Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Данный курс предназначен студентам факультетов и отделений начальных классов педагогических вузов и колледжей






 

 

Данный курс предназначен студентам факультетов и отделений начальных классов педагогических вузов и колледжей, а также учителям начальных классов. Актуальность и социальная значимость курса обосновываются необходимостью решения задач обучения, воспитания и развития младших школьников, что предполагает повышение уровня фундаментальной мет одической подготовки учителя начальных классов, основой которой являются прочные знания частных методик, одной из которых является методика преподавания математики. Данный курс ставит задачу усиления прикладной и профессиональной направленности подготовки учителя. Современный учитель – это учитель-исследователь, постоянно осваивающий новые технологии, новые подходы к введению тех или иных методических понятий.

В предлагаемом курсе отдельные темы изложены с учетом современных подходов, технологий, на основе знаний современных учебно-методических комплексов.

Важно сформировать у студентов научное мировоззрение, показать взаимосвязь наук, рассмотреть происхождение математических понятий из потребностей практики, наполнить абстрактные понятия конкретным содержанием, указать связь математики с методикой преподавания математики.

Прикладная направленность курса математики заключается в решении следующих задач:

- привить студентам навыки применения математического аппарата к решению задач, возникающих при изучении дисциплин профессиональной подготовки (информатики, экономики, изобразительного искусства, музыкального образования, технологии и др.);

- помочь развитию способностей студентов, формированию умений и навыков общего характера (вычислительных, измерительных, графических), овладению общенаучными методами (моделирование, наблюдение, эксперимент, сбор, обработка и классификация данных);

- выработать у студентов навыки самостоятельного приобретения знаний, умение работать со справочным материалом;

- активизировать использование студентами приемов логического мышления (анализ, синтез, аналогию, обобщение и др.);

- развить творческое мышление студентов, которое является одним из обязательных качеств гармонически развитой личности;

- сформировать научное мировоззрение студентов.

Курс лекций сопровождается иллюстрирующим материалом, решением математических задач. Это потребовало сделать изложение некоторых теоретических положений довольно кратким, без доказательств, строгих, но длинных. Например, изучение некоторых геометрических понятий представлено без доказательства многих теорем, доказанных в средней школе. Знание геометрического материала обобщается, иллюстрируется. Вместе с тем те вопросы, которые не изучались в средней школе, изложены тщательно, например, теория множеств, математическая логика.

Одна из важнейших задач начального курса методики преподавания математики – формирование у детей умения решать текстовые задачи. Этот раздел включен в курс лекций и его изучение направлено на овладение умениями решать нестандартные текстовые задачи. Тема «Методика решения текстовых задач» призвана усилить профессиональную подготовку будущих учителей.

Учитель должен получить знание о способах изучения математических понятий в начальной школе, поэтому в данном курсе рассматриваются вопросы, непосредственно примыкающие к курсу математики начальной школы, на более высокой логической основе.

Современные требования к подготовке специалиста предполагают достижение высокого уровня его профессиональной подготовки.

Цель курса – повысить уровень подготовки студентов по методике начального обучения математике: углубить и систематизировать знания по педагогике, психологии, математике, сформировать методические умения, развивать познавательные и конструктивные способности будущих специалистов-педагогов.

В основе разработанного курса по методике преподавания математики в начальной школе лежит концепция комплексного обучения студентов. При изучении курса методики преподавания математики должны использоваться знания, полученные в курсах педагогики, психологии, математики и др.

При изучении темы «Методика преподавания математики как научная дисциплина» необходимо, с одной стороны, ввести будущих учителей в курс методики, определяя основные задачи учебного предмета, а с другой, показать сложный характер методической деятельности учителя начальных классов.

Изучение темы «Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность их изучения» раскрывает предметное содержание курса математики. Эта тема раскрывает основные понятия школьного курса, законы, свойства и способы действий.

В результате изучения темы «Развитие учащихся начальной школы в процессе изучения математики» будущие учителя усваивают содержание таких понятий, как умения и навыки, и возможные соотношения между ними в школьном курсе математики, различные способы рассуждений, доступные младшим школьникам. Учитель не только знакомит школьников с содержанием приемов умственных действий, но и учит применять их, организуя соответствующим образом деятельность школьников.

Тема «Формирование вычислительных навыков» посвящена психолого-педагогическим аспектам формирования умений и навыков на математическом материале, раскрытию рациональных способов вычислений.

Решение задач по математике в начальной школе способствует достижению многих целей учебно-воспитательной работы с учащимися. В задачах заложены большие возможности для повышения общего и математического образования учащихся: развитие смекалки, логического мышления, творческих способностей.

Тема «Методика изучения алгебраического и геометрического материала» включена в курс с целью подготовки будущих учителей к обучению учащихся алгебре и геометрии в средней школе, формирования у них целостных представлений о курсе математики.

Методика изучения основных величин включена в курс методики математики для ознакомления студентов с представлением о таких величинах, как длина отрезка, масса, время, площадь фигуры, их роли в начальном курсе математики.

В результате изучения темы «Урок математики в начальных классах» у студентов формируются дидактические и методические умения - умения конструировать и анализировать урок.

Курс завершается темой «Анализ альтернативных программ и учебников по математике для начальной школы». Результатом изучения этой темы является формирование у студентов умения знакомиться с теоретическими основами инновационных технологий обучения, анализировать программы и учебники математики.

Главной особенностью данного курса является его профессиональная направленность. Эта направленность заложена в отборе материала, в уровне его изложения.

Материал разбит на главы, главы – на параграфы, параграфы – на пункты. Каждая лекция строится так: рассматривается значимость материала в жизни и дальнейшем обучении, излагаются теоретические положения, формулируются вопросы для самостоятельного усвоения материала.

При подготовке к занятиям необходимо опираться на материалы учебников начального курса математики М. И. Моро, М. А. Бантовой, А. А. Аргинской, В. Н. Рудницкой и др. Курс написан с учетом реализации принципа преемственности с курсом математики, изучаемым в средней школе и курсом методики преподавания математики, изучаемым в вузе. Его содержание соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050708 (031200) – педагогика и методика начального образования.

Целью данной дисциплины является совершенствование системы усвоения студентами содержания, методов, приемов изучения основных разделов начального курса математики, традиционных форм, методов, средств обучения младших школьников математике, овладение будущими учителями вариативными подходами организации творческой деятельности детей; формирование у студентов методических знаний, умений, мотивации, рефлексии и опыта продуктивной деятельности для реализации на практике идей творческого развития учащихся начальных классов в процессе обучения математике.

Задачами дисциплины являются:

- совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей по методике преподавания математики в начальной школе за счет внедрения новых технологий, развития у них мотивации, рефлексии, установления меж предметных связей данного курса с психолого-педагогическими и специальными дисциплинами;

- подготовка студентов к реализации идей развивающего, проблемного, диалогического обучения, организации познавательно-поисковой математической деятельности младших школьников;

- обучение будущих учителей методам организации благоприятной психосоциальной среды в ученическом коллективе;

- вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу с целью формирования у них поисково-познавательных и творческих способностей.

Изучение литературы по теме следует начинать с общих работ, чтобы иметь представление об основных вопросах избранной темы. Статью или книгу нужно читать с карандашом в руках, делая выписки. Работу с литературой желательно вести по этапам:

Общее ознакомление с произведением в целом;

Беглый просмотр всего содержания;

Чтение в порядке последовательности всего материала;

Выборочное чтение какой-либо части произведения;

Выписка представляющих интерес материалов; критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая запись» как фрагмент будущей работы.

При изучении и конспектировании литературы следует обращать внимание на основные теоретические положения и методические подходы к их реализации. Используется не вся информация, а только та, которая имеет отношение к изучаемой теме. Положения, взятые из литературных источников лучше не цитировать, а излагать своими словами, сохраняя при этом смысловую идею. Обязательно надо указывать фамилию, инициалы автора, ссылку на произведение (в скобках). Для этого, необходимо правильно оформлять выписки из текста, чтобы в дальнейшем ими легко было пользоваться. Избегайте простого изложения и констатации фактов. Стремитесь определить и выразить свою точку зрения на высказывания авторов.

При изложении курса необходимо знакомить студентов с новыми достижениями методической науки, показывать, как развивается методика преподавания математики в связи с изменением социально-исторических условий и неразрывно связанных с ними учебно-воспитательных целей народного образования, рассматривать пути дальнейшего совершенствования начального обучения математике.


ГЛАВА I. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

Раздел I. Методика преподавания математики как учебный предмет. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность их изучения. Принципы построения курса математики в начальной школе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал