Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественный уровень безработицы — сложившийся в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы.






Иными словами, состояние дел на рынке труда не должно вызывать беспокойства, если некоторая часть трудоспособных людей временно не работают потому, что переходят с одного места работы на другое без изменения профессии и отрасли (фрикционная безработица). Кроме того, вполне нормально, если часть людей не работают из-за того, что им нужно поменять профессию или место жительства и работы, поскольку их " родные" отрасли " потеряли рынок" и сворачивают производство, а в растущих отраслях нужны работники с другими навыками и профессиями.

Безработица становится проблемой только тогда, когда она начинает превышать естественный уровень и это связано с экономическим спадом.

 

Сфера контактов продавцов и покупателей трудовых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг. Смысл понятия Рынок труда не сводится к отношению " безработные-вакансии", а касается всего экономически активного населения. В каждый данный момент времени некоторые из нанимателей могут быть не заняты активным поиском новых работников, а большая часть продавцов труда не собирается менять работу. Однако все они находятся в системе отношений рыночной конкуренции и с этой точки зрения не отличаются от тех, кто активно стремится вступить в сделку купли-продажи либо находится в процессе заключения такой сделки. Как и на любом рынке, кол-во реализованного товара (в данном случае - уровень занятости) и его цена (заработная плата) определяются в процессе взаимодействия спроса и предложения. Специфика спроса на труд состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев он представляет собой т.н. производный спрос. Это означает, что трудовые услуги покупаются не для непосредственного удовлетворения потребностей покупателя, а для производства товаров и услуг, предназначенных к продаже на рынке. Спрос на тот или иной вид труда, следовательно, находится в прямой зависимости от спроса на производимый им продукт, а совокупный спрос на труд со стороны всех хозяйственных структур является функцией общей экономической ситуации. Поэтому любые меры, направленные на регулирование потребительского рынка и рынка средств производства, через цепь рыночных взаимодействий неизбежно скажутся на уровне занятости и доходов наемных работников.

Рынок труда имеет ряд взаимозависимых особенностей, затрудняющих свободную конкуренцию и препятствующих установлению равновесной цены:

а) т.к. трудовые услуги, оказываемые работодателю, неотделимы от работника, сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между ее агентами;

б) важную роль играют неденежные аспекты сделки (содержание и условия труда, гарантии сохранения рабочего места, перспективы продвижения по службе и профессионального роста, микроклимат в коллективе);

в) своеобразие отношений, возникающих между агентами Рынок труда, диктует необходимость более четкой и детальной регламентации различных сторон их деятельности, чем на обычном рынке.

Отсюда насыщенность этого рынка институциональными структурами. К их числу относятся: система трудового законодательства, регламентирующая условия найма, оплаты и увольнения работников; учреждения и службы регулирования занятости; профсоюзы. В результате как на условия конкретных сделок, так и на общий уровень занятости влияют не только рыночные рычаги, но и установившаяся система правил и процедур. Заработная плата устанавливается обычно выше равновесного уровня. Однако даже при равновесной зарплате Рынок труда никогда не бывает полностью расчищен.

Данное явление принято называть естественной безработицей. Разнообразие предлагаемых трудовых услуг и рабочих мест порождает дифференцированность рынка труда. Еще в 1880-х гг. А. Маршалл (США) впервые выдвинул концепцию неконкурирующих групп на Рынок труда Каждая разновидность труда, профессия, специальность имеет свой более или менее обособленный от других рынок. Фактически в развитой экономике действует система многих взаимосвязанных Р. т., отличающихся различной степенью автономности. Это нашло отражение в концепции сегментированного Рынок труда, впервые выдвинутой американскими экономистами П. Доринджером и М. Пайором в начале 1970-х гг.

Рынок, который определяет, кто имеет работу, а также уровень оплаты за нее. Представляет собой теоретическую концепцию, используемую в макроэкономике.

Макроэкономика - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда возможен при условии, что рабочий является собственником своей способности к труду. Через Рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Спрос - потребность в товарах, работах, услугах, определяемая как функция следующих факторов: количество, качество, номенклатура предложений, цены, интерес и платежеспособность потребителей (не считая побочных факторов).

Различают совокупный (или агрегированный) спрос и частный (на отдельные товары или группы товаров, со стороны отдельных потребителей или их социальных, профессиональных групп и т.д.).

Существенное уменьшение или прекращение спроса на определенные товары и услуги при стабильном уровне доходов и цен; накопление запасов данных товаров и услуг.

Товар - продукт труда, предназначенный для продажи.

По степени обработки товары делятся на сырьевые, полуфабрикаты и готовые изделия. К последним относятся, в частности, потребительские товары (" ширпотреб").

По характеру потребления:

- товары кратковременного пользования (в том числе разового потребления, например, продукты питания);

- товары длительного пользования (холодильники, мебель, автомашины и т.п.);

- ряд экономистов (отечественных и зарубежных) выделяют услуги (особенно в материальной форме) в третью группу товаров (для нее момент производства и момент потребления совпадают во времени).

Другой принцип деления связан с взаимной зависимостью потребительских свойств товаров: взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары.

Взаимодополняемые товары в совокупности удовлетворяют одну и ту же потребность, например, фотоаппараты и химикалии для фотолюбителей.

Взаимозаменяемость практически никогда не бывает абсолютной, но в определенных условиях приемлемой - говядина и свинина, мотороллер и мотоцикл и т.п.

Снижение цен на один из элементов пары взаимодополняемых товаров ведет к увеличению спроса на другой. Для взаимозаменяемых товаров ситуация обратна: уменьшение цены на один элемент пары приводит к уменьшению спроса на другой.

Характерные коммерческие термины: наличные товары (находящиеся во владении продавца к моменту заключения контракта); будущие товары (находящиеся в процессе производства или подлежащие приобретению продавцом после подписания договора купли-продажи); товар, продаваемый с убытком с целью привлечения покупателей (в том числе с рекламной целью); товары, предназначенные для обслуживания досуга потребителей.

Изучение агрегированных макроэкономических показателей и их связей, например с деньгами, занятостью, процентными ставками, государственными расходами, инвестициями и потреблением. Многие считают создание макроэкономики заслугой Дж. М. Кейнса (1883-1946), поскольку он пытался объяснить, что даже в случае эффективного функционирования хозяйства на микроэкономическом уровне (microeconomic level) на макроэкономическом уровне в результате недостаточной координации между рынками могут иметь место безработица и кризис. Современная макроэкономика, если говорить кратко, представляет собой попытку оценить справедливость этого положения (см. также: Keynesianism (кейнсианство); monetarism (монетаризм)) и определить, следует ли государству вмешиваться в хозяйственное развитие и если да, то каким образом.

Модель хозяйства страны, которая основывается на макроэкономической теории (macroeconomic theory) и экономическом анализе (economic analysis). Эти модели используют прежние данные о таких переменных, как производство, занятость и потребление, для прогнозирования будущих показателей. В Великобритании подобным моделированием занимаются различные группы экономистов. Наибольшим авторитетом пользуются модели, создаваемые в Министерстве финансов. Тем не менее, качество и практическое значение получаемых таким образом прогнозов весьма сомнительны.

 

Модель хозяйства страны, которая основывается на макроэкономической теории (macroeconomic theory) и экономическом анализе (economic analysis). Эти модели используют прежние данные о таких переменных, как производство, занятость и потребление, для прогнозирования будущих показателей. В Великобритании подобным моделированием занимаются различные группы экономистов. Наибольшим авторитетом пользуются модели, создаваемые в Министерстве финансов. Тем не менее, качество и практическое значение получаемых таким образом прогнозов весьма сомнительны. Одним из регионов Российской Федерации, существенно влияющим на экономику страны является Ханты – мансийский автономный округ – Югра, Хотя история данного региона насчитывает не одно десятилетие, как нефте – газоносная провинция округ получил свое развитие 50 – х годах XX века.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал