понижение цен на товары, услуги, другие финансовые активы. Преимущество ценных бумаг перед деньгами состоит в том, что они приносят доход в виде процента. Таким образом, человеку приходится решать, сколько финансовых активов держать в виде ценных бумаг, а сколько в деньгах. Решение в первую очередь зависит от процентной ставки: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и выше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньга, и наоборот. Следовательно, спрос на деньги со стороны активов (Da) обратно пропорционален уровню процентной ставки и имеет вид нисходящей кривой (рис. б). Совокупный спрос на деньги (Dm) можно определить как сумму спроса на деньги для сделок (Dt) и спроса на деньги со стороны активов (Da) (рис. в). Таким образом, совокупный спрос на деньги зависит от уровня процентной ставки и объема номинального ВНП. Равновесие денежного рынка. В целом денежный рынок может быть представлен в виде графика спроса и предложения (рис. 11.3). Точка E находится на пересечении кривых спроса Dm и предложения денег Sm и определяет равновесную цену денежного рынка. Это равновесная процентная ставка, или «цена денег», то есть альтернативная стоимость хранения не приносящих процента денег. Рис. 11.3.Равновесие на денежном рынке (при постоянном спросе на деньги) Представим, что меняется предложение денег, а спрос на деньги остается постоянным. Уменьшение предложения денег создает временную их нехватку на денежном рынке. Экономические агенты пытаются получить больше денег путем продажи ценных бумаг. Поэтому предложение ценных бумаг увеличивается, что понижает их цену и поднимает процентную ставку. При более высокой процентной ставке количество денег, которое люди хотят иметь на руках, уменьшается. Следовательно, количество предложенных и требуемых денег вновь выравнивается при более высокой процентной ставке. Увеличение предложения денег создает временный их избыток, в результате чего увеличивается спрос на ценные бумаги и цена на них становится выше. Процентная ставка падает, и на денежном рынке восстанавливается равновесие (рис.)
Рис. 11.4.Равновесие денежного рынка (при неизменном предложении денег) Предположим теперь, что меняется спрос на деньги, а предложение остается неизменным. Если спрос на деньги вырос, то кривая спроса на деньги сдвигается вправо вверх, а процентная ставка повышается. При уменьшении спроса на деньги будут происходить обратные процессы. Пусть спрос на деньги вырос вследствие роста номинального ВНП, то есть население и фирмы хотят держать больше активов в виде наличных денег, реализуя для этого другие финансовые активы, например ценные бумаги. Но при неизменном предложении денег равновесие на денежном рынке может быть установлено только при росте процентной ставки. При уменьшении спроса на деньги равновесие на денежном рынке устанавливается при более низкой, чем первоначальная, процентной ставке.
Понятие финансов и их функции. Финансовая система и ее структура. Государственные и частные финансы. Финансовая система Республики Беларусь. Финансовая система РБ включает в себя следующие сферы: 1. Общегосударственные (централизованные) финансы. Централизованные финансы — экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства. 2. Финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы).
Децентрализованные финансы — экономические отношения, связанные с кругооборотом денежных фондов хозяйствующих субъектов. Состав финансовой системы РБ характеризуется звеньями, которые выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности. Основные звенья — это государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования. Общегосударственные финансы представляют систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и их использованию для выполнения функций государства (социальных, экономических, политических) путем распределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами. Выделяют два уровня централизации: республиканский и региональный.
Финансы – это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств. Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества является финансовая система. Финансовая система – это совокупность финансовых отношений и комплекса кредитно-финансовых учреждений, используемых государством в целях регулирования фондов денежных средств. Финансовые отношения – это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального продукта. В современных условиях финансовая система охватывает: 1. Государственные финансы – это особая сфера экономических отношений, связанная с распределением, перераспределением и потреблением части национального продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Они состоят из: а) государственного бюджета, б) местных бюджетов, в) финансов государственных предприятий, г) специальных правительственных фондов. 2. Финансы негосударственных предприятий (частных) и корпораций – выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятий. 3. Финансы домашних хозяйств - денежные фонды группы людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и принимают экономические решения сообща. 4. Совокупность кредитно-финансовых учреждений – которая в настоящее время включает три основные группы кредитно-финансовых институтов:
Финансовая система включает денежные отношения, складывающиеся:
Характерными чертами современных финансов являются:
Финансовая система опосредует весь механизм расширенного воспроизводства и способствует мобилизации ресурсов для повышения эффективности общественного производства. Финансовая система выполняет следующие функции: 1. Распределительную – которая охватывает первичное и вторичное распределение национального продукта. Первичное распределение обеспечивает процесс расширенного воспроизводства, вторичное – образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для ывполнения возложенных на него функций и нецентрализованных (муниципальных) фондов. В результате формируются и используются денежные ресурсы домохозяйств, частного предпринимательского сектора, государства и иностранного сектора экономики. 2. Регулирующую – которая состоит в том, что изменение условий и нормативов распределения и перераспределения денежных средств стимулируют или ограничивают экономический рост, а, соответственно, и изменяют уровень безработицы и инфляции. 3. Контрольную – проявляется в осуществлении контроля со стороны кредитно-финансовых учреждений за распределением и использованием финансовых ресурсов. Мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию называется финансовой политикой, основной составляющей которой является фискальная (налогово-бюджетная) политика. Финансовая политика осуществляется с помощью различных финансовых инструментов - цен, тарифов, таможенных пошлин, субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, различных сборов.
Налогообложение: сущность и принципы. Виды налогов. Налоговая система Республики Беларусь. Функции и виды налогов Налог – это обязательный, безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в государственный бюджет.
Принципы налогообложения:
Функции налогов: 1. Фискальная – связана с необходимостью пополняять госбюджет доходами (по латыни fiscus означает казна). 2. Распределительная – в процессе сбора и использования налогов возникают распределительные и перераспределительные отношения. 3. Регулирующая – изменяя величину налоговых ставок, налоговых льгот и других параметров налогообложения правительство может целенаправленно влиять на экономическую и социально-политическую ситуацию, стимулируя те или иные процессы
Совокупность налогов, принципов и методов их построения и взимания образует налоговую систему государства. Э лементы налоговой системы следующие:
Различают следующие группы налогов: 1. По способу взимания: а) прямые – это налоги на доход или имущество (подоходный, на прибыль, на доходы, имущественный, с наследства и дарений и т.д.), б) косвенные – это налоги на потребление, входят в цену товара, увеличивая её (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и т.д.). 2. В зависимости от характера налоговых ставок: а) пропорциональные - независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки (отчисление 1% дохода физического лица в государственный фонд содействия занятости), б) прогрессивные – уровень налоговых ставок растёт по мере роста дохода (налог на прибыль, налоги на доходы, подоходный налог с физических лиц и т.д.), в) регрессивные – уровень налоговых ставок падает по мере роста дохода, г) твёрдые – устанавливаются фиксированные суммы выплат на единицу объекта независимо от его стоимости. 3. В зависимости от органов власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги (по направлениям распределения): а) республиканские (или государственные) б) местные (муниципальные) в разных странах и регионах эта общая структура налогов модифицируется, но заметна тендеция к сближению форм и нормативовналогообложения.
Бюджетная система. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы государственного бюджета.
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет – централизованный фонд денежных ресурсов, который используется правительством для выполнения соответствующих функций государства на микро- и макроуровнях. Совокупность общегосударственного бюджета и бюджетов административно - территориальных единиц представляет собой бюджетную систему страны. Её структура зависит от государственного устройства. В унитарных странах бюджетная система имеет двухуровневое построение – государственный и местные бюджеты (бюджеты городов, районов областей). В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджеты штатов, земель, республик. В целом бюджеты различных уровней составляют консолидированный бюджет страны. Государственный бюжет выполняет основные функции:
Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Структура доходной части:
· неналоговые платежи и сборы, · поступления от продажи лотерейных билетов, · поступления от продаж объектов государственной собственности, и т.д.
Структура расходной части:
К бюджетным средствам относятся внебюджетные фонды, которые количественно не включаются в состав госбюджета, но по принципу распределения и использования равнозначны бюджетным расходам государства. Их наличие обусловлено потребностью в привлечении дополнительных средств на конкретные цели. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и группируются по целевому назначению.
Когда государственные расходы превышают доходы, то имеет место бюджетный дефицит, в противном случае – профицит (излишек). Причины бюджетного дефицита:
Дефицит госбюджета финансируется за счёт:
Различают:
Государственный долг – это общий размер задолженности государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Он становится неизбежным при бюджетном дефиците. Количественно государственный долг определяется как разница между накопленными за определённый период времени бюджетными дефицитами и бюджетными излишками. Критический уровень государственного долга по оценкам Всемирного банка составляет 50% ВВП. Государственный долг подразделяется на:
Погашение государственного долга и процентов по нему, то есть управление государственным долгом, осуществляется за счёт: 1. Рефинансирования, то есть выпуска новых займов для покрытия задолженности по старым займам. 2. Конверсии, то есть изменения условий займа относительно доходности (изменение процентных ставок). 3. Консолидации, то есть изменения условий относительно сроков погашения (превращение краткосрочных облигаций в среднесрочные и долгосрочные).
Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. СОВОКУПНЫЙ СПРОС (AD) - это общее или суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен и при прочих равных условиях. КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА (АD) показывает количество товаров и услуг, которое будет купленопри каждом возможном уровне цен.
|