Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние совокупного спроса на реальный объем производства и уровень цен
Увеличение совокупного спроса на промежуточном (восходящем) отрезке с AD2 до AD3 приведет к увеличению как реального объема с Y2 до Y3, так и уровня цен с Р1 до Р2. В результате установится равновесие между совокупным спросом и реальным объемом производства в точке E3, так как повышение цен в связи с возникшей конкуренцией среди покупателей будет стимулировать рост объема продукции. При равенстве объемов произведенных и реализованных товаров и услуг в экономике страны наступит равновесие. Увеличение совокупного спроса на вертикальном (классическом) отрезке приведет лишь к повышению уровня цен с Р2 до Р3. Реальный объем национального производства (У3) останется прежним, так как уже достигнут его предельный уровень, т.е. рабочая сила и капитал используются полностью. Таким образом, увеличение совокупного спроса (AD) приводит к разным последствиям: • на горизонтальном отрезке — к росту объема производства при неизменной цене; • на промежуточном отрезке — к росту объема производства и росту уровня цен; • на вертикальном отрезке — к росту цен при неизменном уровне объема производства. Рассматриваемая модель AD — АS иллюстрирует экономическую ситуацию с увеличением совокупного спроса. Если совокупный спрос будет уменьшаться, в ней произойдут изменения: на горизонтальном отрезке цены останутся на прежнем уровне при уменьшении объема национального производства; на промежуточном отрезке и уровень цен, и объем производства уменьшатся; на вертикальном отрезке совокупного предложения цены снизятся, а объем производства останется неизменным. Однако в реальной действительности обратное движение совокупного спроса от AD2 до AD1, как правило, не восстанавливает первоначального равновесия в точке Е1 (рис. 9.11). «Эффект храповика» Это связано с тем, что цены на товары и ресурсы, однажды повысившись под влиянием увеличения совокупного спроса, не имеют тенденции к понижению до первоначального уровня. Даже при падении совокупного спроса они остаются на более высоком уровне, чем раньше. Это объясняется ценовой инертностью затрат на производство продукции. Предприниматель заключает договоры на покупку сырья, аренду помещений и оборудования, оплату рабочей силы по определенным ценам, и он не может изменить их произвольно в сторону уменьшения. При снизившемся совокупном спросе он вынужден предлагать свою продукцию по ценам, которые установились первоначально, и, чтобы не оказаться в убытке, резко снижает объем производства. Неэластичность цен в сторону понижения отражается на графике следующим образом: горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения при уменьшении совокупного спроса от AD2 до АD1 сдвигается вверх от уровня цен Р1 до Р2. В результате возникает новое равновесие в точке Е1, при котором сохраняется ранее повысившийся уровень цен Р2. Объем производства понизится до У1, т.е. до еще более низкого уровня, чем был первоначально (Y2). Таким образом, сокращение совокупного спроса с AD2 до AD1 смещает горизонтальный участок кривой совокупного предложения, и новое равновесие устанавливается уже не в точке Е2, а в точке Е1 , которая соответствует объему производства У1 и цене Р2. Смещение кривой совокупного предложения и установление нового равновесия при более высоком уровне цен экономисты назвали «эффектом храповика». Так же, как храповик не мешает поворачивать храповое колесо вперед, но препятствует его возвращению назад, так и макроэкономическое равновесие постоянно восстанавливается при все более и более высоком уровне цен. Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение, могут также сдвигать кривую предложения вправо или влево.
|