Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и структура самостоятельной работы студентов






 

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления буду­щего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей А­мостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии. Само­стоятельная работа студентов – способ активного, целенаправлен­ного приобретения студентами новых для него знаний и умений. Самостоятельная работа имеет основную цель – обеспечить качест­во подготовки выпускаемых специалистов в соответствии с требо­ваниями ГОС ВПО.

Возможные виды самостоятельной работы студентов:

• проработка дополнительных тем, не вошедших в лекцион­ный материал, но обязательных согласно учебной программе дис­циплины;

• подготовка к проблемным лекциям;

• проработка пройденных лекционных материалов по кон­спекту лекций, учебникам и пособиям на основании вопросов, под­готовленных преподавателем;

• подготовка к практическим и семинарским занятиям;

• подготовка к промежуточному, рубежному и итоговому
контролю;

• подготовка докладов;

• выполнение рефератов и контрольных работ;

• разработка терминологий и понятий по предмету;

В зависимости от места и времени проведения самостоятель­ной работы, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами, самостоятельная работа подразделяется на следующие виды:

- самостоятельную работу во время основных аудиторных за­нятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

- самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

- внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Конечно же, самостоятельность перечисленных выше видов работ достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.

Таким образом, самостоятельная работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы, обычно имеют в виду в основном внеау­диторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а также наиболее оптималь­ное творческое его восприятие. Реально, особенно на младших кур­сах, сильна тенденция не запоминание изучаемого материала с эле­ментами понимания. Слабо высвечиваются внутри и междисципли­нарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низ­кой даже, несмотря на наличие программ непрерывной подготовки. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохра­няемость.

Основная задача организации самостоятельной работы сту­дентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формиро­ванием собственного мнения при решении поставленных проблем­ных вопросов и задач. Цель СРС – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и само­воспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Решающая роль в организации СРС принадлежит преподава­телю, который должен работать не со студентом «вообще», а с кон­кретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индиви­дуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя – увидеть и развить лучшие качества студента как будущего спе­циалиста высокой квалификации.

При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа;

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляет­ся под непосредственным руководством преподавателя;

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и напи­сание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это – пересказ текстов; подбор и изуче­ние литературных источников; разработка и составление различных схем; и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Инди­видуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеау­диторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и вы­бора цели.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным те­мам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры «Что? Где? Когда?» и т.д.

На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

Для проведения занятий необходимо иметь большой банк за­даний и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимо­сти от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:

1. Давать определенное количество задач для самостоятельно­го решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.

2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.

По результатам самостоятельного решения задач следует вы­ставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум – 10 минут. При интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить, по крайней мере, две оценки.

По материалам раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу), обсудить оцен­ки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студен­там, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неде­ле.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал