Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новые подходы
Все чаще для организации связей с общественностью клиенты используют то или иное сочетание возможностей собственной службы паблик рилейшенз и услуг сторонней консультационной фирмы. Более того, высшее руководство организаций все чаще признает огромную важность PR для общего успеха своего бизнеса. Высококвалифицированные PR- специалисты все чаще активно участвуют в работе группы высших руководителей, ответственных за принятие решений в своей организации или, по крайней мере, с ними консультируются при принятии важных решений. Специалисты в фирмах все чаще выступают в роли консультантов и стратегических планировщиков, не ограничиваясь лишь ролью пресс- агентов и специалистов по коммуникациям. Коротко говоря, мы являемся свидетелями значительных перемен в сфере PR, которые становятся неотъемлемой частью управленческих структур большинства организаций. Президент одной PR-фирмы высказывает предположение, что эти изменения повлияют как на внутренние отделы паблик рилейшенз, гак и на специализированные фирмы, оказывающие PR-услуги. Традиционные крупные, централизованные отделы паблик рилейшенз почти наверняка станут реликтами. Нормой, по- видимому, станут небольшие, компактные экспертные отделы, а использование услуг сторонних специализированных фирм будет повсеместным явлением. Во многих случаях начальники PR- служб будут прибегать к услугам широкого спектра консультационных фирм, а не какой-то одной PR-фирмы. Начальник PR- службы может, например, прийти к выводу, что намного выгоднее воспользоваться услугами небольшой местной экспертной компании в какой- нибудь из стран " третьего мира", чем местным офисом одного из крупных американских международных агентств. Агентствам же придется заняться изысканием способов продемонстрировать наличие у них существенного конкурентного преимущества в сравнении с их мелкими местными конкурентами.44 Бывший руководитель службы паблик рилейшенз в компании AT& T Эдвард М. Блок (Edward M. Block), в подчинении которого находился крупнейший в то время отдел паблик рилейшенз (до того как в 1984 г. AT& T разделилась на ряд более мелких компаний), также соглашается с тем, что компактные отделы паблик рилейшенз будут все чаще работать совместно со сторонними консультационными фирмами. Если бы передо мной стояла проблема выбора, я никогда не создал бы ничего столь внушительного, с чем мне пришлось иметь дело в компании AT& T... Вместо того чтобы набирать огромные штаты, я предпочел бы воспользоваться услугами сторонней фирмы. Поручить такой фирме выполнение " некритичных", вспомогательных функций кажется мне довольно выгодным делом. Что же касается выполнения самых приоритетных, важнейших для организации функций, то ими, безусловно, должен заниматься собственный отдел паблик рилейшенз. Сторонняя фирма может даже выступать в роли консультанта, но ни в коем случае не основного исполнителя жизненно важных для организации PR-функций.45 Тенденция к разукрупнению отделов паблик рилейшенз, пользующихся услугами сторонних PR-фирм, отчетливо прослеживается в недавних структурных преобразованиях, проведенных в крупных корпорациях. Компания ITT (индустрия развлечений и гостиничный бизнес, штаб- квартира в Нью-Йорке) сократила персонал своей корпоративной службы паблик рилейшенз с более чем 180 сотрудников в середине 80-х годов до всего лишь двух вице- президентов в 1998 г. Точно так же компания Texaco (Уайт- плейнс, шт. Нью-Йорк) вслед за своим конкурентом Mobil Oil (Фэйрфакс, шт. Виржиния) сократила 7 из 39 своих штатных сотрудников; оставшимся же пришлось заново участвовать в конкурсе на занятие 32 вакантных должностей в " урезанном" отделе паблик рилейшенз. Новая CBS Corporation (Нью-Йорк), закрывая питтсбургскую штаб- квартиру бывшей компании Westinghouse Electric Corporation (которая поглотила CBS в 1995 г.), оставила лишь старшего вице- президента по корпоративным связям, сократив 5 штатных сотрудников. В середине 80-х CBS и Westinghouse располагали отдельными службами паблик рилейшенз, в каждой из которых работало примерно по 30 сотрудников. Внушительный штат службы паблик рилейшенз компании AT& T, уже претерпевший сокращение до немногим более чем 800 сотрудников после раздела компании в 1984 г., сократили еще примерно наполовину в 1998 г. Еще одной проблемой для специализированных фирм и отделов, желающих работать в глобальном масштабе, является требование соблюдать определенные стандарты качества. В Европе, например, многие организации- клиенты требуют от любого поставщика услуг (в том числе и от PR-фирм) наличия так называемого " сертификата ISO 9000", означающего, что персонал прошел соответствующую подготовку, а операции, выполняемые фирмой, проверены на соответствие высоким стандартам контроля качества, установленным Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization), находящейся в Швейцарии. Американские фирмы также должны соответствовать международным стандартам, если они желают осуществлять международную деятельность. Например, фирма Porter Novelli (Нью-Йорк) внедрила стандарт ISO 9000 в других фирмах и агентствах, принадлежащих Omnicom Group, чтобы успешнее конкурировать в Европе. Фирмы Burson-Marsteller и Fleishman-Hillard также провели обучение и тестирование, необходимые для получения " сертификата ISO 9000", во многих своих офисах, начиная с Европы. В ответ на рост озабоченности общественности проблемами защиты окружающей среды ISO разработала ряд стандартов, гарантирующих безопасность производственных процессов для окружающей среды. Однако получение сертификата ISO 14000 не является обязательным требованием на государственном уровне. Скорее, это требование со стороны потребителей, соблюдая которое, торговцы, поставщики и производители демонстрируют свою приверженность делу защиты и улучшения качества окружающей среды. По словам одного из руководителей энергетической компании в Мексике, " новое мышление здесь заключается в том, что мы начинаем брать на себя ответственность за влияние всего цикла нашей производственной деятельности (в том числе и готовой продукции) на состояние окружающей среды".46 Несмотря на то что соблюдение стандартов ISO 9000 и ISO 14000 еще не является обязательным в Соединенных Штатах, соответствующая тенденция прослеживается и здесь. Многие компании рекламируют свою продукцию как " зеленую", а используемую упаковку - как допускающую повторную переработку, демонстрируя таким образом свою приверженность делу защиты окружающей среды. Ford Motor Company (Детройт) присвоила свой " знак качества" (Q1) одной из своих фирм, специализирующихся в области маркетинга и паблик рилейшенз (этот " знак качества" основан на стандартах ISO 9000). Когда отдел паблик рилейшенз компании Motorola (Шаумбург, шт. Иллинойс) выполнил требования стандарта этой компании " Six Sigma" (3, 4 дефекта на один миллион операций соответствующего процесса), он наглядно продемонстрировал тем самым настоятельную потребность в интеграции данной функции как внутри организаций, так и в глобальной практике.47 Глобальные рынки, стратегическое планирование и конвергенция коммуникаций и технологии привлекли в консультационную сферу паблик рилейшенз многие другие фирмы. Фирма Andersen Consulting (Чикаго), оказывающая консультационные услуги в области менеджмента и технологий, приглашает на работу " специалистов по коммуникациям", причем описание должностных обязанностей этих специалистов во многом совпадает с должностными обязанностями сотрудников традиционных PR-фирм. В особых ситуациях, которые привлекают повышенное внимание средств массовой информации, некоторые крупные юридические конторы, помимо юридических консультаций и услуг, также предлагают своим клиентам " консультации по организации связей с общественностью". Независимо от конкретного источника консультаций и услуг, паблик рилейшенз оказывают немалое влияние на организацию. Например, люди начинают рассказывать друг другу о том, что нет ничего лучше искренних и доброжелательных отношений на работе и что социально ответственная деятельность — в интересах самой же организации. Это означает, что у людей начинает закладываться фундамент понимания важности PR и растет доверие к собственной службе паблик рилейшенз и сторонним PR-фирмам. Открытость организации для общества, ее деятельность не только в собственных, но и в общественных интересах, вовсе не означают, что абсолютно все аспекты деятельности организации должны быть открытыми для общества. Ведь в бизнесе существует такое понятие, как конкуренция. В военной области существуют соображения секретности. В организациях здравоохранения действуют этические ограничения на разглашение сведений о здоровье пациентов. В государственных ведомствах действуют различные политические и регуляционные факторы. Буквально на каждом шагу приходится учитывать различные правовые соображения. Здравый смысл, безусловно, является неплохим помощником, однако, чтобы функция паблик рилейшенз выполнялась безупречно — с этической и профессиональной точек зрения, - организациям приходится пользоваться услугами либо собственного PR- персонала, либо сторонних PR-фирм. Именно к такому выводу мы приходим, когда знакомимся с историей зарождения и развития PR, речь о которой пойдет в следующей главе. 4 Исторические корни PR
Кто не помнит ошибок прошлого, обречен на их повторение. Джордж Сантайяна (George Santayana) Цели. После изучения материала главы 4 вы должны уметь: ________________
• воспользоваться примерами, чтобы проиллюстрировать становление паблик рилейшенз в ходе попыток мобилизовать общественное мнение в борьбе за власть и проведение изменений • перечислить важнейшие исторические фигуры в сфере PR и описать их относительный вклад в развитие и современную практику паблик рилейшенз • проследить эволюцию паблик рилейшенз с момента их зарождения в Америке до наших дней • указать источники некоторых современных принципов и методов, являющихся основой практики паблик рилейшенз Изучение эволюции связей с общественностью позволяет глубже понять их функции, а также их сильные и слабые стороны. Многим специалистам в области паблик рилейшенз остро не хватает знания исторических корней своей профессии, что приводит к непониманию истинного места и назначения PR в современном обществе. К тому же они не осознают тесной взаимосвязи истории США и процесса развития PR. Опубликованные версии развития и становления паблик рилейшенз, как правило, слишком упрощают суть дела, акцентируя внимание читателей на новизне этого предмета и нескольких колоритных персонажах. Между тем PR прошли достаточно сложный и драматичный путь развития, и понимание исторического контекста этой относительно новой профессии жизненно важно для дальнейшей профессионализации современной практики паблик рилейшенз. Историю становления связей с общественностью невозможно свести к возникновению ее из пресс- агентства. Точно так же невозможно свести ее к вкладу даже таких выдающихся личностей, как Айви Ли и Артур Пейдж. Искусство общения с другими и умелое использование такого мощного оружия, как общественное мнение, коренятся еще в античных временах; лишь соответствующий инструментарий, высокая степень специализации, широта познаний и интенсивность прилагаемых усилий действительно отличаются относительной новизной. В этой главе читатель найдет описание эволюции современной практики паблик рилейшенз.1
|