Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика изучения письменных приемов сложения и вычитания
Чисел в пределах 100 После устных приемов изучается письменное сложение и вычитание двузначных чисел, суть которого состоит в том, что запись выполняется в столбик. Перед учителем стоит проблема - заложить основу для усвоения детьми алгоритма выполнения соответствующего действия. Поэтому при введении письменных приемов сложения и вычитания учитель на конкретных примерах должен четко выделить основные шаги при выполнении соответствующего действия, составляющих план рассуждений: - пишу десятки под десятками, единицы под единицами; - складываю (вычитаю) единицы, пишу под единицами; - складываю (вычитаю) десятки, пишу под десятками; - читаю ответ. Необходимо показывать образец деятельности в соответствии с этими рассуждениями: Пример. 34 + 25. 1. Пишу: Первое слагаемое 34. Второе слагаемое 25 пишу под числом 34 так, чтобы десятки были под десятками, единицы под единицами.
+ 2. Складываю единицы: 4 единицы да 5 единиц, будет 9 единиц, пишупод единицами. 3. Складываю десятки: 3 десятка да 2 десятка, будет 5 десятков, пишу под десятками. 4. Читаю ответ: 59. Начинается изучение письменных приемов сложения и вычитания двузначных чисел со случаев без перехода через десяток, вида: 34 + 251 57 - 32, а затем случаи вида: 34 + 58, 36 + 54, 60 - 36, 53 - 28. Каждый из этих случаев, подчиняясь общему алгоритму, имеет свои особенности в рассуждениях. Поэтому при изучении каждого из приведенных случаев с детьми следует детально остановиться на рассмотрении особенностей каждого из них и провести подробные рассуждения Отметим особенности в рассуждениях для этих случаев. Примеры: 1) 34 + 58 1. Пишу: +
2. Складываю единицы: 4 + 8 = 12. 12 - это 1 десяток и 2 единицы. Пишу 2 под единицами, а 1 десяток запомню и прибавлю к десяткам (чтобы не забыть, поставлю точку или цифру 1 над цифрой 3). 3. Складываю десятки: 3+5= 8, 8+1= 9. Пишу под десятками 9. 4. Читаю ответ: 92. 2) 36 + 54 - решается аналогично. 3) 60 - 36 1. Пишу: _ 60 2. Вычитаю единицы. Из 0 нельзя вычесть 4. Беру 1 десяток из 6 десятков (чтобы не забыть, ставлю точку над цифрой 6). 1 десяток - это 10 единиц. 10 – 6 = 4. Пишу под единицами 4. 3. Вычитаю десятки. Было 6 десятков, но 1 десяток взяли. Осталось 5 десятков. 5 – 3 = 2. Пишу под десятками 2. 4. Читаю ответ: 24.
4) 53 - 28 1. Пишу: _53 28 2. Вычитаю единицы. Из 3 нельзя вычесть 8. Беру 1 десяток из 5 десятков (чтобы не забыть, ставлю точку над цифрой 5). 1 десяток и 3 единицы - это 13 единиц. 13 – 8 = 5. Пишу под единицами 5. 3. Вычитаю десятки. Было 5 десятков, но 1 десяток взяли. Осталось 4 десятка. 4 – 2 = 2. Пишу под десятками 2. 4. Читаю ответ: 25. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Каковы теоретические основы табличных случаев сложения и вычитания чисел в пределах 20? 2. Каковы методические особенности изучения табличных случаев сложения и вычитания чисел в пределах 20? 3. Перечислите все устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. 4. Укажите теоретические основы устных приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100. 5. Приведите примеры схем-опор, используемых при изучении устных приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100. 6. Перечислите свойства арифметических действий, являющихся теоретической основой вычислительных приемов в пределах ста. 7. Назовите письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100 (все случаи) Приведите примеры.
|