Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условная цена труда
У рынка труда есть две уникальные особенности, которые накладывают свой отпечаток на действие обычных рыночных механизмов — универсальность продаваемого там товара и стремление продавцов к социальной справедливости. Универсальность товара рабочая сила связана с тем, что человек способен овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни, если ему это выгодно и оправдывает затраты времени, сил и средств. В промышленно развитых странах не редкость, когда меняют профессии даже люди с высшим образованием. Они снова садятся на студенческие скамьи и приобретают новые профессии, которые сулят более выгодные условия труда. Часто им в этом помогает государство. Во Франции, например, правительство берет на себя расходы по 3-х летнему переобучению безработных в высших учебных заведениях. Кроме того, универсальность рабочей силы как товара проявляется в том, что специалисты одной профессии могут работать в самых различных фирмах, регионах одной страны и даже менять страны, где им приходится трудиться. Например, американские рабочие и служащие за свою жизнь меняют место работы 10 и более раз, из-за чего средний срок работы на одном месте сократился в США до 3, 6 года. Это обусловлено тем, что американцы постоянно ищут возможность продать свой труд подороже. Это явление, присущее людям во всем мире и получившее название мобильности рабочей силы, очень сильно влияет на формирование механизмов оплаты труда. Мобильность рабочей силы — способность работников менять место, район и даже страну, где они трудятся, в поисках более выгодных условий продажи своих знаний, навыков и способностей. Мобильность рабочей силы вносит совсем новый аспект и торг между работодателями и наемными работниками. Если работники не могут добиться на своем рабочем месте таких же выгодных условий труда, какие предлагает им другой работодатель, они просто увольняются и продают свою рабочую силу более щедрому покупателю. Это означает, что на рынке труда существует постоянная конкуренция среди покупателей-работодателей, стремящихся переманить друг у друга наиболее ценных специалистов. И чем ценнее специалист, тем острее конкуренция за него и тем большую зарплату он может себе выторговать. Нетрудно понять, что такая конкуренция за наемных работников, без которых невозможны ни создание, ни деятельность любого предприятия, ведет к перетоку работников из одних отраслей экономики в другие. Альтернативой этому являются забастовки с требованием повысить зарплату до уровня оплаты аналогичного труда в других отраслях. Характерна в этой связи история, произошедшая в России в начале 1992 г., вскоре после " освобождения" государственных цен и их резкого скачка вверх. Быстрый рост стоимости жизни стал причиной забастовки российских шахтеров. Они потребовали от государства значительного повышения своей заработной платы, поскольку при новых ценах шахтеры не могли даже нормально прокормить себя. После долгих и трудных переговоров правительство пошло на уступки, и зарплата была повышена. Но, готовя соглашение с представителями бастующих, правительство допустило серьезную ошибку. Оно не оговорило, что это повышение зарплаты распространяется лишь на тех работников угольной промышленности, " которые заняты на подземных работах", то есть собственно на шахтеров. Отсутствие этих 5 слов дорого обошлось правительству. Зарплату пришлось повысить и тем, кто редко или даже никогда не спускается под землю: работникам управленческого персонала и вспомогательному персоналу, вплоть до воспитателей в детских садах. Но и это было не все. Сразу же обнаружилось, что в одном городе живут люди, которые выполняют одну и ту же работу, но получают за нее совершенно разную зарплату. Воспитательницы детских садов, принадлежащих другим предприятиям, отказывались понимать, почему они должны получать намного меньше, чем их коллеги из детсада шахтоуправления. Вдохновляемые стремлением добиться социальной справедливости (в данном случае получать не меньше воспитательниц и нянечек " при шахтерских детях"), они тоже стали угрожать забастовкой, требуя аналогичного повышения заработной платы. Поэтому на рынке труда постоянно борются между собой две тенденции. Первая из них отражает стремление к социальной справедливости и состоит в том, что профсоюзы (а в некоторых странах и правительство) пытаются добиться выравнивания заработной платы. Это означает установление одинаковых размеров оплаты труда для всех работников, выполняющих одни и те же трудовые обязанности на одном и том же предприятии или в одной и той же отрасли. Так обстоит дело, например, в России, где в конце 1992 г. была начата работа по внедрению единой схемы оплаты труда (единой тарифной сетки) для всех, чей труд оплачивает само правительство (государственная администрация, работники образования, медицинские работники и т.д.). Единая тарифная сетка — общеобязательные правила определения оплаты труда работников, которые трудятся в различных организациях, но имеют одинаковую квалификацию, образовательный уровень, трудовой стаж и выполняют сходную работу, в силу чего их оплата должна быть одинаковой. Такое выравнивание размеров заработной платы с учетом факторов, которые можно точно определить (например, стаж работы по специальности), с одной стороны, вроде бы хорошо — обеспечивается социальная справедливость по принципу " равная оплата за равный труд", а с другой — плохо. В экономике всегда так: ничто не бывает только хорошим или только плохим и для всего существует цена выбора. Дело в том, что такое выравнивание искажает нормальный механизм функционирования рынка. Допустим, что человек нашел себе работу, соответствующую его возможностям, знаниям и запросам к уровню оплаты. Подписав документы о найме, он уходит на время с рынка труда, но не из сферы экономических отношений. Меняется лишь характер проблем: у нанимателя теперь главная проблема — как добиться, чтобы человек трудился с наивысшей производительностью и качеством, а у наемного работника — как получить за свой труд побольше. Эти интересы находят свое компромиссное воплощение в методах экономического стимулирования наемных работников. Человечество придумало массу способов такого стимулирования, и подробный рассказ о них отнял бы у нас слишком много времени. Поэтому скажем лишь об основных: поощрение трудовой активности через зарплату; вовлечение работников в управление и совладение организацией, где они трудятся; формирование пенсии в прямой зависимости от заработной платы. Наиболее традиционные формы заработной платы — повременная и сдельная. При первой работник получает деньги за выполнение своих обязанностей в течение определенного времени, и размер оплаты растет прямо пропорционально этому времени. При сдельной же оплате труда работник получает определенную сумму денег за каждое вышедшее из его рук изделие или за каждую выполненную им производственную операцию. Чем больше он сделал — тем выше сумма, которая ему выплачивается. Эти системы просты и потому удобны, что и обусловило их господство по сей день во многих странах мира.
|