Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение устных приемов сложения и вычитания в пределах 100
Первыми изучаются случаи сложения и вычитания круглых десятков, где вычисления основаны на знании нумерации и таблицы сложения в пределах 10.
40 + 20 = 60 50 - 30 = 20 __________________ _________________ 4 дес. + 2 дес. = 6 дес. 5 дес. - 3 дес. = 2 дес.
Эти рассуждения усваиваются младшими школьниками без особых трудностей. Затем осуществляется переход к рассмотрению следующих случаев сложения и вычитания в той последовательности, как это определяет учебник. Теоретической основой этих случаев сложения и вычитания могут быть либо свойства сложения и вычитания, которые являются следствием сочетательного закона сложения, либо сам сочетательный закон сложения. Но как бы они не изучались, учитель должен позаботиться о том, какую помощь оказать детям и как, чтобы они испытывали как можно меньше трудностей при их изучении. При рассмотрении первых случае вида 25+3 и 20+36 для раскрытия вычислительного приема в качестве средств наглядности целесообразно использовать счетные палочки или полоски с кружочками, которые должны быть как у учителя, так и у каждого ребенка. Предложив детям изобразить слагаемые с помощью палочек (кружочков), выполняем соответствующие операции и записи: 25 + 3 = 28 20 + 36 = 56 /\ /\ 20+5+3 20+30+6 В итоге подводим детей к выводам: - единицы складываем с единицами; - десятки складываем с десятками. Дальнейшая работа учителя сводится к формированию у детей умения определять по внешнему виду примера ход рассуждений. С этой целью в помощь детям могут быть использованы схемы-опоры вида:
25 + 3 = 28 20 + 36 = 56 ?? +? =???? +?? =?? Случаи вычитания вида 48 - 2, 48 - 20 рассматриваются аналогично. Случаям вида 40 - 3 следует уделить больше внимания. Используя палочки, надо показать детям, как свести рассуждения к использованию одного из выведенных ранее выводов: единицы вычитаем из единиц. 40 - 3 /\ 30 + 10 - 3 Здесь также следует использовать соответствующую схему-опору: 40 - 3 = 37? 0 -? =?? /\ /\ 30 + 10 - 3? 0 + 10 -? Последними из устных приемов рассматриваются случаи вида: И 37 - 8. Вычислительный прием для этих случаев отличается от рассмотренных ранее. Для случаев сложения вычислительный прием напоминает рассуждения при сложении однозначных чисел с переходом через десяток. Поэтому их следует рассмотреть в сравнении. Вспомнив рассуждения для случая 7+8, следует перейти к случаю 37 + 8 и показать, что здесь первое слагаемое дополняем не до 10, а до ближайшего круглого числа, а второе слагаемое разбивается опять на два слагаемых: 7 + 8 = 15 37 + 8 = 45 /\ /\ 7+3+5 37+3+5 10 40 Для случаев вычитания вычислительный прием также напоминает рассуждения для случаев вычитания в пределах 20. Повторив эти случаи осуждения, также следует рассмотреть, сопоставляя их. 17 – 8 = 9 37 – 8 = 29 /\ /\ 17 –7 - 1 37– 7 - 1 10 30
|