Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономика. Ханты-Мансийский автономный округ — один из наиболее ресурсообеспеченных и продуктивных регионов России
Ханты-Мансийский автономный округ — один из наиболее ресурсообеспеченных и продуктивных регионов России. Основу его бюджета составляют поступления от быстроразвивающейся, хотя и нестабильной нефтедобывающей отрасли, на которую приходится около 60% российской добычи В последние годы бюджет округа с учетом капитальных расходов исполняется с профицитом, поэтому бюджетные показатели выше, чем у Башкортостана и ЯНАО. Кроме того, резервы денежных средств значительно превосходят резервы Башкортостана или Санкт-Петербурга. Ожидается, что финансовые результаты округа в 2006 г. несколько ухудшатся и станут ближе к результатам ЯНАО и Санкт-Петербурга. Российская система межбюджетных отношений продолжает развиваться; реформы затрагивают все основные сферы повседневной деятельности и стратегического планирования региональных и местных органов власти (РМОВ): налоговые поступления, долговые обязательства, механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности, распределение доходных и расходных полномочий, учет и отчетность. Непрерывное изменение ситуации создает неопределенность в отношении условий деятельности РМОВ и затрудняет процесс планирования и составления бюджетов. Тем не менее проведение реформ способствует выравниванию бюджетной обеспеченности, повышению прозрачности и бюджетной дисциплины, стабилизации правового поля. Проведение реформы местного самоуправления, начавшееся в 2006 г., привело к некоторому перераспределению доходных и расходных полномочий между округом и находящимися на его территории муниципальными образованиями, но дополнительной нагрузки на округ не создало. Федеральное правительство приняло решение с 2005 г. передать многие полномочия автономных округов областям и краям, за исключением тех случаев, когда соответствующие РМОВ согласились использовать другую схему межбюджетных отношений — в рамках специального соглашения. Перераспределение полномочий повлияло на деятельность Ханты-Мансийского автономного округа, который является самостоятельным субъектом Федерации, но одновременно входит в состав Тюменской области. Пятилетнее соглашение между Ханты-Мансийским автономным округом, ЯНАО и Тюменской областью, утвержденное летом 2004 г., предусматривало передачу Тюменской области, начиная с 2005 г., приблизительно 30% доходов Ханты-Мансийского автономного округа. Это привело к некоторому ухудшению финансовых показателей округа, однако высокая степень гибкости расходной части бюджета плюс доходы, превысившие ожидаемый уровень, позволили смягчить негативные последствия. В 2005 г. экономика округа выросла, по оценкам, на 6, 2%, что соответствовало среднему росту ВВП России. Основным фактором роста стали растущие цены на нефть. Объем нефтедобычи, начиная с 1998 г., ежегодно увеличивается и, по всей видимости, будет продолжать расти, хотя многое будет зависеть от цен на нефть. Нефтедобыча обеспечила приблизительно 90% совокупного объема промышленного производства в 2005 г., она останется стержнем экономики отрасли и в последующие годы. Дальнейшие перспективы роста экономики региона в значительной степени определяются ценами на нефть. Администрация ожидает, что доходы бюджета будут поддерживаться ростом ВРП, который в 2006-2008 гг. составит, по оценкам, более 4, 0-5, 0% в год добычи и других компаний.
|